Пятница, 22 Ноября 2024, 12:22
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2015 » Октябрь » 16 » ​ Об основании деревни Алапаихи в 1639 году
15:28
​ Об основании деревни Алапаихи в 1639 году

 

По вопросу основания Алапаевска нет единого мнения. По самой распространенной версии деревня Алапаиха была основана в 1639 году в составе Мурзинской слободы и с самого начала находилась на берегу речки Алапаихи. С 1704 года, с постройкой Алапаевского завода, деревня превратилась в заводской поселок. Сторонники другой точки зрения считают дату основания Алапаевска в 1639 году ошибочной. На том основании, что Мурзинская слобода и Алапаиха упоминаются в тексте царских грамот несколько раз и всегда вместе, что, по мнению сторонников этой версии, является свидетельством основания только одного поселения - Мурзинки, а Алапаиха в документах фигурирует лишь как река-граница вновь созданной слободы.

По правилам того времени, незаселенные земли к востоку от Уральского хребта находились в государственном резерве. Тот воевода, который первым их освоит, - включает в состав своего уезда, что и сделал князь Пронский, тобольский воевода.

В состав Верхотурского уезда Мурзинская слобода в XVII веке, с момента своего основания в 1639г., не входила, она сразу же вошла в Тобольский уезд и лишь в начале XVIII века земли этой слободы были включены в Верхотурский уезд. Поэтому весьма странно искать деревню Алапаиху, основанную в 1639 году и находившуюся в XVII веке в составе Мурзинской слободы, в переписных документах Верхотурского уезда, в том числе Невьянской слободы, в составе которых в XVII веке она не была. Ситуация, схожая с основанием Мурзинской слободы, в те же годы сложилась на реке Нице, о чем пишет П. Буцинский в книге "Заселение Сибири и быт первых ее насельников":

"Земли по реке Нице до 1624 г. входили в состав Туринского уезда, но были совершенно незаселенны русским элементом. Тобольский и верхотурский воеводы воспользовались этим обстоятельством и основали по реке Нице слободы, которые включили в состав своих уездов."

То, что в царских грамотах, сообщающих об основании в 1639 году новой слободы, Мурзинка и Алапаиха упоминаются вместе, свидетельствует об одновременном возникновении двух поселений. Основание в разных концах слободы этих поселений было логичным решением, так как способствовало быстрому освоению пашенных угодий на территории всей слободы. Постройка на границе с Невьянской слободой деревни Алапаихи служила дополнительной гарантией, что границы новой слободы не сдвинут в сторону ее уменьшения.

Затрудняет проследить процесс основания первых деревень на территории Мурзинской слободы в XVII веке то обстоятельство, что до 1680 года в переписных документах крестьяне слободы упоминались общим списком, без указания деревень, в которых они проживали ввиду малочисленности населения слободы в то время. Если сопоставить перепись 1682 г., когда впервые указывались деревни и крестьяне, в них проживавшие в Мурзинской слободе, с крестьянскими книгами за 1640 - 1680 гг. по Мурзинской слободе, то можно увидеть четкие закономерности в этих списках и определить, кто были первыми поселенцами деревни Алапаихи с 1639 г., проследив их генеалогическую связь с жителями деревни до 1682 г.

В числе первых жителей - Кабаковы и Подкорытовы, прямые потомки которых до сих пор живут в деревне Алапаихе.

Деревня Алапаиха, основанная в 1639 году, находилась в 5км от одноименной реки и получила свое название как первое поселение, появившееся вблизи этой реки. Деревня в понимании того времени "не только само поселение, но и вся территория, все земли и леса, которые жители использовали для своих нужд".

Поэтому фраза, что на реке Алапаихе была основана деревня Алапаиха, в XVIIв. могла означать - земли деревни доходили до реки, а само поселение стояло поодаль. Земли, которые были отведены крестьянам деревни Алапаихи при ее основании, указаны в документе, датированном 1685 годом. В этом году на имя Великих Государей (Ивана и Петра Алексеевичей) было составлено письмо, посвященное челобитной крестьян деревни Алапаихи приказчику Мурзинской слободы Кондратию Хворову по поводу утери отводных документов на земли, выделенные при основании деревни Алапаихи. В челобитной крестьяне просят восстановить документы на земли в их прежних границах.

Вот как выглядели эти границы: "От речки Каменки, что напротив устья реки Алапаихи за рекой Нейвой, вверх по Каменке до ее вершины, от вершины речки на Долгий ельник, подле Долгого ельника до Большой переймы, с Большой переймы на вершину Омутной речки, а с той вершины на Нижнеленевскую вершину и вниз до устья Леневки, с устья Леневки через Нейву, через бор и болото на вершину реки Алапаихи, да вниз по реке Алапаихе до Нейвы реки".

На этой территории к 1685 году находились не только деревня Алапаиха, но и Устьянчики (Зырянская меньшая), Мелкозерово, Ключи. Хотя все челобитчики называли себя крестьянами деревни Алапаихи, при сопоставлении фамилий, указанных в письме с материалами переписи 1682 г., видно, что в челобитной, кроме жителей деревни Алапаихи, упоминаются Савка Зырянов с братом Ивашкой, Фетка Иванов Лобовиков (по переписи 1682г.- крестьяне деревни Устьянчики), Ларка Курманов из деревни Ключи, Ивашко Мелкозеров, Евдокимко Михайлов, Сенка да Тимошка Леонтьевы из деревни Мелкозерово.

По всей видимости, все крестьяне в челобитной назвались жителями деревни Алапаихи для того, чтобы вновь восстановленные отводные полностью соответствовали тексту утерянных документов, когда деревня Алапаиха была единственным населенным пунктом на данной территории. Интересна дата составления челобитной - 1685 год - время завершения переписи в Мурзинской слободе. В результате проведенной переписи населения и ревизии всех документов слободы была обнаружена пропажа отводных документов на земли крестьян деревни Алапаихи, следствием чего стало написание челобитной, чтобы пропажей не воспользовались соседи с целью передела земельных угодий, о чем свидетельствует фраза из челобитной: "а на то де место челобития прежния и отводу никому не было".

Данную челобитную некоторые исследователи используют для подтверждения своих предположений о полном разорении деревни Алапаихи в годы башкирского восстания 1662г., ссылаясь на фразу из челобитной: "дворишки де их выжгли и животишки их крестьянские развезли", хотя в понимании того времени под словом "животишки" подразумевалось "нажитое имущество".

Башкирское восстание, прошедшее 20 лет тому назад, удачно упомянуто в челобитной как повод, оправдывающий утерю отводных документов. О том, что деревня Алапаиха, как и вся Мурзинская слобода, не пострадала от восставших "башкирцев" в 1662г., отмечали многие историки. Дмитриев в "Пермской старине"(VIII вып.) пишет, что восставшие дошли до Арамашевской и Невьянской слобод, где были рассеяны войском полковника Полуевктова. Согласно же крестьянским книгам по Мурзинской слободе и переписи 1682г., сокращения числа жителей деревни Алапаихи во времена башкирского восстания не наблюдалось. Таким образом, челобитная крестьян деревни Алапаихи 1685г. является еще одним свидетельством, что деревня Алапаиха была в числе первых поселений на территории Мурзинской слободы, жители которой не погибли во времена башкирского восстания.

Алапаевский завод, основанный в 1704 г., и заводское поселение при нем, из которого в дальнейшем вырос город Алапаевск, были основаны на обоих берегах реки Алапаихи. Левый берег относился к Невьянской слободе, а правый принадлежал деревне Алапаихе. У деревни Алапаихи завод с поселком позаимствовали значительно больше земли, чем на левом берегу, потому что здесь, кроме заводских строений и поселка, находились основные рудники Алапаевского завода. Жители деревни Алапаихи с момента основания завода стали основными рудничными рабочими.

Деревня Алапаиха фактически превратилась в поселок горнозаводских рабочих. Особенности уральских рабочих дореволюционной эпохи отмечали многие исследователи, в том числе и В.И. Ленин в работе "Развитие капитализма в России": уральский рабочий это полурабочий, полукрестьянин. Именно такими и были жители деревни Алапаихи. Даже в годы сталинской коллективизации на базе земель крестьян деревни Алапаихи был создан колхоз с выразительным названием "Красный горняк".

Деревня Алапаиха это не "всего лишь деревня, поглощенная со временем растущим городом", фактически - это поселок рабочих горняков, жизнь которого с момента основания Алапаевского завода неразрывно связана с его деятельностью, и крестьяне деревни на протяжении всей истории Алапаевска принимали самое активное участие в жизни города.

Когда в начале XIX века Алапаевский завод перенесли на реку Нейву с целью увеличения его производства, это отразилось на увеличении численности жителей деревни Алапаихи - основных работников на рудниках. Если в 1800 г. деревня состояла из 19 крестьянских дворов, в которых проживало 174 человека,5 то в 1816 г. - 48 дворов (261 человек).6 Владельцы, используя рекрутские наборы, переселяли крестьян из близлежащих деревень. Революционные события 1905-1907 гг. в Алапаевске нельзя понять, если игнорировать ту роль, которую в этих событиях сыграли жители деревни Алапаихи. Духовным лидером тех лет в революционных событиях в г. Алапаевске стал Гаврила Иванович Кабаков, крестьянин деревни Алапаихи, избранный во Вторую Государственную Думу в 1906 году, победивший в предвыборной борьбе главноуправляющего Алапаевских заводов Грум-Гржимайло В.Е. Провожать на работу в Гос. Думу вышел весь Алапаевск, и его, как триумфатора, на руках пронесли по всему городу (см. уральские газеты тех лет).

В 1919 г. за три дня до прихода Красной Армии город Алапаевск был освобожден от белых, ключевую роль в этом сыграли крестьяне деревни Алапаихи. В 1639 году была основана деревня Алапаиха, расположенная в 5 км от одноименной речки, жизнь в которой никогда не прерывалась, восстание башкир 1662г. ее не уничтожило. История деревни была всегда неразрывно связана с историей Алапаевского завода и города Алапаевска, поэтому 1639 год можно вправе считать датой основания первого поселения на территории будущего города Алапаевска.

Автор: И.ЕЛФИМОВ

Выпуск № 12 от 20.03.2014 г. Алапаевская газета.

Категория: Алапаевск | Просмотров: 1619 | Добавил: Мария | Теги: география района, Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: