Пятница, 22 Ноября 2024, 10:37
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2018 » Сентябрь » 4 » Городилина Вера Борисовна, жизнь и смерть
16:20
Городилина Вера Борисовна, жизнь и смерть
20 августа 2009 года на городском кладбище Алапаевска состоялся митинг, посвященный открытию памятника на могиле Веры Борисовны Городилиной.


Вера Борисовна ГОРОДИЛИНА - Почетный гражданин города, создатель Дома-музея Петра Ильича Чайковского в Алапаевске.

Ее сердце остановилось 4 марта 2003 года. Она хотела, чтобы ее похоронили рядом с сыном - так её могила оказалась не в "почетном ряду", а на самом краю городского кладбища, на последней его аллее... Тогда, в 2003-м, на траурном митинге в городском Дворце культуры о ней было сказано много высоких и прекрасных слов. Да и потом, в течение всех этих шести прошедших со дня её смерти лет, её имя не раз торжественно и с гордостью произносилось с официальных городских трибун.

А ее могила на отшибе городского кладбища тем временем зарастала травой, сравнивалась с землей... Забытая и заброшенная.

...От беспамятства город очнулся, когда в редакцию газеты "Алапаевская искра" пришел Валерий Баякин и рассказал, в каком состоянии находится место захоронения Веры Борисовны. Показал фотографии - трава чуть ли не в человеческий рост вокруг двух покосившихся крестов...

Кто он ей - Валера Баякин? Да никто. Просто проходил мимо. И не смог пройти:

- Как же так? Человек столько сделал для города... Разве так можно? Так нельзя.

Тогда редакция "Алапаевской Искры” объявила о начале сбора средств, чтобы обустроить место захоронения Веры Борисовны, поставить ей памятник. Инициатива газеты была поддержана жителями города.

- Я думаю, мы все вместе сделали благое дело, - сказала на митинге редактор "Алапаевской Искры" Светлана Вострикова. - Мы не дали времени возможность скрыть от нас место захоронения Веры Борисовны Городилиной. Мы очень благодарны, что на наш призыв откликнулись, причем откликнулись все - и простые горожане, и депутаты, и коллективы, и предприниматели... Русский народ всегда отличали такие черты, как радушие, отзывчивость, доброта. И мы еще раз убедились, что мы эти свои традиции, эти черты не утратили...

Действительно, памятник на могиле Веры Борисовны Городилиной - это воистину народный памятник, памятник неравнодушных. Оказывается, если не ждать, что кто-то придет и все сделает, а делать самим, всем миром, вместе, то очень быстро выясняется, что все препоны -мнимые, а все рогатки - совсем несложно устранить.

И совершенно права председатель городского Союза женщин Вера Валова:

- То, что сейчас мы собрались здесь, и то, что мы видим, как все здесь благоустроено, я думаю, это промысел Божий... Пришел один человек в редакцию, один шаг сделал, газета развернула такую работу, которая всколыхнула души наших людей, и вот... Вспомните, как здесь было неприглядно в прошлом году, осенью, и посмотрите, как сейчас. Я думаю, что все, кто помнит Веру Борисовну, все, кто будет приходить сюда, теперь всегда будут помнить о том, чего можно достичь, когда люди объединяются и вместе делают благое дело...

Надпись на её памятнике немногословна:

Вера Борисовна Городилина
21.01.1911-04.03.2003 
Великий подвижник и человек Она действительно взяла на себя, бескорыстно и не славы ради, совершение неподъемного для обычного человека дела - восстановление исторической памяти. У всего города и у каждого его жителя в отдельности. И добилась своего - потому что была настойчива, очень настойчива в своем стремлении.

Поэтому в городе есть созданный ею музей великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, гордость Алапаевска, его визитная карточка.

Поэтому на её могиле теперь есть памятник, сооруженный ей всем миром.

Памятник неравнодушных.

О. БЕЛОУСОВ Снимки В. Баякина и Д. Симонова
Статья Алапаевской газеты №34 от 27 августа 2009 г


«Я просто любила и люблю свое дело. И все»



«СВОИМ ДЕЛОМ», ДЕЛОМ ЕЕ ЖИЗНИ ДЛЯ НЕЕ СТАЛО СОЗДАНИЕ В АЛАПАЕВСКЕ ДОМА-МУЗЕЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО…
21 ЯНВАРЯ – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕРЫ БОРИСОВНЫ ГОРОДИЛИНОЙ.

Это сегодня Дом-музей Чайковского – визитная карточка Алапаевска. Одна из нитей, которые прочно связывают его с мировой культурой. А до начала 1960-х годов его имя в городе пребывало едва ли не в забвении. И пребывало бы там и поныне, если бы не Городилина.
То, что Чайковские оказались в Алапаевске, — случайность.
Отец композитора, генерал-майор Илья Петрович Чайковский собирался служить в Нижнем Тагиле, но неожиданно получил приглашение стать управляющим Алапаевским горным округом. И дал согласие.
Петр должен был остаться в Петербурге, его жизненный путь был определен – вместе со старшим братом Николаем в кадеты корпуса горных инженеров. Но Петр тяжело заболел. И потому его взяли с собой, в Алапаевск.
Музыка влекла к себе Чайковского с раннего детства — с четырех с половиной лет он не помнит себя без фортепиано. Еще в Петербурге, до болезни, он успел взять несколько уроков у Филиппова — известного петербургского педагога-пианиста. Он уже свободно читал ноты, играл мазурки Шопена. Но крепко «стал на руки» он именно в Алапаевске. «Петр нам аккомпанирует, он прелестно играет, даже можно подумать, что играет взрослый. Нельзя сравнить, как он играл в Воткинске и теперь», — пишет в 1849 году из Алапаевска его взрослая кузина Лидия.

Но главное — не танцы и не вечера, посвященные домашнему музицированию. Главное — насущная потребность в музыке для себя. «Я никогда не покидаю фортепиано, которое меня очень радует, когда я грустен» — это из его письма к Фанни Дюрбах в марте 1850 года.
Всего пятнадцать месяцев своей жизни будущий великий композитор провел в Алапаевске, но это были как раз те дни детства, в которые происходит внутреннее самоопределение личности. И недаром он в 1890 году, будучи уже пятидесяти лет от роду, напишет брату Анатолию в Тифлис: «У меня теперь планы и мечтания поехать на Урал, посмотреть Алапаевск, Екатеринбург и потом Волгой и Каспийским морем к Вам». Поездка не состоялась — Волга в тот год сильно обмелела. Но кто захочет увидеть снова город, оставленный сорок лет назад, если он к этому городу равнодушен? А для младших братьев Петра — близнецов Модеста и Анатолия Чайковских — Алапаевск стал родиной: именно здесь они появились на свет в 1850 году.

Впрочем, в 1947-м, когда в Алапаевск приедет Городилина, в городе о жизни Чайковских останутся лишь смутные воспоминания.
Вера Борисовна Городилина родилась в 1911 году на другом конце России, на Дальнем Востоке в городе Никольске-Уссурийском. В 1924-м, после ликвидации Дальневосточной республики, вместе с матерью уезжает в эмиграцию. Предполагалось – в Америку, к братьям матери. Но Америка закрыла квоты для эмигрантов – так они оказались в Китае. Хотя какой же Харбин — столица КВЖД — Китай? В 1930-х годах — это Россия. Подлинная Россия.

В Харбине она заканчивает гимназию имени Ф.М. Достоевского. Училась, как она сама позднее рассказывала, «посредственно, с троек на четверки, из пятерок у меня были только две – за поведение и по рисованию, но двоек не было никогда». Одновременно занимается в художественных студиях, мечтает стать художником. Но… «Там я не удержалась – мне было скучно и непонятно рисовать все эти кубы, пирамиды, шары, ведь я всегда рисовала что хотела и когда хотела. Кроме того, я почувствовала, что мне просто не одолеть все это по-ученому, я ведь рисовала только по наитию. Позднее я стала заниматься в студии художника Степанова – здесь все было по-другому: мы не рисовали никаких геометрических тел, а выполняли портреты карандашом и натюрморты маслом. И он как-то сказал мне: «У Вас есть наклонность к рисованию, но таланта нет». Тогда мне это показалось несправедливым преувеличением. Но теперь я понимаю, что он был прав. Тяготение к рисованию и живописи, мечта стать настоящим художником, создавать станковые полотна, иллюстрации, мелкую скульптуру преследовало меня всю жизнь, но всегда имелся какой-то потолок, через который я не могла пробиться, и временами он нависал надо мной так, что я вообще не хотела рисовать. А временами, напротив, не могла жить, чувствуя потребность высказаться в своем искусстве. Вот эта неровность и есть первый признак отсутствия таланта. А что существует иной путь – систематический труд и воля, об этом в Харбине я еще не знала. Об этом я узнала неожиданно, когда начала делать модели музыкальных инструментов и исследовать жизнь Чайковских, на сорок восьмом году своей жизни, уже в Алапаевске».

Но от возвращения в Россию ее отделяли тогда еще годы и годы. Она еще закончит в Харбине музыкальную школу по классу фортепиано, выйдет замуж, уедет с мужем в Шанхай, переживет голодные годы японской оккупации, и, наконец, в 1947-м, наотрез отказавшись ехать с матерью в Америку, сядет на океанский теплоход, идущий во Владивосток. И никогда не пожалеет о своем решении вернуться на родину.

В Алапаевск, как и Чайковский веком ранее, она попала случайно. «Нас привезли в Свердловск, где было распределение – кто куда хочет, в Москву, в Ленинград, совершенно свободно. Но я настолько тогда ненавидела Шанхай, что попросилась только в небольшой город, все равно какой, чем очень всех удивила. Так как я ехала как театральный художник, то мне предложили на выбор: или кукольный театр в Нижнем Тагиле, или драматический театр в Алапаевске. Я сказала, что мне все равно, что я не знаю ни того, ни другого, и получила направление в Алапаевск помощником декоратора».

В 1948-м театр из Алапаевска уедет, а она станет преподавателем фортепиано в музыкальной школе, которая носила имя Чайковского и располагалась в бывшем «доме управляющих», где прошла частичка детства великого композитора. И однажды она задаст себе вопрос: «А что я знаю о жизни Чайковских в Алапаевске?» И ответит: «Ничего. Но хочу узнать…».

Впрочем, история создания Дома-музея Чайковского в Алапаевске начинается не с этого вопроса, она начинается с увлечения Веры Борисовны, не имеющего к жизни Чайковских никакого отношения, с того момента, когда она в 1958 году перочинным ножиком из первого попавшегося под руку куска дерева вырезала маленькую скрипочку. Так было положено начало ее уникальной коллекции музыкальных миниатюр, вскоре к ним присоединяются модели музыкальных инструментов, которые она делает по своим эскизам, выполненным в музее музыкальной культуры им. Глинки в Москве и музее музыкальных инструментов в Ленинграде.

В 1960-м она во время своего отпуска едет в Клин, на следующий год – Воткинск. Вскоре появляются сделанные ею модели комнат Чайковского – первые экспонаты будущего Дома-музея. Она работает в архивах, изучая переписку Чайковских, по крупицам восстанавливает обстоятельства их жизни в Алапаевске. Наконец, в 1965-м добивается принятия решения об открытии в бывшем «доме управляющих» мемориальной комнаты, посвященной великому композитору.

В 1966 году она знакомится с музыкантом Константином Ковальским, который дарит созданному ей музею свою удивительную коллекцию музыкальных инструментов: узбекские карнай и дутар, грузинские ствири, пандури и диплипито, украинскую бандуру, латиноамериканское банджо, канадскую пилу, японский ху-цинь, индийскую тамбуру и, наконец, терменвокс – так в музее появилась первая экспозиция музыкальных инструментов народов мира.

В 1970-х музей становится подлинным центром культурной жизни города – здесь проходят концерты, конференции, выставки, творческие встречи. О работе музея рассказывают по телевидению, о нем и его создательнице снимают фильмы.
И вдруг в 1983-м… все заканчивается: Дом-музей Чайковского на грани разрушения…

Он оставался на этой грани долгих четыре года. Спас его от полного разрушения … сам Петр Ильич Чайковский: в год 125-летия со дня рождения великого композитора его музеем в Алапаевске заинтересовалось ЮНЕСКО. Город неожиданно узнал, что на его территории расположен уникальный культурный объект. В 1988 началась реставрация — музей рождался заново.

И это рождение было одновременно исполнением и крушением мечты Городилиной.
«Мне представлялось, что наш музей должен стать музеем детства Чайковского, представлять период жизни Чайковских именно здесь, в Алапаевске. Мне хотелось, чтобы были восстановлены патриархальный быт и уют их времени – ведь именно они были источником чувств и музыки Чайковского. Мне хотелось, чтобы жилые комнаты непременно были обставлены как при Чайковских – это нетрудно было сделать, пусть подлинных вещей того периода не сохранилось, но это не так уж и важно, ведь там была казенная обстановка! В других же комнатах, я предполагала, будет представлено творчество композитора и непременно экспозиция, посвященная теме «Чайковский и современность».

Но художник Юрий Калмыков, человек, безусловно, талантливый, выдвинул совсем другую концепцию музея. Я очень горячо была против представленного им проекта, потому что в той идее, которую он выдвинул и которой он был просто одержим, не было ни алапаевского детства Чайковского, ни его семьи, ни окружающего его мира, а были только какие-то абстрактно-возвышенные космические мотивы. К сожалению, меня не поддержали, потому что от краеведческого музея было много молодых сотрудников, а молодежь всегда более восприимчива на новые идеи, чем люди такого закала, как я… Конечно, сейчас музей похож на дворец, нужно отдать Калмыкову должное, он сделал все красиво и возвышенно, но та атмосфера, в которой вырос Чайковский – она утрачена…».
Тогда, в 1989-м, ее не услышали. Но время все расставляет по своим местам: и то, что двадцать лет назад казалось современным и потрясающим, сегодня кажется надуманным и вычурным.

И, может быть, когда-нибудь мы придем в тот Дом-музей Петра Ильича Чайковского, о котором мечтала его создательница Вера Борисовна Городилина – в музей алапаевского детства великого композитора, детства, о котором он всегда вспоминал с тихой грустью и нежностью.

Олег БЕЛОУСОВ
Алапаевская искра от 22 января 2009
Категория: Алапаевск | Просмотров: 1824 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: