Суббота, 04 Декабря 2021, 12:27
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [158]
Верхняя Синячиха [147]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [79]
Романовы [36]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [12]
География района [173]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Февраль » 14 » Народное образование на Урале и в Алапаевске 1721-1936 годы
18:56
Народное образование на Урале и в Алапаевске 1721-1936 годы
В 2011 году в Алапаевске отмечалась дата - 290 лет народному образованию. Конечно, о народном образовании как о системе широкого образования народа в интересах государства можно говорить, только начиная с конца 18 - начала 19 в.в. До этого обучение и воспитание в школах были сословной привилегией знати. Небольшое число детей других сословий - крестьян, рабочих, ремесленников и торговцев получало элементарное образование в цеховых и городских школах. Ярким примером этого в Алапаевске служит открытие первой словесной школы - посланный из Петербурга на Урал в 1721 году первый начальник всех уральских железоделательных заводов поручик артиллерии В. Н. Татищев дал поручение управителю Алапаевским заводом Т. Бурцеву об организации при заводе «словесной школы» и в п.2 инструкции писал: «Собрать в школу детей церковных, приказных, служителей... детей других сословий». Учащихся велено обнадеживать, что «письмоумеющие» никогда в солдаты, матросы и другие невольные службы отданы не будут». Обучение проводили церковные дьячки, вознаграждение которым выдавалось от особого церковного сбора. В школу были зачислены 32 мальчика в возрасте 8-10 лет. Программа занятий состояла из двух основных предметов: обучение грамоте и изучение церковной службы. В то время школы организовывались двух типов: первоначальные (обучались письму, чтению) и арифметические («циферные»). Школа первого типа и открылась в Алапаевске. Она была одноклассная, двухгодичная. Горнозаводские школы, созданные при казенных заводах, не могли обеспечить квалифицированными кадрами весь Урал, где было много частных мануфактур. И хотя их владельцы понимали, что невозможно управлять все усложняющимся заводским хозяйством без грамотных людей, они не спешили оказать содействие проникновению образования на свои заводы. Боялись они, по словам одного из Демидовых, «умножения такого народа, у которого б... голова была больше корпуса», что следует понимать так: людей образованных гораздо труднее будет эксплуатировать безнаказанно. Очень живо высказывал свои опасения по поводу просвещения молодых заводских жителей Н. Н. Демидов, привыкший не стесняться в выражениях в своей переписке с заводской конторой. В одном из предписаний конторе он запрещает отпускать школьников по воскресеньям домой для «обмывки в банях», так как, пишет он, «у вас иной отец с радости, что не видал сына восемь дней, поднесет ему пивца или сивушки. Ему оное может понравиться и тем избаловаться может. Притом, видя отца пьяного, может видеть всякую другую вещь. Может, например, слышать как отец приписал лишний воз или как гривну взял с кого-нибудь... Отец иногда по суеверию и малому просвещению чего-либо не сделал, а сын, лишившись суеверия, на оное не посмотрит».

Но больше всего Демидовы опасались, что их работники окажутся зараженными идеями свободомыслия и непокорности владельцам. Отсюда постоянные напоминания заводской конторе о том, как следует воспитывать молодых людей: «Недовольно того, чтоб выучить человека, как попугая, но надобно, чтоб нравственная часть насчет поведения была соблюдена, чтоб человек не палки боялся, а косого взгляду от начальника». Отсюда их стремление «из преподаваемых теперь наук некоторые уничтожить, как, например, историю». Но без квалифицированных кадров неизбежен застой производства, падение прибыли. И нужды развивающейся промышленности одержали верх.

4 марта 1724 года заводской комиссар Неклюдов предложил подьячему Алапаевского завода Федору Панову переписать в городе детей школьного возраста и велел дьякону Якову Иванову «обучать словесному с прилежным радением, а для письма привлечь умеющего дьячка». Под школу предлагалось очистить государев двор, а «...книги купить на государевы деньги как можно поспешнее...».

Осенью 1731 года словесная школа приступила к работе под руководством нового учителя Беляева Якова. По возвращению вскоре на Урал В.Н. Татищева школа стала циферной с изменением программы обучения. Вместо малограмотных дьячков и священников ведут уроки лица со средним образованием — приказчики, чиновники горного ведомства.

Здание школы, по своей ветхости, подлежало сносу. Дьякон, получив сан священника, выехал из Алапаевска, нового здания для школы найдено не было. И осенью 1733 года ученикам было объявлено о закрытии школы. И хотя в 1736 году Татищев В.Н. получает инструкцию Императрицы Анны Иоанновны: «...устроить Вам хорошую школу и брать в оную только дворянских, подъяческих и не служащих церковников детей, и оных с прилежанием тому обучать...», школа не возобновила своей работы.

Спустя более полувека император Александр I начинает реформу образования. По «Уставу народных училищ» образование подразделяется на три ступени: начальное - приходские и уездные училища, среднее - губернские училища и гимназии и высшее - университеты. Министерство народного просвещения осуществляло общее руководство, а на местах действовала территориальная система образования. На местном бюджете находились начальные приходские училища, остальные учебные заведения опекались окружным университетом. Территория России делилась на учебные округа, каждый из которых курировал государственный чиновник-попечитель. Учитывая, что на промышленных предприятиях на казенных и частных заводах Урала среди населения страны уже с XVIII века стали оформляться сословные перегородки - обучение предполагалось бесплатным и без сословным. По «Уставу учебных заведений» 1804 г. были созданы учебные округа, центры которых находились в университетских городах. Вся огромная территория Урала вошла в состав Казанского учебного округа. Новый устав предусматривал открытие школ трех ступеней: приходских училищ, которые должны были «приготовить юношество для уездных училищ и доставить детям земледельческого и других состояний сведения, им приличные».

Если побывавший в Алапаевске в 1807 году берг-инспектор Уральского горного Правления Томилин в отчете писал: «В Алапаевском заводе богоделен и училищ пока еще не заведено», по данным историка-краеведа Н.С. Шарина - в Алапаевске в 1808 году работает «малая заводская школа, которая помещалась в здании заводской конторы, в деревянном одноэтажном здании, расположенном на площади против Алексеевской церкви и господского дома, где жил управляющий заводами»... Открыта на основании Постановления Министра финансов от 15 июля 1806 года. Школа имела программу, аналогичную церковноприходской школе (русское чтение по гражданской и церковной печати, чистописание, арифметика, российская грамматика, начала христианской религии, краткая священная история, рисование, познание обязанностей гражданина), но имела и дополнительные часы занятий для изучения горного дела и заводских специальностей. Обстановка школы: в классе стояло 4 деревянных стола с длинными скамьями на 5 человек каждая, стул для учителя, шкаф для книг, на стене -деревянная доска и портреты императора Александра I и заводовладельца С.С. Яковлева, на столах - по подсвечнику, на стене две аспидных доски для решения задач. Часы занятий зависели от времени года: летом - по 10 часов в день, весной и осенью - 9 часов, а зимой по 7 часов. Расписание занятий: с 8 до 11 и с 13 до 16 часов (по спец. предметам), с двухчасовым перерывом на обед и отдых. С 16 до 18 часов, ученики, достигшие 12 лет, «приучались к различным работам: токарным, слесарным, столярным»... и прочим, за что получали жалованье по 3 руб. 60 коп. в год и по пуду муки в месяц. Надзор осуществлялся и со стороны полиции. Поступление в школу не более 10 человек в год из числа детей только служащих заводов. В данной школе проходил обучение изобретатель первой в России водяной турбины Игнатий Евстафьевич Софонов.

В то время интересы конторских служителей часто вступали в противоречие с реальными нуждами производства, а в вопросах привилегий - в получении образования, обучении детей, занятии приказно-служительских должностей — вызвали решительные протесты в среде мастеровых, работных людей, «непременных работников». Примером служит переписка служащих Юговской конторы. Канцелярские служители 25 октября 1828 года в поданном в главную контору на Высочайшее имя прошении писали: «...всех сословий люди стараются воспитать детей своих так, как прилично и возможно по состоянию каждого, и сие для того, чтобы дети по достижению определенных лет и по вступлению в тот род службы, в котором рождены и воспитаны, были совершенным в обязанностях ее. Основываясь на сем предположении, они, канцелярские служители, всемерно старались и стараются, не жалея последнего своего имущества, обучать детей своих тем наукам, чрез которые приобретаются счетной и письмоводческой части, в том ожидании, что они непременно должны будут поступить в приказную службу.

Напротив того, ныне Юговская заводская контора объявила и предписание главной конторы, последовавшее по отношению горного правления, об употреблении детей канцелярских служителей, достигших 12-летнего и более возраста, в свойственные силам их мастерства и ремесла, наравне с прочими мастерскими детьми. Таким образом, кончились их ожидания, их труды и старания, употребленные на воспитание детей и приготовление их к приказной службе, в которой они по всей справедливости могли бы более принести пользу Отечеству...».

В 1821 году по рапорту управляющего заводами Н. Савина с просьбой об открытии малой заводской школы контора Правления из Петербурга предписывает: «К образованию молодых людей мы представим конторе надежные средства...». Горнозаводская одноклассная школа открылась в декабре 1822 года. Программа состояла из следующих предметов: русское чтение и письмо, российская грамматика, первое основание риторики, закон Божий, арифметика, черчение и рисование. В заводскую школу в основном принимали детей заводской администрации и служащих. Занятия были распределены с учетом времени года. Общая продолжительность их составляла от 7 до 10 часов в день с числом учащихся 15-20 человек в одном классе.

Для продолжения реформы образования Министерство народного просвещения издает «Предварительные правила народного просвещения». К концу царствования Александра I в России - 7 университетов, 48 гимназий, 337 уездных училищ.

До 1837 года Алапаевская заводская школа работала под руководством священников. В 1864 году было утверждено «Положение о начальных народных училищах», согласно которому целью школы являлось «распространение первоначальных полезных знаний» и «утверждение в народе религиозных и нравственных понятий». В соответствии с этим определялась и программа: закон Божий, чтение церковной и гражданской печати, церковное пение, четыре действия арифметики. В 1870 году школа была реорганизована в окружное заводское училище, а в 1879 году, когда Правительство своим постановлением подчинило все учебные заведения Министерству просвещения и предписало передать в его ведомство все заводские школы и горнозаводские училища. Существующая Алапаевская малозаводская школа была передана в Министерство народного просвещения и объединена с приходской школой, работавшей в городе с 1847 года. На базе приходской школы в 1866 году было открыто трехклассное городское училище.

В 70-х годах XIX века в крае появляются открытые на средства земства школы, которые делали попытки сочетать общее образование с ремесленным: земства открывали при народных школах ремесленные классы и даже специальные ремесленные училища. Так как народных школ, располагавшихся в относительно крупных населенных пунктах, было явно недостаточно, многие земства открывали школы грамотности (пункты домашнего обучения).

В Пермской и Уфимской губерниях земские школы становятся основной формой начального образования. В Оренбургской губернии значительное количество школ было открыто казачьим войском. Правительство несло минимальную долю расходов по народному образованию. Так, например, в Пермской губернии в 1871 г. расходы на народное образование распределялись следующим образом: земства несли 64,8% этих расходов, города — 7,8%, сельские общества -12,9%, заводоуправления и частные лица

14,2%, а государственное казначейство

- только 0,3 %.

С 1864 года в Алапаевске работает частная гимназия, которая с 1870 года переходит на финансирование земства и в 1880 году размещается в построенном для нее здании по ул. Кукуйской (ул. Володарского, 31).

 В 60-е годы XIX в. появились организации, деятельность которых была направлена на распространение знаний среди народных масс. По инициативе передовой интеллигенции, главным образом студенческой молодежи, в середине XIX века, возникли воскресные школы - образовательные школы для взрослых крестьян, ремесленников и т.п. Были созданы первые народные библиотеки и читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний.

Проводя политику русификации, царское правительство стремилось направить его образование по желательному для себя пути, который определяли «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», изданные в 1870 г. В них утверждалось: «Конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть обрусение и слияние их с русским народом». В марийских, мордовских, чувашских школах на Урале обучение строилось по системе, разработанной профессором Казанской духовной академии Н.И. Ильминским, по которой в основу воспитания клались догматы церкви и проповедь православия. Но реакционная в целом эта система имела и некоторые положительные стороны: она способствовала распространению грамотности, приобщала к русской культуре; согласно системе Ильминского преподавание в течение первых двух лет велось на родном языке.

В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д. Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в. Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 60-70-е годы высшие женские курсы. В начале XX века в Алапаевске дети учились в четырех начальных школах и в трехклассном училище, работали две библиотеки.

В общей своей массе учителя были люди из крестьянских семей, получившие образование. Это и Шмаков А.К., сын крестьянина, окончивший Екатеринбургский учительский институт; крестьянин Виленской губернии Плескачевский В.А., окончивший Московскую учительскую семинарию, учительница английского языка - дочь крестьянина Богданова Е.С., преподавательница французского языка в городском училище Абрамова А.И.

Профессия учителя в городе была очень уважаемой. По воспоминаниям Кабакова И.Ф., в начале XX века: «...учителя у нас жили хорошо, к примеру, учительница по географии каждый отпуск уезжала в какой-нибудь уголок мира, в Северную Америку, откуда вернувшись, рассказывала нам о Ниагарском водопаде, который видела собственными глазами. В Африку, в Австралию, Латинскую Америку, откуда привозила всякого рода диковинных насекомых, гербарии. И поэтому нашему училищу мог бы позавидовать любой нынешний университет». Судя по зарплате, значимость этой профессии в обществе действительно оценивалась несколько выше, чем другие профессии. Так, учитель женской гимназии получал 3600 р. в год и соответственно 300 р. в месяц, учитель городского училища - 5400 р. (450 р. в месяц). Кроме того ему выдавались также и квартирные деньги на оплату жилья на текущий учебный год. Тогда как рабочий ведущей специальности на АМЗ -сталевар получал в 1914 году в смену 5р., приблизительно в месяц 130 р.

В Торгово-промышленном календаре 1911 года упоминаются учебные заведения Города и представлены их руководители. «Алапаевское 3-классное училище. Почетный смотритель Михаил Иванович Спиридонов, смотритель Заматринский, законоучитель -священник Дмитрий Александрович Диев. Учителя: Петр Павлович Зеленин, Мария Павловна Абрамова, Николай Максимович Гумаков.

Алапаевская ремесленная школа. Почетный смотритель - инженер-механик Петр Иванович Турбин, заведующий школой Константин Михайлович Крочик, законоучитель - священник Михаил Дмитриевич Троицкий, мастер-техник (он же помощник заведующего), Петр Алев Подшивалов, преподаватель Петр Васильевич Суков».

Остановимся подробнее на истории зданий учебных заведений того времени и посмотрим как они работают сейчас.

- В современное здание Алапаевского профессионально-педагогического колледжа входят два отдельно стоящих исторических здания. В 1890 году началось строительство первого, двухэтажного здания. Строительство закончилось в 1896 году. Второе здание, одноэтажное историческое, Строилось с 1898 по 1903 год. В 1908-1910 гг. с южной стороны к одноэтажному зданию сделали пристрой в один этаж. В 30-е годы два здания соединили вместе - возвели двухэтажную вставку, в которой был устроен вход с одномаршевой парадной лестницей. В 1953 году над двухэтажной вставкой надстроили третий этаж и установили дополнительную металлическую лестницу. Проведена перепланировка учебного корпуса, сделан центральный вход с улицы С. Перовской (в трехэтажной вставке). До 1953 года во всех зданиях - печное отопление. Позже училище подключили к городской отопительной системе. В 1961-1962 гг. закончено строительство дополнительной двухэтажной части здания.

- «Училище реальное» - особый тип среднего учебного заведения, образованный по уставу 1871 г. Оно должно было давать образование, «приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В реальном училище больше внимания уделялось точным наукам, - каменное двухэтажное здание, характерный образец каменного особняка конца XIX века (построено в 1896 году) с декорировкой в духе неоклассицизма. До Отечественной войны здесь размещались школы: фабрично-заводская семилетка и фабрично-заводская десятилетка № 1. ФЗД называли «образцовой школой». В военные годы в здании продолжала находиться школа, а позднее - Дом пионеров. В современное время - Дом школьника.

- В 1907 году управляющий Алапаевскими заводами Владимир Ефимович Грум-Гржимайло передал дом - двухэтажное кирпичное здание Главной конторы Алапаевских заводов, построенное в 1832 году, земству под женскую прогимназию.

В 1915 году женская прогимназия (то есть неполная гимназия) преобразуется в женскую гимназию. Наряду с общеобразовательными основными предметами здесь преподаётся пение, домоводство, рукоделие - всё то, без чего в то время не могла обойтись хорошая хозяйка дома.

В 1918 году гимназия переименовывается в Алапаевскую советскую трудовую школу второй ступени №2 им. Родионова. Школа становится смешанной, с семилетним сроком обучения, а к 1927 году - девятилеткой.

В 1930 году школа преобразуется в ФЗД (фабрично-заводскую девятилетку) №2. Через шесть лет становится средней общеобразовательной школой №2. В 70-е годы XX века здание передаётся под коррекционную школу. В 2009 году после капитального ремонта в здание переехала центральная городская библиотека.

- «Белоусовская школа». В 1910-1911 гг. учебный год школа находилась в доме купца Белоусова, в двухэтажном каменном здании. Здание вначале было одноэтажным. В 1911 году оно куплено у купца и передано церковно-приходской школе при церкви Александра Невского. Благодаря хорошей постановке учебного дела наплыв учащихся в приходское училище был большой. Стараясь удовлетворить всех желающих учиться, администрация в 1912/13 учебном году открыла одно параллельное отделение первого класса. В 1915 году решено было произвести реконструкцию "здания. По новому проекту, существующие деревянные сени с лестницей и туалетом на второй этаж должны быть разобраны. С южной стороны к существующему зданию делается каменный двухэтажный пристрой для шести классов. С западной
стороны также двухэтажный каменный пристрой, предназначенный для вестибюля с раздевалкой, с лестницей для входа на второй этаж. С реорганизацией народного образования «Белоусовская» приходская трехгодичная одноклассная школа была переименована и названа «Школой первой ступени № 4» с четырехгодичным сроком обучения.

В 1922 году бывшая «Белоусовская» школа была превращена в филиал бывшего горного училища и получила название «Средняя Советская восьмилетняя школа № 4».

Впоследствии школу перевели на улицу Екатерининскую (теперь ул. Фрунзе), а в освободившемся помещении открыт филиал реального городского училища. Также в этом здании проводились курсы для обучения учителей начальных классов. На эти курсы набирали лучших выпускниц школы № 2. С 1970 года - станция юных техников.

- В 1913-1915 гг. в северной части города было построено одноэтажное здание школы земской. Вскоре в народе ее стали называть «напольной», так как стояла она среди полей. Выступающую часть южного фасада (ризалит) венчает 3-ступенчатый фронтон из красного кирпича с декоративным карнизом. Карниз по всему периметру здания декорирован ступенчатыми зубцами из кирпича. По углам здание акцентировано декоративными лопатками с небольшими нишами. Окна обрамляет выступ в полкирпича. Над окнами на уровне фриза по периметру всего здания стены обрамляет декоративный поясок из кирпича. Под окнами по периметру здания проходит поясок и располагаются декоративные ниши.

С 20 мая по 17 июля 1918 года в этом здании находились под стражей родственники Николая И. В память об этом событии в одном из классов в 1998 году открыта мемориальная комната святой преподоб-номученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны.

Несмотря на все усилия, основная часть населения была фактически неграмотной. Учащиеся участвовали в революционном движении начала века. В 1902 году Н.И. Коростелев, учащийся Н.-Тагильского технического училища, и И.С. Четвергов, учащийся Кунгурского технического училища, создали на заводе первый социал-демократический кружок.

Второй кружок работал под руководством А.С. Богдановой.

В 1917 году было 5 школ, в которых обучалось 536 учащихся, работало 34 учителя.

На базе ремесленной школы в 1925 году было организовано фабрично-заводское училище, а в 1929 году на поселке Максимовка открылось второе ФЗУ (стройуч.). В 1919 году в городе работало 3 детских дома.

Во время Гражданской войны, после освобождения города от колчаковцев, в 1919 году женскую гимназию преобразовали в трудшколу II ступени, до 1930 года это была девятилетка. В здании городского училища разместилась средняя трудовая советская школа, в 1920 году открыта начальная школа в пос. Асбестовский (учительница Спиридонова А.Н.). В октябре этого же года открыты четыре школы по ликвидации неграмотности. В 1923 году в городе работают 7 яслей, 2 детдома, 9 школ.
Большим событием в жизни города было открытие горно-металлургического техникума, при котором вскоре был организован рабфак. За 5 лет работы техникум подготовил 500 специалистов для металлургической промышленности.

Осенью 1930 года открывается геолого-разведочный техникум. С 1 сентября 1935 года начала работу школа рабочей молодёжи. Большую роль для АМЗ сыграли курсы мастеров социалистического труда, открытые в 1937 году, после окончания которых многие квалифицированные рабочие получили техническое образование и стали мастерами - И.А.Щербаков, П.А. Ямов, Загайнов, И.И. Мизюлин. В 1929 году по линии ликбеза занималось 250 человек. На 20 июня 1932 года в городе оставалось неграмотных 495 человек и малограмотных 601 человек. На АМЗ неграмотных насчитывалось 203, малограмотных 293 человека. Общество «Долой неграмотность» было упразднено в 1936 году. Перед Великой Отечественной войной работало четыре средних, шесть семилетних и десять начальных школ.

Н. ИГНАТОВ, зав. музеем истории АМЗ
Категория: Алапаевск | Просмотров: 1197 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar