Четверг, 21 Ноября 2024, 23:14
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2015 » Март » 19 » Петр Китаев. Проселочными дорогами. Полный очерк
18:22
Петр Китаев. Проселочными дорогами. Полный очерк

Начало очерка здесь 

Продолжение очерка здесь

 

Живут здесь мещане и мастеровые…

Население Алапаевска разделяется на мещан и мастеровых, сообразно с этим существуют два управления: городская управа и волость. Нельзя сказать, чтобы это деление было полезно: городская управа, например, сваливает некоторые свои обязанности на волость, и наоборот.

Население занято исключительно заводскими и горными работами, правда, далеко не всем представляется возможность достать работы на заводе, и излишний народ занимается посторонними работами, не имеющими никакого отношения к заводской специальности.

Большинство рабочих получает плату сдельную: заработок простирается от 30 до 70 рублей в год(1). Работы производятся посменно, то есть одни работают день, другие - ночь.

Кроме собственных мастеровых, есть ещё класс служащих, "приказных", как их здесь называют; эти занимают должности в конторе, служат смотрителями, магазионерами и тому подобное и считаются уже аристократией среди местного населения.

Мастеровые, насколько я успел заметить, гораздо умственно развитее земледельческих крестьян, есть много из них грамотных, это объясняется тем, что в заводе ещё с 1730-х годов существовала школа(2), да и самый горнозаводской труд, понятно, действует развивательнее на умственные способности, чем однообразный труд пахаря.

Начальных школ здесь две - мужская и женская(3); о последней мы слышали весьма хорошие отзывы, содержатся они обе за счет земства. Только заметим г-ну попечителю училища, если он есть, что помещения школ из рук вон плохи, право, хуже конюшен на хреновском заводе. Нам кажется, что следовало бы заводам устроить специальное мужское училище(4), наподобие того, какое существует в Нижнетагильском заводе и содержится за счет Демидова, это была бы затрата производительная, так как подобное училище дало бы заводам подготовленных служащих.

В Алапаевске порядочный каменный гостиный двор(5), бывают две незначительные ярмарки(6), сбор за лавки и места на площади поступает в пользу местной церкви.

Округ Алапаевский состоит из упомянутых уже нами старого Алапаевского завода, Нейво-Алапаевского, Нижне-Синячихинского, кроме того, Сусанского (Нейво-Шайтанского), Верхне-Синячихинского и Ирбитского(7), принадлежат они наследникам Яковлева, но наибольшее число паев скуплено бывшим откупщиком Рукавишниковым(8). Заводы эти не составляют собственности Яковлевых, а пользуются они ими на праве посессионном(9).

Главное правление заводов в Петербурге, а в заводах живет главный управляющий, иностранец, кажется, французский подданный(10). Мы не имеем никаких личностей с управляющим, дел с ним иметь тоже не будем и даже друг друга в глаза не видали, но не можем не остановиться на занимающем нас вопросе, почему это большинство наших уральских заводчиков приглашают к себе управляющими иностранцев?

Ведь, кажется, есть у нас достаточно русских подготовленных людей, горных инженеров, технологов. Нет, тянет нас к иностранцам, да и только, точно грибоедовских барышень, которые "к военным людям так и льнут", но те-то хоть "потому что патриотки", а мы-то, господа?

Любовь к иностранцам достигает, ей Богу, иногда до смешного: стоит появиться какому-нибудь иностранному кочегару, как мы его уже производим в техники, механики. И удивительные вещи производят эти импровизированные специалисты: прежде всего, постарается сократить, насколько это возможно, расходы! Благо избыток рабочих сил дозволяет ему это делать! Потом окружат себя людьми явно антипатичными населению и за сим усиленно эксплуатируют леса и руды, не сообразуясь с будущим.

 

Свадьба

Во время прогулки идем мимо одного дома и, далеко не подходя, слышим песни, стукотню. Мой спутник объясняет мне, что тут свадьба. Около стен стоит порядочная кучка любопытствующих, присоединяемся и мы. Дым коромыслом стоит в комнатах: некоторые гости пьют, другие неистово тянут: "Гей, гей ты, рябина моя". Кто-то кого-то угощает:

- Пропустим, Вася, по единой!

- Не хочу, сейчас долбанул!

- Пустое, брат, пустое: палка на палку не годится, а водка на водку можно. Добро бы человек не пил, а то помнишь, как во время выборов накатились.

Важно! У окна сидит какой-то, по-видимому, сын израилев и толкует своему собеседнику, что "нужно побольсэ увазений иметь к цибулизации". На что тот коснеющим языком, заикаясь, произносит:

- Тээк-с, паанимаю, это значит, нужно выпить…

Проходит парочка под руку; это молодые. Кто-то пошатываясь подходит к ним, становится перед самым носом, выпивает рюмку и орёт:

- Горько!

Молодые, конфузясь, целуются. Гуляй, ребята! Навстречу идет толпа пьяненьких мастеровых, с ними две бабы. Впереди молодой парень с гармоникой речитативом напевает:

Ах, зачем тебя я, шельму,

Так жестоко полюбил?

Никакому подмастерью

Я тебя не уступил!

- Полно, Митюнька, канитель тянуть. Эй, бабы, катай плясовую!

Улица оглашается ухарской песней:

Кабы то вера была,

Да жена мужа продала;

Я бы своего варнака

Продала бы, продала;

Я б купила молодца Размолоденького!

Песня оживляет мастеровых, парень подлаживается на гармонике под мотив, и тут же устраивается пляска. Весело и дёшево!

- Что это у вас сегодня гуляют?

- А видите ли, двухнедельное жалованье выдали, вот и выходит праздник.

- Что же бы попробовать здесь устроить народный театр, ведь это бы отвлекло от пьянства, как думаете?

- Конечно, так, да ведь кто за это дело возьмется, вот если бы управляющий?

Публика возле собора

Захожу в церковную ограду, где уже есть гуляющие. С пруда тянет ветерок и доносится запах гнили. Гуляющие - местная аристократия - размещаются кучками. Вот две бырыни громко-прегромко рассуждают о событиях дня, и достается же бедным обы вателям и обывательницам, попавшим на зубок "дамам".

- Говорят, что в монастырь всё собиралась, а вот подвернулся первый прохвост, и вышла замуж.

- Да уж что толковать: оба хороши, тот из гимназии-то за пьянство был выгнан, сокровище! Погодите, даст уж он знать отцовским капиталам, благо не добром нажиты.

Рядом кавалер и барышня:

- Вчера я у Ефима Андреевича видел коробку с конфетами, а на ней портрет княгини Черногорской, ужасно на вас похожа, должно быть, очень хорошенькая!

- Экий вы пересмешник, - ухмыляется барышня и поправляет на груди какой-то несообразной величины бант.

Неподалеку двое молодых людей:

- Читал ли ты, братец, в "Наблюдателе"(11) сочинение "В наше смутное время"?

- Нет, не читал.

- Хорошая вещь, прочти, советую, тут одна барышня выведена, понимаешь, нашего поколения…

Вот, думаю про себя, вероятно, и этот чтец пресловутых произведений Летнёва(12), тоже причисляет себя к интеллигенции.

- Эй, будет дремать-то, пойдем лучше к Абрамову(13), чиркнем по рюмашечке-милашечке! - приглашает один обыватель другого.

Пора и мне уходить: от пруда становится сыро.

 

Ночью у окна

Пришел хозяин квартиры, начали мы с ним чаепитие. Много рассказал он интересного об Алапаевских заводах: познакомил и с личностью памятного для жителей покойного Саввина, бича крепостных мастеровых(14), и со временем рукавишниковского правления, сообщил и о знаменитой Елизавете, игравшей здесь большую роль(15), и об одном бывшем враче, который занимался исключительно изготовлением наливок, а больным отвечал, что он сам болен, да помочь себе не может; рассказал также случай с мужиком, которому несколько лет тому назад один из заводских администраторов, охотясь страдою на покосах, выстрелил прямо в лицо, "приняв мужика за тетёрку", и как по этому делу сей охотник остался "невинным".

От хозяина же я узнал, что крестьяне соседних сел и деревень, ранее приписанных к заводам, ныне "сельские работники", занимаются вспомогательными заводскими работами, жгут уголь, рубят дрова и тому подобное; впрочем, они, получивши земельные наделы, занимаются ещё и хлебопашеством, в этом отношении положение их лучше, чем мастеровых.

Ушёл и хозяин спать (здесь ложатся рано, так как и день начинается тоже рано, часов с четырёх утра). Я отворяю окно и вижу, как в темноте высоко пышет пламя из доменных печей, зарево разливается на далеком пространстве, искры вылетают из труб, слышится стук молота, грохот машин.

Там, на заводе, несмотря на ночь, жизнь, суета. А в селении тихо, только в соседнем кабаке ещё шум, это запоздалые мастеровые прогуливают потовые гроши, чтоб завтра, чуть свет, с больной головою снова идти на "огненный труд".

Но скоро и кабак закрылся, опять тишина, слышно только, что кто-то шлепает по луже, доносится несвязный говор:

- Эх ты, Фебочка, Фебочка! Свинья ты несуразная, не гнушайся…

Говор слышится всё дальше и дальше, и вот превращается в песню "Эх ты, горе ты, гореваньице".

***

Проживши в Алапаевске несколько дней, я кончил свои дела и собрался в путь: нужно попасть на Уральскую железную дорогу, и мне рекомендовали путь из Алапаевска через Мурзинку на Тагил. Опять проселочная дорога.

П. КИТАЕВ,

1883 год

Подготовил к публикации О. БЕЛОУСОВ

Снимок из архива «АГ» Алапаевск. Год 1883й

Публикации "Алапаевской газеты"  № 25 от 19 июня, №26 от 26 июня 2014 года, №29 от 17 июля 2014 года.

 

Примечания:

1. Прожиточный минимум рабочей семьи из 4-5 человек в 1860-1870-е годы составлял 200- 220 рублей в год. Пуд пшеничной муки в 1911 году стоил 1 руб. 40 коп., ржаной – 70-80 коп., фунт сахара - 17 коп., фунт мяса – 5-10 коп.

2. Первая словесная школа в Алапаевске была открыта в сентябре 1721 года, обучение производилось церковными дьячками и священниками. Предметов было два - обучение грамоте и изучение церковной службы. В школе обучались только мальчики, в 1722 году было 32 ученика. Школа просуществовала до весны 1733 года. А в 1734 году она была реорганизована в цифирную школу, занятия стали вести служители, приказчики и чиновники горного ведомства.

3. В 1880 году в Алапаевске были три школы: одна женская и две мужские.

4. Этот совет Китаева будет воплощен в жизнь в 1908 году, когда в Алапаевске откроется ремесленное училище.

5. Гостиный двор был построен на средства завода в 1845 году и представлял собой торговые ряды, ограниченные улицами Протопоповской (ныне - Розы Люксембург), Большой Алексеевской (ныне - Ленина) и Алапаевской (ныне - Чайковского).

6. Алапаевская ярмарка проходила с 10 по 20 марта, а Михайловская ярмарка - с 3 по 15 ноября.

7. Действующими из них в 1883 году были Нейво-Алапаевский, Верхне-Синячихинский и Ирбитский. На остальных основное производство было закрыто в 1828 году.

8. Возможно, Китаев имеет в виду В.Н. Рукавишникова - мензелинского купца первой гильдии, ставшего в 1860е годы обладателем части имения Сергея Яковлева.

9. То есть земли и леса, находящиеся в пользовании заводов, не составляли собственности землевладельцев, а принадлежали казне.

10. Управляющим Алапаевским заводом в 1877 - 1887 годах был Э.Ф. Сиркулон. Известно, что в конце 1880-х годов он изобрел газовую печь, за что получил патент и привилегию на время использования его изобретения в течение 10 лет.

11. Ежемесячный журнал, который в 1882 году начал выходить в Санкт-Петербурге. 12. Псевдоним писательницы Прасковьи Александровны Лачиновой.

13. Известный в городе купец. Ему принадлежали два двухэтажных каменных дома по улице Синячихинской (ныне - Красной Армии, в них сейчас размещаются военкомат и полиция). На первых этажах этих зданий находились лавки и кабак.

14. Никон Саввин - управляющий Алапаевскими заводами с 19 октября 1823 по 1843 год. Был крепостным, неграмотным человеком, неплохим, хотя и жестким, не всегда справедливым руководителем, любившим показать свою власть. При нем было начато и закончено строительство нового Нейво-Алапаевского завода на левом берегу реки Нейвы (1824-1830 гг.), за что он получил медаль, начато пудлинговое производство, установлен в Алапаевском заводе раскаточный стан для выделки проволоки, осуществлен переход от футеровки доменных и других печей точильным камнем на огнеупорный обожженный кирпич, налажены прокатка листового железа, выпуск кос-литовок и землекопных лопат. В то же время за годы управления Саввина участились недовольства рабочих и специалистов.

15. Данными о том, чем знаменита эта Елизавета и какую роль она играла в это время в жизни города, мы пока не располагаем.

И. МЕЛКОЗЕРОВ

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Алапаевск | Просмотров: 1045 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: