Четверг, 21 Ноября 2024, 22:00
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Октябрь » 26 » Кто был зодчим Спасо-Преображенского храма в Нижней Синячихе
17:52
Кто был зодчим Спасо-Преображенского храма в Нижней Синячихе
Барокко

или классицизм?
Если вы сегодня спросите, кто построил Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе, вы вряд ли получите на свой вопрос какой-то определенный ответ. Скорее всего, он будет примерно таким - имя зодчего Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе неизвестно, но храм он создал уникальный, единственный на белом свете, и больше такого нигде нет Нет, конечно, есть похожие. Когда речь заходит о Спасо-Преображенской церкви, сразу же вспоминают, что она выстроена в стиле так называемого «сибирского барокко», что в таком стиле в конце ХVIII - начале XIX века на обширном пространстве за Камнем, то есть на Урале и в Сибири, было построено более ста храмов, а самые продвинутые даже назовут вам церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске, на которую Сласо-Преображенская очень похожа, но... Тот, кто сравнивал Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе с другими храмами Урала и Сибири, построенными в это время, никак не сможет обойтись без этого «но», потому что даже неопытному глазу видно, что наша церковь, хоть и схожа с той же тобольской и в общем архитектурном плане, и в деталях декоративного убранства, но она совсем не такая.

Церковь Захарии и Елизаветы в Тобольске, несмотря на все свои достоинства, все-таки «одна из» среди храмов «сибирского барокко», а Сласо-Преображенская в Нижней Синячихе совсем не «одна из», она превосходна перед всеми остальными в этом роде.

Чем же она так выделяется, так захватывает дух, так пленяет?

Храмы часто сравнивают с кораблями, которые преодолевают в веках «житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею». Но преодолевать его можно по-разному. Перед большинством церквей, построенных в стиле «сибирского барокко», •житейское море, воздвигаемое напастей бурею», отступает, потому что они цепко держатся за грунт своими спасительными якорями. В них есть порыв - туда, ввысь, в небеса, но он словно прерван на взлете, и они, словно понимая, что полета не будет, пытаются преодолеть своё разочарование в недостаточной конструктивности целого декоративным архитектурным буйством в деталях. Сласо-Преображенская церковь в Нижней Синячихе - совсем другая. Она очень сдержанна по сравнению с ними в своем декоративном выражении чувств, но она потрясающе выразительна в целом — её порыв к небесам не сможет остановить никто и ничто.

Зодчий, работавший над проектом Спасо-Преображенского храма, смог найти такие пропорции архитектурных объемов и такую выразительную линию силуэта, что склонное к изнеженности «сибирское барокко» вдруг наполнилось невероятной для него мощью, перед которой нет никаких преград.

Вот эта церковь - она полетит! Она уже летит!

Первым на эту особенность Спасо-Преображенского храма обратил внимание его воссоздатель в наши дни Иван Данилович Самойлов. В своей книге «Сокровища Нижней Синячихи», отдав должное и легенде про строившего храм итальянского мастера, и сходству Спасо-Преображенской церкви с церковью Захарии и Елизаветы в Тобольске, он делает примечательное замечание о том, что «в облике её отчетливо проступают черты раннего классицизма», а именно «приделы к церкви отсутствуют, архитектурные объемы вытянуты по вертикали, четкая планировочная композиция придает сооружению динамизм, легкость, устремленность ввысь», а говоря об элементах стиля барокко в Спасо-Преображенской церкви, единственное, на чем он конкретно акцентирует внимание, это на том, что они «преобладают в её декоративном убранстве».

Всё это наводит на мысль, что над проектом Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе работал мастер, имеющий архитектурное образование, который традиционный для этих мест барочный облик храма переосмыслил, опираясь на принципы классицизма.
Но кто же был этот архитектор? Его имя назвал ещё в 1994 году краевед из села Кировского Иван Павлович Жижелев. Правда, он тогда ничего больше о нем не сообщил, никаких подробностей о его жизни и творчестве, только имя. Может быть, именно поэтому его сообщение тогда не привлекло к себе того внимания, которого оно, несомненно, заслуживало.

Поиски и находки Жижелева

Иван Павлович тогда в связи с приближающимся 200-летием начала строительства Спасо-Преображенского храма проводил изыскания в архивах об истории основания и самой Нижней Синячихи, и строительства в ней железоделательного завода, и, конечно же, об истории строительства в селе церкви. Вот что он, в частности, тогда написал об истории храмового строительства в Нижней Синячихе в своей публикации «Её путь и далек, и долог..» в газете «Алапаевская искра».

«По данным переписи Г. Черткова и А. Бернацкого, Нижняя Синячиха как поселение возникла в 1666 году. До середины XVIII века её жители не имели своей церкви, ходили молиться в Апексеевский храм в Алапаевске. Но в марте 1754 года направили ходоков в Тобольск, к. митрополиту Сильвестру с покорнейшим прошением разрешить построить свой храм.

Такое разрешение было получено, и в Нижней Синячихе была построена небольшая деревянная церковь. Она простояла без ремонта сорок лет и обветшала. В 1794 году мурзинский благочинный обратился к пермскому епископу за помощью - просил денег на ремонт. Но епархия, выполняя указ Императрицы Екатерины II о замене обветшавших деревянных церквей каменными, распорядилась о строительстве новой церкви по проекту известного пермского архитектора Паульсена Поунада.

О времени постройки Спасо-Преображенского храма сообщается в изданной в 1902 году книге «Проходы и церкви Екатеринбургской епархии», где написано, что существующий ныне в Нижнесинячихинском заводе храм «построен нераздельно с колокольней, каменный, двухэтажный, начат был постройкой 12 мая 1794 года, а к 1823году окончен вполне...».

Итак, каменную Спасо-Преображенскую церковь в Нижней Синячихе епархия распорядилась строить по проекту «известного пермского архитектора Паульсена Поунада».

В 1794 году архитектор в Перми мог быть только один - губернский. К счастью, все губернские архитекторы, начиная от введения этой должности в штате Пермского наместнического правления в соответствии с Указом Сената от 21 января 1782 года и до 1917 года, известны. Их список опубликован пермскими историками Александром Сергеевичем Терехиным и Леоном Сергеевичем Кашихиным.

И в этом списке третьим стоит имя Готлиба Христиана Паульсена, исполнявшего обязанности губернского архитектора с 1784-го по 1788 под.

Правда, Спасо-Преображенский храм был начат постройкой в 1794 году. Но ведь в распоряжении епархии и не говорится, что Паульсен непосредственно его строил. Для строительства был выбран его проект, видимо, сделанный им ранее. Кстати, в пользу такого предположения говорят ещё два факта: первый - что между обращением о ремонте обветшалой деревянной церкви в Нижней Синячихе и началом строительства каменного Спасо-Преображенского храма проходит всего около 4 месяцев, а второй -что примерно в это же время, в 1793-1794 годах, в Перми строился Архиерейский дом, тоже по проекту Паульсена.

Так кто же он все-таки был такой, этот Готлиб Христиан Паульсен?

Готлиб Христиан Паульсен

До недавнего времени его имя, несмотря на то, что он долгие годы проработал в Санкт-Петербурге и оставил там несколько примечательных зданий, а так же два нереализованных, но очень интересных архитектурных проекта, не упоминалось даже в подробных пособиях по истории русской архитектуры XVIII века. Из забвения его извлек Виктор Вячеславович Антонов, автор ряда книг, в которых он, опираясь на свои многолетние архивные изыскания, рассказывает о неизвестных или прочно забытых людях, зданиях, событиях и фактах из истории Санкт-Петербурга.

Из этих книг нас интересует самая последняя - «Петербург: вы это знали? Личности, события, архитектура», где как раз идет речь об Готлибе Христиане Паульсене, архитекторе, мастере раннего петербургского классицизма.

По данным «Петербургского некрополя», Готлиб Христиан Паульсен (или на русский лад Христофор Христофорович Паульсен) родился 17 ноября 1744 года в Санкт-Петербурге, в семье штаб-лекаря лейб-гвардии Конного полка Христиана (Христофора Михайловича) Паульсена и дочери пастора Христины Нацциус.

Архитектуре Готлиб Христиан учился у своего зятя - Фельтена, главного архитектора Канцелярии от строений, который был женат на его старшей сестре Анне. Обучение проходило в 1761-1763 годах и состояло из исполнения чертежей и практических занятий. Паульсена своим учеником называл также Бартоломео Растрелли, строитель Зимнего дворца, но учиться у него юноша мог только до августа 1762 года, то есть до того, как придворный архитектор надолго уехал за границу.

От Фельтена и Деламота, двух виднейших зодчих столицы, Паульсен получил хорошую аттестацию: «обучался архитектуры цивилис (то есть гражданской архитектуре), в рисовании всяких чертежей и от руки, а также в практиках и математике». В июле 1764 года он был принят с ежегодным окладом в 100 рублей «архитектурии помощником третьего класса... в команду архитектора Фельтена», занятого строительно-отделочными работами в Зимнем дворце, только что законченном Растрелли.

Но долго в Петербурге он не проработал - 4 мая 1766 года подал просьбу «для приобретения совершенной науки отъехать в другие иностранные государства на своем коште». В этой поездке, которая «из-за приключившейся болезни» вместо отпущенных двух лет продлилась три года, Паульсен посетил Францию и Италию, две страны, определявшие архитектурный стиль в Европе тех лет. Этот стиль именовался классицизмом и вдохновлялся постройками императорского Рима.

Вернувшись в 1769 году в Петербург Паульсен продолжил в качестве помощника архитектора свое сотрудничество с Фельтеном, но 11 февраля 1772 года из-за повреждения ноги вышел в отставку в чине подпоручика. Уйдя от Фельтена, Паульсен в 1778 году, когда он получил звание архитектора, устроился в строительной экспедиции Главной полицмейстерской канцелярии помощником Христиана Людвига Кнобеля (1725-1782), который заведовал обывательской застройкой столицы и утверждал проекты частных д омов.

После кончины Кнобеля Паульсен 1 июля 1782 года занял место архитектора Управы благочиния, оставаясь на нем до своего выхода в отставку 31 октября 1809 пода статским советником, то есть в генеральском чине. В то же самое время он в 1788-1797 годах, что также очень важно для нас, служил губернским архитектором.

Умер Готлиб Христиан Паульсен 7 января 1811 года и погребен на Волковом лютеранском кладбище.

Виктор Антонов в своей книге называет постройки Готлиба Христиана Паульсена, которые удалось выявить на сегодняшний день. Прежде всего, это выстроенная им в 1803-1805 годах финская кирха св. Марии на Большой Конюшенной. Но это поздняя работа Паульсена, к более ранним относятся два его собственных дома, выстроенные в стиле беэордерного классицизма. Сохранились также его дом на набережной реки Фонтанки и дом для причта Исакиевского собора на улице Якубовича.

Из прошения вдовы архитектора выясняется, что он построил Вознесенский мост через Екатерининский канал.
Ну и что, спросите вы, для чего этот длинный список, какое отношение все эти дома имеют к Спасо-Преображенскому храму в Нижней Синячихе? Ответ будет такой - этот список показывает, что Паульсен был весьма разносторонним мастером.

Но ещё важнее его неосуществленный проект однопрестольной каменной церкви Спаса Нерукотворного Образа в селе Чирковицы на Нарвском тракте. Он подписан его фамилией и хранится в музее Академии художеств.

Вместо P.S.

Подведем итоги:

- архитектурный облик Спасо-Преображенской церкви свидетельствует о том, что её проект был разработан зодчим, который в своем творчестве руководствовался принципами классицизма;

- существует распоряжение епархии, о котором писал И.П. Жижелев, о строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви в Нижней Синячихе по проекту пермского архитектора Паульсена Поунада;

- губернским пермским архитектором в годы, непосредственно предшествующие строительству Спасо-Преображенской церкви, был мастер раннего классицизма петербургский архитектор Готлиб Христиан Паульсен;

Все это позволяет утверждать, что автором проекта Спасо-Преображенского храма в Нижней Синячихе мог быть именно Готлиб Христиан Паульсен.

О. БЕЛОУСОВ
Статья Алапаевской газеты №25 от 23 июня 2016 г



Категория: Нижняя Синячиха | Просмотров: 1050 | Добавил: Мария | Теги: Нижняя Синячиха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: