Воскресенье, 29 Ноября 2020, 15:53
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [157]
Верхняя Синячиха [144]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [78]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [171]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2014 » Август » 29 » О фамилиях Быков, Заякин, Сулицин, Чехомов, Чечулин
00:27
О фамилиях Быков, Заякин, Сулицин, Чехомов, Чечулин

БЫКОВ

Бык - древнерусское внутрисемейное имя и прозвище. В основе прозвища, помимо названия домашнего животного, могли лежать и другие значения слова: «буйволовый и других бычьих пород самец (тур, зубр)»; архаичное сибирское «упряжной олений самец»; «скала, огромный камень, торчащий с берега в воду, где упор о колено русла» (Даль); 

«самец оленя; лось-самец; медведь-самец»; «в святочной игре — ряженый, изображающий медведя»; «о молчаливом, серьезном, имеющем как-будто сердитый вид мальчике; об упрямом, капризном ребенке" (СРНГ). Менее вероятно происхождение прозвища от одноименных строительных конструкций и других значений слова (см.: Даль; СРНГ; СРГСУ; Мурзаев). О тюркоязычной этимологии слова бык см.: Баскаков III. С.205.

По мнению Е.Н.Поляковой, именем или прозвищем Бык «могли назвать сильного, сердитого, упрямого человека» (Полякова. С.43).

В Древней Руси Бык (Бычко) широко бытовало и как личное имя, и как прозвище (см.: Тупиков. С.74-75). Фамилия занимает в «Списке 100» 82-е место и фиксируется с конца XV в.: «Быков, отчинник белозерский, XV в., 1 половина; Андрей Быков, черниговец, 1654» (Тупиков), «Иван Иванович Суморок Быков, 1499 г.» (Веселовский I); Быков Заяц Тихонов, дьяк новгородского владыки, 1559/60 г.; еще четверо Быковых — дьяки и подьячие в конце XVI-XVII вв. (Веселовский II); Осип Быков, казачий десятник, Андрей Быков, служилый в Томске, 1648 г, (Покровский II. С.203,231). С 1711 г. фамилия фиксируется в Вологде (Чайкина).

В Приуралье имя и фамилия известны с XVI в.: «Крестьянин д. Ныров Погост на р.Косе Бык Архипов, 1579, крестьянин погоста Вильгорт на р. Колве Пронька Быков, 1579 (Полякова). 

В Ясачной книге Верхотурского уезда 1626 года упоминались приезжие торговые люди - Кузя Быков и усолец Иван Быков. У постоянных жителей Среднего Урала фамилия также встречается в XVII в.: крестьяне Быковы жили в нескольких деревнях Невьянской слободы — Бучиной (Тимофей Тимофеевич с сыновьями Гавриилом и Романом, Иван Тимофеевич с сыновьями Евсеем, Трофимом и Каллиником), Быковой (Константин Тимофеевич с сыновьями Семеном, Иваном, Спиридоном и еще одним Иваном, Иван Иванович с сыном Семеном, Яков Павлович с сыном Семеном и братом Терентием) и Клевакиной (Василий Ефимович, уроженец Подвинской волости Важского уезда, с дядей Трофимом Феофилактовичем) (перепись 1680 г.).

В конце XVII в. вкладчиками Далматовского монастыря были Игнатий Быков из Красномысской сл. (1700 г.) и вдова монастырского крестьянина Бычиха (1690 г.), а в 1702 г. — род Калины Васильевича Быкова Мартюшевых из Катайского острога (Манькова. С.76,144,156), в окрестностях которого фамилия зафиксирована в 1822 г. В тех же местах могли проживать потомки Тимофея Моисеевича Быкова, жившего в доме деверя в д.Боровой (5:2), и его племянника — Потапа Дмитриевича Быкова (перепись 1719 г.).

Уже в 1710 г. в д.Сухоложской (37:5) проживало пятеро крестьян Быковых: Иван, Семен и еще один Иван Константиновичи, Федор Семенович и Флор (Фрол) Спиридонович, несомненно, переселившиеся из д.Быковой (см. выше); переписью 1719 г. в этой деревне зафиксированы Быковы: отпускной солдат Василий Силич, с которым жили братья Иван и Степан; крестьяне — Федосей Константинович с сыновьями Андреем, Спиридоном, Прохором и Кириллом; Семен Константинович с сыновьями Михеем (у него были сыновья Иван, Денис и Егор) и Никифором; Петр Иванович с сыновьями Егором и Тимофеем, братьями Александром (у него были сыновья Иван, Флор/Фрол и Григорий) и Савой; Петр Федорович с братьями Василием, Трифоном и Козмой; Иван Константинович с сыновьями Тимофеем, Федором и Осипом; Флор/Фрол Спиридонович с братом Михаилом. Не случайно в 1822 г. фамилия была в д.Сухоложской самой распространенной.

Предками Быковых в приходе Знаменской сл. могли быть также жившие на подворье у священника Знаменского погоста (37:1) бобыль Дементий Осипович Быков и его сын Ефим (перепись 1719 г.).

В д.Кунарской (38:1) проживали крестьяне Поликарп Каллиникович (Калинин) Быков с двумя сыновьями Иванами и пасынком Андреем и Малахия (Малафей) Андреевич Быков с братьями Саввой (Савой), Кондратием и Ефремом (перепись 1719 г.); ср.: в приходе Прокопьевской сл. была д.Быкова (38:4, сейчас в Богдановичском р-не).

В д.Завьяловой (26:16) жил крестьянин Федот Кондратьевич Быков (Босков?), в д.Яровской (23:3) в работниках — гулящий человек Евсей Силуянович Быков, в д.Грязнухе (39:1) — бобыль Семен Иванович Быков (перепись 1710 г.).

В 1822 г. везде, кроме Катайской сл., фамилию носили крестьяне; в Колчеданской, Катайской, Скатинской и Знаменской сл. — солдатки, в Знаменской сл. также отставной солдат. Быковы из д.Сысковой были старообрядцами.

Фамилия широко распространена повсеместно, особенно в Сухоложском (Память — 79 чел.), Богдановичском (Память — 18 чел.), Пышминском (Память — 13 чел.) р-нах.

4.1. Колчеданская слобода, приход Сретенской церкви Колчеданская слобода, с 1673 – Ново-Колчеданский (позднее Колчеданский) острог, с 1795 – Колчеданская слобода, потом село

7.1. Катайская слобода, Пророко-Ильинская церковь Катайская слобода, деревня Плетнева (Плетни – до 1777) и село Ильинское (1719), село Катайско-Ильинское (1869)

7.2. Черемиская деревня, Пророко-Ильинская церковь Катайская слобода, также приход Богоявленской церкви Катайский острог

12.4. Четыркина деревня, приход Николаевской церкви Щербаковская слобода, деревня Четырская (1902)

14.5. Лукина деревня, приход Вознесенской церкви Крестовская слобода, выселок (1958)
 
17.1. Скатинская слобода, приход Николаевской церкви Скатинская слобода
 
18.1. Четкаринское село, приход Предтечиевской церкви село Четкаринское, деревня Четкарина (1719), с 1766 – село Четкаринское, село Чоткаринское (1923), Четкарино (1928)
 
18.5. Родина деревня, приход Предтечиевской церкви село Четкаринское

18.6. Сыскова деревня, приход Предтечиевской церкви село Четкаринское, деревня Сывкова (1869), поселок Сыскова (1956)

18.9. Налимова деревня, приход Предтечиевской церкви село Четкаринское, она же Палимова (1869)

36.4. Таушканская деревня, приход Троицкой церкви село Курьинское, деревня Таушкан, с 1868 – село Таушканское, село Таушкановское (1923)

37.1. Знаменская слобода, приход Знаменской церкви Знаменская слобода, Знаменский погост (1719), Кокуй (до 1791)

37.5. Сухоложская деревня, приход Знаменской церкви Знаменская слобода, с 1837 – село Сухоложское (также Сухологское – 1869), с 1943 – город Сухой Лог

44.5. Колесникова деревня, приход Троицкой церкви село Захаровское, возможно деревня Колашникова (1710), Калашникова (1719), Колесникова (1869), Колясникова (1904, 1908), также приход Преображенской церкви село Володинское

Текст  приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

 

ЗАЯКИН

Фамилия Заякин образована от личного прозвища и относится к распространенному типу русских семейных имен.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. Поистине неисчерпаемый запас прозвищ позволял легко выделить человека в обществе. В качестве источников могли использоваться: указание на род занятий, на особенности характера или внешности человека, на местность, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, изначально присоединявшиеся к крестильным именам, полностью вытесняли имена не только в повседневной жизни, но и в официальных документах.

Семейное имя Заякиных восходит к прозвищу предка Заяка, которое, вероятнее всего, образовано от слова «заякать», или «заякаться» что, согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, значит «начать якать, говорить о себе, бахвалиться», «завраться, захвастаться». Исходя из этого, можно предположить, что шутливое прозвище Заяка прикрепилось к человеку, любившему хвалиться своими достижениями перед товарищами. Возможно также, что прозвание Заяка дали мальчишке, часто преувеличивавшему свою роль в каких-то важных событиях - для того, чтобы быть в центре внимания сверстников.

Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе - имени или прозвищу отца - суффиксов -ов/-ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имен. По своему происхождению такие именования являлись притяжательными прилагательными, отчествами. При этом суффикс -ов/-ев прибавлялся к основам на согласный или -о, а фамилии на -ин образовывались от имен и прозвищ, оканчивавшихся на -а/-я. Таким образом, потомки человека по прозвищу Заяка могли получить наследуемую фамилию Заякины. Наиболее древнее упоминание этой фамилии в исторических документах относится к XVI веку: Заякин Некрас, посадский человек (1539 г., Балахна).

Согласно другой точке зрения, данное родовое имя относится к числу фамилий, образованных от топонимов - названий рек, городов, сел и деревень. Такие семейные именования изначально представляли собой прозвища, которые говорили о местности, откуда был родом человек, о тех краях, где он жил и служил прежде. Так, на территории Свердловской области и Республики Удмуртия существовали ранее деревни Заякино. 


Источники: Тупиков Н.М. Словарь древнерусских личных собственных имен, Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, в 4-х т., Веселовский С.Б. Ономастикон, Унбегаун Б.О. Русские фамилии.

 

СУЛИЦИН

Здесь есть несколько различных трактовок.

Наиболее растпространенная из них гласит, что фамилия Сулицин происходит от обозначения "уличный" - "с улицы". 

Наиболее верная, на наш взгляд, она же нашедшая свое подтверждение в истории, о том, что фамилия Сулицин происходит от вида древнего оружия - Сулицы. 

Су́лица — разновидность метательного оружия. Представляет собой дротик, метательное копьё, имеющее железный наконечник длиной 15—20 см и древко длиной 1,2—1,5 м. Активно использовалось в восточной и северной Европе в период IX—XIII вв как боевое и охотничье оружие. 

Этимология названия орудия: От праславянского sudlica «рогатина», структура слова su-dl-ic-a. Корень su- тот же, что и в совать, сую, сунуть. сохраняется, например, в чешском sudlice «рогатина».

Предположительно, такую фамилию, как прозвище первоначально, мог носить человек, состоящий на службе "при сулице". Позже, когда  многие прозвища перешли в разряд фамилий, данное отношение человека к оружию, закрепилось в его родовом имени. 

 

ЧЕХОМОВ

Фамилия Чехомов образовалась от прозвища Чехомый. Вероятно, оно ведет свое начало от глагола «чихать» в значении «с невольным усилием, напряженьем внезапно извергать воздух ртом и носом». Таким образом, Чехомым могли называть человека, который имел слабое здоровье и часто простужался.

Кроме этого, есть мнение, что прозвище могло произойти от наречия «чехом», которое употреблялось в значении «общим счетом, как есть, без выбора и не раздробляя; на глаз, без счету и меры». В этом случае, прозвище Чехомый мог получить человек, который любил кутить и тратить деньги на мелочи.

Не исключено, что в основе прозвища Чехомый лежит эрзянское слово «чохом», то есть «напрямик, не разбирая дороги». Следовательно, можно сделать вывод, что прозвище относилось к так называемым «профессиональным» именованиям, указываюшим на род деятельности предка. Он мог быть извозчиком или проводником. Чехомый легло в основу фамилии Чехомов. При образовании славянских фамилий использовались различные форманты: суффиксы принадлежности (-ов/-ев, -ин, -ский/-цкий), уменьшительные суффиксы (-онок/-ёнок, -енко, -ко, -ец, -ек, -ик, -чик, -еня), суффиксы отчества (-ович/-евич, -ич) и др. Чехомый, со временем получил фамилию Чехомов.

 

ЧЕЧУЛИН (ЧЕЧЮЛИН)

Чечуля — «сосуля, крома, большой ломоть хлеба или пирога» (Даль); вятское - «большая часть каравая, пирога»; олонецкое, вологодское «краюха хлеба» (Фасмер); «что-либо большое, громоздкое» (СРГСУ); возможно, уменьшительное от чеча — вологодское, пермское, сибирское.
«детская игрушка, цаца, цацка (южн.), потешка, хорошенькая вещичка»; «избалованный, изнеженный ребенок; неженка, брезгун, прихотник»; ср.: чечунька — пермское «чеча, прихотливый брюзгач» (Даль).

В.А.Никонов производит фамилию «от прозвища или нецерковного мужского имени Чечуля из нарицательного чечуля — «большой кусок хлеба или пирога» <...>. В писцовой книге Ярославля (1671) записан Федька Чечюля. Перепись 1897 г. свидетельствует, что в Шенкурском уезде Архангельской губернии фамилию Чечулин носили 222 крестьянина» (Никонов. С.160). Б.-О.Унбегаун (как и С.Б.Веселовский) также относит фамилию к числу «хлебных» (Унбегаун. С.154); см. также: Грушко, Медведев. С.330,457. Ю.И.Чайкина, помимо «большой кусок хлеба или пирога», приводит еще одно значение слова чечуля: «тупица, болван» (Чайкина. С.111).

В отличие от этих исследователей, Ю.А.Федосюк предлагает два возможных толкования: «Чечуля — большой ломоть хлеба; отсюда прозвище крупного, здорового человека. В некоторых говорах значение обратное — неженка, избалованное дитятко» (Федосюк. С.247). Е.Н.Полякова отмечает, что «в уральских говорах этим экспрессивным словом называли нечто большое, громоздкое» (Полякова. С.248).

Исторические примеры: «Алексей Чечуля, крестьянин, 1494 г., Кострома (ср.: «Олексей Чечюл, крестьянин, 1493» – Тупиков); <Чечуля> князь Алексей Васильевич Приимков-Ростовский, 1577 г.; Лашук Чечулин, крестьянин, 1564 г., Олонец» (Веселовский I)»; «Крестьянин Усолья Камского Алешка Чечулин, 1579» (Полякова); Ларион Терентьевич Чечулин, посадский, купец, Вологда, 1629 г. (Чайкина).

Из топонимических параллелей: д.Чечули в Кирово-Чепецком р-не Кировской обл.

В XVII в. в Верхотурском уезде фамилию носили крестьяне Невьянской слободы: в д.Верхнем Яре жили Василий Фомич Чечюлин, родившийся в Перемской вол. в Кеврольском уезде и пришедший в Невьянскую слободу в 1653/54 г., и Андрей Флорович (Фролов) Чечюлин, местный уроженец, с братом Фомой; в д.Чечюлиной на р.Синячихе, где было всего два двора, жили Иван Иванович Чечюлин с братом Иваном и Иван Васильевич Чечюлин; о последнем в переписи 1680 г. сказано, что он был родом из д.Верхнего Яра, — вероятно, это сын В.Ф.Чечюлина (перепись 1680 г.).

Предком Чечюлиных в приходе Балаирской сл. был крестьянин д.Талманской (24:16) Родион Иванович Чечюлин (именные списки 1708 г.). В д.Ефремовой в Куяровской слободе (26:10) на подворье у крестьянина Ф.В.Маслакова жил его пасынок, солдат из Беляковской слободы (23:1) Андрей Кириллович Чечюлин (перепись 1710 г.).

Предком крестьян Чечулиных/Чечюлиных из д.Чечулиной (40:5, сейчас в Каменском р-не) мог быть крестьянин д.Мосиной (40:4) Александр Иванович Чечюлин (перепись 1719 г.); по-видимому, ему или кому-то из его потомков обязана своим возникновением и названием и сама эта деревня.

В 1822 г. в Балаирской слободе фамилию носил отставной солдат, в Прокопьевской слободе — солдатка, в деревнях — крестьяне; обычное написание фамилии в ИР 1822 — Чечюлин, только часть (большая) крестьян д.Чечулиной записаны как Чечулины.

В написании Чечулин фамилия зафиксирована в Каменском (Память — 9 чел.), Далматовском, Камышловском, Талицком, Тугулымском р-нах, в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге (Память; Т 1974).

20.6. Тимохина деревня, приход Богоявленской церкви Пышминская слобода, стала селом между 1904 и 1908

24.1. Балаирская слобода, приход Спасской церкви Балаирская слобода, Балаирский погост (1708), село Балаирское (1869)

24.13. Заборская деревня, приход Спасской церкви Балаирская слобода

24.16. Талманская деревня, приход Спасской церкви Балаирская слобода, деревня Толман Верхний (1869), Верхний Толман (1904), Верхние Толманы (1923)

38.1. Прокопьевская слобода, приход Прокопьевской церкви Прокопьевская слобода, деревня Кунярская (1710), Кунарская (1719), с 1735 – село Прокопьевское, оно же Кунара (1869), Кунарское (1902)

40.5. Чечулина деревня, приход Христорождественской церкви Клевакинская слобода

Текст  приводится из книги Алексея Геннадьевича Мосина «Словарь Уральских фамилий», издательство "Екатеринбург", 2000 г. Все авторские права защищены. При цитировании текста и использовании его в публикациях ссылка обязательна.

 

 

Категория: Верхняя Синячиха | Просмотров: 1877 | Добавил: Мария | Теги: Верхняя Синячиха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar