Четверг, 21 Ноября 2024, 23:56
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2014 » Июль » 29 » Успенская церковь Верхней Синячихи
23:27
Успенская церковь Верхней Синячихи

…Но тщетно верить и надеяться.
Иных уж нет, и в пыль веков
Осели избы, кузня, мельницы…
Лишь храма каменный остов
Под небом хмурым изваянием.
Как крест всем тем, кто сгинул в прах,
Послужит шатким поминанием
Об их заслугах и делах…
М. Игнатьева

В одиночестве возвышается она, тянется к небесам из последних сил, пустыми окнами, как слепыми глазами, взирает на поселок, устремляется ввысь своей голой ободранной шеей без головы-купола. Каждая арка, словно рана, залита то дождями, то солнцем, плывущим по горизонту, льющим на небосклон нежный свет, греющим старый камень. Зори горят, как жертвенный костер. На фоне этого языческого неба немая церковь смотрится особенно беспомощно. Без креста, без купола, без алтаря и икон она похожа на простоволосую, нагую девку, опозоренную и пристыженную. И неприкрытое тело её, обожженное и раскрасневшееся, утопает то в зелени, то в снегу. Её заставили замолчать, ослепнуть и позабыть о пышных празднованиях Рождества и Воскресения Христова. С её рук содрали перстни-драгоценности.

Внешний вид Успенской церкви в наши дни, поселок Верхняя Синячиха Свердловской области

Внешний вид Успенской церкви в наши дни. Автор фото Владимир Макарчук

Только за что? Так и остается загадкой. Некогда желанная, теперь стала ненужной, как и многие памятники старины. Не бережет человек никакой своей истории, с каждым поколением набирает славу Ивана, родства не ведающего. А зря. Задумывался ли кто-нибудь когда-нибудь о том, как богата история старинных зданий, сколько могли бы рассказать нам, людям, те ветхие камни или бревна.

Ну и что ж такого? Ведь не одну ее коснулась жестокая длань разорителей 1930-х годов, скажете вы. Да, наверное… Тогда почему стоит считать Успенскую церковь поселка Верхняя Синячиха одним из чудес Земли Алапаевской?

Фрагмент картины С.А. Батакова. 1989 г.

Фрагмент картины С.А. Батакова. 1989 г. Фанера, масло

Советская власть оставила нам множество разрушенных памятников. Но любой житель большого поселка не представит себе жизни в Синячихе без этого храма. Так было многие века. Так будет еще многие годы. Без своей малой родины мы – потерянные дети. А Успенская церковь – это немалая часть истории родной земли, которую нельзя забывать. Ведь именно с церковью была связана жизнь каждого жителя Верхней Синячихи, наших отцов, бабушек и прадедов. Вычеркнуть ее, оставить незаслуженно в тени, все равно, что  вырвать большой кусок из жизни каждой семьи. Как не издевались над нею, как ни пытались стереть с лица земли… но церковь стоит, взирает на поселок слепыми окнами, напоминая о былом.

Именно поэтому здание, находящееся ныне по адресу Свердловская область, Алапаевский район, поселок Верхняя Синячиха, перекресток улиц Красной Гвардии и Советской  достойно носить звание одного из чудес Алапаевской Земли.

Ах, если б камни умели говорить, если бы мы могли различить их голос… Если б вот так замереть перед руинами и… Слышите, тихо, едва уловимо, словно ветер в кронах старых деревьев, ее шепот, кружева едва различимых слов…

«Святейшему правительствующему Синоду от Варлаама Архиепископа Тобольского и Сибирского…Доношение» - скрипит перо по желтой тверди бумаги, бормочут сухие губы….

«Пермского наместничества Алапаевского округа партикулярного господина подполковника Сергея Яковлева заводская контора (…) просила о построенном в объявленном его заводе, состоящим в приходе Нижне-Синячихинского же завода при двухприходной Преображенской церкви вновь каменной во имя Успенья Божьей Матери с приделом святителя Николая Чудотворца церкви (…) для того, что по причине всегдашнего означенных жителей в заводских работах нахождения в праздничные дни в  приходскую церковь отстоящую от Верхне-Синячихинского завода в 7 (семи) верстах к службам Божьим поспевать они не смогут» [18].

Просил Варлаам Великий Синод о построении нового храма для «613 душ, по расположению в каждом доме по 4 души, - 153 дворов», расписывал обязательства крестьян: «священнику Савве Попову, дьякону Ефиму Ланину и пономарю Алексею Серебрянникову производить в каждый год мастеровым с каждого человека от 7 до престарелых лет по 20 копеек, а крестьян хлебной руки священнику по пуду, дьякону по 30 фунтов, дьячку и пономарю по полпуду, да сверх того к лучшему их лучшему их продовольствию из угодных своих сенокосных мест имеют отвести для сенокосу способные места, с которых бы можно было сено поставлять всего не менее 500 копен,  под строение домов удобные места» [18].(см. Приложение 1)

И прилагала рука старца к письму резолюцию указную на сорока листах. Было то 7 января 1796 года.

Ответ не замедлил себя ждать. Уже 20 февраля было дано добро.

С наступлением тепла началось и возведение храма [11].

Деньги на строительство собирали всем миром. Мастеровые завода отдавали до 2% от своей зарплаты, жители посёлка других сословий платили специальный налог. Внесла свою лепту и заводская контора [10, 2, 3].

Клали камень с помощью специального раствора, в народе называемого божьим цементом, на куриных яйцах и извести замешанном. Яйца свозили со всех дворов.

Наши предки знали толк в строительстве. Главное и важнейшее отличие известкового раствора от цементного – его пластичность. Сама известь обладала таким качеством. А куриное яйцо – тот самый секрет мастеров -  усиливал сцепление микрочастиц, и придавал тем самым строению прочность монолита. Яйца использовали целиком. Ведь содержимое – это белок. А скорлупа – кальций. Использовали яйца с известью и в штукатурке церкви, придавая тем самым будущей церковной росписи  устойчивость к осыпанию.

В 1804 году был освящён холодный храм в честь Успения Божьей Матери.

В 1813 году освящён и тёплый (отапливаемый зимой) придел во имя Богоявления Господня. Придел примыкал к западной стороне Успенской церкви. Завершилось строительство в 1849 году освящением придела во имя Святителя Николая [13].

Крест у стен Успенской церкви Верхней Синячихи

Крест у стен Успенской церкви Верхней Синячихи. Автор фото Владимир Макарчук

Вот, что говорит нам «Ведомость о церкви Успенской» 1836 года [4]:

1. Построена 1796 года тщением прихожан.

2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, недостроена сверх сводов кладею и потому еще ничем не ограждена.

3. Престолов в ней три в настоящей холодной во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святителя Николая, не освященном; в пределе теплом во имя Богоявления Господня.

4. Утвари достаточно.

5. Причта положено по штату с построения церкви: священник, диакон, дьячок и пономарь (см. приложение 2).

6. земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной отведенной нет, а священноцерковнослужители сенными покосами довольствуются от Алапаевской заводской конторы.

7. Дома священноцерковнослужителей собственные деревянные, построенные на земле обывательской, кроме диакона, который проживает в квартире заводской.

8. На содержание церковносвященнослужителей от Алапаевской заводской конторы положено жалованье священнику 400, диакону 250, дьячку 175 и пономарю 150 рублей ассигнациями в год. Сверх того священнику 2 1/2 пудов сальных свеч (пуд равнялся 16 килограммам), 15 сажень квартирных дров (сажень была равна 2,134 метрам, имеется в виду количество дров, равное сажени), диакону – 10 сажень, дьячку и пономарю по 7 сажень в год. А за исправление мирских христианских треб получается на штат добровольного пожертвования от прихожан до 50 рублей серебром в год (прим.: 1909 году священник получал от заводоуправления 196 рублей, а псаломщик 50 рублей 94 копейки [22]).

9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, богаделен, домов и лавок,  не имеется.

10. Расстоянием сия церковь от консистории в 516, от духовного правления в 150 и от местного Благочинного в 16 верстах.

11. Ближайшая к сей церкви Нижне-Синячихинского завода Преображенская в 7 верстах.

12. Приписной к сей церкви нет.

13. Домовой в сем приходе не имеется.

14. Опись церковному имуществу сделана в 1803 году, скреплена присутствующим Иереем Матфеем Удинцевым и утверждена печатью Верхотурского Духовного правления.

15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Верхотурского Духовного Правления даны с 1809 года, ведутся исправно и хранятся в целости.

16. Копии с метрических книг с 1800 года хранятся в целости.

17.Исповедные росписи с 1800 года хранятся в целости (прим.: в церкви велись и хранились метрические книги с записями рождений, бракосочетаний и смертей, исповедные росписи, с именами прихожан, побывавших на исповеди, книги брачных обысков).

18. В обысковой книге, выданной за шнурком и печатью Верхотурского духовного правления в 1825 году и скрепкою присутствующего Иерея Иоанна Бабайлова; писанных 46 листов, неписанных не осталось.

Успенская церковь в наши дни

Успенская церковь в наши дни. Автор фото Владимир Макарчук

В 1885 году была образована Екатеринбургская епархия, в ведение которой и перешла Успенская церковь.

«Въ составъ прихода входятъ деревни: Чечулина – смежная съ заводомъ; Тимошина въ 2 вер.; Ясачная въ 15 вер. И С(е)верная въ 33 верстахъ», - сказано в книге «Приходные церкви Екатеринбургской епархии» [20] (Верста равна 500 саженям или 1,0668 км.).

В 1836 году приход насчитывал 584 мужчины и 628 женщин, в 1909 году - 1288 мужчин и 1348 женщин [13, 22].

С увеличением численности прихожан храм стал тесен. В 1896 году Богоявленский придел упразднили, а в 1898 году храм отремонтировали и расширили (отапливаемый печами бывший Богоявленский придел объединили с не отапливаемой Успенской церковью в общее помещение).

Вероятно, денег не хватило. Полуколонны по углам здания снаружи были сделаны не из кирпича, а из дерева и заштукатурены [23].

В «Словаре дачи Алапаевских заводов», составленном в 1897-1899 годах в описании Верхнесинячихинского завода значится «Каменная церковь простой архитектуры» [20, 21]. (см. Приложение 3)

Дни престольных праздников 22(9 по старому стилю) мая и 19 (6) декабря (дни памяти Николая Чудотворца), 28 (15) августа (Успенье Пресвятой Богородицы) широко отмечались в посёлке. После праздничной службы на площади возле церкви открывалась ярмарка, на которую приезжали крестьяне окрестных деревень.

Службы в церкви сопровождались пением любительского хора, которым руководил с 1908 года псаломщик Вячеслав Иванович Дягилев. (На обелиске, установленном на площади посёлка в 1967 году, в списке красногвардейцев, погибших во время Гражданской войны значится Дягилев Вячеслав Иванович. [23])

Фотография доски памяти героям Гражданской войны с именем В.И. Дягилева

Фотография доски памяти героям Гражданской войны с именем В.И. Дягилева

Фотография доски памяти героям Гражданской войны с именем В.И.Дягилева

В фондах музея хранится фотография хора, сделанная в 1909 году. На фотографии запечатлён регент хора Дягилев и священник Иван Лукич Попов, служивший в Успенской церкви с 1903 года [22].

В 1904 году в посёлке организовался социал-демократический кружок. Политическую литературу, полученную по почте, хранили в церковной ризнице. Член кружка слесарь Иван Иванович Маньков, занимавшийся ремонтом и чисткой медной церковной утвари, сделал в своём шкафу для инструментов двойное дно. Церковнослужители об этом даже не догадывались. Сам же Иван Иванович был неграмотным [23, 6].

Февральская революция 1917 года взбудоражила посёлок. По воспоминаниям В.Д. Перовского весной 1917 года в посёлке создаётся ячейка партии социалистов-революционеров (эсеров), возглавил которую «поп А.В. Александровский и переименовал её в «Союз крестьянский за землю и волю» [5].

Октябрьская революция 1917 года привела к кардинальным переменам в стране. 21 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [3].

Декрет объявлял всё имущество церкви народным достоянием. Здания и предметы, необходимые для богослужения, передавались в бесплатное пользование религиозным общинам.

Начавшаяся Гражданская война отсрочила выполнение новых законов. С 26 сентября 1918 года до 20 июля 1919 года Верхнесинячихинский завод занимали части Белой армии. Перед отступлением Красной армии, 7(20) августа 1918 года состоялся пленум исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов, который принял решение спрятать все документы. Секретарь Верхнесинячихинской организации РСДРП\б Черепанов Иван Емельянович и командир красногвардейского отряда Кайгородов Пётр Яковлевич спрятали партийные документы и архив церкви в штольне Чехомовского рудника (ныне рудничные ямы).

Черепанов вскоре погиб в бою под Верхнейвинском. Кайгородова военная судьба забросила на Дальний Восток, в родной посёлок он вернулся только в 1926 году. Когда документы раскопали, оказалось, что они подмокли и сгнили [23,15,7,8]. Хорошо, что метрические записи велись в двух экземплярах. Таким образом, погибли вместе партийные билеты синячихинских коммунистов и документы церкви [23].

В 1920-е годы Советская власть, осознав невозможность быстрого уничтожения церкви, взяла курс на её подчинение и разрушение изнутри. В 1922 году создаётся так называемая обновленческая церковь. 23 февраля 1922 года был принят декрет «Об изъятии церковных ценностей». Екатеринбургский архиепископ Григорий, противившийся изъятию ценностей, был арестован. Большинство церквей епархии переходят на позиции обновленчества [23,14].

Обновленческой ориентации придерживается и духовенство Успенской церкви. В посёлке организуется обновленческая община, которой передаётся храм. В конце 1920-х годов политика советского государства в отношении церкви изменилась. Началась антирелигиозная кампания, сопровождавшаяся массовым закрытием церквей и притеснением духовенства. В списках лишённых избирательных прав по посёлку Верхняя Синячиха на 11 декабря 1928 года и 19 января 1930 года значатся священник Кукшин Виктор Александрович (1882 г. р.), его жена Кукшина Ольга Сергеевна (1890 г.р.) и мать Кукшина Александра Андреевна (1865 г. р.).

В списке на 11 декабря 1928 года значатся также священник Попов Иван Лукич (1843 г.р.) и псаломщик Новошин(?) Николай Евстафьевич (1883 г.р.), учительница Новошина(?) Анна Петровна (1882 г.р.), его жена [23,17,1].

В воспоминаниях жителей посёлка упоминается «отец Иван» как последний священник.

Купол Успенской церкви

Купол Успенской церкви. Автор фото Владимир Макарчук

В 1930-1935 годах в доме священника размещалась фабрично-заводская семилетка (вообще она занимала несколько зданий), затем почта. В конце 1960-х годов дом сломали, место заровняли как территорию перед новым зданием почты.

Партийная организация ВСМЗ приняла решение закрыть церковь и направила своё решение в поселковый Совет. 4 февраля 1932 года расширенный пленум Верхнесинячихинского поселкового Совета постановил: «Решение парторганизации о закрытии церкви закрепить. Просить РИК закрыть церковь в 24 часа после получения материалов от поселкового Совета».

Но одного желания парторганизации оказалось недостаточно. С новым предложением о закрытии церкви и открытии в ней клуба выступили рабочие доменного цеха ВСМЗ. В посёлке провели кампанию по сбору подписей с жителей о закрытии церкви, на всех предприятиях проводились собрания по этому поводу. И если рабочие завода, рудника и АУЖД почти единогласно подписались за закрытие церкви, то среди остального населения поселка только 21,7% поддержали идею.

Президиум Верхнесинячихинского поселкового Совета 29 ноября 1932 года постановил: «Требование рабочих доменного цеха поддержать. Церковь закрыть и превратить в культурный цех» [23,2].

В списке лишённых избирательных прав на 18 декабря 1932 года значится священник Чечулин Виктор Алексеевич, 48 лет. Имеется пометка «выбыл» [23,16].

Церковь закрыли, но клуб в здании размещать не стали. В 1919 году, в доме управляющего уже был открыт молодёжный клуб, который и стал клубом металлургов. Здание церкви перешло в ведение поселкового Совета и использовалось в качестве складского помещения. По инвентаризации на 1 января 1937 года в документах значится церковь и «кумпола» (судя по размерам, это купол Успенской церкви и колокольня: 13,90 х14,17 м и 4,50 х 4,50м). Ограждения вокруг церкви уже отсутствуют.

План Успенской церкви Верхней Синячихи 1932 года

План Успенской церкви Верхней Синячихи 1932 года

Инвентаризационные документы: план Успенской церкви 1932 года

Из той же инвентаризационной описи узнаем следующее:

«Фундамент каменный.

Стены оштукатуренные и окрашенные, кирпичные.

Снаружи побелено. Полы серые.

Потолки сводчатые, кирпичные, штукатуренные, мозаика и краска, крыша железная.

Имеется электричество.

Канализация и водопровод отсутствуют.

Система отопления 0/4.

Процент износа на день обследования – 63%.

Тротуаров и мостовых нет.

На момент инвентаризации служб не проводилось, т.к. здание являлось складом» [12].

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 ноября 1944 года был образован Синячихинский район с центром в посёлке Верхняя Синячиха. Зданий, пригодных для размещения районных учреждений в посёлке не было. В западной части церкви вместо колокольни надстроили второй этаж, где некоторое время находились детская библиотека и народный суд. Подниматься туда приходилось по узкой железной лестнице. Основной четверик здания занял хлебозавод. В здании проводились перестройки для нужд хлебозавода, в частности переделали алтарную часть. Высокая температура и влажность привели к разрушению кирпичной кладки. В апреле 1982 года свод храма обвалился. Хлебозавод закрыли [23,9].

Некоторое время в здании располагалась автомастерская (1990-е гг. XX в.). Рабочие ЖКО разобрали алтарную часть храма, а камень использовали на бытовые нужды.

В 1995 году храм был возвращен верующим.

В 2001 году началась реконструкция старой Успенской церкви. Постановлением главы администрации поселка был разрешен снос деревьев, растущих рядом с руинами:

«Рассмотрев представленные документы о сносе деревьев вокруг Храма Успения Пресвятой Богородицы и в связи с планировкой и благоустройства его постановляю:

Разрешить снос деревьев в количестве 11 штук, так как создают препятствие в связи с планировкой и благоустройством Храма Успения Пресвятой Богородицы.

С данными постановления ознакомить всех заинтересованных лиц» [19].

Немногим позже обрядили старый храм в леса. В 2002  году принялись за расчистку территории, установили поклонный крест рядом с церковью. В то же время проводили богослужения во временном молитвенном доме на приходской территории по адресу Свердловская обл., Алапаевский р-н, пос. Верхняя Синячиха, ул. Ленина, 116. (см. Приложение 3)

Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы в пос. Верх.Синячиха

Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы. Фото Н. Женишек, 2005 г.

К сожалению, многое в России, не доделывается до конца. Вот и забросили работу на начальной стадии, снова покинули люди церковь. Тяжело восстанавливать разрушенное, ведь ломать – не строить. Решили, что проще возвести новое.

9 октября  2011 года Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин закладки первого камня и памятной плиты в основание будущей церкви в честь Успения Божией Матери по адресу Свердловская обл., Алапаевский р-н, пос. Верхняя Синячиха, ул. К.Маркса. Над памятной плитой был установлен деревянный Поклонный крест.

Июль 2013 года…  Новая церковь все еще находится в состоянии строительства. В скором времени планируется внутренняя отделка храмового здания, после чего в него будет перенесен иконостас, его освятят и начнутся богослужения. Для отопления планируется установить электрокотел [24]. Старый же храм снова брошен на произвол судьбы и дождей…

Новый храм Успения Пресвятой Богородицы в Верхней Синячихе, Свердловская область

Новый храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото В.М. Кутенёва, 2012 г.

Зайдите под древние своды, замрите… слышите? Нет не гул, не эхо, не ветер в узловатых ветвях деревьев … то голоса намоленной земли, отголоски благодарностей и прошений, долгими годами звучащих в стенах… Это - память наших прадедов и бабушек. Неужто не сохранить ее для потомков? Неужто проще возвести современную церковь из безжизненного кирпича?

Мы выделяем миллиарды в какие-то непонятные нанотехнологии, а вековая история умирает на глазах. Пройдет еще пару десятилетий и наши дети и внуки уже не смогут увидеть даже развалин прошлого...

Использованные источники:

1 - Алапаевский городской архив, ф. 3, оп.2, д. 1, л.38-39

2 - Альманах «Истоки», 2000 г.. М 9, с.208

3 - Большая Советская Энциклопедия, т.50, с. 401

4  - Ведомость о церкви Успенской Пермской губернии Верхотурского уезда Мурзинского благочиния Верхнесинячихинского завода за 1836г, копия - научный архив

музея, п.31, д. 1, п. 33, 13 ;

5 - Воспоминания В.Д Перовского, п. 71, д.12, л. 5

6 - Воспоминания В.Д Перовского, п. 71, д.12, л.12.

7 - Воспоминания В.Д Перовского, п. 71, д.12, л. 7.21

8 - Воспомининия Н.А. Просолупова, п.48, д.3, л.1б об.

9 - Записи В. В. Косых - научный архив, 11.81, т. 7, л. 88.

10 - Записи краеведа Н.С. Шарина - научный архив Верхнесинячихинского музея, п. 43, т. 1, л. 406

11 - Записи краеведа Н.С. Шарина – научный архив Верхнесинячихинского музея, п. 43, т. 2, л. 4-6.

12 - Инвентарная карточка на строение - научный архив музея, п.31, д. 12-15.

13 - Клировая ведомость Успенской церкви за 1836 год. Копия - научный архив Верхнесинячихинского музея, п.31, д. І

14 - Лавринов В. Возникновение и распространение обновленческого движения на Урале в 1920-е гг. \ Седьмые Татищевские чтения. Екатеринбург, 20082, с. 442-450.

15 - Начало организации красногвардейских отрядов Алапаевского района - научный архив, п.12, д.6, л.3-4

16 - Нижнетагильский архив, ф. р-220, д.10, л.57, выписка - научный архив музея, п.20, д. 8

17 - Нижнетагильский архив, ф. р-220, д. 10, выписка - научный архив музея, п.20, д. 9

18 - Прошение Варлаама о построении Успенской церкви. Копия Л.9 ф. 7.96 от 77 Д-5

19 - Постановление главы администрации пос. В. – Синячиха Н. В. Шибаловой от 27.08.2001г №62 о сносе деревьев в пос. Верхняя Синячиха.

20 - «Приходные церкви Екатеринбургской епархии»  Екатеринбург, 1902г.  Получено из библиотеки им. Белинского.

21 - Словарь дачи Алапаевских заводов - Екатеринбург, 1901г., с. 17

22 - Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год, копия - научный архив музея, п.31, д. 10

23 - Статья А.Р.Дунаевой «Деньги собирали всем миром»,  выпуск АИ №2 от 12 января 2012 года.

24 – Вечерний Алапаевск №24, Алапаевская Искра №62 от 13 июня 2013 г.

 

О причте Успенской церкви

Прошение Варлаама о построении Успенской церкви


***

В декабре 2016 года в номере 12 журнала "Уральский Следопыт" вышла статья М. Игнатьевой об Успенской церкви поселка В. Синячиха "Храмы тоже плачут".

Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 2421 | Добавил: Мария | Теги: церковь, Верхняя Синячиха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: