Вторник, 24 Июня 2025, 17:35
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [205]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [37]
Заводы и рудники [34]
Храмы, часовни, соборы [82]
Романовы [45]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [269]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [271]
Дорога узкая, железная [11]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Май 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2025 » Май » 12 » (НЕ)раскрытые тайны Протопоповской улицы (Алапаевск)
12:52
(НЕ)раскрытые тайны Протопоповской улицы (Алапаевск)
Статью о Протопоповской улице (её сегодняшнее название - улица Розы Люксембург) я начала писать очень давно. Она была моим первым опытом краеведческого исследования. Мне всегда хотелось разгадать загадку, скрывающуюся в названии старейшей улицы Алапаевска. И сейчас я могу уже аргументированно выдвинуть свои версии. А в качестве аргументов будем использовать только исторические факты и документы.
Поиски личности
Своё исследование я начала с того, что стала искать людей с фамилией Протопоповы, живших на Урале в ХVII-ХVIII веке.
Изучила книгу историка и родоведа А.Г. Мосина «Уральский исторический ономастикон», изданную в Екатеринбурге в 2001 году по решению учёного совета ЦНБ УРО РАН. Основу этой книги составили неопубликованные материалы переписей населения Урала. В ней нашла запись: «Род боярина Мефодия Протопопова, записан в синодник Долматовского монастыря».
И, казалось бы, получила от Мосина подтверждение в пользу рассматриваемой версии: «Протопоповы - фамилия не уральского происхождения, но на Урале уже известна с 60-х годов XVII века. Появление и широкое распространение этой фамилии действительно могло быть связано со старообрядчеством.»



Свою первую версию я связывала со старообрядчеством. Только в XVII веке никакого завода на Алапаевской земле не было, как и не было крестьян с такой фамилией среди первых поселенцев Невьянской, Арамашевской, Мурзинской и Тагильской слобод, как не было и географического района с названием Урал. Была только Сибирь. И в те времена она даже не делилась на Восточную и Западную. А вот к моменту образования Мурзинской слободы, от даты возникновения которой город ведёт своё летоисчисление, среди Сибирских управителей были представители дворянского рода Протопоповых, которые появились в Сибири гораздо раньше 60-х годов XVII века, то есть до раскола Русской Православной Церкви.
Мы знаем, что Мурзинская слобода относилась не к Верхотурью, а к Тобольску и основана была в 1639 г. по решению тобольского воеводы князя Петра Пронского (1639 - 1643 гг.). Но как выяснилось, на воеводстве в Тобольске в 1639 году и ранее был и другой тобольский воевода. И фамилия его была Протопопов.
Интересен факт, что Протопоповы до строительства Алапаевского завода пробыли воеводами Тобольска целых 13 лет. Вот их имена:
Протопопов Григорий Евтихеевич, воевода в Тобольске в 1635 - 1639 годы;
Протопопов Фёдор Перфильевич, воевода в Тобольске в 1674 - 1677 годы;
Протопопов Алексей Афанасьевич, воевода в Тобольске в 1692 - 1698 годы (источник: Барсуков В.П. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII столетия по напечатанным правительственным актам - Спб. типография М.М. Стасюлевича. 1902. Протопоповы, с. 549.).
Династия Протопоповых ведёт своё начало с давних времён. Их род записан в «Тысячной книге» 1550 г. Три дворянских рода Протопоповых внесены в Гербовник Российской империи.



Впервые Протопопов Григорий Евтихеевич упоминается как московский дьяк в боярских книгах 1628 - 1629 г. В 1634 г. был дьяком Большого приказа. В 1635 г. указано было ему быть вторым дьяком в Тобольске (где он вскоре стал воеводой) и находился до смены воевод в 1639 г. В 1640 - 1663 гг. - дьяк Сибирского приказа. В 1648 г. принимал участие в церемонии бракосочетания царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской. Умер в 1663 г. (источник: А.А. Половцев. Русский биографический словарь. Т. 15. Издание императорского русского исторического общества. 1910). Статья академика С.Б. Веселовского «Дьяки и подьячие XV-XVII в.», написанная для первого русского антропологического словаря в начале XX века, даёт более основательный послужной список дьяка Григория Протопопова с более конкретным указанием дат, правда без указания отчества.
Но вернёмся к Протопоповской улице.
Известно, что до 1783 года официальных названий улиц в Российской империи не было. Названия давал им сам народ, подчёркивая этим какую-то особенность и позднее почти все они стали официальными.
Что мы с вами видим? А то, что начиная с 1635 по 1639 год включительно (с образования Мурзинской слободы) и до 1696 (с момента начала государственной разведки железорудных месторождений и отчуждения территории крестьянских земель Мурзинской слободы вдоль правого берега речки Алапаихи, где были обнаружены залежи руд) эти земли более десятка лет находились под административным управлением тобольских воевод Протопоповых. Причём первый из них в 1639 г. ещё какое-то время мог находиться на воеводстве и участвовать в создании нового поселения или заложить в этих местах ещё раньше какую-либо деревушку.
Вот и нашлись из глубины веков знаменитые Протопоповы и обозначилась их связь с городом Алапаевском. Как мудры были наши предки, что сохранили эту фамилию в названии улицы!
Конечно же, я стала искать доказательства причастности тобольского воеводы Григория Евтихеевича Протопопова к образованию первого поселения вдоль правого берега речки Алапаихи на территории Мурзинской слободы. И, кажется, нашла.
Вот что сказано о тобольских воеводах в научных трудах известного историка С.В. Бахрушина: «В Сибири особый ореол власти, а потому в глазах сибиряков тобольский воевода нередко заслонял собою фигуру далёкого царя. Москва определила Тобольску роль главного административного центра Сибири и воеводой Тобольска назначался, как правило, наиболее родовитый и уважаемый человек, позднее все назначения на должность тобольского воеводы делались лично царём. Воеводами в Тобольск назначались чаще всего князья и стольники. Большое государственное значение придавалось присоединению к Московскому государству новых земель и связанному с этим делопроизводству. Поэтому, если в уездные города (Верхотурье) назначался один воевода, то - внимание!- в Тобольск назначались два воеводы и в помощь им два дьяка».



Дьяк в XVII веке - это не служитель церкви, как многие думают. А светский чиновник, администратор, первый советник, помощник воеводы и делопроизводитель, образованный человек. Роль дьяков в управлении Московским государством была велика. Они осуществляли деятельность приказов, обладали правом подписи официальных документов, входили в комиссию по описанию земель.
О существовании деревни Протопоповой на берегах речки Алапаихи история умалчивает, нет документа - нет деревни.
Однако никто из уральских краеведов и родоведов не отрицает того факта, что до начала строительства Алапаевского завода вдоль речки Алапаихи уже были крестьянские заимки и поселения.

Основатель поселения
Тобольскому воеводе Протопопову не повезло - 21 июня 1639 г. его воеводство закончилось. А воевода Пронский в январе 1639 г. только начал свою службу. Ему и достались лавры воеводы-создателя Мурзинской слободы.
Но первое «официальное» поселение на территории будущего Алапаевска было ясачным, и создано задолго до вступления Пронского в должность воеводы. В обязанность тобольских воевод с 1629 года входило создание инородческих (из вогул) «ясачных» деревень и ясачных волостей. С большой долей вероятности до официального образования Мурзинской слободы воеводой Протопоповым здесь была создана ясачная деревня. Она официально относилась к Тобольску, хотя и находилась на территории Верхотурского уезда. Все эти книги я изучила. И там есть сведения, что на берегах Нейвы существовала вогульская деревня Акберды Алагузова. Но в 1629 г. сведения о нейвинских вогулах в Верхотурских ясачных книгах пропадают не потому, что её не стало, а потому, что собранный там ясак учитывался уже по Тобольскому уезду.



Так где всё-таки находилось первое поселение Мурзинской слободы: на маловодной Алапаихе, когда рядом была полноводная Нейва, или на Нейве? В книге «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии», изданной до революции, об этом очень понятно сказано: «В этом году в январе князь П. Пронский, ехав из Москвы в Тобольск на воеводство, и узнав, что на берегу Нейвы есть удобные места для земледелия, особенно при речке Алапаихе, и в местности называемой Мурзинской еланью основал Мурзинскую слободу и деревню Алапаиху, для заселения их собрал вольных людей, не имевших земли, частью перевели некоторых крестьян из существующих уже на Нейве посёлков».
«Крестьян из существующих на Нейве посёлков» мы привыкли считать поселенцами Невьянской слободы, так как знаем, что Бужанинов из неё вербовал в новую слободу крестьян, что было противозаконно и за что он был судим и "бит батогами".
Но приведенный ниже текст можно прочитать так. Пронский никогда не хотел ставить слободу на речке Алапаихе, ему приглянулись удобные для земледелия земли на Нейве, особенно те, что были при печке Алапаихе. А на этих землях "по берегу Нейвы при речке Алапаихе» уже существовали поселения - та самая тобольская «ясачная деревня» вогул. И такая деревня, возможно, была не одна. Пронский о них, конечно, знал, ему захотелось их увидеть, и они ему «особенно приглянулись».
Нейвинские вогулы жили не по берегам речки Алапаихи, а на берегах Нейвы, да и Барабинская улица (то есть улица Первых Советов, барабинцы - устаревшее название тюркоязычного населения), как и Протопоповская (улица Розы Люксембург) берут своё начало от берегов реки Нейвы и тянутся вдоль правого берега речки Алапаихи, по которому прошла граница между Невьянской и вновь созданной Мурзинской слободами. Поэтому новый воевода в этом случае никакого закона не нарушал, а просто перевёл жителей ясачных тобольских деревень в Мурзинскую слободу. А Бужанинов основал новое русское поселение (деревню Алапаиху) между деревнями вновь заложенной слободы и Мурзинской еланью, которая тоже вошла в состав новой слободы. Поэтому в вышеприведённом тексте и сказано: «Основал Мурзинскую слободу и д. Алапаиху». Деревня Алапаиха здесь упоминается как что-то отдельное, обособленное от Мурзинской слободы.
Интерес представляет документ, подписанный дьяком Сибирского приказа Григорием Протопоповым в 1645 году, опубликованный в первом томе «Истории Сибири» Миллера, где указаны заслуги А. Бужанинова. Выдержки из документа «1646 г. Июля 5. Грамота на Верхотурье воеводе Борису Дворянинову о назначении Андрея Бужанинова прикащиком и таможенным головой Невьянской слободы» следующие: «да в 147 году прибрал он (Бужанинов) Тобольского уезда на пустое место в Мурзинскую елань 40 крестьян».
И ни слова о деревне Алапаихе!
Получается, что в заслугу слободчика Андрея Бужанинова ставится только присоединение к Тобольскому уезду Мурзинской елани, а не земель деревни Алапаихи.
По поводу возникновения д. Алапаихи возникли тяжбы между тобольским и верхотурским воеводами, которые продолжались более полувека и закончились присоединением земель, отведённых под д. Алапаиху, к Верхотурскому уезду.
Память о тобольском воеводе Григории Евтихеевиче Протопопове и о первых поселениях на реке Нейве, давшем начало нашему городу, народ мог сохранить в названии Протопоповской и Барабинской улиц, на территории которых они находились.
Первой ближайшей русской деревней Мурзинской слободы стала д. Алапаиха, получившая своё названия от речки Алапаихи, по берегам которой проходила граница Мурзинской слободы. Но все первые деревни Мурзинской слободы находились по берегам Нейвы.
Заводской посёлок на Алапаихе вырос только спустя полвека.
Думаю, что до революции историю Протопоповской улицы знали все. А в советское время даже память о ней пытались стереть. Первым поселением, давшим начало нашему городу, предпочли назвать прославленную, революционную и бунташную деревню Алапаиху.

Если мы внимательно посмотрим на план прожектированного уездного города Алапаевска, составленный по указу Екатерины II в 1776 году, то никаких улиц там не увидим. Но увидим, что первый Гостиный двор в Алапаевске, который в 1776 году уже был, выходит северной своей частью на Протопоповскую улицу (ныне ул. Розы Люксембург), западной частью - на Алапаевскую улицу (теперь это улица Карла Либкнехта). Насколько далеко он уходит на восток - непонятно, так как с восточной стороны уже обозначено место постройки капитальных административных строений: зданий главной конторы Алапаевских заводов и господского дома. План 1776 года показывает, что в 18 веке Протопоповская улица с северной стороны плотно примыкала к Гостиному двору. В Гостином дворе купцы не только торговали, но и жили. Был Гостиный двор деревянный и сгорел в начале 19 века, но в 1845 году был выстроен новый и торговые ряды снова были ограничены Протопоповской улицей.
Жизнь на Протопоповской улице в течение двух веков была оживлённой настолько, насколько может быть оживлённой в провинции жизнь улицы, примыкающей к Торговой площади.
Первое упоминание о Протопоповской улице оставил В. Геннин, побывавший на заводе в 1723 году. Он пишет о Гостином дворе как о большом дворе для начальствующих лиц с баней, двумя погребами и оружейным складом и отмечает, что «от вышеуказанного большого двора на запад на углу «прикащичей» двор с двумя погребами и конюшней». В 1840 г. на первом этаже нового здания Главной заводской конторы размещалась Управа благочестия. Особенно много работы было блюстителям порядка в праздничные дни и ярмарки, когда количество краж и пьяных драк увеличивалось в разы. В конце 19-го - начале 20 века здесь находились «Галантерея» Рослова, винные склады и увеселительные заведения - игорный и публичный дом. Находился этот дом вблизи Какуйской ямы (в народе - Кукуйская). Вечером там начиналась ночная жизнь, и кипели нешуточные страсти.
Особенно бурной она была во время воскресных торгов, праздников и больших ярмарок, которые проходили в городе на всей территории Торговой площади, включая Крестьянский рынок. Во время больших торгов хозяева домов могли хорошо подзаработать, пуская гостей на постой. Многие держали лошадей, занимались извозом.
Хозяева были крепкие, трудились на заводе, обрабатывали свой земельный надел и держали скотину. На Алапаевском заводе с царских времён известна рабочая династия Протопоповых, представители которой и сегодня живут на своей Протопоповской улице.
Дома здесь были такие же справные и крепкие - некоторым из них сейчас больше ста лет.
В годы революции на Протопоповской были оружейные и пороховые склады, а анархист Шапошников «на горе всем буржуям» разжигал «огонь мирового пожара», снабжая оружием алапаевских революционеров: эсеров, анархистов, большевиков.
Улица была короткая. Ещё в 1723 году вблизи неё была начата разработка Какуй-ского месторождения. Где-то, не доходя до ямы, постройки заканчивались и дальше начинался большой пустырь, который так и называли «У Ямы». В 19 веке рудные разработки были остановлены, и образовалось некое озерцо с «поэтическим» названием «Какуйская яма». Девушки окрестных домов мечтали о лучшей доле и не хотели, как их матери, всю жизнь полоскать бельё в Какуйской яме.
В 20-е годы 20 века пустырь был назван площадью Максима Горького. Здесь пытались устраивать демонстрации, но эта традиция не прижилась. В 1947 году у Какуйской ямы разбили парк, который стал любимым местом отдыха жителей окрестных улиц и учащихся первой школы, которые даже в жаркие дни могли искупаться в студёной воде Какуйской ямы прямо на большой перемене, а зимой покататься на лыжах и коньках. Зимой здесь ставили новогоднюю ёлку, устраивали каток, в 1950-е открыли стрелковый тир. В первой половине 1970-хэто место выглядело довольно привлекательно.

Исторические постройки
Здание Главной конторы Алапаевского горного округа является самой старой исторической постройкой, выходящей торцом на Протопоповскую улицу. До недавнего времени дата постройки здания датировалась 1832-1837 годами, но уже в наше время найдены документы, где указан 1840 год. В 1907 г. отдано под женскую прогимназию, в 1915 г. преобразованную в гимназию. В 1920 году в нём открылась советская трудовая школа 2-й ступени имени Родионова с семилетним сроком обучения. В разные годы здесь размещались фабрично-заводская девятилетка № 2, средняя общеобразовательная школа № 2, восьмилетняя школа № 2, в 70-е - коррекционная школа, в наше время - Центральная городская библиотека.
Дом И.Е. Софонова. Трёхэтажный дом создателя водяной турбины Игнатия Софонова начали строить в 1873 г. Но дом так и остался недостроенным. После смерти хозяина он был куплен и достроен правлением завода. В нём разместилась контора вновь созданной заводской потребительской кооперации, реорганизованной в 20 веке в ЦРК, ЗРК и позднее - в различные торговые учреждения. В советские годы вплоть до 1980-х в здании находился Отдел рабочего снабжения Алапаевского металлургического завода (ОРС АМЗ (АМК). Ему принадлежала большая часть городских магазинов и точек общественного питания. В постсоветский период в здании находился краеведческий музей (ныне закрытый).
Мечеть. К концу 19 века в городе было 100 мусульман, а к 1908 году их численность уже составляла 200 человек мужского пола. Встал вопрос о строительстве мечети. В 1781 году в состав Алапаевского уезда была включена Аятская слобода, где мусульманское население составляло значительную часть. Основу мусульманской общины, созданной в Алапаевске, заложили аятские проповедники и духовники ислама. Состояли в общине казанские и уфимские переселенцы, работающие преимущественно на заводе. Мусульманская община города обратилась с прошением в Оренбургское магометанское духовное собрание с ходатайством о постройке в городе молельного дома. В документе, написанном 12 ноября 1907 г. говорилось, что «в городе этом и его окрестностях проживает много магометан, а самая близкая к ним мечеть и духовные лица находятся в Кушвинском заводе за 200 вёрст, почему (магометане Алапаевска) крайне нуждаются в богослужениях и требоотправлениях». Разрешение на постройку молитвенного дома было дано в 1908 г. Мечеть была построена на Протопоповской улице в 1910 г. «Мечеть построили жертвователи и благодетели со стороны Алапаевского завода» - говорится в одном из отчётных писем в Оренбургское магометанское духовное собрание. Владельцы Алапаевских заводов подарили алапаевским мусульманам 500 сажен земли и профинансировали строительство учебного заведения (медресе). Инициатором строительства мечети и главным её строителем стал крестьянин Казанской губернии Галиулла Файзулин, ставший впоследствии муэдзином и муллой данной мечети. 12 декабря 1929 года на заседании Президиума Тагильского окружного Исполнительного комитета было вынесено постановление о закрытии мечети. В годы советской власти мечеть была разрушена. В 1998 году мечеть была отстроена заново на историческом месте.
Вообще в 1930-е годы улица Розы Люксембург (так позже стала называться Протопоповская улица) активно застраивалась. И, пожалуй, по объёмам строительства даже опередила улицу Ленина.
«КИМ». В начале 1930-х годов в Алапаевске открыли новый советский кинотеатр, который назвали «КИМ» (Коммунистический Интернационал Молодёжи).



Под кинотеатр приспособили большое, длинное, деревянное пустующее здание на улице Розы Люксембург. Находилось оно там, где сейчас стоит здание районной администрации. На экране показывали немое, а затем первое звуковое советское кино. По вечерам в кинотеатре устраивались танцы для молодёжи. «КИМ» просуществовал до конца 50-х годов. Тогда билеты в кино стоили 1 рубль. Алапаевцы очень любили свой кинотеатр - желающим попасть на кино-сеанс места иногда не хватало, и люди сидели на полу.
Техникум. В 1934 году на пересечении улиц Ленина и Розы Люксембург построили здание геолого-разведочного техникума (АГРТ). Год постройки обозначен на южной стороне здания.
Школа. В 1936 году в двух кварталах от техникума, на бывшем пустыре у Какуйской ямы, возвели первую в Алапаевске новую среднюю школу № 1, которая на долгие годы стала лучшей школой города, а об её учителях ходили легенды.
В 1934 году построили детские ясли, а в 1936-м детский сад с красивым названием «Берёзка».
Всё это было ещё до войны...
В 1950-х годах занялись благоустройством, и улица начала 60-х выглядела в центральной своей части новой и современной улицей советского города.
«Урал». В 1961 году на пересечении улиц Ленина и Розы Люксембург был построен современный широкоэкранный кинотеатр «Урал». В постсоветский период кинотеатр закрыли. В нём располагались разные досуговые учреждения, проводились дискотеки. Сейчас он стал спортивным центром -школой самбо.
Последней советской постройкой на улице Розы Люксембург стало здание районной администрации.
Вот, пожалуй, и все тайны Протопоповской улицы, которые я открыла для вас и для себя.
Протопоповская... Одна из улиц исторического центра города. Она до сих пор хранит свои главные достопримечательности: первый алапаевский «небоскрёб» - трёхэтажный дом создателя первой в России водяной турбины И.Е. Софонова, самое старое двухэтажное здание города, построенное для Главной конторы Алапаевского горного округа, первые учебные заведения, возведённые в годы первых пятилеток, первые дошкольные учреждения...
На этой улице история дышит тебе в затылок. По лестнице Главной заводской конторы поднимался сам Грум-Гржимайло и владельцы Алапаевских заводов. Ежедневно по этой улице проходил сам Игнатий Софонов. На Протопоповскую улицу глядел из окон своего дома маленький мальчик, ставший великим композитором, Чайковский.
Каждый раз, проходя по этой улице, я вспоминаю, что она когда-то носила имя, в котором есть отголосок моей фамилии.


Л. ПРОТОПОПОВА
Фото предоставлено автором
Статья "(Не)раскрытые тайны Протопоповской" газеты "Алапаевская искра" 
№7 от 15 февраля 2024 г и №14 от 4 апреля 2024 г.


Категория: Алапаевск | Просмотров: 20 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: