Пятница, 18 Октября 2024, 16:22
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Из истории деревни Нижний Яр
Стоит среди полей Бобровка (из истории деревни)
Из истории деревни Ряпосовой
Из истории деревни Боровой
Всадник на белом коне (эссе к 100-летию Г.К. Жукова)
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 11 » Верхотурье. День нынешний, день минувший
11:20
Верхотурье. День нынешний, день минувший
Верхотурье - уездный город Пермской губернии, в 404 верстах от Перми, на реке Туре. Город бедный и немноголюдный - 2712 жителей, промышленности нет почти никакой, торговля ничтожна, дома почти сплошь деревянные. Часть мещан занимается хлебопашеством, другие скупают дичь, кедровые орехи, звериные шкуры, сбывая их по ярмаркам, иные ищут себе занятий вне города. На утесистой круче стоят остатки бывшей крепости и старинный собор. В Николаевском мужском монастыре находятся мощи святого Симеона Праведного, верхотурского чудотворца, к которым стекается множество богомольцев, даже из отдаленных мест России..." - так описан город, который губернатор Свердловской области Эдуард Россель намерен сделать культурной и духовной столицей Урала, в 6-м томе энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, изданном в 1892 году в Санкт-Петербурге.
Более столетия прошло с тех пор. Время оказалось к Верхотурью немилосердным - внешне город словно застрял в конце XIX века: те же одноэтажные, но изрядно одряхлевшие и покосившиеся деревянные дома, среди которых изредка выделяются построенные в начале XX столетия двухэтажные каменные, на них также лежит печать заброшенности и медленного разрушения; заросшие по пояс репейником и крапивой обочины улиц, смутное ощущение какой-то нервности, обеспокоенности, удрученности в живущих здесь людях. Немногое приобретя в смысле, так сказать, благ цивилизации, город утратил многое из того, что в 1892 году вело сюда тысячи людей со всей России. Но об этом - после.
Сегодня Верхотурье кажется выморочным, убогим и в ничтожестве пребывающим.
А ведь когда-то история была весьма благосклонна к этому городу. Верхотурье - одно из старейших поселений на Урале, основанное в 1598 году, когда в эти места Соликамским жителем Артемием Бабиновым была проложена прямая дорогая, связавшая Россию со вновь открываемыми просторами сибирскими. Тогда здесь был построен деревянный острог, чей гарнизон составили стрельцы и казаки, а также воздвигнут в честь Животворящей Троицы первый верхотурский храм (в 1703 году по повелению Петра Великого он был перестроен в каменный, после революции - закрыт, ныне же стоит в лесах, медленно возвращаясь в былое свое состояние.). Позднее были построены гостиные дворы и учреждена таможня. Бабиновская дорога стала официальным, а главное - обязательным трактом для проезда в Сибирь и обратно, благодаря чему Верхотурье приобрело важное значение, богатело и развивалось.
И это благополучие длилось вплоть до начала правления Екатерины II, когда малу-помалу путь в Сибирь стал перемещаться с севера на юг. И Верхотурье неминуемо уже тогда превратилось бы в захолустье, в тот самый медвежий угол, каким оно является сегодня, если бы, утратив свое прежнее значение, не сохранило бы за собой другую славу - славу церковной столицы Урала.

Николаевский монастырь. Начало
Он был основан в 1604 году, то есть в очень скором времени после появления здесь поселения, в царствование Бориса Годунова, чьим соизволением иеромонахом Ионой здесь был поставлен храм в честь Николая Чудотворца, вокруг которого и стал постепенно обустраиваться мужской монастырь. Уже в следующем, 1605 году по челобитной Ионы, царь даровал новому храму церковную утварь, ризницу, богослужебные книги, а также наделил братию, коей в то время было 6 человек, для прокормления пашней, сенным покосом и прочими угодиями.

В первое столетие существования монастыря братии жилось нелегко: пашню из-за отсутствия лошадей зачастую обрабатывали на себе, обитель нередко терпела обиды и притеснения от местных властей и только благодаря царскому покровительству поддерживала свое благосостояние.
Ввиду крайней скудности до 1704 года монастырь был известен мало, источников к обогащению его не было никаких. Но в 1704 году все изменилось...

Обретение мощей праведного Симеона 
В полусотне верст от Верхотурья есть село Меркушино. Именно с ним в дальнейшем неразрывно связана история Николаевского мужского монастыря: здесь в 1692 году из земли стал выходить гроб с нетленным телом праведного Симеона. Богу было угодно переселить сего праведника из этой жизни в вечную в 1642 году, когда ему было от роду 35 лет. Останки его находились под спудом почти полвека, и за это время память о нем совершенно иссякла среди его односельчан, и только какой-то старожил, видевший его в детстве, припомнил его жизнь и подвиги благочестия. Имени же его не мог вспомнить никто, и оно было открыто чудесным образом митрополиту Тобольскому Игнатию и меркушинскому священнику Иоанну, которым было возвещено: "Почто недоумеваете? Симеоном зовут его".
Вскоре от мощей стали проистекать чудеса исцеления, что вызвало всеобщее уважение и благоговение и побудило некоторых благочестивых людей ходатайствовать об их перенесении в более приличное место - в Верхотурье. Они были переложены в новую резную раку из кедра, и прибывшее в Меркушино крестным ходом верхотурское духовенство и прихожане торжественно понесли ее в свой город.
Первоначально мощи праведного Симеона, чудотворца верхотурского были поставлены в деревянном храме Покрова Пресвятой Богородицы, но вскоре были перенесены во вновь построенный каменный Николаевский храм. После освящения Крестовоздвиженского собора в 1913 году они некоторое время находились там, а ныне почивают в Преображенской церкви.

Николаевский монастырь. Время расцвета
Со времени водворения чудотворных мощей в Николаевском монастыре, а произошло сие 12 сентября 1704 года по старому стилю, слава о дивной помощи в недугах и иных бедствиях праведного Симеона разнеслась далеко за пределы Верхотурского края. Множество богомольцев стало стекаться в Верхотурский монастырь, и всякий из них по силе усердия и возможности делал пожертвования на обитель праведного Симеона, что и послужило ее оживлению и дало средства благолепно обустроиться. С этого времени монастырь начинает украшаться каменными строениями: в 1712 году здесь был заложен Николаевский храм (строительство завершено в 1738 году), в 1752 году вокруг монастыря была выстроена каменная стена со святыми вратами, украшенными многими иконами, в 1821 году был заложен, а в 1834-м - освящен Преображенский храм, а в 1853 году над святыми вратами начали возводить надвратную церковь, освященную десять лет спустя во имя святых праведных Симеона и Анны.
Однако сего было недостаточно, слава монастыря росла, в великие праздники - особенно в Симеонов день, обитель испытывала столь чрезвычайный приток паломников-богомольцев, что оба храма -Николаевский и Преображенский - не могли вместить всех желающих быть за праздничным богослужением. Поэтому в 1905 году был заложен новый большой каменный храм в честь Воздвижения Честнаго Креста Господня.
Храм строили всем миром, так как средств монастырской казны для возведения столь грандиозного сооружения было явно недостаточно. Все приходящие паломники считали своим делом потрудиться на строительстве. Оно продолжалось восемь лет, и собор был закончен и освящен в 1913 году, как раз к 300-летию царствующего Дома Романовых. По величине и вместимости - а на богослужении могли быть одновременно 10 тысяч человек, новый храм являлся третьим храмом России - после храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он, безусловно, должен был принести монастырю новую славу и процветание. Но началась революция...

Николаевский монастырь. Дурные дни 
Мы стоим под главным куполом Крестовоздвиженского собора, среди четырех мощных, легко и уверенно возносящих ввысь его своды, столпов. Мы стоим посреди когда-то одного из самых величественных храмов России, ныне поруганного и пустого, ныне только-только начавшего приходить в себя после десятилетий забвения. Под ногами пыль запустения, на стенах и столпах - многочисленные надписи, оставленные теми, кто находился здесь на перевоспитании в детской исправительно-трудовой колонии, которую разместили в монастыре после его закрытия в 1925 году, на ступенях алтаря - остатки художественной английской плитки, когда-то ею был облицован весь пол центрального нефа собора. Во времена советской власти ее экспроприировали и ныне она украшает пол в управлении внутренних дел в Екатеринбурге.
Обо всем этом нам рассказывает отец Пантелеймон - один из тех, кто в числе первых приехал в обитель, после того как она была возвращена церкви в 1990 году, приехал, оставив авиационный институт, чтобы жить здесь как истинный христианин, по евангелию, среди тех, кто его понимает и думает так же, как и он. Сегодня в монастыре семь монахов и двадцать один послушник, почти столько же, сколько их было четыре столетия назад...
К монастырской братии в Верхотурье относятся, скажем так, неоднозначно. Даже довелось услышать, как поносили и благочинного отца Тихона, настоятеля монастыря, и вообще всех монахов тунеядцами и невежественными фанатиками, говорили о том, что нравственность нашу они не поднимут. Возмущались, что монахи высказывают недовольство, когда женщины приходят в храм с накрашенными губами. Рассказывали кое о чем и похуже.
Действительность же оказалась иной. В братских корпусах вовсю шли ремонтные работы, однако, несмотря на занятость, все по-доброму отвечали на наши вопросы, в общем-то суетные и праздные, никто не отмахивался от нас, как от назойливых мух, и уж тем более никто не гнал нас из обители в шею, хотя всем было понятно, что мы пришли сюда отнюдь не как паломники, что мы просто, ну, скажем так, любопытные и любопытствующие люди.
Мы стоим перед главным алтарем Крестовоздвиженского собора, со свода которого на нас скорбно смотрит распятый Христос, написанный с простодушной наивностью и с искренним религиозным чувством. Отец Пантелеймон говорит, что когда монастырь передали церкви, роспись была темной, но со временем становилась все более явственной, словно бы обновлялась, особенно вот эти сияющие позолотой кресты... .
До революции успели расписать только алтари, собору же еще только предстояло одеться в торжественное убранство, воссиять в пронизывающих его со всех сторон потоках света. Но в 1917-м грянуло, и вместо праздничных риз собор удостоился мученического венца - был разбит великолепный фаянсовый иконостас, его осколки до сих пор находят на территории монастыря, был сброшен на землю крест главного купола, вспоровший его цинковую обшивку. Позднее она была снесена ветром, и храм так и стоял, словно на похоронах, с непокрытой главой, на похоронах впавшей в беспамятство России. А братия совершала богослужения на хорах, до тех пор, пока не была окончательно рассеяна в 1925 году с арестом последнего архимандрита Верхотурского монастыря Киприана.
В лихой памяти в 1937 году был взорван древний Николаевский храм, ныне разравнивается заросшее травой место, на котором он когда-то стоял. Монастырские стены окутали колючей проволокой - ее остатки и поныне цепляются кое-где за небо, напоминая о недавнем прошлом, а сами стены, покосившиеся и треснувшие, подпертые деревянными столбами, стоят как немой и красноречивый памятник народу-богоотступнику.
Никогда церковь не поднимет нравственность тех людей, в ком иссякла вера в Бога. И в монастыри уходят совсем не за тем, чтобы способствовать поднятию нравственности этих опустошенных душ, а чтобы посвятить себя служению Богу и жить по его заповедям. В этом - суть, а все остальное -тлен, суета сует.

Символ веры
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его-же Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Боже, милостив буди мне грешному.
Подготовил О. ВЛАДИМИРОВИЧ. Алапаевск - Верхотурье.
Статья "Верхотурье. День нынешний, день минувший" газеты "Алапаевская искра" №94-94 от 23 июля 1996г

Категория: Разное-полезное | Просмотров: 8 | Добавил: Мария | Теги: разное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: