Понедельник, 13 Июля 2020, 16:13
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [155]
Верхняя Синячиха [144]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [27]
Храмы, часовни, соборы [78]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [159]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [230]
Дорога узкая, железная [9]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Не поле перейти (об Евгении Новоселове)
Никто из них не хотел умирать (солдаты ВОВ села Голубковского)
Благоустройство дворовых территорий и игровых площадок домов 14, 15, 16 по ул. Октябрьской, в поселке Верхняя Синячиха, 2020 год
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2020 » Март » 8 » Воспоминания о зарождении культуры в Коптелово
23:15
Воспоминания о зарождении культуры в Коптелово
Как все начиналось
(воспоминания о зарождении культуры в Коптелово)
До революции в селе Коптелово из объектов культуры были только церковь, два кабака да маленькая церковно-приходская школа. Изменения пришли в село после окончания гражданской войны. В 1919 году в селе появилась изба-читальня.

Спектакли ставили комсомольцы в революционные праздники. Перед началом спектакля - коротенький доклад, даже не доклад, а рассказ о празднике, о революционном событии. Постепенно население села Коптелово, деревень Таборы, Исаковой, Пешковой и Ермаки узнали о Парижской коммуне, о событиях 1 Мая, Ленском расстреле (расстрел рабочих на золотых приисках в апреле 1912 года), о Кровавом воскресенье 9 января 1905 года, о революциях 1905-1907 годов, Февральской и Октябрьской.
В постановках участвовали: Шурка Коптелов, Женька Широков, Агнюша Егорова, Женька Ястребов. Вместе с нами играли на сцене и коммунисты братья Широковы, Михаил и Петр Матвеевичи, Устинья Калинина, Данило Трубин и многие другие. 
Сначала мы ставили пьесы Чехова "Медведь", "Выстрел". Современных пьес не было. А надо было рассказывать со сцены, показывать зрителям советскую, действительную жизнь. Казалось, что я, окончившая гимназию, должна уметь писать сценарии, и мне поручили как можно скорее написать антирелигиозную пьесу. Я написала и назвала ее "Торжество правды", почти ничего не придумывая, все взяла из действительной жизни. 
Много раз мы ставили эту пьесу. На спектакли приезжали учителя из Арамашево и Алапаевска. В 1922 году "Торжество правды" поставили и комсомольцы Нижнего Тагила перед началом карнавала "Комсомольская пасха". Потом эту пьесу ставили уже профессионалы - артисты Нижнетагильского драматического театра. Сохранилась у меня пьеса "Бытовые сценки" и несколько листов пьесы "Не то". А еще были написаны "Ударим по разрухе", "Пять лет революции" и детские пьесы "Дедка и репка", "Красная шапочка". 
Комсомольцы из села Коптелово, не видавшие игры артистов-профессионалов, ставили не только пьесы-агитки. Ставили и серьезные - "Бедность - не порок", "Гроза", "Не все коту масленица" Островского. "Медведь", "Выстрел" Чехова. "Власть тьмы" Толстого. "Бурмистерша", "Бабы" и другие. Показывали комсомольцы и "живые картинки". Репродукций картин у нас не было и мы их "создавали" сами. Показывали бытовые сценки "Бабушкины сказки", "Пять лет революции". 
Концерты в 1919-1920 годах сначала ставились силами церковного хора, но коммунисты и комсомольцы в хоре пели. Сначала разучивали революционные песни. Но не так легко было уговорить петь эти песни отдельных членов церковного хора. 
У солистки хора Раисы Степановны был чудесный голос, но она была очень религиозна и поэтому при пении "Интернационала" отказывалась петь слова "Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и ни герой". Чтобы сломать упрямство девушки, недолго думая, посадили ее в "холодную", но она упорно твердила: "Безбожные слова петь не буду". Чем бы закончился этот конфликт - неизвестно, если бы не вмешался в самоуправление сельского совета Алапаевский уездный комитет партии. С 1921 года церковный хор больше не участвовал в концертах комсомольцев. Комсомольцы, ученики, учительницы и коммунисты пели под аккомпанемент гармонии Александра Коптелова. 
Ю. Телегина.

Несколько слов об авторе статьи:
В 1925 году Нижнетагильсий окружком партии направил ее на учебу в Академию Коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской в Москве. Училась четыре года, последние два - училась и вечером работала учительницей на рабочих курсах. Потом трудилась учительницей и завучем, директором до 1954 года. Последние пять лет работала в Заполярье. С 1955 года - пенсионерка, инвалид 2 группы. Живет в г. Ульяновске, где проработала 15 лет.
Статья газеты "Алапаевская искра" №5 от 30.01.2020
Категория: География района | Просмотров: 80 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar