Пятница, 22 Ноября 2024, 00:36
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Январь » 20 » Тагильский Рождественский монастырь
15:46
Тагильский Рождественский монастырь

Из пяти действующих ранее на территории Алапаевского района православных монастырей самым первым и недолговечным был Рождественский мужской монастырь по реке Тагил, просуществовавший 21 год и сыгравший важнейшую роль в основании и экономическом развитии первой в Верхотурском уезде знаменитой Тагильской слободы.

В своих исторических трудах ученые А. Дмитриев (Верхотурский край в XVII веке. Пермь, 1987, стр. 138) и И. Токмаков (Описание города Верхотурья с уездом. М.. 1899, стр. 28) указывают одну и ту же дату основания монастыря на высоком правом берегу Тагила при впадении в него речки Булихи - 1604 год. Как известно, в этом же году в Верхотурье был заложен Никольский мужской монастырь. Воевода Степан Годунов, с целью закрепления за уездом новых земель на востоке и привлечения туда русских переселенцев, обратился с челобитной к царю Борису Годунову выделить землю и позволить строительство второго монастыря вдали от города. Вскоре на то было получено письменное благословение Московского патриарха Гермогена. На облюбованное место ранней весной пришли игумен Авраамий да строитель старец Варлаам с "охочи-ми", "гулящими" и "ярыжными” людьми. Застучали топоры. зазвенели пилы, глухая безлюдная окраина уезда огласилась человеческим шумом. К концу года, в канун Рождества Христова, строители срубили небольшую трехглавую церковь с многозвучной колокольней. И дали старцы ей имя - Рождественская. А трехглавая - в честь Святой Троицы (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Так возник Тагильский Рождественский монастырь, вокруг которого оседал всякий люд: беглые, пришлые, бобыли, захребетники, пашенные крестьяне, ямские охотники. С основанием близ монастыря Тагильской слободы в 1613 году хозяйственная жизнь его активизируется, земельные и сенокосные владения увеличиваются. В 1621 году монастырь посетил первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприян. Он ходатайствовал перед государем об установлении жалованья священнослужителям. Из Москвы пришла особая грамота: "Игумену государева жалованья денег по 6 рублей, муки по 7 пудов, круп и толокна по 1 пуду в год. Велено также отвести землю и всякие угодья из порожних земель в достаточном количестве для пропитания братии”. (А. Дмитриев. Верхотурский край в XVII веке. Пермь, 1897, стр. 138).

В 1624 году по дозору М. Тюхина в Тагильском монастыре было 10 келий: "Одна для игумена, другая для строителя, шесть келий для монахов и две - для нищих. В монастырской ограде было два двора, принадлежащих белому духовенству (живущие в миру в отличие от монашества, уходящего от мира сего) - священнику и дьячку, двор просвирницы и двор пономаря. Существование белого духовенства указывает уже на то, что здесь, кроме монастыря, находился и погост”. (И. Токмаков. Описание города Верхотурья с уездом. М., 1899, стр. 29)

Расположенный на водном и сухопутном торговых путях, монастырь рано начал втягиваться в товарно-денежные отношения. Монахи занимались не только хлебопашеством, но и овчинно-кожевенным и пимокатным ремеслом. Свои изделия продавали на рынке. Среди сплошной неграмотности населения слободы монастырь являлся центром распространения письменности и чтения. Здесь велась летопись, собирались книги о житии святых, картины на религиозные сюжеты.

Но не суждено было Рождественскому монастырю долго жить по своему общежительному уставу. Его хозяйственно-экономический и культурный расцвет прервал неожиданный набег кочевников татаро-калмыков в 1625 году. Монастырь стоял на окраине слободы, поэтому подвергся нападению первым, приняв на себя главный удар и дав приготовиться к обороне жителям слободы. Он не был обнесен частоколом, как Невьянский. Малочисленные монахи не были обучены ратному делу, как в Невьянском монастыре. Поэтому неверные басурманы с ходу разграбили монастырь, сожгли церковь, кельи и клети, убили настоятеля Макария и старца Филарета. Тагильский Рождественский монастырь перестал существовать.

В 1626 году началось строительство нового, уже семикупольного храма в честь семи обрядовых христианских таинств (крещение, причащение, священство, покаяние, миропомазание, брак, елеосвящение). Храм был освящен в августе в праздник Преображения Спасово, поэтому был назван Преображенским и стал главным в большом приходе Тагильской слободы. Его причт составляли священник Иванищев, дьякон Терентий, пономарь Онтипка да просвирница Фекла. Этот деревянный храм действовал 154 года, пока совсем не обветшал. В 1780 году был построен новый каменный двухэтажный с двумя алтарями: в нижнем этаже в честь святого преподобного Михаила Малеина, а в верхнем - в честь Преображения Христа. В советское время, время борьбы с религией, этот прекрасный храм, чудо архитектурного искусства, постигла та же участь, что и всех церквей в стране. Он был разрушен, а служители культа лишены всяких человеческих прав и сосланы в неизвестность.

Вот такова краткая история Тагильского Рождественского монастыря.

И. ЖИЖЕЛЕВ, краевед.

Альманах "Истоки" №9 от 2000 г, также статья опубликована в газете "Алапаевская искра" №137-138 от 25 октября 1996г. 
Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 888 | Добавил: Мария | Теги: церковь, география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: