Пятница, 22 Ноября 2024, 13:54
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2022 » Февраль » 3 » Подвиг алапаевских металлургов в годы ВОВ
15:45
Подвиг алапаевских металлургов в годы ВОВ
В июне 1941 года мирный труд советских людей был прерван вероломным нападением фашистской Германии. Весь наш народ встал на защиту Родины. 
Достойный вклад в разгром коварного и жестокого врага внесли труженики города Алапаевска и Алапаевского района. "Все для фронта, все для Побед!" - под таким девизом работали алапаевцы в суровые военные годы. Если требовалось, люди сутками не покидали рабочих мест. Многие женщины освоили традиционно мужские профессии. Одной из физически тяжелых на алапаевском металлургическом заводе являлась профессия вальцовщика. И одной из первых старших вальцовщиков-женщин стала Мария Богаткина. 
Мария росла в большой семье. У родителей было три дочери и шестеро сыновей. Естественно, что для воспитания у детей трудолюбия не надо было искать какие-то особые методы: всем хватало работы. 
Мария рано узнала цену трудовой копейки. Уже после окончания шести классов пошла в фабрично-заводское училище (ФЗУ), да к тому же в группу прокатчиков.  В первый год войны пришла в листопрокатный цех АМЗ и начала работать браковщиком. 
Война потребовала перестройки производства. И в листопрокатном цехе стали катать биметаллы для нужд фронта.  Из цеха все больше рабочих уходило на борьбу с фашизмом. На из место становились девушки. Мария не могла остаться в стороне и всем сердцем откликнулась на призыв партии к женщинам заменять мужчин, ушедших на фронт. 
Мария встала к прокатному стану.  Сначала была застановщиком. Работа эта тяжелая, не женская. Но тогда всем было трудно... Вскоре освободилось место вальцовщика. Вальцовщик - главная фигура в прокатке. Мария освоила эту сложнейшую профессию и долгое время работала вальцовщиком вместо ушедшего на фронт металлурга. 
Ее примеру последовали Мария Рудакова, Наталья Полоудина, Тамара Простолупова, Тамара Калинина и другие. 
Вспоминая о военной поре, Мария Ивановна прежде всего говорит именно о работе в прокатном цехе: "Быть вальцовщиком, особенно мне, девчонке, было очень трудно. Работа требовала огромного физического напряжения. И вот сейчас, когда прошло более 40 лет, я думаю: откуда у нас брались силы, рабочая смекалка и напористость? Наверное, от осознания необходимости нашего труда для разгрома врага. Фронту был нужен металл. Поэтому мы и отдавали все силы ради Победы. 
Нашими наставниками были кадровые прокатчики Михаил Волков, Михаил Козлов.  Они учили нас рабочей сноровке. И постепенно мы набирались опыта, втягивались в четкий, рабочий ритм.  Работали по 12 часов, а то и по восемь часов через восемь.  Иногда и домой из цеха не уходили, ночевали в бытовках, обогреваясь у печек-буржуек.  Питание в войну было известно какое, да и одежда поизносилась. Но трудности трудностями, а работали мы на совесть, давали в смену до двух норм.  Накатаем, бывало, кучу листов, погрузим на вагонетку, и лошадь везет ее до поворотного круга. Тут мы поднатужимся, повернем круг как надо" (воспоминания Марии Богаткиной, 1985 г). 
Была у Марии мечта попасть на фронт. Вспоминает: "В конце 1942 года пришла я в военкомат. А мне говорят: "Девчонка! Иди домой, куда ты такая молоденькая на фронт?!". А мне действительно тогда не было и восемнадцати. А из военкомата не ухожу. Меня спрашивают: "А ты не боишься?" - "Там, - говорю, - воюют такие же, как и я". Но мне тогда отказали",
И все-таки Мария решила попасть на фронт. И вот ее желание исполнилось. Тогда она была уже кандидатом в члены партии. 
Попала в зенитные части. Это был трудный период войны. В один из дней часть подняли по тревоге и повезли под Орел, затем под Белую Церковь и дальше на Дарницу. Зенитчиков поставили на охрану переправы через Днепр. 
В действующей армии Мария встретила День Победы, впоследствии до 1953 года служила в органах МВД. Затем двадцать лет работала в цехе маталлоизделий Алапаевского металлургического завода okbajdobwtq/ Отсюда в 1974 году вышла на пенсию. 
За самоотверженный труд внесена в Книгу почета завода, неоднократно награждалась почетными грамотами, получала благодарности. 
Но пример Марии не единичный. Десятки таких же девчонок работали на Алапаевском металлургическом заводе в это время. Работая в архиве музея, читая пожелтевшие листы воспоминаний, я ловлю себя на мысли: что же это за люди были такие - люди крепче металла, металл ломается, а они - нет.
Хочу привести еще несколько воспоминаний. Например, Наталья Карташова вспоминает: "В тяжелые годы войны в 1942 году, 17-летней девчонкой пришла на металлургический завод в новотокарный цех учеником токаря. Поставили меня учиться к пожилой женщине. Я сначала всего боялась, потому что на заводе была впервые, прямо со школьной скамьи. Подойдет ко мне учительница, положит на плечо свою тяжелую рабочую руку "Ты, Наташа, не бойся станка, а поближе к нему, смелее будь, долго учиться не придется, как можно быстрее схватывай главное, а все остальное само придет. Продукция, которую будем делать, пойдет прямо на фронт на разгром врага. Враг рвется к нам, на родную землю, сжигая все на своем пути", 
Через три месяца меня поставили работать самостоятельно. Мне очень понравилась работа. Нас работало на операции восемь человек. Девчата все молоденькие, работали с большим огоньком, в трудную минуту всегда готовы были помочь. Заготовку делали в другом отделении, резали, затем отжигали в печи и обжимали на прессе. 
Мы пойдем с девчатами, лопатами наложим на железо и везем к себе на рабочее место. Заготовка горячая, ждать некогда. Выливаем два ведра воды, полугорячую обрабатываем, задавали на станок прямо на ходу, а к концу смены из пальцев просачивалась кровь. Работали по 12 часов. Сменный мастер в перерыв приносил газеты, зачитывались последние известия с фронта, что наши идут вперед, заняли такой-то город, но несут большие потери. У каждого из нас в душе появляется такое чувство, что надо работать еще производительнее". 
Из воспоминаний вальцовщика прокатного цеха Тамары Простолуповой: "Я окончила 7 классов, дальше учиться не имела возможности, пошла работать на Алапаевский металлургический завод. Когда пришла в прокатный цех, мне было 16 лет. Мы, молодые рабочие-прокатчики, наравне с кадровыми рабочими включились в соцсоревнование, стараясь как можно больше дать Родине металла для нужд фронта. 
Кадровые рабочие уходили на фронт, нам, молодым парням и девчонкам, они передали эстафету труда. В начале 1942 года я начала работать вальцовщиком.  Моя бригада состояла из трех девушек. По всей стране в то время трудились под девизом "Все для фронта, все для Победы!" И мы, не жалея своих сил, в gkye. меру молодого задора и энергии работали, давали металл для фронта.
Трудным был 12-часовой рабочий день у клети. Нам еще не хватало опыта, рабочей сноровки, но нам всегда помогали советом опытные кадровые рабочие.  Помню, вначале сутунку задавали через валки 17-18 и более раз. Стоишь у клети, обливаешься потом. Дышит своим жаром на тебя раскаленный металл. А ты не сдаешься и думаешь только об одном: металл ждет фронт.
После настройки оборудования мы добились снижения количества пропусков до 7-8. Вначале катали не больше 300 листов, а потом увеличили прокат листов до 800 и более листов в смену.  В зимнее военное время лютые холода стояли на Урале. Помню, стоишь у клети, перебрасываешь пакеты, жжет лицо, грудь даром, а ноги примерзают к чугунным плиткам пола.  Были случаи, когда прихватывало морозом пальцы рук. Сутунку приходилось таскать на себе до каждой клети. Трудно было нашим девчонкам работать с мужчинами наравне, но мы не уступали им". После войны Тамара Простолоупова получила медаль "За трудовое отличие". 
Из воспоминаний лаборанта Н. А. Полухиной: В начале 1940 года я пришла в мартеновский цех контроллером ОТК, через год перешла в химическую лабораторию. Не успела как следует освоить работу, началась война. 
День 22 июня 2941 года запомнился навсегда. Это был ясный, солнечный день, город жил нормальной жизнью. Металлурги по однодневным путевкам выехали в дом отдыха "Старики". Было легко и весело, собирались в столовой к обеду, и вдруг из репродукторов раздались страшные слова - сообщение о нападении Германии на Советский Союз. Никто не стал ждать автобус, все пошли по направлению к городу. Так закончилась для нас мирная будничная жизнь. 
В первый же день войны началась мобилизация. Многие рабочие завода ушли на фронт. Мужчин заменяли женщины, подростки. Наш завод перешел на выпуск продукции для фронта.
Как мы жили тогда и как работали в те далекие трудные годы - всего не расскажешь. Недосыпали, недоедали, часто работали по 12 часов через 12, без выходных дней. Об отпуске и не думали. После работы приходилось ходить в совхозы на уборку урожая, готовили, шили, вязали подарки для бойцов на фронт. Работали и жили под лозунгом "Все для фронта, все для Победы!"
В лаборатории не было химической посулы. Колбочки делали из лампочек. Печи Марса сгорали каждую смену не по одному разу. Сейчас трудно представить, как мы умудрялись сжигать каждую смену на аппарате Штроллейна по 100 углеводов в смену, кроме доводок. Был строгий контроль, а главное, было повышенное чувство ответственности: знали, что от качества нашего металла многое зависело на фронте. 
Многие пережили страшное горе, потеряли мужей и родных. Никогда не забуду, как в ночную смену открывается дверь, входит В. Сурнина, да как заплачет: "Девчата, я получила похоронку на мужа". Мы вместе с ней оплакивали ее горе, ее троих сирот. А потом началась доводка, надо было работать, надо было выжить..."
Дмитрий Деев
Статья Алапаевской газеты №3 от 20 января 2022 г
Категория: Заводы и рудники | Просмотров: 378 | Добавил: Мария | Теги: завод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: