Пятница, 22 Ноября 2024, 01:00
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2014 » Ноябрь » 19 » По берегам реки "древесной"
20:13
По берегам реки "древесной"

В древней ясачной книге Верхотурского уезда 1626 года на странице 172 есть такая запись: "невьянские остяки и мулгайские вогуличи  - окладу государеву ясаку с трех человек по 6 соболей". 


Чем же ценен этот источник?  А тем, что проливает новый свет на заселение реки Нейвы. До этого историческая наука полагала, что по берегам Нейвы, Синячихи, Мугая и Кыртомки жили только одни вогулы, то есть манси, а остатки которых называют хантами, селились северо-восточнее по Тавде и Сосьве. Теперь мы знаем, что область их раселения значительно юго-западнее. Откуда же появились эти люди?


В 6 - 7 веках до нашей эры в нашем крае уже обитали оседлые "уральцы", создавшие высокую культуру земледелия и скотоводства. Стабильная сытая жизнь продолжалась около тысячи лет. Но в 3 - 8 веках нашей эры жестоким валом насилия прокатилось по этой местности великое переселение народов.  В течение пятисот лет "уральцев" потрясали тяжелые испытания. Грозными потоками прошлись по Уралу с востока и юга гунны, авары, мадьяры, турки и другие племена, сеющие смерть и разрушение на своем пути. 


Многие агрессоры оседали в покоренных местностях, смешивались с местными народами. Происходили ассимиляции людских толп. Проникшие с юга угры по долинам рек Исети и Туры в лесном Зауралье слились с древними уральскими племенами и основали протомансийскую общность.  До 14 века эту этническую общность русские называли юграми, затем она разделена была на родословные группы остяков и вогуличей. Язык этих народов из финно-угорской семьи языков остался в названиях рек, на которых расселялись угры  в далеком прошлом. Наиболее многоводной красавице , прячущей свое извилистое русло в чащобе вековых деревьев, они дали имя Невь-я, то есть лесная или "древесная" река.  Другую речку, которая вздувалась и пенилась на мелководных перекатах, назвали Мулг-ай, что означает "пузыристая река". Не широкая, но глубокая, текущая по болотам и даже в жаркую погоду холодная, называлась Куртем-ка - значит "прохладная" река.  Небольшую речку со множеством затопленных прибрежных низменностей, к берегам которой нельзя было подойти, не замочив ноги, угры нарекли Санюйча-ха, что на их языке означает "мокрая река" (есть еще одна, глупейшая, на мой взгляд, трактовка названия "Синячиха". Прим. администратор сайта). 


Русские люди на упомянутых реках стали поселяться после присоединения Сибири. Основание Верхотурья, Санкино и Туринска в 1583 - 1600 годах создали благоприятные условия для походов охотничьих ватаг и скупщиков пушнины. В правление Бориса Годунова (1598 - 1605) основной обязанностью инородческого населения была установлена  упата натуральной подати "мягкой рухлядью". Ясак взимался со взрослого мужского населения, которое переписывалось и вносилось в ясачные книги. В 1601 году верхотурский воевода Дмитрий Зубов в верховьях Санюйчахи на месте юрты Алагузова основал ясачную волость, во главе которой поставил прежнего остяцкого сотника Анберды Алагузова, перешедшего на службу к русскому правительству. 


Сюда поступала пушнина со всей округи. "... И всего взято государственного ясаку с невьянских остяков и мулгайских вогуличей с 14 человек 17 соболей, да за 2 соболя 3 выдры, да прибавки в окладе взят один соболь".


Часть пушнины местное население отвозило в Кыртомскую Юрть в обмен на товары. Здесь обосновался московский купец Афанасий Болотов, построивший лабаз, а затем и лари в устье Тагила, которые явились началом села Болотовского. 


Предприимчивый купец спаивал ясачных людей, выманивал у них пушнину за бесценок. 

Чтобы не платить ясак и не подвергаться различным унижениям со стороны русской администрации, ханты и манси покидали свои родные места и откочевывали в отдаленные райоы на северо-восток. Вместо них приходили русские. На берегах рек появились заимки и небольшие деревни. По Тагилу и по его притоку Мулгаю начали возникать поселения с 1612 года, - пишет в своей книге "Заселение Сибири" в 1889 году (ст. 41) историк П.И. Буцинский. - Появляются деревни Усть-Мулгай  пашенного крестьянина Тимошки Рожина, Герасимки Заплатина, двор пашенного крестьянина Васьки Черепанова; деревня вниз по  Мулгаю пашенного крестьянина Богдана Топоркова; деревня Федьки Губина; деревня Новгородцева под Мулгаем; деревня Рычкова вверх по Мулгаю". 


Река Невья стала заселяться переселенцами с Волги в 20-х годах 17-го века. Весной 1621 года на ее берегах возникают Лопатово и Невьянская слобода, а осенью этого же года между ними начинается строительство Невьянского Богоявленского монастыря, положившего начало нынешнему селу Кировскому. 


В 1624 году появляются еще три деревни: Елань, Сизикова (Попова) и Кабакова. 


А первая Санюйчаханская ясачная волость существовала официально до 1822 года, хотя к тому времени в ней не оставалось ни одного вогула или остяка, а жили в ней пашенные русские крестьяне. Согласно принятому "Уставу об управлении инородцев" ясак был заменен денежным сбором, а ясачные люди приравнены к крестьянам.  В то время вогульская "мокрая" река уже называлась Синячихой, действовал Верхнесинячихинский железоделательный завод и деревня Ясачная вошла в его административное подчинение. 
И. Жижелев.
Учитель истории
14 апреля 1991 года Алапаевская Искра №63.

***

14 апреля текущего года под рубрикой "Истоки" был опубликован материал краеведа И. Жижелева "По берегам реки древесной", в котором рассказывается о заселении территории ныне существующего Алапаевского района кочевыми племенами, а в начале 17 века русскими, обосновавшимися на реке Тагил и ее притоке Мугае.

Автор правильно рассказывает исторические факты, но в конце своей корреспонденции, говоря о заселении берегов Невьи (Нейвы) допускает ошибочное толкование о возникновении Невьянской слободы и заселении ее переселенцами с Волги в 20-х годах 17 века. Происходит это оттого, что Жижелев руководствуется книгой историка П.И. Буцинского, вышедшей в 1889 году. 

Как краевед, Иван Павлович знает, что заселение Урала и Сибири было описано выдающимся историком Г.Ф, Миллером в 18 веке в книге "История Сибири". В параграфе 14 этой книги Миллер пишет: "Основание Невьянской слободы относится к 1619 году, жителей для нее по указу из Верхотурской съезжей избы называл известный Артемий Бабинов". По его сообщению правительство сюда пригласило казанских переведенцев и жители слободы получили на пять лет льготы по уплате податей. 

Основываясь на подлинных копиях, которые сделал Г.Ф, Миллер, данные историка П.И. Буцинского о времени возникновения Невьянской слободы являются ошибочными. 

И. Корюкин, краевед

Статья "Краеведы спорят" газеты "Алапаевская искра" №73 от 8.05.1991г 

Категория: География района | Просмотров: 1925 | Добавил: Мария | Теги: Верхняя Синячиха, Нижняя Синячиха | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: