Вторник, 04 Августа 2020, 20:21
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [157]
Верхняя Синячиха [144]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [78]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [164]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [9]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Январь » 20 » Из истории основания Алексеевской церкви (Свято-Троицкий собор) г. Алапаевска
18:03
Из истории основания Алексеевской церкви (Свято-Троицкий собор) г. Алапаевска
В конце ХVII столетия жители деревни Алапаихи и других смежных с нею деревень, в виду дальнего расстояния до приходского Мурзинского храма, стали ходатайствовать перед Тобольским Епархиальным начальством о постройке в их селении храма и образования самостоятельного прихода. Ходатайство это было удовлетворено. Одновременно со строительством железоделательного завода и жилого поселка в 1702 году была построена на казенные средства в 1704 году каменная церковь во имя праведного Алексея, человека Божия. Месторасположение храма было выбрано очень удачно: он стоял на крутом берегу с левой стороны заводского пруда /спущен в 1910 году/ и от храма открывался прекрасный вид на округу. С восточной и северной сторон храма были расположены две площади на которых в XIX и XX веках проходили ярмарки.

В 1711 году разрешено было деревянные потолки храма и колокольни заменить каменными и пристроить к Алексеевскому храму каменный придел во имя Архистратига Божия Михаила, который был освящен архимандритом Невьянско-Богоявленского монастыря Исаией в 1776 году.

В 1793 году Алапаевскому притчу и старосте дано было указание пристроить на средства прихожан к существующим Алексеевскому и Михайловскому храмам с восточной стороны новый холодный каменный храм во имя Святой живоначальной Троицы и перестроить Алексеевский храм.
8 декабря 1798 года в Алексеевском храме случился пожар, во время которого сгорела вся деревянная крыша с главами на обоих приделах и перила на колокольне, вследствие этого устройство Троицкого передела затянулось. Был освящен в 1816 году.

В то же время /1798 г./ каменная колокольня храма, вследствие слабого грунта земли, стала отходить от стен храма и грозила  

 падением, посему в 1831 году колокольня была разобрана и вместо неё в течение 1832-1833 годов была построена новая.

Из замечательных древних вещей в храме имелись два святых креста: серебряный /с клеймом 1791 г./, позолоченный с изображением Спасителя /распятого/, Божьей Матери, Иоанна Богослова, господа Саваофа, апостола Петра - весом 2 фунта 82 золотника; серебряный, позолоченный /без пробы/ осьмиконечный -весом 2 фунта.

При Алексеевском храме существовало два приписных храма: Екатерининский /кладбищенский/, перенесенный 31.01.1792 года из Невьянско-Богоявленского монастыря, освященный в 1833 году, Александра Невского /начата постройка в 1888 году, закончено строительство в 1895 году, освященного в 1895 году/. В состав прихода входили деревни: Алапаиха /часовня Святого пророка Ильи/, Толмачево /часовня в честь Святителя и Чудотворца Николая/, Глухих /часовня в честь Вознесения Господня/, Устьянцева /часовня в честь апостолов Петра и Павла/, Мостовая ...

Церковнослужители при заводских селениях получали жалование в год: протопоп -400, священник -300, диакон -200, дьячок и пономарь 120, просвирня - 50 рублей. Эти ставки были утверждены царем Александром I 13 июня 1806 года.

В 1824 году Домовая контора дает распоряжение: поставить частным приказчикам в заводах и старшинам в селениях крепостных людей и непременных работников в обязанность доставлять своевременно сведения, получаемые от приходских священников для проверки в Главную контору ежемесячных из метрических книг выписок и для ведения сей книги выделить отдельного служителя. /ЦГИАЛ, ф.51, оп.1, д.52,Л.14/

В марте 1829 года церковный причт обратился к заводской администрации с просьбой отлить церковные решетки для церковной ограды Алексеевской церкви. Через месяц был получен ответ: дозволением отпустить для ограды Алексеевской церкви имеющуюся бракованную чугунную решетку и отлить потребное в добавок количество оной с чугунными основаниями ящиками безденежно в виде пожертвования /ЦГИАЛ, ф. 51  оп.1, Д.66, Л.10/.

Рапортуя от 30 мая 1830 года, Алапаевская контора сообщает в Домовую контору, что в Алапаевском заводе громовым ударом повреждена церковь и колоколня и просит разрешения на перестройку колокольни по причине опасности, угрожающей падением последней и на пожертвование из заводского капитала кирпичом, известью, железом и чугунными припасами. На что Домовая контора требует прислать в Петербург план новой колокольни и смету на её постройку. И советует, чтобы была небольшая и не ниже прежней. Сообразно чему имеет Главная Алапаевская контора составить через требуемого ею горного архитектора Малахова таковые планы и смету и представить оные на предварительное наше рассмотрение, донеся при этом в каком ныне положении находится денежная церковная касса /ЦГИАЛ, ф, 51, oп. 1, д.69, л. 185/.

На рапорт Алапаевской конторы от 19.07.1830 г., где сообщалось, что в Алапаевск ещё не приехал горный архитектор Малахов для осмотра поврежденной громовым ударом церковной колокольни и составления проекта и сметы на постройку новой колокольни, отвечая на это Домовая контора предлагает "как новую колокольню предлагается построить отдельно от церкви, то нет никакой надобности соизмерять её с вышиной самой церкви и она не должна быть выше существующей колокольни" /ЦГИАЛ, ф.51, оп.1, д.69, л.392/.

Рапортом от 24.01.1831 г. Алапаевская контора представляет в правление чертежи и смету в сумме 15886 рублей на постройку новой колокольни Алексеевской церкви. Проект и смета составлялась архитектором Малаховым.

14.02.1831 года Алапаевская контора рапортом за №273 направляет в Правление план новой колокольни Алексеевской церкви для доставления Духовному начальству.

Правление 18.02.1831 года отвечает : "Даем знать, что ни состояние денежной церковной кассы, ни заводосодержательниц при продолжающемся упадке цен на заводские изделия и затруднительном их сбыте не позволяют предпринять ныне постройку такой огромной, какую без всякой надобности прожектировал архитектор Малахов. А по сему сооружение новой колокольни отложить впредь до нашего предписания и если старая опасна то разобрать ее,... а колокола пока повесить на деревянных столбах.

План, фасад, смета будут здесь составлены и вышлются в своё время. Необходимо запросить разрешения от Духовного начальства на постройку колокольни и открытия добровольного сбора денег на постройку.

/ЦГИАЛ# ф.51, oп.1, д.72, л.205, 273/.

На это распоряжение правления, которое ещё не успели получить в Алапаевске, как снова посылают в Петербург рапорт от 14.02.1831 г., где просят возвратить план колокольни для представления Духовному начальству по случаю заключения священнослужителями, старостой и прихожанами с мастером каменных работ Новожиловым контракта на постройку колокольни. Правление 11 марта 1831 года постановляет: "Снять с плана и фасадов колокольни копии, а подлинный вернуть в Алапаевск и объявить священнослужителям, что до благополучного обстоятельства они не могут получить от заводов готовые материалы требующиеся для постройки колокольни в виду затруднительного положения заводов. А по сему до получения нашего разрешения не следовало заключать контракт с мастерои каменных дел. Впрочем, если у священнослужителей имеются средства и от заводов не потребуется кроме железа и чугунных вещей никаких материалов, то сие им не возбраняется ... и план архитектора Малахова возвращаем без нашего однако же, утверждения /ЦГИАЛ, ф.51, оп. 16, д. 72, л.205, 273/.

В 1833 году учет прихожан по Алексеевской церкви был:



К 1833 году причт составлял:

1. Священник благочинный Иоанн Алексеевич Плотников, 44 года,

2. Священник благочинный Александр Васильевич Удинцев, 36 лет,

3. Дьякон Алексей Григорьевич Удинцев, 47 лет,

4. Дьякон Мефодий Федорович Скородумов, 29 лет,

5. Дьякон Иоанн Алексеевич Удинцев, 26 лет,

6. Дьякон Иоанн Михайлович Михайлов, 27 лет.

7. Священник Николай Иосифович Словцов, 26 лет,

8. Дьякон Василий Васильевич Мухин, 20 лет,

9. Пономарь Семен Иоанович Дягилев, 43 года,

10. Пономарь Матфей Филипович ФилиповскиЙ, 25 лет,

11. Пономарь Николай Иоанович Плотников, 19 лет.

25 апреля 1849 года. Священноцерковнослужители Алексеевской церкви подали прошение в Правление, где просили:... оказать пособие в следующем:

1. Для прочности всего здания церковного нужно сделать с южной стороны на берегу пруда каменный откос, т.к. прежний деревянный совершенно обрушился.

2. Наружность колокольни требуют неотложной поправки штукатуркою.

3. Чтобы содержать погост /кладбище/ церкви в надлежащей чистоте, необходимо сделать приличное ограждение оного.

4. Иконостас, по случаю повреждения его от громового удара в 1830 году, не имеет надлежащего благолепия и требует поправки.

5. Просим обратить милостливое внимание к нуждам церковнослужителей и определить им жалование и пособие согласно

с казенными горными штатами".

Разобрав это прошение Правление приказало 22.10.1849 г управляющему заводами И.П. Чайковскому произвести оплату жалованья и, не имеющим своих и господских домов, квартирные деньги согласно штатов 1847 г. Для поддержания церкви всего приписного по подлежащему представлению стараться исправить в таком случае употребить деньги как до сего собраны с построенных каменных лавок и деревянных балаганов и соберутся таковые в будущие две ярмарки об исполнении этого нас в своё время уведомить. /ЦГИАЛ, ф.51, оп.1.,д.113, л.164/.

3 мая 1857 года. Благочинный Алексеевской церкви Пономарев подал прошение в заводоуправление, прося ходатайствовать перед эаводовладельцами о заказе за счет заводовладельцев петербургским художникам икон для иконостаса, троицкого придела означенной церкви. Управляющий заводами, совладелец заводами Н.Монзей, со своей резолюцией препроводил это прошение в Петербург, где просимые Благочинным иконы были заказаны художнику Братскому за нижеследующую цену на холсте:

1. Икона Христа Спасителя за 80 рублей.

2. Икона Божией Матери за 200 рублей.

3. Благовещение Пресвятой Богородицы и евангелиста в четырех малых иконах за 70 рублей.

4. Икону Видение Святого Стефана при убиеным камнями /холст/ за 25 рублей.

5. Собор Архангела Михаила /холст/ за 25 рублей.

6. Святая Троица за 100 рублей.

7. Алексей человек божий /холст/ за 50 рублей.

8. Святитель Николай /холст/ за 70 рублей.

9. Симеон Верхотурский /холст/ за 60 рублей.

Всего за 14 икон 740 рублей.

20 сентября 1857 года иконы были готовы. Художники и мастера получили за работу деньги. Правление распорядилось:

"Деньги по бухгалтерии отнести на счет общих расходов, а иконы отправить в Алапаевск". /ЦГИАЛ, ф.51, оп.1, д.121, л.197-198/. Через транспортное общество "Надежда" 28 октября 1857 года иконы были отправлены в Алапаевск, перевозка составила 127 руб. Получив иконы и установив их на место, Благочинный Алапаевского духовного округа Пономарев письмом от 06 февраля 1858 года благодарит Правление Алапаевских заводов за присланные иконы, которые понравились как священнослужителям так и прихожанам; и просит заказать ещё за счет прихожан несколько икон.
В ответ на это Правление 4 марта 1859 года сообщает, что художник Императорской академии художеств Братский берется за 970 рублей серебром выполнить этот заказ. Деньги получать по мере выполнения заказа. /ЦГИАЛ/ ф.51, on.1./Д.123/л.32/.

24 мая 1860 года из Петербурга в Алапаевск были отправлены три ящика с иконами/ выполненные по заказу Благочинного Пономарева для Алапаевской Алексеевской церкви за счет прихожан. Стоимость заказа составила 1045 рублей./ЦГИАЛ/ ф.51/ оп. 1,д.123, л.32/ Алапаевские духовные наставники, церковные деятели не гнушались и коммерческими делами, приносящими им доходы. Например, в 1859 году Благочинный Пономарев под большие проценты давал в долг деньги Алапаевскому заводоуправлению из своих собственных средств. /ЦГИАЛ/ ф.51/ оп.1/ д.123, л.155/

В 1866 году ордером от 24 сентября Правление решает об отводе Алапаевской торговой площади Г.Волкову для построек торговых лавок на 12 лет и об отводе церковным причтом земли вместо денежных выдач. /ЦГИАЛ/ ф.51./Оп.1.,д.123 с./ л.149/.

По сообщениям из Алапаевска от корреспондента Пермских губернских ведомостей ПТ 16.07.1867 года в Алапаевске проходило торжественное вручение, приехавшим в город одним из заводовладельцев, В.Н. Рукавишниковым дара Алапаевской Алексеевской церкви святой иконы Божьей Матери и креста, при этой иконе находится перчатка с мощей святителя Митрофана Воронежского Чудотворца. Икона в серебряном с позолотой окладе в золоченной раме и киоте из красного дерева.

Крест вделан в серебряный ковчежец. В своем дарственном послании к местному благочинному отцу Иакову Пономареву господин Рукавишников сказал, что "гораздо приличней этим святыням находиться в церкви, чем в его доме".
Перенос даров из дома для приезжих заводовладельцев в церковь проходила торжественно с крестным ходом и колокольным звоном при многочисленном народе. Много было жителей из окрестных деревень. Торжество закончилось обедом в господском доме и угощением рабочего класса водкой за счет заводоуправления. /Пермские губернские новости 1867.-№84.-С.355/

По отчету за 1884 - 1896 годы алапаевское духовенство получило от завода 3717 рублей. /ЦГИАЛ, ф.51, оп.1,д.18, л.136/

8 июня 1834 года Домовая контора предписывает Алапаевской конторе составить и послать в Петербург:

1. Список находящийся при заводах священников и других церковнослужителей с указанием их образования и стажа работы.

2. Ведомость сколько каких людей в каждом заводском приходе состоит мужского и женского пола, не исключая окрестных селений к оным приписанным.

3. Такую же ведомость о заводских людях Ирбитского завода и непременных работников Лопатовского участка, к Шмаковскому, Невьянскому и Висимоуткинскому приходам принадлежащих.

Но управляющий Алапаевскими заводами Н. Саввин забыл дать ответ, на что 09.10.1835 года получил повторное напоминание о высылке данных и даче объяснительной /ЦГИАЛ, ф.51,оп.1, д.82.,л.96/.

В 1868 году провел торжественное богослужение в честь Троицы Святой архиепископ Пермский и Верхотурский Неофит.

Постоянных жителей в приходе к 1900 году числилось: 4723 души мужского пола, 5322 женского пола. Кроме этого в приходе временно проживало от 2 до 3 тысяч душ обоего пола мастеров и рабочих, прибывающих на работу из разных мест. Жители города, главным образом работали заводскими, а жители - мещане большую часть состояли на службе в заводских конторах на должностях заводских надсмотрщиков, штайгеров, надзирателей и смотрителей. Жители деревень занимались хлебопашеством и извозом.

Все прихожане Алексеевской церкви по происхождению коренные русские, православного вероисповедования, раскольников и сектантов нет.

В самом городе были учебные заведения: городское 3-х классное училище /1871 г./ женское земское училище /1871 г./, Алексеевское мужское приходское училище, имеющее собственное здание; Александро-Невская церковно-приходская школа /1896 г./ помещалась в собственном здании; в д. Толмачевой церковно-приходская школа смешанная /1895 г./ имела собственное здание; в д. Алапаихе смешанная школа грамоты /1895 г./ помещалась в собственном здании; в д.Устьянцевой смешанная школа грамоты /1896 г./ находилась в наемном помещении.

Алексеевской церкви принадлежали 12 каменных корпусов и один деревянный с лавками, переданные в ведение церкви заводовладельцами в 1856 году, деревянный одноэтажный дом /без усадьбы/, построенный на средства церкви в 1891 году, для Алексеевской церковно-приходской школы; деревянный одноэтажный дом с двумя деревянными флигелями и усадьбой, купленный в 1900 году на средства церкви, для квартир младшему притчу церкви.

В 1901 году с проповедью выступил Преосвященнейший Ириней епископ Екатеринбургский и Ирбитский.

В виду того, что отчетный год заканчивался в мае, по просьбе прихожан, ежегодно в начале мая совершался крестный ход, молебствия на плотине, под домной, на первоначальном месте, где располагалась Екатерининская церковь, окроплялись водой заводские строения и машины.

При служении 24 июля 1912 года в Алексеевской церкви Алапаевского завода Верхотурского уезда Его Преосвященством Преосвященнейшим Митрофаном Епископом Екатеринбургским и Ирбитским возведен в сан протоиерея настоятель священник Дмитрий Диев и объявлен указ Святейшего Правительствующего Синода от 11 мая с.г. /1912 г./ за № 6900 о возведении сей церкви на степень собора с разъяснением народу значения сего события. Означенная церковь должна отныне именоваться "Алапаевский Свято-Троицкий Собор" /Екатеринбургские ведомости /1912.-№33.-С.370/

2 августа 1914 года на главной площади у Свято-Троицкого собора был отслужен молебен за здравие Государя императора и о даровании победы над врагом русскому воинству.

04.01.1933 г. пр. №48. ПРОШЛО заседание бюро Алапаевского РК ВКП /б/ Слушали: Об использовании помещения бывшего собора. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Считать целесообразным использование помещения бывшего собора под звуковое кино.

2. Поручить комиссии в составе т.т. Горбунова,

Сергеева, Кошелева наметить мероприятия по оборудованию помещения и немедленно приступить к работе. Секретарь райкома п/п Сабуров. /ГАСО, ф.62» оп.1, д.609, л.2/

На основании решения НКФ РСФСР от 08.07.1935 г. №148768 о передаче молитвенных зданий... трестам промхлебопечения под выполняющие предприятия - Алапаевский собор был передан под хлебозавод им. С.М. Кирова /1936 г./ 23 декабря 1936 года был подписан акт "О переоборудовании молитвенного здания под хлебозавод и возведении подсобных зданий".

1980 год -вывоз технологического оборудования с хлебозавода.

11 декабря город Алапаевск посещает министр культуры РСФСР Ю.С. Милентьев.

18.03.1988 года пр. 100. Решение Алапаевского городского Совета народных депутатов и исполнительного комитета "О передаче здания хлебозавода с баланса хлебокомбината на баланс управления бытового обслуживания".

19 октября 1990 года принято решение АГ СНД -ИК "О рестврации и дальнейшей эксплуатации Свято-Троицкого собора" /бывшей Алексеевской церкви/.

14.03.1991 г. пр. 108 принято решение АГ СНД-ИК "Об образовании инициативной группы по реставрации Алексеевского кафедрального собора".

27 июня 1991 года №274 принято решение АГ СНД-ИК "0 передаче здания Алексеевского собора на баланс отдела культуры."

Ю.П. Жирков
Статья из краеведческого альманаха "Истоки" №9 от 2000 г

Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 921 | Добавил: Мария | Теги: церковь, Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar