Суббота, 04 Декабря 2021, 11:43
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [158]
Верхняя Синячиха [147]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [79]
Романовы [36]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [12]
География района [173]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Март » 31 » Народный учитель Мартынов Александр Иванович
14:38
Народный учитель Мартынов Александр Иванович



Из книги Кривощекова И.Я. "Словарь Верхотурского уезда"

Мартынов Александр Иванович, народный учитель. А.И. родился в г. Ирбите Пермской губернии в 1851 году, первоначальное образование получил в одной из начальных школ родного города и затем окончил Екатеринбургскую гимназию. Даровитый от природы, кончивший курс гимназии Александр Иванович вместо университета предпочел пойти на учительство в народную школу.  Педагогическая деятельность его началась в Ирбитском земстве, где он служил до 1877 года, а с этого года перешел в соседний Верхотурский уезд в с.. Фоминское. При образовании Махневского одноклассного училища в двухклассное Александр Иванович был назначен в то училище заведывающим.

Делаем извлечение из докладов очередному 32 земскому собранию, где личность А.И. характеризуется так: "он резко выделялся среди прочих учителей по своим особым достоинствам и крупным заслугам на педагогическом поприще в Верхотурском уезде". Глубоко сознательно преданный делу просвещения народа, он никогда не был школьным наемником, таковы отзывы бывших учеников А. И. и даже школьной инспекции. Он, всю жизнь работавший над пополнением своего образования, умел возбудить стремление к самообразованию и честному труду в своих учениках. Его педагогическая репутация прочно установилась в уезде и на него как на лучшего преподавателя и воспитателя обратило внимание уездное земство. Для пополнения знаний он не раз получал командировки для изучения школьного дела в России, так А. И. были посещены выставки на земский счет: Всероссийская в 1882 году в г. Москве, Сибирско-Уральская, научно-промышленная в 1887 году в г. Екатеринбурге и, наконец, Всероссийская в 1896 году в г. Нижнем Новгороде. Отчеты результатов осмотра выставок у А.И. были полны интереса с живым изложением. Будучи по природе талантливым и любознательным человеком, А.И. не скупился на средства для приобретения книг, после его смерти осталась богатая библиотека по разным отделам педагогики и школьного дела. Досуги свои от школьных занятий он употреблял на писательство и был сотрудником многих местных изданий; по его инициативе была организована комиссия из учителей для изучения Верхотурского уезда, часть работ этой комиссии по описанию пунктов уезда, кажется, печатались в газете, издававшейся тогда в г. Екатеринбурге, Екатеринбургской неделе. А. И. составлена брошюра "Краткий исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда преимущественно", изданная земством и разосланная по земским училищам как пособие по родиноведению. Готовился им географический очерк всего Верхотурского уезда, но смерть остановила эту работу.  Он все силы, знания и энергию отдавал на служение родному народу, жизнью которого А.И. жил. Одна из посмертных характеристик так говорит о нем: радости народа были его радостями, горе - его горем. Добрый наставник в школе, он не порывал связи с учениками и по выходе их из училища. Более способным из нх он всячески помогал продолжать образование, и нередко из своих скудных учительских средств давал безвозвратные ссуды, не говоря о бесплатном подготовлении к поступлению в другие учебные заведения, о снабжении книгами и т.д.  Его просветительская деятельность подтверждается отчетами в земской управе и докладами земскому собранию, как, например, в 1901 году, когда училищная инспекция по уезду отмечате факт большого числа читателей в Махневской народной библиотеке по сравнению с другими, а также и распродажу комплектов книг, которые сбывались в Ммахневой изумительно быстро, и этим всем земство обязано А.И. 

Память о таком деятеле, каким был А.И., и теперь живет в уезде, так как на земской службе и на других поприщах находится много лиц, которые хранят память о своем бывшем учителе, считая себя обязанными ему за полученное образование. Нельзя умолчать и о том, что А.И. пользовалсчя большим уважением среди местного крестьянского населения, и, благодаря этому и многолетнему общению с местными жителями, был он не только школьным, но и народным учителем в широком смысле этого слова. А.И. не раз предоставлялась возможность переменить учительство на другую профессию, более легкую и лучше оплачиваемую, но он не хотел изменять своему учительскому званию; начальство предлагало перейти в другое училище вблизи железной дороги, расположенное в лучших условиях для жизни, но А.И. любил свое детище - Махневское 2-х классное училище и не мог расстаться с ним до конца своей жизни. Любящее и отзывчивое сердце А. И. много перечувствовало за время его трудовой жизни на ниве народного просвещения и не в меру работало, наконец, утомилось, изнемогло и свело слабое тело в могилу на 49 году жизни.
А.И. Мартынов скончался 12 января 1901 года в д Махневой, земством постановлено по ходатайству инспекции поставить в Махневском училище портрет его, а также отпущен кредит на постановку памятника на месте последнего упокоения этого труженика, погребенного на кладбище Тагильской слободы Топорковской волости. 

Библиограф. свед. Перм. губ. вед. 1901 г. январь. Журнал Верхотурского уездного земского собрания. (стр. книги 233, 234, 235)

***

Статья из журнала "Уральский следопыт", июль 2016 г. 

В 1971 году я пришла работать в районную библиотеку. Она тогда располагалась в Свято-Троицком соборе, а читальный зал размещался в бывшем алтаре. Чисто, уютно, читательские столы, этажерки для газет и журналов, светло-желтые книжные шкафы, за стеклами которых стояли наиболее ценные книги библиотеки. Был среди них и «Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии с общим историко-экономическим очерком", составленный помощником агронома  Верхотурского уездного земства И.Я. Кривощековым и отпечатанный в 1910 году в Перми.

В этом «Словаре..." я впервые прочитала о народном учителе Александре Ивановиче Мартынове. До сих пор помню то ощущение прикосновения к старине, отдаленности событий. Но нигде и никогда за прошедшие более чем сорок лет мне не приходилось даже слышать об этом человеке.

Поиск
Исключение составляет только рукопись Николая Михайловича Лиханова, краеведа 60-х годов, по истории народного образования Верхотурского района (хранится в фондах ВГИАМЗ). Автор пишет: "Одним из лучших учителей земского периода был Мартынов Александр Иванович (1851-1901), работавший заведующим Махневским 2-х классным училищем".

Три месяца 2010 года у меня оказались свободными, и я их использовала для просмотра журналов Верхотурского земства. Приходила со своим ноутбуком в отдел хранения Верхотурского государственного историко-архитектурного музея-заповедника и перепечатывала заинтересовавшие отрывки документов. И вот здесь начала попадаться фамилия Мартынов. Причем их было два: один, Александр Иванович Мартынов, заведовал Махневским земским двухклассным училищем, а другой, Василий Иванович Мартынов, -Красногорским земским училищем. У обоих Мартыновых там же учительствовали и их жены. Полагаю, что они были братьями. В протоколах уездного земства нашла сообщения, доклады, ходатайства Александра Ивановича Мартынова по разным темам, а также положительные отзывы и характеристики о его деятельности со стороны земских гласных. Так я начала поиск.

Обратилась в Свердловскую областную универсальную научную библиотеку. Марина Георгиевна Плаксина сделала несколько запросов на мою просьбу. На сайте «Краеведение на Урале» нашла ссылку на рукопись А. Ф. Коровина «Верхотурский краевед А. И. Мартынов». Но найти ее пока не удалось. Узнала, что, по природе талантливый и любознательный человек, Александр Иванович составил «Краткий исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда преимущественно», изданный земством в 1899 году и разосланный по земским училищам как пособие по родиноведению. Возможно, что в «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии» Кривощеков мог использовать материал А. И. Мартынова. Увы, ни одного экземпляра этого родиноведческого труда народного учителя до сих пор найти не удалось. Нет его даже в Государственной публичной библиотеке в Москве. Готовился Мартыновым и географический очерк всего Верхотурского уезда, который он не успел завершить.



Из дневниковых записей
«28.09.2013. Позвонила в Махнево краеведу В. А. Кислых. Владимир Александрович сказал, что у него имеется настоящая реликвия - свидетельство за подписью А. И. Мартынова об окончании Махневского училища в 1896 году учащимся Шмаковым".

Оказывается, Мартынов в 1871 году работал в селе Фоминском, затем до 1877 года - в Меркушино. Фотография Мартынова в Махнево есть. Его дочь Софья после смерти отца работала в библиотеке. В Махнево живет женщина 92-х лет, мать которой работала в земском  двухклассном училище села Махнево уборщицей. После смерти Мартынова его семью из служебной квартиры выселили, а место в училище занял Дурицын".

"26.08.2015. Неожиданный звонок от Тамары Егоровны из Заречного. По Коровину. У него была огромная библиотека, дрокументы, записи, вырезки... Все собранное он предлагал Свердловскому архиву, но там отказались. После его смерти кое-что из наследия краеведа взяли библиотеки Белоярская и Заречная. А весь оставшийся архив Коровина выбросили родственники. Что-то из выброшенного взял его друг Третьяков Василий Борисович. Детей его, сына и дочери, уже нет в живых. А внучка, говорят, в Екатеринбурге не появляется, журналистка. Тамара Егоровна застала Аркадия Федоровича Коровина уже тяжело больным человеком. Умер в 2000 году". 
Но обратимся к событиям последней четверти XIX века. 


Учительский съезд
В 1881 году в Нижнетагильском заводе состоялся учительский съезд, в работе которого участвовали более 130 преподавателей земских училищ Верхотурского уезда. 19-му Верхотурскому уездному земскому Собранию было доложено: «Съезд этот, по счету четвертый из бывших съездов в нашем уезде; имел ту особенность, что руководителем его был приглашен известный своей педагогической деятельностью в России, педагог Николай Федорович Бунаков. Нет слов, что съезд этот принес немало пользы делу, открыв много сторон из жизни школы, которые доселе были не известны". Прогрессивные педагогические идеи «учителя учителей» падали, как семена. в подготовленную почву, что способствовало развитию народного образования в уезде.

Из верхотурских учителей Николаю Федоровичу больше всего пришелся по душе учитель из села Махнево Александр Иванович Мартынов. Воспитанник шестидесятых годов, озаренных именем Н. Г. Чернышевского, А. И. Мартынов еще в юности выбрал путь служения народу и стал учителем, много сделав для развития образования в Ирбитском и Верхотурском уездах. Это был пытливый и грамотный человек, страстно любящий историю родного края, ставший одним из заметных краеведов конца века. Многие годы А. И. Мартынов являлся корреспондентом УОЛЕ (Уральского общества любителей естествознания). Им введено в оборот первое название краеведения — «родиноведение». Его книга «Краткий исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда в частности» и стала первым учебником но родиноведению на Урале. А. И. Мартынов создал в Махнево одну из первых в уезде библиотек, он же организовал в 80-х годах краеведческую комиссию из учителей и земских деятелей, труды которой регулярно появлялись на страницах уральской печати.



Родиноведение Верхотурского уезда
В последнее 10-летие XIX века Мартынов организовал изучение Верхотурского уезда в историко-географическом отношении подготовил первое на Урале учебное пособие но родиноведению для земских училищ.

22 сентября 1893 года (по ст. стилю) он докладывал очередному Верхотурскому уездному земскому собранию: «В отчете о состоянии Махневского двухклассного училища за 1891-1892 учебный год, представленном мною 23-му ОВУЗС, я коснулся родиноведения Верхотурского уезда; в феврале месяце настоящего года Земская Управа уведомила меня, что означенное Земское Собрание, соблаговолив одобрить мой проект, постановило просить через Земскую Управу, уездный Училищный Совет о составлении учительской Комиссии для изучения уезда в географическом, историческом и других отношениях, причем мне предложено составить проект программы, по которой можно прийти к решению намеченного вопроса. Ввиду этого, от 12 марта 1893 года за № 22, по вопросу о родиноведении я представил в Земскую Управу мое мнение с изложением организации и программы данного дела; в настоящее время, насколько известно мне, уездный Училищный Совет соблаговолил заслушать мою записку по родиноведению и постановил приступить к изучению уезда.

Не повторяя здесь всего содержания моей записки по вопросу о родиноведении, прошу позволить еще раз высказать, что при отсутствии сведений по родиноведению — в наших училищах могут встречаться даже такие случаи, что, например, в селе Романовском не будут знать Мурзинских месторождений цветных камней, о которых имеют сведения не только в Петербурге и в Берлине, Париже и пр.: в селе Мурзинском могут не услышать о судоходстве реки Сосьвы; Нижне-Салдинские рельсы знают в Америке, но о них надо рассказать и дома; Богословскую и Выйскую медь, Алапаевское и Тагильское железо знают за границей, но не везде в своем уезде; отличную почву, например, Арамашевской волости, знают только местные жители; уездные кустарные изделия узнают только случайно, каждая местность очень мало знает свою историю и т.п.

Затем прошу позволить мне привести здесь перечень вопросов, которые по моему мнению, следует включить в программу родиноведения Верхотурского уезда. Именно желательно, чтобы данная программа заключала в себе следующие вопросы:

1) Положение Верхотурского уезда по широте и долготе; границы и пространство уезда; географическое положение некоторых местностей уезда. 2) Горы уезда с описанием их направления и физических свойств; примечательные горные вершины и высота их; отдельные скалы или камни, замечательные своими формами и проч.; значительные долины, ущелья, горные проходы или перевалы; значительные плоские возвышенности. Рудники; прииски, каменноугольные копи; каменоломни; местонахождения цветных камней, извести, глины и проч.; солекопи. 3) Значительные равнины и низменности; значительные лесные и стенные пространства; торфяники; значительные пространства, носящие отдельные местные названия; урочища и прочие замечательные по историческим событиям или народным преданиям; замечательные пещеры. 4) Реки уезда (несудоходные, судоходные, сплавные); примечательные речки; замечательные пороги, скалы, острова, мысы, пристани, пруды; значительные озера и болота; минеральные источники. 5) Климат уезда; при этом - господствующие ветры, атмосферные осадки, средняя температура и проч. Почва и подпочва родины. 6) Местные животные и растения полезные и вредные; минералы. 7) Племенной состав населения уезда; плотность населения; население по вероисповеданиям, сословию, образованию и проч.; местные обряды, обычаи и проч.; местные словесные народные произведения, предания, легенды и проч. 8) Все селения уезда с обозначением числа домов и жителей; карта уезда. Местные учреждения правительственные и общественные; местные монастыри, храмы, училища, музеи, библиотеки, больницы, метеорологические станции, фабрики, заводы, почтовые и телеграфные конторы и проч. Пути сообщения уезда; ярмарки. Сведения о местной промышленности добывающей и обрабатывающей; отхожие промыслы. Местные развалины городов, укреплений и проч.; курганы и проч.; памятники, воздвигнутые в память людей и событий; бывшие таможни и проч. 9) Небо родины; звезды северного полушария. 10) Содержащиеся в литературе географические и исторические сведения, касающиеся Верхотурского уезда; местные летописи; рукописные книги русские, церковно-славянские и др.; примечательные старинные печатные издания — книги, картины, географические карты, чертежи, планы и проч.; местные архивы; археологические находки и проч.



Собиранием данных, заключающихся в географическо-исторической литературе относительно Верхотурского уезда, но моему мнению, следует начать нашу работу по изучению уезда, чтобы снова не описывать уже описанного другими, а только дополнить это современными сведениями».

В докладе земской управы но народному образованию 24-му земскому собранию (1893 г.) вносится проект решения за № 15: «Одобрить проект изучения родиноведения в географическом, историческом и других отношениях, составленный учителем Махневского двухклассного училища, что и сообщить Земскому Собранию, прося ассигновать необходимую сумму на действия Комиссии, которая будет работать над изучением родиноведения».

Тем не менее, далее в журнале земства следует текст: «Записка г. Мартынова по вопросу о родиноведении Верхотурского уезда Земскому Собранию уже известна; определить же расход, потребный на образование комиссии для выработки программы по родиноведению, Управа затрудняется, не имея указаний - сколько будет членов комиссии, продолжительность времени работы их и прочее, хотя такому полезному делу, как всестороннее изучение своего родного края, нельзя не сочувствовать". Отсюда, однако, можно сделать вывод, что на 1894 год ассигнований на данный проект не было предусмотрено.
Спустя четыре года 28-му очередному Верхотурскому Земскому Собранию представлен традиционно доклад о народном образовании, в котором информировали гласных (iсовр. - депутатов) по вопросу о родиноведении:

«Преподаватели училищ, принявшие на себя труд изучения Верхототурского уезда в географическом и историческом отношениях, были заняты за отчетный год просмотром печатного материала, заключающегося в выписанных на средства земства книгах, а также других изданиях, найденных самими учителями, касающихся географии и истории Пермского края. За 1896-1897 учебный год сделаны следующие выборки из историко-географического материала: 1) выписки из «Книги Большому Чертежу 1627 года»; 2) выписки из «Нового и полного географического словаря Российского Государства» издания 1788-1789 гг., содержащие описания 38 местностей Верхотурского уезда; 3) выписка о пермском наместничестве из книги 1787 года «Краткое землеописание Российского Государства для народных училищ»; 4) выписка о городе Верхотурье из «Энциклопедического Лексикона», издания 1837 г.; 5) выписки из книг Чупина, Смышляева, Дмитриева и др.


Мартынов А.И. средний ряд, третий слева

Собранный преподавателями историко-географический материал о Верхотурском уезде, по просмотре господином инспектором народных училищ, сдан для систематизации и обработки учителю Махневского двухклассного училища А. И. Мартынову, по инициативе которого возникло дело изучения Верхотурского уезда в историко-географическом отношении. Господином инспектором поручено господину Мартынову сделать на основании собранного материала сжатый историко-географический очерк Верхотурского уезда для употребления в народных училищах.

На напечатание этого очерка, если он окажется по отзыву училищного совета удачным, управа, по соглашению с инспекцией, просит собрание назначить на 1898 год сторублевый кредит.

Составленный господином Мартыновым историко-географический очерк Верхотурского уезда, для употребления в народных училищах, прежде отпечатания, желательно было бы представить будущему очередному Земскому Собранию, для рассмотрения в особой комиссии».

Заключение комиссии об историко-географическом очерке Верхотурского уезда было утверждено.
Прошел еще один год. В докладе инспектора народных училищ, представленном на рассмотрение 29-й очередной сессии Верхотурского уездного Земского Собраия (1898 год), сообщается: «В заключение своего доклада имею честь представить, согласно постановлению предыдущего Собрания, на рассмотрение настоящей сессии составленный учителем Махневского двухклассного училища Мартыновым исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда как первый опыт по родиноведению.

Хотя составленный господином Мартыновым очерк не имеет многих желательных качеств руководства по родиноведению, но, ввиду отсутствия в нашей педагогической литературе подходящих руководств для употребления в народных училищах по истории и географии нашего края, я считаю долгом ходатайствовать пред Собранием о том, чтобы труд Мартынова был отлитографирован для рассылки всем училищам, а составителю очерка выдано было бы вознаграждение но усмотрению Собрания».

Исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда Собрание, согласно предложению господина Председателя Управы,поручило Управе отлитографировать в достаточном количестве экземпляров и разослать его господам гласным для ознакомления по школам. 

«Краткий исторический очерк Пермской губернии и Верхотурского уезда преимущественно», составленный заведующим Махневского двухклассного училища А. И. Мартыновым, был издан земством в 1899 году. Об этом писала тогда газета «Екатеринбургские епархиальные ведомости». Эту книгу в краеведческом сообществе по праву считают первым учебным пособием по родиноведению на Урале. К сожалению, следы раритета для нас, верхотурцев, утрачены. Хочется надеяться и верить, что где-то кем-то хоть в одном экземпляре, но она сохранена.

Через 14 лет после издания пособия по родиноведению и спустя 3 года после выхода в свет «Словаря...» Кри-вощекова на 1913 год земство ассигновало 325 рублей на отпечатание экономико-исторического очерка Верхотурского уезда. Чей это очерк, кто составил и какова его дальнейшая судьба, нам также неведомо.

«Белые пятна в жизни и творчестве А.И. Мартынова остаются. Поиск продолжается...

Учебное пособие для начальных классов. "Из истории Верхотурья"
Не думаю, что современные верхотурские учителя знают о наследии А.И. Мартынова по родиноведению Верхотурского уезда. Но дело его через 90 лет продолжила Валентина Михайловна Путимцева, учительница начальных классов средней школы № 3, отличник народного образования, Заслуженный учитель России.

По ее методическим пособиям преподают школьникам курс истории родного края педагоги не только городского округа Верхотурский, но и всей области. В 1996 году вышло в свет методическое пособие для учителей начальных классов «Из истории Верхотурья», в 2008 году — второе его издание. Написанная популярным и доступным языком, книга полезна всем, кто интересуется историей Верхотурского края.


Освящение памятника Мартынову А. И. Фото г. Кокшаровой

В 1996 году в екатеринбургском Доме учителя состоялась презентация книг, рассказывающих об истории России. В.М. Путимцева была единственным составителем учебника и методического пособия для учителей начальных классов. Интерес педагогов области к ним был большой. А главное, все были согласны, что историю России следует начинать с изучения истории родного края. Выступала Валентина Михайловна на областном совещании, где ее опьгг был рекомендован для внедрения в школах. Через несколько лет по этому учебнику стали работать педагоги нашего города и района. Окончив данный курс, они продолжают его уже в шестом классе.

Не угас интерес к книге и в Екатеринбурге. В 1999 году методическое пособие «Из истории Верхотурья» разошлось по всем школам области, так как в учебных планах школ есть курс «Рассказы по родной истории», включающий изучение истории города Верхотурье.

Подспудно роль изучения своей малой родины учителя понимали всегда, организуя со школьниками, например, те же экскурсии или походы но родному краю, создавая школьные музеи. В 60-е годы в восьмилетней школе № 1 г. Верхотурье был создан прекрасный музей под руководством учителя истории Ады Ананьевны Суворовой; действует музей в средней школе № 46 п. Привокзальный ГО Верхотурский, создала в перестроечное время музей в средней школе № 1 г. Верхотурье (ныне гимназия) Александра Абрамовна Старосветская и т. д.


Могила Мартынова А. И. Фото Г. Кокшаровой

Интересен совсем новый региональный проект «Урал для школы», разработанный для учеников с первого по одиннадцатый клacc. С сентября для школьников должны проводиться образовательные экскурсии по родному краю. Туристическая сеть для учащихся школ охватит практически весь регион. Аналогов в России этому проекту пока нет, как не было подобных аналогов на Урале.

Из дневниковых записей
«26.10.2015. Вечером - звонок В. А. Кислых. Рассказы, что Верхотурское земство поставило надгробье на могилу Мартынова, выделив из своего бюджета 164 рубля, В советское время оно было «раскурочено», разбито. Найти могилу А. И. Мартынова на Махневском кладбище в 2009 году смогли благодаря внучке Анны Павловны Постоваловой, которая знала, где похоронена ее бабушка. А бабушка была ученицей Мартынова и завещала похоронить себя рядом с учителем. Скончалась она в 80-х годах, и родные ее волю исполнили. Основание постамента сохранилось, а тумба утрачена; постамент четырехгранный, были надписи (на одной из Некрасова - «Сейте разумное...», на другой - молитва...) - их восстановили на новом постаменте».

Новый памятник поставили в 2010 году. На пожертвования благотворителей и жителей села Махнево на могиле народного учителя установлен мраморный крест. Его освятил настоятель храма во имя Святой Великомученицы Варвары священник Виталий Агошков и отслужил панихиду по православному учителю. 

Тамара Зырянова

Категория: География района | Просмотров: 1214 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar