Четверг, 25 Апреля 2024, 08:36
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2018 » Сентябрь » 3 » Проект Мильковой А "Жемчужина народного искусства Урала" о музее-заповеднике Н. Синячиха
14:40
Проект Мильковой А "Жемчужина народного искусства Урала" о музее-заповеднике Н. Синячиха
"Без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья"
 Д.С. Лихачев


Вашему вниманию представляется проект учащейся 9 А класса школы №4 Александры Мильковой (руководитель Л.А.Коломенцева) "Жемчужина народного искусства Урала", который посвящается памяти Ивана Даниловича Самойлова, основателя музея-заповедника деревянного зодчества и народно-гс искусства. В сентябре этого года ему исполнилось бы 90 лет!
Наша современная жизнь стремительно ускоряется, и каждый современный человек обязан знать, среди какой красоты и каких духовно-нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать участие в сохранении культуры своей родины.

В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и наш Урал. В частности, до сих пор остается очень популярной тема жизни и творчества И.Д. Самойлова, его подвижнической деятельности в создании музея под открытым небом. История создания и формирования коллекции этнографического музея в Н. Синячихе - яркое явление в культурной жизни Урала. Музей под открытым небом стал одним из очагов широкого распространения науки и культуры в народные массы. Сегодня на территории площадью 64 гектара размещено более 20 памятников уральской старины. Не всегда есть возможность побывать в интересных местах родного края и полюбоваться их достопримечательностями, но благодаря виртуальному путешествию можно посетить знаменитые музеи и памятники искусства, прикоснуться к истории.

Я попыталась решить эту проблему через виртуальную экскурсию. Знания, полученные в художественной школе и на занятиях технологии в школе, позволили мне создать макет Нижнесинячихинского музея.

Музейная империя родного края

Нижняя Синячиха - село старинное, основанное еще в 1680 году, и находится недалеко от Алапаевска, километрах в 160 к северу от Екатеринбурга. Музей деревянного зодчества располагается в центральной части села Нижняя Синячиха, небольшого села, каких множество на Урале. Если бы не старания одного, достойного большого уважения человека - Ивана Даниловича Самойлова, человека высокого гражданского и духовного мужества, никто бы и не знал о его существовании. Краевед и просветитель, коллекционер и реставратор, директор и организатор, создатель Нижнесинячихинского музея-заповедника в Алапаевском районе Свердловской области. В 1946 году вернулся Иван Данилович в родную деревню Исакову Алапаевского района. На войне погибли два его брата: один - под Сталинградом, другой - на Курской дуге. Благодаря судьбу за то, что уцелел, Иван Данилович (единственный представитель рода Самойловых) заинтересовался своей родословной. Одновременно изучая историю родной деревни и других деревень Алапаевского района и соседних районов, он всерьёз увлёкся краеведением. Сначала собирал легенды, песни, сказки, притчи, потом заинтересовался археологией. В 1950-х годах заочно учился в Загорском сельскохозяйственном техникуме, окончил факультет районной планировки Московского института инженеров землеустройства. В Москве много времени проводил в музеях, библиотеках и букинистических магазинах, зачитывался книгами знатоков и защитников русской культуры - В.В. Стасова и Н.К. Рериха. У Рериха нашел такие слова: "Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь: какая красивая жизнь была. Какие красивые люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство". 
Самойлов пишет о себе: "Тогда, в послевоенные годы, эта красота ещё сохранялась. В какой-нибудь глухой деревеньке зайдёшь, бывало, в избу, да и ахнешь: так диковинно она расписана - рука сама тянется шапку снять у входа. Или прялку старинную увидишь, туесок, который хоть тотчас в любой музей неси". И стал районный землеустроитель Иван Самойлов жить  по рериховскому слову: "Дума о культуре есть врата в будущее”.

Работа землеустроителя обязывала к постоянным разъездам по деревням и сёлам. В свободные минуты делал зарисовки орнаментов на предметах быта, изучал роспись в крестьянских избах.
В 1950-х годах, заметив, как быстро стали исчезать расписные избы, рукописные и старопечатные книги, иконы, образцы художественного народного творчества, Иван Данилович стал собирать коллекцию. Прекрасным помещением для музея уральского искусства могло бы стать здание Спасо-Преображенского собора XVIII века, которое нуждалось в восстановлении. Главным смыслом жизни этого необыкновенного человека стали: реставрация Спасо-Преображенского собора, создание музея народной живописи, собрание предметов быта, создание музея деревянного зодчества под открытым небом.

Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.

Образцы деревянного зодчества

У Самойлова возникла идея собрать в селе Н. Синячиха лучшие старинные здания - образцы русского деревянного зодчества. Самой
лов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана огромная работа!

Здесь, прямо под открытым небом, о собора, создание музея народной живописи, собрание предметов быта, создание музея деревянного зодчества под открытым небом.

Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе.
лов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, здесь заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана огромная работа!

Здесь, прямо под открытым небом, воссозданы все постройки, характерные для среднеуральской деревни. Крестьянские усадьбы XVIII - XIX веков соседствуют с деревянной мельницей, кузницей, банями, колодцами и постоялым двором, строениями часовни, пожарной с дозорной вышкой - более двадцати памятников составляют Нижнесинячихинский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства. Это не просто музейные экспонаты, а память о жизни уральского крестьянина, представление о его нравственном идеале, его понимании прекрасного. Все, что веками окружало крестьян - дома с резными наличниками, расписными потолками и стенами, мебель, посуда, орудия труда, изделия народных умельцев, иконы местного письма, деревянная культовая скульптура - подарены Самойловым потомкам, чтобы они знали свои истоки и гордились ими.
У каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя особая судьба, своя неповторимая история. Спасо-Преображенский собор - грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому нет на Урале. Строительство храма началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы Яковлева). Однако закончили строительство и освятили храм лишь спустя почти 30 лет - в 1823 году. Гонения на церковь в советское время не обошли Нижнесинячихинский храм стороной. В 1937 году храм закрыли, колокола сбросили и переплавили, старинные иконы сожгли в костре, а настенные фрески отбили и закрасили. Здесь все постройки, характерные для среднеуральской деревни. Крестьянские усадьбы XVIII - XIX веков соседствуют с деревянной мельницей, кузницей, банями, колодцами и постоялым двором, строениями часовни, пожарной с дозорной вышкой - более двадцати памятников составляют Нижнесинячихинский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства. Это не просто музейные экспонаты, а память о жизни уральского крестьянина, представление о его нравственном идеале, его понимании прекрасного. Все, что веками окружало крестьян - дома с резными наличниками, расписными потолками и стенами, мебель, посуда, орудия труда, изделия народных умельцев, иконы местного письма, деревянная культовая скульптура - подарены Самойловым потомкам, чтобы они знали свои истоки и гордились ими.

У каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя особая судьба, своя неповторимая история. Спасо-Преображенский собор - грандиозный по своей красоте храм, выполненный в стиле сибирского барокко, аналогов которому нет на Урале. Строительство храма началось еще в 1794 году по указу заводовладельца Сергея Яковлева (сына основателя династии Саввы
ны сожгли в костре, а настенные фрески отбили и закрасили. Здесь разместили склад местного колхоза.

Сейчас в Спасо-Преображенском храме находится музей декоративно-прикладного творчества. Это уникальная коллекция народной росписи по дереву и рисунки на "бытовые" темы, коллекция расписных стен и потолков в избах уральских деревень. 
Удивительная белая горница, которая перевезена в Нижнюю Синячиху из села Мезень Алапаевского района, была расписана тугулымскими мастерами народной росписи по дереву еще в начале XX века, белая горница - самая чистая, onряная и красивая комната в доме, стены расписаны узорами по белой окраске стен. Коллекция икон уральского письма. Эта коллекция совершенно уникальна и не имеет аналогов нигде в России. В музее представлены несколько десятков икон, среди которых много тех, которые специалисты относят к старообрядческим.
Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. Избу собрали из нескольких старинных построек, стоявших в деревнях Таборы и Арамашка. Большое восхищение вызывающая в огороде за домом баня срублена всего лишь из трех бревен. Этим деревьям - примерно под полтысячи лет. Топилась "по-черному". Столь уникальное строение привезено сюда из деревни Городище Алапаевского района.
Крестьянская усадьба XVIII века украшена деревянной резьбой, более выразительным коньком и росписью. 

 Крестьянская усадьба XIX века. Этот дом более похож на современные деревенские дома. Он привезен из исчезнувшей в Лету деревни (...)сой Алапаевского района.

Здание заводоуправления -одноэтажное здание около пруда - то немногое, что осталось от Нижнесинячихинского завода. В здании заводоуправления самая интересная коллекция на территории всего музея-заповедника. Здесь размещены фотографии И.Д. Cамойлова от юности до самой последней, документы, связанные с ним, странички из дневников, а также в этом здании находится выставка картин алапаевских художников, изделий художественного текстильного ткачества.

Пожарное депо. Это здание перевезено из деревни Катышка Алапаевского района. На крыше здания пожарная каланча. Оттуда велось наблюдение за населенным пунктами местности. Завидев огонь, дозорный немедленно звонил в колокол. Для предупреждения жителей о пожаре существовал стоящий рядышком сплошной колокол, недалеко от которого стоит потемневший от времени чан для воды...

Острожная башня. Эта деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Является самым высоким сооружением музея-заповедника. Ее высота - 35 метров. Это первый экспонат музея. Ее перевезли сюда в 1979 году из поселка Красногвардейский Артемовского района.

 Часовня Савватия и Зосимы Соловецких. Построена в далеком XVII веке "беглыми сподвижниками Степана Разина". Привезена в Синячиху в 1981 году из деревни Кокшаровой. В здании часовни размещается музей резьбы ПО Дереву. Самый интересный экспонат данного музея - огромный, красивейший макет Крестовоз-движенского храма Кыртомского монастыря.

Часовня Вознесения. Датой постройки этой часовни считают начало XIX века. Находившуюся на грани полного разрушения часовню привезли сюда в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского уезда.

Часовня Александра Невского. Расположена на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре, издали она напоминает скорее беседку для отдыха. Эта часовня-ротонда ХIХ века была привезена из села Останино Алапаевского района.

Ветряная мельница. Мельница была построена в 1916 году в деревне Мочищенск глухого Гаринского района, а перевезена сюда в 1985 году. Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются (хотя могли бы). Это самый отдаленный экспонат музея-заповедника, расположенный на левом берегу пруда.

Спасская часовня. Часовня XIX века изначально была построена в селе Юрты, стоявшем в давние времена на Бабиновской дороге. По легенде, часовня была возведена в знак благодарности состоятельным купцом, которого исцелил от тяжелой болезни знахарь из села Юрты. В 1970-х годах полуразрушенная к тому времени деревянная часовенка архитектурной экспедицией была разобрана, перевезена и собрана в селе Шурала близ города Невьянска.

Постоялый двор. Этот двухэтажный постоялый двор стоял на Сибирском тракте в деревне Лучинкиной Тугулымского района. Он был построен в 1802 году и считается самой старой сохранившейся постройкой подобного типа.

Малые архитектурные объекты

Колодец с колесом. В Нижней Синячихе много колодцев самых разных систем. Один из них - колодец начала XX века - интересен большим деревянным колесом. С помощью прокрутки колеса приводится в движение деревянный валик. На него наматывается веревка или цепь, и поднимается наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Якорь. Рядом со сторожевой башней расположен памятник-якорь. У якоря своя история. Он был найден на реке Реж недалеко от села Арамашево.

Колокол. Для предупреждения жителей о пожаре служил и висящий рядышком меж двух столбов сплошной колокол. Бочка. За пожарной и колоколом стоит покосившаяся от времени пожарная бочка для воды, изготовленная полностью из дерева.

Прекрасный, удивительный музей -заповедник!
Статья Алапаевской газеты №23 от 7 июня 2012 г

____________
Еще по теме: 

Категория: Нижняя Синячиха | Просмотров: 961 | Добавил: Мария | Теги: Нижняя Синячиха, Самойлов И.Д. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar