Четверг, 21 Октября 2021, 15:32
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [158]
Верхняя Синячиха [147]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [79]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [171]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Казанцев Самсон Порфирьевич - первый советский депутат (Катышка - Алапаевск)
Итоги 2020 г МО Алапаевское
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Январь » 19 » Письмо Самойлова И.Д. О реставрации Алексеевской церкви (Свято-Троицкого собора) в г. Алапаевске. от 1993 года
12:16
Письмо Самойлова И.Д. О реставрации Алексеевской церкви (Свято-Троицкого собора) в г. Алапаевске. от 1993 года
Мы обещали ежегодно информировать алапаевцев о ходе реставрации Алексеевского собора. Что и делаем.
Прошел 1992 год. Некоторые с упреком говорят: "Леса сделали, а больше никакой работы не ведут..., все идет медленно", или "Вы с ума сошли, в стране такая обстановка, а они хотят развалюху восстанавливать". Больных уколов много еще будет, остается одно - терпеть. 
Да, какая-то доля правды есть в этих словах. Но остановиться уже нельзя. Мы - исполнители, выполняем решение Сессии горсовета и волю руководства города и, конечно, испытываем большую поддержку народа. Думать надо о наших внуках и правнуках, и о себе тоже. Есть хорошие слова: "Дума о культуре есть врата в будущее", "Жизнь одна - жить надо".
Кстати, давайте вспомним одну легенду. Как-то в древние века на Ближнем Востоке был страшный голод. Народ все поел, даже съели соловья, а он у них был в каждой семье. Прошло это бедствие, наступили хорошие времена, все для жизни есть. Живут год, два, десять лет, а радости на душе нет. В чем причина, стали думать и поняли - оказывается, они съели радость, нет у них в клетке соловья.
А ведь с нами то же происходит. Физическое тело мы как-то еще питаем, а вот для души пищи очень и очень маловато.
Сейчас многие устремились к приобретению богатства, но этого хватает самое большее на одну жизнь, все это наносное.
Есть нечто большее, нечто реальное и вечное, которое сопровождает человека всю жизнь - помогает добру и противится злу, оно работает для эволюции, а не для удовлетворения своего эгоизма.
Итак, давайте будем думать, как поднять собор, вернуть себе радость, духовное начало.  *Тогда благодать сойдет на нас, которой так нам не хватает* (от * до * зачеркнуто автором. - прим адм. сайта)
Работа с собором ведется около двух лет, она пока относится к первоначальной стадии реставрации, когда идет процесс изучения памятника, при этом на научной основе, по методике, разработанной в 1920 годах нашим соотечественником П.Д. Барановским. Ремонт и реставрация - вещи разные.  При ремонте все упрощается: восстанавливаются утраченные элементы и обновляется фасад. При реставрации обязаны выявить позднейшие надстройки, переделы, художественные достоинства ,добраться до первоначального облика, выявить исторические ценности памятника, проявить при этом уважение к его исторической сущности и подлинности документов.  С возведением строительных лесов нам удалось многое узнать, что было неведанно ранее. Сейчас мы можем уже сказать, что архитектор М.П. Малахов в 1830-х годах разработал совершенно новый проект, почти с полной перестройкой собора в ином стиле, барокко заменил на классицизм. Позднее, к 200-летию металлургического завода (1902 год) были дополнения: окна переделаны на арочные, над ними общие прямолинейные карнизы с кронштейнами заменили на вогнутые. Алтарную главку сделали наподобие верхних, которых сейчас уже нет.
Храмовая часть ранее имела форму четверика с шатровым завершением. Малахов четверик переделал в шестерик, юго-западные и северо-западные углы срезал, у него образовались два небольших пятигранных алтаря - Алексеевский и Михайловский. Храм поднял выше на 90 см и кровлю оформил куполом с фронтонами. Этот купол мы сейчас видим только без главок. Собор был белокаменный, нештукатуренный, украшен каменной резьбой, фигурным кирпичом. Окна и углы здания оформлены  колоннами, наличники окон имели живописные элементы причудливой формы, от них веяло языческой мифологией. Храм имел три этажа окон, верхнее окно обрамлено большой валютообразной формой, которая увенчана главкой. В настоящее время мы видим в этом месте трехугольный фронтон с полукруглым окном. 
Кстати, валютообразный декор верхнего окна через 90 лет был позаимствован при строительстве в 1794 году Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе. Карнизы старого собора смотрелись богато, выложены из фигурного кирпича, нижняя часть завершалась "сухариками". Под куполом на боковых стенках главок обнаружили роспись с изображением вензелей Алексеевского собора.
*В Нижней Синячихе поступили иначе, вензеля (заглавные буквы названия церкви) изобразили в декоративной части престолов* (От * до * зачеркнуто автором. - прим. адм. сайта)
Нам удалось установить, какой кровлей завершались главы собора и колокольня, но учитывая, что наш собор строился одновременно со Свято-Троицким в городе Верхотурье, мы вправе *для нас есть основание* (От * до * зачеркнуто автором. - прим. адм. сайта) считать, что завершение колокольни и шпилеобразные формы главок были также как у Троицкого собора. В то время было распространено строить храмы на подобии, заимствовании.  Естественно, мастера каменных дел Верхотурья и Алапаевска обменивались опытом. Тем более, Верхотурье был административным и духовным центром Урала, для алапаевцев  этот город являлся авторитетом. 
Первоначальный собор 1702 года был намного красивее, чем тот, который дошел до наших дней (смотрите чертеж-проект) . *Хотя полную красоту его передать не можем, нет светотеки, рисунки, кладки, при том чертеж выполнен под прямым углом, а мы обычно рассматриваем собор под углом, это еще усиливает его красоту* От * до * зачеркнуто автором. - прим. адм. сайта).
По сути дела мы в Алапаевске выявим новый памятник архитектуры, неизвестный до сих пор.  Нашей группе (Самойлов И.Д., Шаньгина Н. В., Малетин В. С.) повезло с открытием его, не зря работали в 1991-1992 годах.
*Хотя полного удовлетворения нет, есть и у нас еще недостатки* (От * до * зачеркнуто автором. - прим. адм. сайта)
Что сделали в прошедшем году? Вели подготовительные работы: возвели строительные леса, загасили известь в яму на 30 кубов, укрепили ее, закупили два вагона красного кирпича, соскладировали, внутри храма, завезли 10 кубов песку. Очистили главки и пространство под куполом вокруг старого шатра от кирпича и кирпичного лома. Оказывается, когда ломали главки, то все содержимое их осталось там вверху, под кровлей купола, и нам пришлось не один десяток кубов по желобам спустить на землю. Разбирая эту ломь, мы открывали для себя  много нового о памятнике: размеры шатра, какие были использованы металлические связи, арматура в главах, фигурный кирпич, узнали состояние стропил, размеры оконных рам, внутренний и внешний периметр башенок. Когда очистили двухметровую толщину внутри основания башенок, то наши догадки подтвердились. Малахов, разрабатывая фронтоны с полукруглыми окнами , главки перекрыл сводами, они переехали выполнять функции световых фонарей, через которые в храм ранее проникал свет, а также перестали играть роль "голосников", усиливающих акустику. И так они были превращены в чисто декоративный вид и не более. В настоящее время мы решаем, как быть: вернуть им первоначальное назначение или оставить в таком состоянии. Кстати, раньше в соборе было светлее еще и потому, что размер окон был больше. Еще раз вернулись к изучению фундаментов первоначальной трапезной. Раскопки показали, что храмовая часть была шире трапезной, этот уступ в 2,4 метра наводит на мысль - собор имел гульбища (терассы), а потом уже их заменили северным и южным приделами. А точнее средняя часть собора, пространство между храмовой частью и колокольней полностью разбиралось. Три упругих свода трапезной возводились одновременно. Эти "неспокойные" своды особенно выделяются на фоне более ранней спокойной арки алтаря. Сам алтарь имеет древние формы - свод крестовый. Позднее расширение здания еще повторилось, к колокольне пристроили служебные помещения.
Нв 1993 год руководство города заключило договор подряда с отделом капитального строительства Алапаевского металлургического завода на реставрацию храмовой и алтарной частей собора. Надеемся, коллектив ОКСа с ответственностью отнесется  к выполнению почетного дела, поднять надруганное главное здание нашего города.
Мы виновны перед этой святыней, давайте покаемся, искупим свой грех, дадим возможность нашему молодому поколению стать нравственно чище *и лучше чем мы были* (От * до * сильно зачеркнуто автором. - прим. адм. сайта).
Заканчивая, хочу еще раз обратить внимание руководителей предприятий, помимо ОКСа, придется обращаться за помощью к вам. Будьте, пожалуйста участниками общегородского дела, не лишайте себя этой возможности, чтобы потом не пришлось сожалеть.

Руководитель реставрации собора И. Самойлов. 19.01.1993 

Перепечатано с копии рукописи
Категория: Алапаевск | Просмотров: 475 | Добавил: Мария | Теги: И.Д. Самойлов, церковь, Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar