Пятница, 22 Ноября 2024, 00:28
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Октябрь » 29 » Солдат Петр Васильевич Кайнов, Нижняя СИнячиха
18:42
Солдат Петр Васильевич Кайнов, Нижняя СИнячиха
В начале года управлением образования Алапаевска совместно с редакцией «Алапаевской газеты» и музеем Алапаевского металлургического завода был объявлен конкурс рефератов среди учащихся школ под названием «Бессмертный полк». В конкурсе приняли участие работы, рассказывающие о членах семьи - участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Предлагаем вашему вниманию документальный проект учащейся - победителя конкурса.

Великая Отечественная война живет в каждом из нас. И каждый старается помнить тех, кто прошел ее, или погиб, но погиб геройски. Мы стараемся беречь ветеранов Великой Отечественной войны - наших родных и близких, живущих в наших семьях. Так и моя семья. В нашей семье жил ветеран - мой прадедушка Петр Васильевич Кайнов. Так как я часто его видела и общалась с ним, я много знаю о той войне по его рассказам. А рассказать ему было о чём.

Тема конкурса рефератов «Бессмертный полк». Мой дед тоже был в том строю, в том полку.


Петр Васильевич Кайнов родился 24 декабря 1924 года в селе Нижняя Синячиха в большой семье: мать, отец и 12 детей. Перед войной его отца в 1937 году репрессировали, старший брат служил в армии. И остался он в семье за старшего мужика - кормильца. Учился, но пришлось идти работать. Получил только три класса образования. Устроился на работу в колхоз, там был определен на подсобные работы: жал хлеб, работал на косилке. Мирно жил, мечтал о будущем.

Когда началась война, ему было 16 лет. А на фронт его призвали 5 марта 1942 года в возрасте 17 лет прямо с работы. К нему прибежала уборщица и сказала, что его вызывают к председателю. Там сразу отправили в военкомат, да еще и отругали, потому что не сразу явился. Объяснил, что был в поле. Все получилось быстро. По дороге на железнодорожный вокзал увидел соседку, попросил передать матери, что уходит на фронт. Так и не попрощался с родными...

Отправили Петра в Тюмень. Был определен в школу младших командиров, где обучали снайперов. Окончил школу младших сержантов. Приехали так называемые «покупатели», набрали будущих десантников. Не хватало четырех человек. Но требовалось, чтоб вес был не менее 75 килограммов, а рост 165 сантиметров. А у Петра только - 155. Старшина замолвил словечко «кормят там хорошо - рост наберет, да поправится!» Так его определили в 9-ю воздушно-десантную армию в Раменском под Москвой.

Первое боевое крещение Петр получил на Карельском перешейке, под городом Ладейное Поле. Десантники были заброшены в тыл врага. Граница проходила по судоходной реке Свирь. Вдоль нее проходила линия Маннергейма (президента Финляндии). Вдоль нее финны вырыли окопы, сверху на 1 метр залили бетоном и еще на 80 сантиметров - каучуком. Для ведения боя и наблюдения служили амбразуры. Снаряды реактивных установок «Катюш», падая на каучук, не взрывались, а «танцевали», подпрыгивая. Эти снаряды имели площадь поражения до 200 кв. м, и такую силу поражения, что огромный камень-валун мог превратиться в пыль. «Катюши» начали обстрел. Каучук плавился. Финнам, задыхавшимся от дыма, пришлось выбегать на воздух, где они были встречены огнем из автоматов десантников.

Вскоре, в деревне Тигрята, во время боя, дедушка был первый раз ранен. Десантники засели в мельнице, откуда били по финнам из минометов. Вражеские снайперы сидели на соснах, пристегнутые специальными ремнями. Их и называли «кукушками». Одного дедушка подстрелил из снайперской винтовки. В ответ пуля просвистела совсем близко. Дедушка замер. Решил пойти на хитрость: выставил на палке шапку. Тут-то и был ранен в правое плечо пулей навылет.

Дед участвовал в боях за освобождение Молдавии, Румынии, Венгрии, Братиславы. В Югославии сражались вместе с партизанами, где дедушке довелось общаться с Иосифом Броз Тито, командиром партизанского соединения, будущим руководителем социалистической Югославии. Когда наши десантники наткнулись на партизанский дозор, совместно разрабатывали и успешно проводили операции по обстрелу немецких поездов.

Во время службы даже в разведке были случаи предательства, диверсии. Один капитан самовольно менял распоряжения начальства. Однажды, когда дедушка изучал карту, по которой ему предстояло провести 5 пулеметчиков и 39 автоматчиков на правый фланг; капитан приказал идти на левый фланг Дедушка пытался возвратить, но капитан отрезал: «Будешь еще рассуждать?» Молодой солдат Дима проследил за капитаном, который подошел к вывернутому с корнем дереву, где была спрятана немецкая рация. Когда капитан вышел в эфир, молодой разведчик махнул дедушке. Тот подбежал и в упор расстрелял капитана. Дедушка знал, что ему придется отвечать, но он решился на этот шаг, потому что были надежные свидетели и неопровержимые улики.


Дедушка принял командование ротой разведчиков. Сам решил проверить левый фланг, куда посылал капитан. Договорились: если выстрелит, остальные займут боевую оборону. Осторожно подкравшись, убедился, что там была немецкая засада, в бой вступать не пришлось. Пятерых разведчиков отправили на правый фланг, где за перевалом на третьей речке должны были встречать югославские партизаны. За остальными вернулся связной.

Вскоре после совместной с югославскими партизанами диверсионной акции за дедушкой приехали из особого отдела. Тот капитан оказался немцем по происхождению, по фамилии Бауэр. До войны он учился в нашей военной академии и был на хорошем счету, ему доверяли. Дедушку арестовали, рацию-улику изъяли, ребят свидетелей отправили в разные части. Дедушке грозил трибунал. Но из Москвы приехал помощник начальника особого отдела, который вел дело «Слюсаря». Оказалось, что за ним давно следили.

Но дедушке все ровно присудили 6 месяцев штрафбата. Наказание отбывал на Синявинских сопках, где велись боевые действия. Земля там была каменистая, окопы не копались. Среди штрафников были офицеры, даже подполковники. Как-то одному капитану и дедушке дали задание подорвать неприятельский ДЗОТ. Была зима. Ночью в маскхалатах ползли медленно: когда месяц светил ясно -таились, когда спрячется за тучку - дальше ползли. Задание выполнили, ДЗОТ подорвали. Но один осколок угодил дедушке в левую ногу. Считалось: кровью искупил свою «вину». Но дело «Слюсаря» этим не закончилось. В госпитале, где лечили дедушку, на американском автомобиле прибыли люди в штатском, опять учинили допрос. Правда, один, высокий, подбодрил: «Держись! Твоя возьмет!» Дедушка разнервничался: «пусть лучше расстреляют, чем такое подозрение».

Потом за дедушкой прислали шофера с автоматом наперевес. Мелькнула мысль: «за смертью моей приехали». Знакомые санитарки - девчата из Алапаевска - Дуся Харлова, Лида Балакина и Дуся Журавлева заплакали. Все документы по делу «Слюсаря-Бауэра» нашли. Начальник особого отдела, который отправил дедушку в штрафбат, оказался замешанным в деле. Дедушку снова расспросили, как было дело. А главной-то улики нет, от нее избавился полковник-особист. Правда, всех солдат-свидетелей нашли, которые подтвердили рассказ дедушки.

В 1944 году дедушка за разоблачение немецкого шпиона был награжден орденом Отечественной войны. Еще хотели дать ему отпуск, но войска были секретные, сам был нужен на передовой. Выслали матери премию в 50000 рублей, и она купила корову.

Потом освобождали Венгрию, Чехословакию, Австрию. В Германии дедушку ранило в живот: пуля прошла на вылет около самого позвоночника не задев жизненно-важные органы.

Когда война закончилась, особо отличившихся начали отбирать на Парад Победы. Со всех частей набрали целый эшелон будущих участников прада, в том числе и моего деда.

В Москве они жили в казармах, целыми днями маршировали. Строились по «ранжиру»: впереди высокие, дальше - пониже, дедушка был в последних шеренгах. Он представлял 100-ю дивизию 298-го гвардейского дважды Краснознаменного ордена Кутузова полка 3-го Украинского фронта.

После Парада Победы вернулся в Венгрию. А потом воевал в Японии.
Домой приехал 6 мая 1947 года. Так как дедушка служил в секретной части, письма домой писать было нельзя. Его мама даже не знала, жив ли он. А он, везунчик, выжил, несмотря на все военные перипетии.

Возвращаясь на Родину, в Свердловской Области встретил соседа и домой добирались вместе. Дедушка попросил зайти к его матери первым, подготовить ее. Но она не поверила, пока не увидела сына собственными глазами. И потом еще долго рассматривала его, то признавая, то не признавая в этом возмужалом солдате своего дитя.

Дедушка был награжден орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Отечественной войны 1 степени, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За взятие Вены», «За победу над Германией», медалью Жукова, получил благодарность Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза товарища Сталина за овладение столицей Австрии - Веной, имеет все юбилейные медали.

В 2005 году, Петр Васильевич Кайнов принял участие в Параде Победы на Красной площади в честь 60-летия Победы.

Мой дед не очень любил рассказывать о своих боевых наградах. А я видела его слезы, когда расспрашивала о той войне. Он плакал и рассказывал мне это с такой болью, которую не чувствовать нельзя.

Я хочу, что бы люди, которые ознакомятся с моей работой, никогда не забывали о подвигах наших прадедов, ценили и уважали их, ведь с каждым годом их становится все меньше! Подвиги моего деда, простого уральского парня из небольшого посёлка, это человеческий подвиг. И невольно задумываешься над тем, а смогли бы мы, наше поколение, также, как они, храбро, не задумываясь о своей жизни, защищать свою Родину, своих близких.

Своим прадедом я очень горжусь, ведь именно он подарил мне чистое небо над головой и тишину по ночам! А он считал своими главными наградами своих четырёх детей, девятерых внуков и десятерых правнуков.

Е. КОНСТАНТИНОВА, школа №10
Статья из "Алапаевской газеты"№46 от 12 ноября 2015 г
Категория: Еще немного о солдатах... | Просмотров: 1043 | Добавил: Мария | Теги: Нижняя Синячиха, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: