Суббота, 27 Апреля 2024, 09:47
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Октябрь » 14 » С чего начиналась Гаранинка
16:21
С чего начиналась Гаранинка
Демобилизовавшись из рядов Вооруженных Сил в ноябре 1950 года, я приехал на родной Урал в село Голубковское. А спустя месяц устроился на работу в Гаранинский леспромхоз помощником вальщика. Помню, когда впервые попал в поселок, было там несколько бараков да пара-другая двухквартирных домов, магазин со столовой и клубом.

Нам, демобилизованным солдатам, молодым, в расцвете сил, нужна была работа и деньги, чтобы одеться, обуться. А в те времена в леспромхозе за перевыполнение нормы давали премиальные, и заработок в лесу был хороший. Рабочих же не хватало, большинство были сезонные колхозники да набранные по оргнабору.

С наступлением осенне-зимнего сезона леспромхоз переходил на скользящий график работы. Лес валили с помощью бензопил марки "Урал", мотористами тогда были И. Сердюк, Я. Соснитский, Прилипко (инициалы не помню), П. Брусницин, Г. Костромин, Г. Брусницин, В. Шестовских и И. Голуб. Валочные бригады создавали запас хлыстов для вывозки второй смене. Трелевку и вывозку леса производили на тракторах С-80 с помощью чокеров за вершинную часть хлыста. Трактористами работали И. Набоков, Н. Рачев, И. Ушаков, А. Петряков, И. Пятыгин, В. Черемных, В. Барышников, Н. Курочкин. Хлысты вывозили на эстакаду, где разделывали на сортаменты.

Разделка древесины считалась самой трудоемкой работой, механизации здесь не существовало никакой. Возле эстакады была проложена рельсовая дорожка, по ней катили нагруженную штабелем сортамента вагонетку, высота которого порой достигала двух метров. Разделку хлыстов осуществляли электрической пилой К-5, а когда случалось отключение, то разделывали вручную с помощью лучковой пилы. И все-таки бригады выполняли плановые задания и свои соцобязательства. Мотористами на разделке работали А. Беглых, М. Сидоров, Вахренев, Хмурчиков, А. Калугин, Г. Калугин.

Работали в лесу и женщины. Их привлекали для обрубки сучьев, сучкорезных машин еще не было, и женщины махали топором всю смену. Тяжело, конечно, доставалось, потому и брали на эту работу молодых женщин и девушек. Среди них были Е. Барышникова, М. Пырина, В. Окулова, П. Осташевская, Г. Васильева, В. Устинова, О. Фирсова, 3. Золова, Р. Найдунова, М. Костромина, Е. Бекенина, К. Барышникова, Л. Балакина, А. Антипова, В. Сивова, В. Хапова.

Интересно проходила погрузка сортаментов на вагон АУЖД. С помощью двух лошадей, одна с правой стороны, другая - с левой, а чаще вручную вагон наполняли древесиной. На погрузке работали В. Васильев, И. Терещенко, Н. Петряков, Кабанов, Шалаев, В. Аксенов, А. Антипов, Ф. Русаков, И. Новоселов, Недба, Бодунов. А. Ольшевский, Кокшаров, А. Томшин, В. Окулов.

Для выпуска качественной продукции в леспромхозе организовали цех под названием пилоправка. В нем затачивали поперечные и лучковые пилы и цепи для бензопил, изготавливали топорища, деревянные лопаты - все то, что требовалось на производстве. Все делали вручную два человека: А. Сидоренко и А. Бровин.

С приездом в Гаранинку нового директора В.Ф. Гриднева и главного инженера леспромхоза В.Д. Бурмистрова начали внедряться новые технологии по разработке, разделке и вывозке древесины. В конце 50-х, начале 60-х годов стали строить нижний склад, деревянные эстакады (их построили восемь), мачты с отбойным бревном, транспортер. С помощью тросов и лебедки разгружали хлысты на эстакаду, механизировали рельсовую дорожку - одним словом, весь цикл работы по разделке был механизирован.

К слову сказать, до строительства деревянных разделочных эстакад, они были земляные, где развозка и трелевка производились с помощью лошадей. Это был адский труд, особенно в дождливую погоду. Назову трудяг-рабочих, занятых на этом переделе работ: Н. Беляев, В. Набоков, В. Панов, Н. Кузнецов.

Существовавший в свое время в деревне Маньковой "Алюминьстрой", выполнявший спецзаказ для авиапромышленности, был ликвидирован, а рабочих и технику передали в Гаранинский леспромхоз. Получив порядка 30 машин, здесь стали внедрять и осваивать автовывозку с мастерских участков. Для автотранспорта построили боксы, механические мастерские, цех по ремонту и клейке камер, вулканизаторскую, цех по ремонту электропил и электромоторов. Был даже организован отдел капитального строительства. В памяти сохранились фамилии некоторых шоферов, работавших на вывозке леса. Это А. Ушаков, Андреевских, Меньшиков, В. Брусницин, Н. Закревских, А. Тонкушин. И. Фирсов, М. Беляев, А. Буньков, А. Рыженков.

Коллектив леспромхоза набирал силу. Годовой план заготовки древесины доходил до 280-300 тысяч кубометров. С подъемом производственных мощностей началось строительство жилья для тружеников леса. Построили новый клуб, восьмилетнюю школу, два магазина, больницу, столовую, контору леспромхоза. С приездом прораба В.Н. Харламова поселок стал застраиваться планово, обновились улицы; Союзов, Северная, Победы, Ленина. Дома строили двух- и трехквартирные, с надворными постройками для содержания скота. С фасада, вдоль улицы у каждого дома ставили штакетную изгородь, садили деревья и кустарники, Дороги на улицах оканавливали, а вдоль домов настилали деревянные тротуары. Летом поселок утопал в зелени. Кстати, очень хорошо работали в то время уличные комитеты и депутаты.

Люди стали лучше жить, неплохо зарабатывая, покупали мебель, ковры, холодильники, а кое-кто мотоциклы и даже авто. В свободное время все стремились в клуб, где проходило множество различных мероприятий. Тут и праздники, и торжества, когда награждали за труд передовиков производства. Леспромхоз не раз получал Красное знамя как победитель социалистического соревнования по выполнению государственного плана.

Д. ДЕНИСОВ, ветеран труда.
Алапаевская искра №47 от 7 апреля 2001 г

Категория: География района | Просмотров: 1315 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar