Пятница, 22 Ноября 2024, 00:42
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Январь » 13 » 445 авиационный завод в Алапаевске (эвакуация в войну)
19:05
445 авиационный завод в Алапаевске (эвакуация в войну)
С конца июня по декабрь 1941 года было эвакуировано из центра на Урал, в Сибирь и другие восточные территории СССР 1523 промышленных предприятия, в том числе 1300 крупных, в основном военных, заводов.

Один из них в конце октября 1941 года прибыл из Москвы в Алапаевск. Это был 445-й авиационный завод. Директор Ленков, секретарь партбюро Мартыненко, секретарь комитета ВЛКСМ Стельмах. По прибытии в Алапаевск завод разместился в центре города в большом двухэтажном здании бывшей фабрики-кухни (так в довоенное время называлось это здание), на ул.Ленина. Сегодня здесь находится центр занятости населения, рынок "Кристина”, хлебный магазин. Другая часть завода была размещена на территории ДОКа. который передал ему часть своей территории и цехов. К заводу были также прикомандированы ИТР и служащих - 14 человек, рабочих -222 человека.

Многие алапаевцы работали на этом заводе. Татьяна Ивановна Фоминых, вспоминая о работе на заводе, рассказывает:

- Я работала на 445-м авиационном заводе на сборке планеров. Завод эвакуировался к нам из Тушино. Размещался он в самом центре города Алапаевска. Здесь же в этом здании была рабочая столовая. Особых разносолов не было, весной и летом варили суп даже из крапивы, нам давали в день по 800 граммов хлеба плюс еще по 400 граммов на иждивенца. Работали по 12 часов, с 8 утра до 8 вечера, а следующая смена с 8 часов вечера до 8 часов утра. Приходилось иногда работать и сверхурочно. В основном трудились молодые. Но из тех, кто работал со мной в войну, сейчас уже никого не помню, ведь прошло столько лет! Запомнилась только Дуся Наумова. Она работала вместе со мной. Жива ли она и где сейчас живет, не знаю.


Дирекция завода, мастера и кадровые рабочие - все были москвичи. Готовую продукцию -десантные планеры - принимали военпреды. Многие алапаевцы, в основном молодежь, пришли работать на 445-й авиазавод. Узнав о заводе, Тамара Музафарова и ее подружка, Валя Власова также пришли сюда. Их цех находился на территории ДОКа. Работали вначале учениками. Вскоре молодые девушки освоили свою профессию и их поставили на основную работу. Тамара работала на разметке с шаблонами, которые накладывались на фанерные листы, а после разметки их выпиливали и зачищали. Эту работу выполняли уже рабочие из москвичей и наши опытные специалисты.

Видя старание и грамотность Тамары, поставили ее выполнять работу учетчика. Она вела учет всех выполненных работ в цехе и заполняла наряды. На заводе была очень строгая дисциплина. Этого требовала обстановка военного времени. Все трудились под девизом: "Все для фронта, все для победы!”

Вместе с девчатами работали на заводе и молодые 15 и 16-летние парни. Они еще не доросли до своего совершеннолетия. Их не брали на фронт. Но и в тылу у них было ответственное дело. 15-летними пареньками пришли на авиационный завод Василий Никонов, его средний брат Николай Постовалов, Михаил Кокшаров и др. Поставили их на сборку крыльев. Навешивали они на собранные крылья элероны. Здесь же на первом этаже, где они работали. была сборка фюзеляжей и всей остальной конструкции десантного планера. Готовые планеры проверяли ОТК, а потом каждый планер принимал военпред.

Проводились испытательные полеты планеров на Алапаевском аэродроме. Затем готовые планеры перед отправкой разбирались, грузились на автомашины и ночью их везли на вокзал. Они грузились в вагоны и платформы. Их отправляли к месту назначения.

Через два года в мае 1943-го 445-й авиационный завод демонтировал свое оборудование, погрузил в вагоны и отбыл обратно в Москву. Огромный состав грузовых вагонов и теплушек 13 суток добирался до Москвы. Теперь уже апапаевцы ехали в столицу.


Первый эшелон завода прибыл в Тушино на то место, откуда он был эвакуирован на Урал в Алапаевск. Приехавших в Москву заводчан поселили в одном из учебных заведений. Большие аудитории приспособили под жилье, поставив в каждой из них переборки из фанерных щитов. Здесь жили и работали. О том суровом военном времени Василий Никонов вспоминает так:

- В Тушино мы начали делать самолеты ИЛ-2. Я выполнял ту же работу, что и в Алапаевске. Со мной вместе работали наши алапаевские ребята. Это были Михаил Кокшаров, Петр Солдатов и другие.

Жили трудно, как все. Свои впечатления о тех днях у Тамары Музафаровой: "Как только начинался налет вражеской авиации, мы с рабочими подымались на крыши цехов, потому что немцы с самолетов бросали зажигалки. Если они падали на наши крыши, мы их хватали железными клещами и бросали в ящики с песком..."

Все невзгоды военного лихолетья испытали на себе наши земляки-алапаевцы в то суровое время войны. Там, в Тушино-, в 1943 году была создана бригада, которую направили в прифронтовую полосу, доставили к месту назначения под Орлом на самолете "Дуглас". В ее составе были слесари, столяры, маляры. Их боевой задачей был ремонт боевых самолетов, которые побывали в воздушных сражениях. В эту бригаду в числе других попали алапаевцы Василий Никонов, Михаил Кокшаров, Петр Солдатов. Иногда аэродром, где они работали, подвергался налетам вражеской авиации. Его бомбили. Воздух содрогался от разрыва бомб. Никонов, вспоминая об этом, рассказывает: "По тревоге мы бежали в лес, благо он был рядом. По первости натерпелись страху, а потом, со временем, привыкли к боевой обстановке. Жили тут же на аэродроме в землянках вместе с летным составом'.

В октябре 1943 года бригада рабочих возвратилась в Москву. Но они работали уже на сборке знаменитых самолетов Ла-5.

Так наши апапаевцы вписали еще одну славную страницу в летопись о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. После войны не все алапаевцы вернулись домой. Часть из них осталась жить и-трудиться в Москве.

Краевед Ю.АБРАМОВ

На фото: В.Никонов, Т.Музафарова (ныне Мустафина)
Категория: Алапаевск | Просмотров: 1573 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 igo030152 • 18:28, 02 Февраля 2018
Мой отец Перовский Павел Петрович с 1940-43г.г. был директором 445 завода
4 июля 1941 г. в соответствии с приказами НКАП №167/622 и №641с от 7.7.41 г. завод №445 был передан в систему НКАП из НКсудпрома с присвоением названия Государственный Союзный завод №445 НКАП. Опять как планеростроительный при вновь образованном планерном 11ГУ НКАП. Освоено производство десантного планера РФ-8 (А-7). Директор завода - П.П.Перовский. Гл.к. завода - О.К.Антонов. В .9.41 г. О.К.Антонову выдано задание на разработку крыльев к танку Т-60 (планер-танковоз "КТ", далее назывался А-Т) (10777).
avatar
Похожие записи, из рубрики: