Четверг, 21 Ноября 2024, 19:58
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2014 » Декабрь » 25 » Невьянский Богоявленский монастырь
22:47
Невьянский Богоявленский монастырь

К 370-летию села Кировское (Архив музея, статья из газеты, какой - не указано)

На территории Алапаевского района сто шестьдесят два года существовал и активно действовал Невьянский Богоявленский мужской монастырь, оказывая благотворное хозяйственное и культурное влияние на всю округу.
Известно, русские государи поощряли строительство монастырей на новых землях, потому что они являлись не только общинами монахов со своими уставами, но и самостоятельными экономическими единицами, дающими огромные доходы государству. 

Так первый Тобольский и Сибирский архиепископ Киприян, прибывший весной  1621 года в Верхотурье, узнав, что по реке Нейве недавно поселились казанские крестьяне, повелел основать в их слободе монастырь в честь Преображения Господня. Для этой цели он послал туда Соловецкого старца Серапиона, Никольского священника Христофора и Верхотурского иеромонаха Симеона. После тщательного осмотра берегов реки Серапион нашел подходящее место для строительства храма и осенью того же  1621 года заложил его.  Но не в самой слободе, а в 13 верстах  выше на левом берегу. и назвал его не так, как продполагал архиепископ, а во имя Богоявления. 

Первое время монастырь рубили местные бобыли - одинокие безземельные крестьяне, а впоследствии и семейные переселенцы, которых привлекали здешние плодородные земли. Первая монастырская церковь стала уже действовать через пять лет. В 1626 году крестьяне Невьянской слободы освятили в ней челобитную Михаилу Федоровичу о разрешении строительства острожка. Основатель монастыря действовал весьма энергично. В дозорной книге Верхотурского уезда  1624 года записано: "Да строитель же Серапион сказал, что он занял пашни по реке Невья 9 четь, да от речки Тетери по речку Молебну чистого места на 10 верстах и больше, на тех местах можно устроить государевой и крестьянской пашни десятин 500 и больше, а место чистое и земля добрая. И всего монастырские и поповские пашни 130 четь, перелогу 722 чети, сена 3370 копен (1 четь - 0,5 десятин)".

С заселением реки Нейвы и ее притоков пришлыми людьми владения монастыря и количество монастырских крестьян увеличивалось. В верхотурских переписных книгах 16599 года перечислено подле монастыря уже 37 дворов, "да по речке Южановке мельница монастырская мутовчатая, да другая на речке Молебке, да Сизиковой тоже".

Годом позже появилась четвертая мельница на речке Бобровке. Увеличивалось число монахов, которые не столько молились Богу, сколько занимались земледелием и ремеслом, возглавляли хлебные обозы в Верхотурье, а при угрозе набегов кочевников становились воинами с оружием в руках. В то время среди местных монахов выделялся своей образованностью, смекалкой, незаурядными способностями Дмитрий Иванович Мокринский (Далмат). В 1644 году он вышел из общины и основал на реке Исети свой знаменитый Долматовский монастырь-крепость для защиты восточных рубежей Русского государства,  за что особое благоволение к нему проявлял сам царь Алексей Михайлович. 


В 1646 году умер старец Серапион. Последующие строители монастыря Фаддей и Давид предложили сооружать кельи, клети, возводить вокруг него частокол из толстых бревен для защиты от нагайцев и башкир. Окончательно монастырь был построен и укреплен в 1662 году при игумене Иове в канун первого башкирского нашествия. 

Недовольные злоупотреблениями царской администрации при сборе ясака и проведением насильственной христианизации башкиры грозной лавиной хлынули на русские населения, разграбили арамашевскую и невьянскую слободу, сожгли мельницу на речке Бобровке. К стенам Невьянского монастыря они подступили 30 июня 1663 года. Все население поднялось на защиту монастырских построек, гасили горящие стрелы восставших. Игумен Иов был одновременно и комендантом крепости с гарнизоном из монахов, обученных ратному делу. С помощью подоспевших рейтар полуполковника Василия Планки удалось отбросить повстанцев от монастырских стен. Но мир воцарился ненадолго.  Ровно через год башкирская конница вновь совершила опустошительный набег. 

Казаки Невьянского острога и вооруженные монахи оказали упорное сопротивление, но силы были не равны. Какой невосполнимый ущерб был нанесен монастырскому хозяйству и населению видно из донесения приказчика соседней Киргинской слободы Филиппа Фалзенца, который писал в Тобольск: "Да в прошлом же 172 (1664) году, в июле 23 числа изменники Невьянский монастырь повоевали, церковь Божью сожгли, и кельи, и житницы с хлебом пожгли, старцев человек восемь убили, крестьян одиннадцать человек убили, в полон женского и девья полу тринадцать душ взяли, дворов крестьянских и бобыльских сорок девять сожгли, все монастырские строенья, и конюшенный и скотный двор без остатку  сожгли, лошадей и скот, и овцы все отогнали". 

Оправившись после разрухи, нанесенной башкирскими набегами, Невьянский монастырь вновь стал к концу 17 века серьезной экономической и политической силой. Наивысшего расцвета достигло монастырское хозяйство при архимандритах Геласии и Никифоре (1680-1689). Такой почетный титул присваивался настоятелям крупных монастырей. Владения его простирались от Кыртомки на юге и представляли слаженное хозяйство с развитым земледелием и ремеслами (овчинно-кожевенное, пимокатное, домотканое и другие), Располагаясь на торговом пути между Верхотурьем и Ирбитом, монастырь рано начал втягиваться в товарно-денежные отношения, вел торговлю хлебом, маслом, медом, кожей, дегтем. 

В 1701 году на месте прежней,сожженной башкирами церкви был построен, словно Феникс возродился из пепла, новый Богоявленный храм, при котором открылась монастырская школа. Одновременно в стенах монастыря на западной стороне сооружалась и вторая кладбищенская церковь , которая в 1711 году была освящена в честь святой великомученицы Екатерины. Была ли при монастыре школа до башкирского нашествия, сведений не имеется, но историческая энциклопедия сообщает, что  с 1551 года по решению  Стоглавого Собора при всех монастырях предписывалось открывать школы с целью повышения образовательного и морального уровня духовенства, в которых "... учить грамоте, чести и пети и писати". Значит, такая школа была и в Невьянском монастыре с начала его основания, как рассадник письменности и   духовной литературы. В 17-м веке наряду с богословием в монастырской школе изучались славянская грамматика, греческий и латинский языки, риторика и пинтика. 

В Тоьольском госархиве хранится предписание Духовной консистории о посылке букварей Кариона Истомина в 1740 году в монастыри епархии. Среди перечисленных монастырей упоминается и Невьянский Богоявленский. Это свидетельствует о том, что монастырь был центром  просвящения. В нем хранилась библиотека книг с описанием жития святых. В середине 18-го века из Тобольска, Верхотурского Никольского монастыря и даже из Троице-Сергиевой Лавры  постоянно приезжали священники, преподавали историю церкви, церковное пение, мконопись, литургику - богословскую дисциплину о нравственности и христианской морали. Ученые богословы выступали перед приходжанами с проповедями о смысле человеческого бытия. Все это делало людей духовно чище и возвышеннее. 

Еще о Долматовском монастыре 

Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 3756 | Добавил: Мария | Теги: церковь, география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: