Четверг, 21 Ноября 2024, 20:34
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 11 » Невьянский Богоявленский монастырь
11:19
Невьянский Богоявленский монастырь
Немногие из жителей Алапаевского района знают, что на его территории, на месте нынешнего села Кировского, в 17-18 веках существовал и активно действовал Невьянский мужской монастырь, оказывая благотворное влияние на хозяйственную и культурную жизнь всей округи.

В то далекое время русские государи весьма поощряли строительство православных монастырей на новых землях, потому что они были не только общинами монахов со своими особыми уставами, но и самостоятельными экономическими единицами, дающими огромные доходы государству. Так, первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприян, прибывший весной 1621 года в Верхотурье и узнавший, что по реке Невье недавно поселились казанские крестьяне, повелел основать в их слободе монастырь в честь Преображения Господня. Для этой цели он послал туда соловецкого старца Серапиона, Никольского священника Христофора и Верхотурского иеромонаха Симеона. 
После тщательного осмотра берегов реки Серапион нашел подходящее место для строительства храма и осенью того же 1621 года заложил его. Но не в самой слободе, а в 13 верстах выше, на крутом левом берегу, назвал его не так, как предполагал архиепископ, а по воле христиан во имя Богоявления божественной троицы.
Первое время монастырь рубили наемные бобыли, "охочие люди” - одинокие безземельные крестьяне, а впоследствии и семейные переселенцы, которых привлекали здешние богатые плодородные земли. Первая монастырская церковь стала уже действовать через пять лет. В 1626 году крестьяне Невьянской слободы освятили в ней челобитную государю Михаилу Федоровичу о разрешении строительства своего острожка. Основатель монастыря действовал весьма энергично. В дозорной книге Верхотурского уезда 1624 года записано: "Да строитель же Серапион сказал, что он занял пашни по реке Невье 9 четь, да от речки Тетери по речку Молебку чистого места на 10 верстах и больше. На тех местах можно устроить государевой и крестьянской пашни десятин 500 и больше, а место чистое и земля добра. И всего монастырские и поповские пашни 130 четь, перелогу 722 чети, сена 3370 копен”. (1 четь = 0,5 десятины)".
С заселением реки Нейвы и ее притоков пришлыми людьми владения монастыря и количество монастырских крестьян бурно увеличивается. В верхотурских переписных книгах 1659 года перечислено подле монастыря уже 37 дворов, "да по речке Южаковке мельница монастырская мутовчатая, да другая на речке Молебке, да на Сизиковой тоже”. Годом позже появилась четвертая монастырская, мельница на речке Бобровке. Увеличилась и община монахов, которые не столько молились Богу, сколько занимались земледелием и ремеслом, возглавляли хлебные обозы в Верхотурье. При угрозе набегов кочевников они становились храбрыми воинами с оружием в руках. В то время среди местных монахов выделялся своей образованностью, смекалкой, незаурядными способностями Дмитрий Иванович Мокринский (Далмат). В 1644 году он вышел из общины и основал на реке Исети свой знаменитый Далматовский монастырь-крепость для защиты восточных рубежей Русского государства, за что особое благоволение к нему проявлял сам царь Алексей Михайлович. 

В 1646 году умер старец Серапион, прозванный в народе строителем. Последующие строители монастыря Фаддей и Давид продолжали сооружать кельи, клети, амбары, возводить вокруг него частокол из толстых бревен для защиты от нагайцев и башкир. Окончательно монастырь был построен и укреплен в 1662 году при игумене Иове в канун первого башкирского нашествия.
Недовольные злоупотреблениями царской администрации при сборе яса-на и проведением насильственной христианизации башкиры грозной лавиной хлынули, на русские поселения, разграбили Арамашевскую и Невьянскую слободы, сожгли мельницу на речке Бобровке. К стенам Невьянского монастыря они подступили 30 июня 1663 года. Все население поднялось на защиту монастырских построек, гасили горящие стрелы восставших, ковали острые пики, собирали камни. Игумен Иов был одновременно и комендантом крепости с гарнизоном из монахов, обученных ратному делу. С Помощью подоспевших рейтар полуполковника Василия Планки удалось отбросить повстанцев от монастырских стен.
Но мир воцарился ненадолго. Ровно через год башкирская конница вновь совершила опустошительный набег. Казаки Невьянского острога и вооруженные монахи оказали упорное сопротивление. Но силы были не равны. Какой невосполнимый ущерб был нанесен монастырскому хозяйству и всему населению видно из донесения приказчика соседней Киргинской слободы Филиппа Фалзенца, который писал в Тобольск:
"Да в прошлом же 172 году (1664), в июле 23 числа изменники Невьянский монастырь повоевали, церковь божию сожгли, и кельи, и житницы с хлебом пожгли, старцев восемь человек убили, крестьян одиннадцать человек убили, в полон женского и девья полу тринадцать душ взяли, дворов крестьянских и бобыльских сорок девять сожгли, все монастырские строения и конюшенный, и скотный двор без остатку сожгли, лошадей и скот и овцы все отогнали".
В сражении с нечестивыми башкирами под стенами монастыря погиб славный игумен Иов. Светлая память о храбром игумене передавалась в сказаниях из поколения в поколение. В народе он получил доброе прозвище "защитник”. 
Оправившись после разрухи, нанесенной башкирскими набегами, Невьянский монастырь вновь стал к концу XVII века серьезной экономической и политической силой. Наивысшего расцвета достигло монастырское хозяйство при архимандритах Геласии и Никифоре (1680-1689). Такой почетный титул присваивался настоятелям крупных монастырей. Владения его простирались от Кыртомки на севере до Пышмы на юге и представляли слаженное хозяйство с развитым земледелием и ремеслами (овчинно-кожевенное, пимокатное, домотканное и другие). Раскинувшись на торговом пути между Верхотурьем и Ирбитом, монастырь рано начал втягиваться в товаро-денежные отношения, вел торговлю хлебом, маслом, медом, кожей, дегтем.
В 1701 году на месте прежней сожженной башкирами церкви возродился, словно мифический Феникс из пепла, новый Богоявленский храм, при котором открылась свой монастырская школа и приют для страждущих и сирых. Одновременно в стенах монастыря на западной стороне сооружалась и вторая, кладбищенская церковь. В1711 году она была освящена в честь святой великомученицы Екатерины.


О деятельности школы при нашем монастыре до башкирского нашествия, к сожалению, сведений не имеется. Они сгорели при большом пожаре в Тобольском кремле. Но историческая энциклопедия сообщает, что с 1551 года по решению Стоглавого Собора при всех монастырях предписывалось открывать школы с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства, в которых "...учить грамоте, чести и пети и писати". Значит, такая школа была и при нашем монастыре с начала его основания как благотворный рассадник письменности и духовной литературы в нашей местности. Наряду с богословием в монастырской школе изучались славянская грамматика, греческий и латинский языки, риторика и пиитика. В Тобольском госархиве хранится предписание Духовной консистории о посылке "Больших букварей” знаменитого русского просветителя Кариона Истомина в 1740 году в монастыри епархии. Среди пяти монастырей в предписании значится и Невьянский Богоявленский. Это свидетельствуето том, что монастырь был центром просвещения на обширной территории нашего района. В нем хранилась библиотека фолиантов описанием житий святых. В середине XVIII века из Тобольска, из Верхотурского Никольского монастыря и даже Троице-Сергиевой лавры постоянно приезжали священники, преподавали историю церкви, церковное пение, иконопись, литургику, богословскую дисциплину о нравственности и христианской морали. Ученые богословы выступали перед прихожанами с проповедями о смысле человеческого бытия. Все это делало людей духовно чище и возвышеннее.
В 1742 году Невьянский монастырь посетил немецкий натуралист, академик Петербургской академии наук Иоанн Георг Гмелин. В своем путеводном дневнике он отметил, что "...в монастыре было две церкви: одна во имя Богоявления Господня с приделом Зосимы и Савватея Соловецких, другая во имя великомученицы Екатерины. Монастырские строения были обнесены деревянной оградой из стоячих бревен. Вне ограды находилось от 40 до 50 дворов, принадлежащих монастырским крестьянам”.
С заречной возвышенности монастырь смотрелся великолепно. Справа, в восточной части величественно возвышалась золотокупольная главная монастырская церковь с колокольней, а слева на западе среди могильных крестов и стройных березок в полверсты от главной церкви - вторая, поменьше размером, кладбищенская. Между ними ютятся дома священников, кельи монахов, гостиный двор, школьное общежитие, житницы и прочие монастырские строения. Растут редкие высокие тополя. Внушительная стена из мощных стоячих бревен огораживала монастырь правильным прямоугольником. В южной стене на высоком обрывистом берегу оставлен неширокий проход для спуска по тропинке к воде, к лодкам. В противоположной стене имеется выход на луга и пастбища. На восточной и западной окраинах монастыря сооружены широкие, прочные ворота на проезжую дорогу. Они охраняются и накрепко запираются на ночь и в случае опасности.
Во второй половине XVIII века по Указу императрицы Екатерины II по всей России развернулось строительство каменных церковных храмов, как более долговечных и пожаростойких. На ремонт и реставрацию обветшалых деревянных церквей не стали отпускать денежные средства. Монастырские строения под воздействием времени, дождя и ветра приходили в негодность. В стране происходит секуляризация церковной земли, т.е. обращение ее в светскую. Монастырские крестьяне переходят на денежный оброк и называются уже экономическими крестьянами, более бедными.
В 1781 году последний, одиннадцатый настоятель Невьянского Богоявленского монастыря Исайя жалуется тобольскому епископу Варлааму, что отремонтировать монастырь нет возможности, а службу в церквах исправлять опасно. В то же время в селе Абалак близ Тобольска построены три каменные церкви, место удобное, но кельи полупустые. И Варлаам обратился к Пермскому и Тобольскому губернатору Кашкину с просьбой перевести Невьянский монастырь в Абалак, и не надо расходовать никаких средств. Генерал-губернатор обратился в святейший правительственный Синод, а тот к императрице. И вот через два года этой неспешной переписки последовал Указ Ея императорского Величества самодержицы Всероссийской от 11 июля 1783 года. "По представлениям нашего Синода и генерала-поручика, правящего должность генерала-губернатора Пермского и Тобольского Кашкина повелеваем состоящий в Тобольской епархии монастырь Невьянский перенести в село Абалак, в двадцати пяти верстах от Тобольска лежащее, предоставляя епархиальному архиерею и помянутому генерал-поручику сделать надлежащее распоряжение к исполнению сего”. (ГАПО, ф.316, оп.1, Д.41, л.12).
Священнослужители и монахи, все обитатели древнего Невьянского Богоявленского монастыря со всем церковным скарбом, библиотекой, живописью и ценными бумагами переехали на новое место, где монастырь был переименован в Знаменский. "Но в память первоначального его наименования построена была в Абалаке деревянная церковь во имя Богоявления Господня, существовавшая до "1832 года, когда вследствие ветхости по указу консистории была уничтожена”. При советской власти Знаменский монастырь был закрыт и разрушен.
Так окончилась начавшаяся 375 лет назад на реке Нейве история Невьянского Богоявленского монастыря на берегах далекого Иртыша.
С ликвидацией монастыря отпала и надобность двух церквей в одном селе. 31 января 1792 года Екатерининскую церковь разобрали по бревнышку и перенесли в Алапаевск на приходское кладбище, где и стоит она до сих пор в перестроенном виде. А село, в котором располагался Невьянский монастырь, с 1783 года получило официальное название Невьянско-Экономическое село. Но местные жители в память о далеком и славном прошлом до сих пор величают его Монастырским.
И. Жижелев
Статья "Невьянский Богоявленский монастырь" газеты "Алапаевская искра" №78, №79-80, №81 от 18, 20, 22 июня 1996г.
Категория: География района | Просмотров: 31 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: