Суббота, 20 Апреля 2024, 11:14
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Сентябрь » 9 » Церковь в Нижней Синячихе, страницы истории
17:21
Церковь в Нижней Синячихе, страницы истории


Спасо-Преображенский храм, с. Нижняя Синячиха

В  архиве Нижнесинячихинского музея содержится целый кладезь информации, собранной Иваном Даниловичем за долгие годы: здесь его записки, чертежи, планово-отчетная документация по созданию музея, по истории и реставрации музейных памятников и многое другое.

Занимаясь реставрацией церкви в 60-70-е годы, Иван Данилович одновременно проводил и гигантскую научную работу, раскрыв многие аспекты истории строительства и архитектурные особенности нашего замечательного памятника. Сегодня исследования продолжаются на новом уровне, ведь становятся доступными новые источники, да и времени для проведения исследований у нас, последователей, больше, чем у Ивана Даниловича, который в одном лице создавал музейный комплекс в Нижней Синячихе.

Данная публикации основана на тексте доклада, подготовленного для конференции «Архитектурные памятники: безмолвные свидетели и очевидцы» (конференция состоялась в Нижнесинячихинском музее 16 апреля 2010 года).
Приведенная ниже публикация является научной, поэтому содержит ссылки на источники и литературу, которые использовались при ее написании.

Спасо-Преображенская церковь вот уже более тридцати лет один из наиболее заметных памятников Нижнесинячихинского музея-заповедника. Между тем в ее истории еще много неизвестного.

Изучением памятника в разное время занимались и реставратор храма И.Д. Самойлов, и специалисты Управления охраны памятников при Министерстве культуры СССР, и научные исследователи. В их поле зрения по большей части попадали вопросы, связанные с peставрацней, обеспечением сохранности, а также с изучением архитектуры памятника1.

Данное сообщение "выводит в свет" первые результаты научных изысканий по истории Нижнесинячихинского прихода и церкви. 

При проведении научно-исследовательской работы автору пришлось столкнуться с двумя обстоятельствами, которые ограничили возможность создать цельную картину по данной теме.

Первое обстоятельство можно охарактеризовать словами «слишком поздний старт». За десятилетия работы музея никому не пришло в голову записать воспоминания старожилов села, из тех, кто еще помнил местные события, происходившие до революции, в годы Гражданской войны и коллективизации. В связи с этим, конечно, значительный пласт информации для нас безвозвратно утерян.

Второе обстоятельство связано с ограничением доступа к архивным материалам. Большая часть фонда, в котором содержатся материалы по истории церквей данного периода, уже не первый год закрыта для исследователей, так как находится на реставрации.

История села началась с того, что в 20-х годах XVIII века на реке Синячиха, в трех верстах от впадения ее в реку Нейву, был построен завод. Он получил название Синячихинского. Поначалу здесь производилась ковка железа из чугуна, выплавляемого в Алапаевском заводе. Вблизи завода образовалось небольшое поселение. В 50-е годы XVIII века в Синячихе была построена небольшая деревянная церковь Преображения Господня, но к концу XIX века она сильно обветшала.

Первое упоминание о каменной Спасо-Преображенской церкви (которой посвящено сообщение) мы находим в «Описании заводов хребта Уральского, составленного пермским берг-инспектором П.Е. Томиловым». Побывав на Нижне-Синячихинском заводе в 1807 году, он указывает, что в числе прочих построек здесь имеется «церковь каменная о двух пределах: в нижнем во имя Покрова Пресвятой Богородицы, вверху Преображения Господня. За неокончанием строения службы еще не производятся» 2.

Данное сообщение дополняется более поздними по времени сведениями. «Клировые ведомости» на Спасо-Преображенскую церковь (1891 г.) и книга «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии»3, изданная в начале XX века, взаимно дополняют друг друга. Мы выясняем, что построенный нераздельно с колокольней каменный двухэтажный храм начат был постройкой в 1794 г. и к 1823 г. в основном закончен. Нижний храм в честь Преображения Господин был освящен в 1807 г., а верхний, В честь Преображения Господня, освящен в 1845 году. Таким образом, строительство велось более 50 лет.

В чем причина долгостроя?

Церковь строилась на средства заводовладельцев Яковлевых и сборы с рабочих завода. В 30-е годы XIX в. Нижнесинячихинский завод был ликвидирован. Возможно, по этой причине окончательное завершение работ по его устройству так растянулось, ведь обычно церкви при действующих заводах строились быстрее.

Несмотря на закрытие завода, служители храма в Нижней Синячихе вплоть до 1917 года получали содержание не от епархии, а от заводской конторы Яковлевых, ведь Нижняя Синячиха входила в состав Алапаевского горного округа.

Причт нижнесинячихинской церкви находился в ведении благочинного Алексеевской церкви г. Алапаевска

По административно-территориальному делению приход Нижнесинячихинского завода относился к Верхотурскому уезду.

Во второй половине XIX в. к приходу Нижнесинячихинского завода относились, наряду с Нижней Синячихой, четыре окрестные деревни: Кабакова, Путилова, Ямова, Халемина4. Штат церкви в середине XIX в. состоял из четырех человек: священник, дьякон, дьячок и пономарь5. С 70-х гг. XIX в. произошло сокращение на одну штатную единицу, теперь приходу полагались священник и два псаломщика. С открытием в соседнем селе Останино Александро-Невской церкви (1906 г.) в ее приход отошли деревни Кабакова и Путилова, прежде находившиеся в составе прихода Нижней Синячихи, а штат, сократившись еще на единицу, приобрел следующий лаконичный вид: священник и псаломщик6.

Количество прихожан в 1891 году составляло около 3200 человек7. В 1915 году (после передачи в приход с. Останино двух деревень) составило около 2200 человек8.

Приходские священники менялись довольно часто, это было характерно не только для прихода Нижнесинячихинского завода. Проследить жизненный путь каждого из них - задача не из простых. Здесь мы коснемся судьбы только одного синячихинского священника.

Звали его Николай Павлинович Удинцев. Он родился в Нижней Синячихе в 1861 году в семье священника Нижнесинячихинской церкви Павлина Александровича Удинцева. Закончив Пермскую духовную семинарию, приехал в Синячиху, где стал исполнять должность священника, а его престарелыйотец-священник ушел на покой. В 1895 году был перемещен в другой приход, но служил там недолго, в следующем году снова вернулся в Нижнюю Синячиху. Потом снова несколько лет службы в других приходах, и только в первом десятилетии XX века Николай Павлинович снова вернулся в свой родной нижнесинячихинский приход. Здесь в 1915 году и закончился жизненный путь этого священника.
По воспоминаниям старожилов села, в церковной ограде нижнесинячихинского храма в середине ХХ века можно было увидеть несколько могил с надгробными плитами. Никто не помнит, кто там был захоронен. С большой долей вероятности в двух из них покоились священники отец и сын Удинцевы. 
Со священником Николаем Павлиновичем Удинцевым связано и возникновение одной исторической неточности.
В 2002 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви канонизировал в лике новомученников российских священномученника Николая Павлиновича Удинцева, священника Преображенской церкви Нижнесинячихинского завода Верхотурского уезда. Утверждалось, что он якобы был расстрелян красноармейцами в 1918 году в с. Коптелово.


Удинцев Александр Николаевич, старший сын священномученника Удинцева Николая

Как вы, наверное, догадались, произошла путаница. Николай Павлинович скончался еще в 1915 году. Разгадка кроется в том, что в одни и те же годы в Верхотурском уезде служили два священника с фамилией Удинцев, и обоих звали Николаями.
Но один был Николай Павлинович, а другой Николай Александрович. В действительности, красноармейцами в Коптелово был расстрелян священник Николай Александрович Удинцев, служивший тогда священником коптеловской Вознесенской церкви. Правильным было в документах по канонизации указать Николая Александровича Удинцева, священника Вознесенской церкви с. Коптеловского Верхотурского уезда, а не Николая Павлиновича Удинцева, священника Преображенской церкви Нижнесинячихинского завода. Эта ошибка была замечена и, к примеру, издание 2008 г. «Жития Святых Екатеринбургской епархии» уже содержит исправленную информацию9.

Источников по истории приходов сохранилось немного. Клировые ведомости, заполнявшиеся ежегодно на каждый приход, представляют достаточно ограниченный объем сведений, в основном статистического и справочного характера.

Печатный орган епархии -епархиальные ведомости - существенно дополняет данные клировых ведомостей, поскольку содержит данные о повседневной жизни приходов, но здесь внимание сосредоточено, в основном, на центральных приходах и храмах. Подавляющее большинство приходов, особенно сельских, оставалось в тени.

И все-таки кое-какие крупицы, рассказывающие о жизни и проблемах прихода Нижнесинячихинского завода, удалось обнаружить. Они были найдены в Екатеринбургских епархиальных ведомостях в публикациях, посвященных обзорам церквей епархии. Екатеринбургские епископы того времени, как впрочем и сейчас, периодически совершали поездки по вверенной им епархии. Материалы таких инспекционных поездок представлялись на страницах епархиальных ведомостей, как правило, в виде дневников. Минимум трижды - в 1887, 1901 и 1910 годах екатеринбургские епископы посещали (в числе других приходов) и церковь Нижнесинячихинского завода10.

Даже эти немногие сведения являются крайне важными, поскольку содержат информацию именно о нижнесинячихинском приходе.

Так, на екатеринбургского епископа Нафанаила, побывавшего в Нижней Синячихе в феврале 1887 года, большое впечатление произвела сама церковь. Вот что он пишет в дневнике: «Церковь здесь вовсе не похожа архитектурой ни на те, которые уже привелось мне видеть прежде, ни на те, которые обозрены позже в эту поездку: на ней 9 глав, из которых каждая имеет свой купол, размерами церковь в высоту 23 сажени, не менее и в длину... Снаружи церковь весьма красива»11.

Епископ обращает внимание и на черты скудости и бедности в жизни прихода. Он указывает дальше, что «внутри (в церкви) все скудно: старинный иконостас требует обновления, стены только побелены, но ризница довольно хорошая и утварь порядочная...»12.

Следующим в Нижнюю Синячиху заглянул епископ Екатеринбургский Ириней, это случилось в 1901 году Этот архиерей опять обратил внимание на ветхость иконостаса, на то, что иконы и иконостасе нижнего храма совершенно потемнели от времени, так что даже издали трудно разобрать написанные на них лики. Священник и церковный староста объяснили, что этот иконостас раньше находился в деревянной церкви, и что на устройство нового иконостаса уже составлен капитал. Ириней обратил внимание и на другие недостатки: храмовая икона помещена не там, где ей следует быть, у дверей алтаря нижнесинячихинского храма нет замков, а на паперти помещены иконы, лики которых решительно нет возможности разглядеть. Все потемневшие иконы владыка распорядился заменить другими.

Справедливости ради надо сказать, что в других сельских храмах ситуация обстояла не лучше. Довольно анекдотичная ситуация получилась в той же поездке, когда Ириней в одном из приходов заметил, что в иконостас помещены иконы исключительно святых, соимянных церковному старосте, членам его семьи и другим лицам, уважаемым в приходе.

В ноябре 1910 года очередной екатеринбургский епископ Митрофан отправился в поездку по приходам Верхотурского уезда. Было бы очень заманчиво узнать, остался ли доволен епископ новым иконостасом (если таковой все гаки был сооружен), каково было его мнение о недавно сделанной росписи сводов нижнего пажа, но... давайте лучше обратимся к дневнику:

«29 ноября (1910) отъезжали из Нейво-Экономического села в Нижнесалдинский завод в 6 часу утра. В виду такого раннего времени было решено не делать в Нижнесинячихинском заводе обычной остановки, чтобы не тревожить населения.

В предутренней темноте миновали Нижнесинячихинский завод»13.

Там мы не получили ответы на многие интересующие нас вопросы о жизни нижнесинячихинского прихода в 1900-е годы. 
Остается только предположить, что, скорее всего, в нижнем храме в те годы все таки был установлен новый иконостас. И косвенное подтверждение - роспись сводов нижнего храма, прежде только побеленных.

Датировать время создания росписей позволяет их программа. Живописец изобразил двух общероссийских святых Феодосия Черниговского, прославленного в 1896 году, и Серафима Саровского, прославленного в 1903 году. А вот следующего по времени канонизации святого - Иоанна Кронштадтского (1909 г.), здесь нет. Из этого можно сделать вывод, что роспись сделана в период не ранее 1903 года, и, скорее всего, не позже 1909 года. По оценкам иПо оценкам искусствоведов, уровень росписей довольно скромный и как бы "не дотягивает" до архитектуры самой Спасо-Преображенской церкви. Росписи выполнены в традициях русской академической школы, вероятнее всего, одной из артелей, работавших на Урале.

Еще один интересный факт, связанный с росписью нижнего храма. Под изображением Иоанна Крестителя реставратор храма И.Д. Самойлов еще в 70-е годы 20 века обнаружил надпись "Жертва Жукова И.П.". Было сделано предположение, что это фамилия мастера, погибшего при строительстве церкви. 14. Все специалисты, с которыми приходилось общаться, "в один голос" заявляют, что Жуков, скорее всего, фамилия человека, давшего деньги на роспись, а слово "жертва" в данном случае имеет смысл "пожертвование". Вообще же, как подчеркивают специалисты, подписи в монументальной живописи - явление очень редкое. Случай в храме Нижней Синячихи как раз из разряда уникальных.
По сведениями на начало ХХ века при Спасо-Преображенской церкви существовало церковно-приходское попечительство, а также был организован церковный хор из жителей Нижней Синячихи 15. Сохранились фотографии церковного хора, одна из них относится к 1908 - 1909 году, вторая - к концу 1920-х гг. Все эти годы хором руководил житель села Иван Ячменев.  
С начала 30-х годов ХХ века по всей стране началась волна закрытия храмов. Долгое время она обходила стороной нижнесинячихинский храм. Но в 1938 году с церкви были сброшены все колокола. В октябре 1939 года постановлением Уралоблисполкома церковь была закрыта 16.


Нижнесинячихинский любительский хор, 1907 г

Из сохранившихся архивных документов не ясно, какой повод выбрали власти для ее закрытия. Из протокола заседания президиума Уралоблисполкома можно увидеть, что в тот день решалась судьба сразу девяти культовых сооружений, разбросанных по вей области. Во всех случаяхоснованием для рассмотрения вопроса о закрытии являлись письменные ходатайства общих собраний жителей сел и районных исполкомов, а в случае с нижнесинячихинским храмом и еще одной часовней - ходатайство  только райисполкома. Почему? Вопрос остается открытым. Кое-кто из старожилов вспоминает, что последний батюшка М. Ховрин снял с себя сан и уехал из этих мест. Возможно, что церковь, лишившаяся священника, была закрыта. 


Спасо-Преображенский храм ДО реставраци

Драматические события уничтожения икон и церковной утвари старожилами освещаются по разному. Здесь опять можно посетовать на то, что время для опроса свидетелей событий уже упущено, Все, кто сейчас смог рассказать хоть что-то об этих событиях, знают это только со слов других людей, которых уже нет на свете. К тому же события, связанные с разорением церквей, всегда обрастали домыслами и слухами. По прошествии многих лет отделить правду от вымысла почти невозможно. Поэтому здесь считаю уместным просто привести цитату из дневниковой записи И.Д. Самойлова. Вне всяких сомнений, эта запись появилась после расспросов местных старожилов, может быть, среди них были те, кто (в отличие от опрошенных автором публикации) все-таки видел эти события своими глазами:
«Два иконостаса были разобраны, распилены пилой, расколоты топором и сожжены в костре при церковной площади... Четыре хрустальных паникадила были сброшены на пол и истоптаны. Иконы также были сожжены. Несколько больших икон были взяты колхозом и из них в тракторном вагончике сделали стол, лавки, нары, на которых спали трактористы. Руководитель погрома у себя дома из икон сделал уборную (туалет), в бане сделал полок и лавки, для жены наделал кружки для задавливания соленостей. Книги также были сожжены»17.
Здесь надо сделать ремарку. Иван Данилович обобщил в одной записи все бедствия, которые обрушились на храм. Между тем уничтожение имущества церкви, конечно, происходило не за один день.
Несмотря на то, что постановлением Уралоблисполкома предполагалось устроить в церкви культурное учреждение (клуб), это решение не было претворено в жизнь. Деревянный двухэтажный клуб в селе уже был, его окна как раз выходили на северный фасад церкви. 
Поэтому здание бывшей церкви отдали под нужды нижнесинячихинского колхоза.
На первом этаже разместили зерносклад, а второй этаж пока пустовал - поднимать и спускать зерно вручную не хотели.
В алтаре была устроена зерносушилка - большая железная печь с полочками над ней для просушки зерна. Еще одна зерносушилка - передвижная на колесах - стояла снаружи храма. 
Когда в 1947 году в Нижней Синячихе был организован детский дом, под него отдали двухэтажное кирпичное здание нижнесинячихинской школы. В связи с этим школьные занятия проходили в здании деревянного клуба, того, что стоял рядом с церковью. А под нужды клуба приспособили пустовавший второй этаж храма. 
Почти посередине поставили железную печь; высокие своды, уходящие в купол, перекрыли досками, чтобы протапливать меньший объем помещения. Алтарное пространство закрыли досками и простыней, перед алтарем устроили что-то вроде сцены. Перед сценой поставили в ряды длинные скамейки. Зрителям показывали концерты, киносеансы, а сдвинув скамейки к сцене, устраивали танцы. Старожилы вспоминают, что справа и слева от сцены стояли бюсты Ленина и Сталина.

Когда клуб вернули на прежнее место и второй этаж снова опустел, решили было устроить в нем зерносклад, дополнительно к складу первого этажа. На месте одной из лестниц, которая ведет на второй этаж, поставили элеватор для подъема зерна наверх. Там зерно ссыпали прямо на пол, высотой до метра. А в начале 60-х гг., когда надобность в зерноскладе на втором этаже церкви отпала, бывший верхний храм некоторое время служил школьным спортзалом. Один из старожилов вспоминает, как они школьниками там играли в волейбол.

В начале 60-х годов на паперти на первом этаже установили мельницу с приводом от электродвигателя18.

Для нижнесинячихинского совхоза бывший храм с его еще крепкими стенами продолжал оставаться важным в хозяйственном отношении объектом, заменить который было нечем.






Реставрация Спасо-Преображенского храма

Вот такой непростой путь прошла церковь Преображения. Созданная в начале XIX века талантливыми зодчими, она быстро стала главным архитектурным украшением не только, села, но и округи. Храм оказался неразрывно связан с судьбами жителей села, ведь в нем их крестили, венчали, отпевали. А спустя несколько десятилетий, в середине ХХ века, бывшая церковь была превращена в обычный склад.
Казалось, удивительный храм ожидает такая же печальная участь, как и многих его собратьев - быть разрушенным в результате небрежения и людского равнодушия. К счастью, судьба его неожиданно сменилась, сложившись счастливым образом. Но это уже совсем другая история.
В. Шайхиев, заместитель директора по научной работе Нижнесинячихинского музея-заповедника. 
Опубликовано в газете "Алапаевская искра" № 93, 96, 100, август - сентябрь 2012 года.


Открытие музея в сентябре 1978 года. Иван Самойлов – четвёртый слева в первом ряду. За его спиной Л.Ю.Кейт - реставратор и соратник Самойлова. Неизвестный фотограф.


Примечания
1 - Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. - Екатеринбург: Уральский рабочий, 1995.
Самойлов И.Д. Из дневников реставратора (1971 - 1978 гг.). - Екатеринбург: Банк культурной информации, 2002.
Каптиков А.Ю. Урал и региональные школы зодчества Вятки и Тобольска второй половины XVIII в. // Из истории художественной культуры Урала: Сб. науч. тр. Свердловск: УрГУ, 1985.
Масиель-Санчес Л.К. Каменные храмы Сибири XVIII века: эволюция форм и региональные особенности: Дис. канд. искусствоведения: 17.00.04: Москва, 2003. - 245 с.
Паспорт на Церковь Спасо-Преображения. Главное управление охраны памятников Министерства Культуры СССР. 1988.
2 - Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII-XIX вв. Сборник документальных материалов. - Свердловск, 1956. - с.188.
3 - Государственный архив Свердловской области, ф.6, оп.4, д.51, л.57-64 об.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург, 1902. - с.215 - 217.
4 - Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА Спб), ф.804, оп.1, д.280, л.1.
5 - ЦГИА СПб, ф.804, оп.1, д.278, л.34
6 - Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год, Екатеринбург, 1909. с. - 87.
7 - Подсчитано по: ГАСО, ф.6, оп.4, д.51, л.64 об.
8 - Подсчитано по: Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1905 год, Екатеринбург, 1915. - с. 56.
9 - Жития святых Екатеринбургской епархии. - Екатеринбург Екатеринбургские епархиальные ведомости. 16 сентября 1901 г., №18. - с.799.
Екатеринбургские епархиальные ведомости. 13 марта 1911г. - с.293.
10 - Екатеринбургские епархиальные ведомости. 4 апреля 1887 г., №13. - с.307. Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008. - 804 с.
11 - Екатеринбургские епархиальные ведомости. 4 апреля 1887 г., №13. - с.307.
12 - там же.
13 - Екатеринбургские епархиальные ведомости. 13 марта 1911 г. - с.293.
14 - Самойлов И.Д. Сокровища Нижней Синячихи. - с.22.
15 - Екатеринбургские епархиальные ведомости. 8 августа 1910 г. №30. - с.518.
16 - ГАСО, ф.88р, оп.1, д.4694, л.227.
17 - Самойлов И.Д. Из дневников реставратора (1971 - 1978 гг.). с.69-70.
18 - Воспоминания В.Е.Абрамовой, Н.Д. Кондратьева, Ю.Е.Перовских, К.А. Бугаевой, А.А. Черных, В.Д.Халемина, В.М.Балакина, Е.И.Стрехниной. Научный архив музея.


Приказ областного управления культуры о включении Нижнесинячихинского музея в государственную сеть


Этот снимок принесла в газету "Алапаевская искра" дочь Анфисы Вячеславовны Римшиной Надежда Петровна.
- Мама работала бухгалтером стройуправления в Верхней Синячихе, - рассказывает она. - Был такой период времени, когда у Ивана Даниловича не было денег, чтобы оплатить за восстановление храма. Пришел к ней, попросил помочь в финансировании, и она ему помогла. А позже, встретившись на праздничном гулянии в Нижней Синячихе, он со словами: "Если бы не Вы, вряд ли удалось осуществить задуманное", вынул из кармана эту фотографию, подписал и вручил маме. Так она оказалась в нашем семейном архиве. 

(Из газеты "Алапаевская искра" №96 от 30 августа 2012 г. Светлана Вострикова)

Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 2475 | Добавил: Мария | Теги: церковь, Нижняя Синячиха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar