Пятница, 18 Октября 2024, 18:19
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Из истории деревни Нижний Яр
Стоит среди полей Бобровка (из истории деревни)
Из истории деревни Ряпосовой
Из истории деревни Боровой
Всадник на белом коне (эссе к 100-летию Г.К. Жукова)
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 11 » Пути-дороги к Верхотурским храмам
11:29
Пути-дороги к Верхотурским храмам

Про эти дороги, ведущие верующих людей - богомольцев и монахов - к святым местам Симеона Верхотурского, мне рассказывали мой отец Асафий Емельянович и бабка Акулина Степановна - монахиня из женского монастыря в селе, которое тоже прежде называлось Монастырь, а ныне его название - Кировское.
Еще в 50-е годы мой отец, потомственный охотник, показывал мне эти пути-дороги, уже порядком подзаросшие, идущие в обход болот и топей. А если же дорога проходила через мочажины, то она выкладывалась еланью из деревьев и называлась лежневкой.
После закрытия и разорения церквей и образования леспромхозов эти дороги использовали как технологические для перевозки на лошадях угля и дров к местам его перегрузки на станциях узкоколейной железной дороги.
Теперь этих дорог не найти. Они давно заросли, даже лес, выросший на них, местами вырублен или уничтожен пожарами. И только наткнувшись на полусгнившую елань и памятуя о прошлом, вспоминаешь - здесь проходила дорога к Богу.
Мне с отцом пришлось тоже пройти некоторыми из этих путей. Шли они от села к селу, через те села, где были храмы. От села Монастырь дорога вела через деревню Чикман на кордон Молебка (где, кстати, до 1928 года жили мой дед - лесничий-объездчик Александр Харитонович Подойников и бабушка Акулина Степановна с их приемной дочерью Леной, моей матерью). Далее урманами и болотами дорога проходила через Пустынку на мужской монастырь в Кыртомке, деревянный храм, сделанный без единого гвоздя. Сейчас этого храма нет, он сгорел во время пожара в начале 70-х годов. Далее путь следовал в женский монастырь в селе Бобровке, возможно, потом на Тагильский монастырь в Кишкинском и на поныне существующий Махновский тракт до деревни Сидоровой, по мосту через реку Тагил (его опоры до сих пор торчат из воды, сам же мост был сожжен во время гражданской войны то ли Колчаком, то ли красными) и далее, со слов жителей села Махнево, по Меркушинскому тракту, пересекая узкоколейную железную дорогу на Юкон (я бывал там в 70-х годах, ездил за клюквой на Шайтанское болото).
Другая дорога на Верхотурье проходила от села Невьянского через Первунову на нашу деревню Боровую и далее, в обход Чистого болота неподалеку от лесопункта Бобровка (ранее его называли Бобровское заведение) на Пустынку, где соединялась с дорогой от села Монастырь, о коей рассказано выше.
Многие деревни и поселения, по которым проходили пути богомольцев, ныне стерты с лица земли, все распахано, и только одинокие тополя кое-где напоминают о том, что здесь когда-то жили люди. Заброшены и мои две деревни - Нижний Яр и Боровая, это моя малая родина.
А в Нижнем Яру все еще стоит цела одинокая часовенка, которую до сих пор не удалось разломать варварам. Видимо, Бог не дает. Третий путь проходил по более торной дороге - из села Монастырь по салдинскому тракту через деревни Семеновку и Липовку, пересекая узкоколейную дорогу, недалеко от Ельничной, до деревни Рычковой, а далее уже по махневскому тракту.
А. СТАРЦЕВ, ветеран труда.
Статья "Пути-дороги к Верхотурским храмам" газеты "Алапаевская искра № от

Категория: География района | Просмотров: 16 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: