Пятница, 26 Апреля 2024, 08:20
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Март » 9 » Так где же останки Алапаевских мучеников?
19:28
Так где же останки Алапаевских мучеников?

Статья газеты  Алапаевская искра № 73, 10 июля 2008 г.

В последнее время в Россию перенесен прах многих видных деятелей русской культуры, скончавшихся в изгнании. Этот процесс опамятования русского народа можно только приветствовать. Надеемся, что Священноначалие нашей Церкви поставит перед соответствующими государственными структурами вопрос о необходимости переноса честных останков алапаевских мучеников. Это стало бы важным шагом на пути духовного оздоровления общества, окончательного преодоления трагического разделения русского народа на «красных» и «белых».

Тугие сильные упругие удары - словно выстрел в тишине тренировочного поля. Белый мячик пулей летит к большому старому тополю на правом краю гольф-площадки. Китайские игроки размеренно прицеливаются, делают несколько прикидочных взмахов клюшкой и - резкий хлопающий удар. Выстрел. Ухоженный газон поля для тренировки игры в гольф. Деревянный стильный домик рядом - можно клубно попить чайку или с претензией на средний класс. 

И только старый тополь на правом краю поля, у самой сетки ограды, служит достоверным ориентиром потомкам албазинцев, чтобы точно указать место, на котором до конца 1980-х годов прошлого века находилась часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. 

В склепе этой часовни, построенной на кладбище Российской Духовной миссии в Китае специально для размещения восьми гробов с останками алапаевских мучеников, до сих пор лежат в забытьи шесть гробов невинно убиенных членов Русского Императорского дома.

В конце 1980-х годов прошлого века при полном попустительстве посольства СССР в Китае русское кладбище попало в зону реконструкции - столица КНР росла и требовала новых строительных площадей. Окружавшую кладбище пустынь превратили в парк Цинняньху - «Озеро молодежи», а на самом кладбище разбили гольф-площадку.

Нет интереса к останкам алапаевских мучеников и у посольства независимой России. Любое упоминание о том, что вот, под боком, всего-то минут 10-15 на машине от центрального здания посольства, покоятся останки Царственных особ России, вызывает у российских дипломатов длительные приступы плохо скрываемой высокомерной неприязни. Но не об этом речь. Чур их, пусть продолжают считать себя обладателями истины в последней инстанции.

Первоначально гробы с телами алапаевских мучеников были помещены в склеп Свято-Троицкого собора в Алапаевске, где они находились вплоть до июля 1919 года, когда 14 июля в сопровождении игумена Серафима и двух послушников все восемь гробов в товарном вагоне отбыли по железной дороге из Алапаевска в Читу. В конце августа все гробы были помещены в женский Свято-Покровский монастырь в Чите. В марте 1920 года в сопровождении игумена Серафима восемь гробов с телами мучеников отправились по железной дороге из Читы в Китай. В середине апреля 1920 года они через Харбин прибыли в Пекин.

В Пекине на дату прибытия туда гробов с останками алапаевских мучеников действовало предписание, запрещающее вносить в город гробы с телами умерших. Территория же Российской духовной миссии в Китае располагалась внутри городской стены. Поэтому внести гробы на её территорию не представлялось возможным. Восемь гробов с телами мучеников были помещены в подземном склепе часовни в честь преподобного Серафима Саровского кладбища Российской Духовной миссии, находившегося за городской стеной. 
В ноябре 1920 года два гроба с честными мощами великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары из склепа часовни были вывезены в Иерусалим. Остальные шесть гробов продолжали пребывать в склепе часовни на миссийском кладбище.

После оккупации Японией Китая и переменой политической обстановки в 1938 году начальнику миссии архиепископу Виктору (Святину) удалось получить разрешение пекинских властей и перенести шесть гробов в склеп храма в честь Всех святых мучеников, расположенного в центре территории Российской духовной миссии. По свидетельству родной сестры владыки Виктора, записанному с ее слов ее родной дочерью Ксенией Кепинг, в 1947 году по приказу советских властей владыка Виктор вынужден был перевезти гробы с останками алапаевских мучеников с территории миссии обратно на территорию миссийского кладбища и поместить их в склепе часовни в честь святого преподобного Серафима Саровского.

В период так называемой «великой культурной революции» 1966 - 1976 годов русское кладбище подвергалось надругательствам и разрушениям. Окончательно русское кладбище было стерто с лица земли по решению муниципальных властей Пекина в 1987 году.

Но сколько мы не искали и не расспрашивали очевидцев тех событий - нет ни одного устного или письменного свидетельства о том, что в этот период государственного вандализма были уничтожены гробы с останками алапаевских мучеников.

Напротив, личный переводчик Мао Цзэдуна - товарищ Ли Юэжань (я был с ним очень близко знаком с конца 1980-х годов прошлого века до самой его смерти в 2003 году, неоднократно бывал у него дома в Пекине, хорошо знаю его жену и сыновей) на мои расспросы о судьбе останков алапаевских мучеников неоднократно заявлял, что «эти гробы были забетонированы властями и находятся в парке Цинняньху». Вряд ли пекинские власти стали их переносить в иное место.

Предположение о том, что гробы с останками алапаевских мучеников все еще находятся в земле названного парка, косвенно подтверждается также и тем, что никто из живших в то время и здравствующих доныне потомков так называемых «апбазинцев» («эрбацзинь» - так звучит это слово в китайской транскрипции: 1685 год, осада острога Албазин войсками императора Канси, пленение русских защитников крепости -начало истории православной диаспоры Поднебесной) не помнит, чтобы кто-либо когда-либо упоминал о факте надругательства над гробами алапаевских мучеников, их уничтожения, уничтожения склепа храма в честь святого преподобного Серафима Саровского, эксгумации и так далее. Потомки албазинцев упорно и уверенно утверждают, что склеп не скрыт водой озера Молодежи, а находится под нынешней гольф-площадкой в одноименном парке.

И старый тополь справа от входа на тренировочное поле - он всегда рос там, к югу от часовни, только был он моложе и стройнее. А до того, как соорудили гольф-поле, еще виден был в земле забетонированный пол часовни. На котором и запечатлел себя один из потомков славных защитников Албазинского острога по фамилии Ду, переиначенной на китайский манер из русской Дубинин.

Дмитрий НАПАРА, Пекин

Эта статья появилась на сайте «Русская линия» 25 декабря 2004 года, а 19 мая 2005 года там же был опубликован отчет о проведении поисковых работ на месте последнего упокоения умученных представителей Дома Романовых.

Вот что в нем было про останки алапаевских мучеников в Пекине: «С 22 по 25 февраля 2005 года на территории бывшей Российской духовной миссии в Китае силами руководителя и организатора экспедиции Б.Г. Александрова, археолога А.Г. Васильева и главного специалиста С.В. Меркулова были проведены работы по поиску месторасположения фундамента храма Всех святых мучеников, предполагаемого места последнего тайного захоронения гробов с останками жертв алапаевского убийства. Исследовательские работы проводились с использованием георадара.

«Внутри храма Всех святых мучеников в западной части его правого придела на глубине 1 метр имеется квадратная площадка размерами 3x3 метра. Под площадкой - «мертвая» зона, не «читаемая» георадаром. Предполагаем, что это место последнего - тайного - захоронения алапаевских мучеников, которое было осуществлено в апреле 1947 года. Местоположение ямы и ее размеры в точности соответствуют описанию места тайного захоронения алапаевских мучеников по версии Сергея Фомина».


Тайный покров с истории вопроса снимает Сергей Фомин: «После проведения специалистами санкционированных георадарных исследований по благословению Священноначалия Русской Православной Церкви появилась необходимость уточнить полученные данные путем проведения поисковых работ со вскрытием грунта. Поскольку речь шла о работах на фундаменте храма - возможном месте нахождения святых мощей, захоронении архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви, а также членов Императорской Фамилии, то требовалось получить письменное благословение. Соответствующее письмо было направлено на имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. И если по какой-то причине Святейший Патриарх посчитал бы проведение поисковых работ со вскрытием грунта невозможным в настоящее время или преждевременным, то ни о каких работах, естественно, речи не могло и быть.

Но кто-то решил действовать без благословения. Без представителя Генпрокуратуры. Без профессионалов-археологов. Бог им судья... Удивляет и другое - суетливое намерение разбить на месте, где только что копали, где в наспех засыпанных ямах располагается фундамент святого храма, цветник. Или засадить это место деревьями. Причем «проект» такого увековечения подается в посольство теми же людьми, что копали на месте храма. Людьми, которые никого, кроме самих себя не представляют. Это делается намеренно. Вместо того чтобы оставить уж все пока, как есть. С тем, чтобы в дальнейшем - по получении согласия руководства российского МИДа и Священноначалия Русской Православной Церкви - осуществить основательно совместный проект, на который будет получено благословение».

Материалы подготовил к публикации Олег БЕЛОУСОВ Фото

Владимира МАКАРЧУКА

Категория: Алапаевск | Просмотров: 1017 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск, Романовы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar