Пятница, 22 Ноября 2024, 00:57
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Январь » 28 » Храм Александра Невского и Свято-Троицкий собор Алапаевска
21:40
Храм Александра Невского и Свято-Троицкий собор Алапаевска

Это был один из двух главных храмов города
Первый - Свято-Троицкий собор (до 1912 года Алексеевская церковь) - был построен еще в петровские времена. С 1704 года он высился на берегу городского пруда на речке Алапаихе, близ старого Алапаевского чугунолитейного и железоделательного завода.
Второй храм Александра Невского был начат строительством почти два века спустя, в 1888-м, в год 900-летия крещения Руси, на высоком берегу городского пруда на реке Нейве, близ нового, построенного тут в 1825 - 1827 годах Нейво-Алапаевского металлургического завода.
Строился он по постановлению волостных обществ Нейво-Алапаевской волости в память убитого народовольцами в 1881 году императора Александра II Освободителя. Строился на деньги прихожан согласно этому постановлению из зарплаты рабочих завода, рудников и лесорубов ежемесячно вычиталось по две копейки, а торговцы, кустари, мещане и чиновники,вносили деньги на его строительство через специальный комитет под председательством механика Алапаевских заводов Николая Четвергова.
Купола Александро-Невского храма вознеслись над городом в 1894-м, а 4 сентября 1895 года при большом стечении народа состоялось его торжественное освящение Екатеринбургским епископом Симеоном.

 До 1902 года Александро-Невский храм был приписан к Алексеевской церкви.
Приход был большой: в 1900 году в него, кроме города, входили деревни Алапаиха (с часовней святого Пророка Ильи), Верхняя Алапаиха (с часовней Вознесения Господня), Устьянцева (с часовней апостолов Петра и Павла), Мостовая, Глухих, Толмачева (с часовней Святителя и Чудотворца Николая) - всего 1150 дворов и около 9 тысяч прихожан.
Приход - самое устойчивое церковное образование. Корабль церкви преодолевал в веках "житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею", менялись формы управления, менялись имена владык,поминаемых на литургиях,а Алексеевский приход оставался все тем же.
В 1917-м, после прихода к власти большевиков,в Алапаевске, как и во всей России, для Православной церкви начинаются тяжелые времена. В гражданскую войну и в 1920-х годах репрессируют и убивают священнослужителей - в Алапаевске в 1918-м убит настоятель Свято-Троицкого собора Дмитрий Диев.
В конце 1920-х, видимо, убедившись, что арестами и расстрелами священнослужителей православную веру в народе не искоренить, власть начинает убивать храмы.
В начале 1928 года по цехам Алапаевского металлургического завода прокатывается волна рабочих собраний- требуют отобрать у религиозной общины Свято-Троицкий собор и превратить его в "увеселительное просветительское учреждение"! Народу нужна культура. 
Церковно-приходской совет пытается доказать властям, что закрывать собор нельзя, что, начиная с 1925 года, число молящихся постоянно возрастает. "Где же, спрашивается, те признаки упадка и разрушения собора, о которых говорят разные ораторы на собраниях, старающиеся внушить народу мысль об отобрании собора?" - недоуменно и наивно вопрошают верующие. Они напоминают, что только что проведен капитальный ремонт собора - выкрашены крыши, устроены новые водосточные желоба и трубы, оштукатерены стены, отремонтированы все рамы в окнах, "поставлено весьма солидное электрическое освещение". Они словно не понимают, что все свидетельства приверженности людей к вере, для тех, кто провозгласил религию "опиумом для народа", все равно, что красная тряпка для разъяренного быка.
8 апреля 1828 года проходит общее собрание прихожан Свято-Троицкого собора. В его протоколе об увеличении числа молящихся нет уже ни слова, внимание обращается прежде всего на культурно-историческую ценность собора, который является "изрядной ценностью"... внутри покрыт редкостной живописью, имеет прекрасный иконостас в стиле рококо", и на своевременную уплату всех налогов и обложений. А главный аргумент против закрытия - вот он: "С самого начала революции наша соборная община стоит на обновленческой платформе, являясь опорным пунктом указанного церковного движения во всем Алапаевском и даже Махневском районах, держится строго лояльных отношений к существующей Советской власти, отмежевывается от всех тех группировок, которые преследуют цели, препятствующие благотворному развитию и укреплению государственного строительства. Наш собор всегда... извергал из себя все те контрреволюционные вожделения, которые присущи староверщине-тихоновщине".
И тут мы прикасаемся к самому больному месту в истории закрытия и разрушения алапаевских храмов. Очень просто было бы представить происходящие тогда события как противостояние мучеников и бесовской власти. На самом деле все было гораздо страшнее и трагичнее.
Еще через три дня, 11 апреля 1928 года проходит пленарное заседание церковно-приходского совета Свято-Троицкого собора. В протоколе этого заседания, подписанном настоятелем собора протоиереем В. Зубаревым и протодиаконом А. Световостоковым говорится, что более целесообразно взять для культурных целей не обновленческий Свято-Троицкий собор, а храм Александра Невского, который является "гнездом староверщины-тихоновщины".
Цитирую протокол слово в слово: "Пленум церковно-приходского совета высказывается ха целесообразное изъятие Александро-Невского храма по следующим соображениям. Храм Александро-Невский новый, выстроен всего шестьдесят лет назад (на самом деле тридцать. Прим. О.Б.), имеет калориферное отопление, которое при сравнительно небольшой затрате дров дает много тепла; расположен на берегу пруда, где возможен водный спорт, окружен большой площадью, где находятся братские могилы и возможно разведение большого сада и приспособление его для разного рода спортивных увеселений".
По существу, это донос. Он не останется без внимания. Он поспособствует разрушению Александро-Невского храма, но от Свято-Троицкого собора он беды не отведет...
Построенный на деньги рабочих красивейший Александро-Невский храм будет закрыт в 1931 году. Сначала его здание в самом деле используют "для культурных целей" - откроют в нем кинотеатр "Безбожник". Но уже через год, в 1932-м, храм взорвут, и из его кирпича построят больницу в сангородке и баню у речки Алапаихи, близ Свято-Троицкого собора. 
Впрочем, собора тут уже не будет. Его закроют в том же 1932 году, и его настоятель, протоиерей Василий Зубарев, сгниет в сталинских лагерях. В декабре же 1936 года в стенах бывшего собора начнут устанавливать оборудование для хлебозавода, который назовут именем убитого в Ленинграде Кирова, и уже через месяц народ получит хлеб насущный, но об этом ли только хлебе он веками просил в молитвах?
А на соборной площади на долгие годы появятся прилавки, с которых будут торговать яблоками и помидорами, металлический павильон с арбузами, картошкой и луком, бочка с квасом и летняя пельменная с пивом...
Да иногда - шатер с приезжим цирком, в котором будут гонять по кругу мотоциклисты по вертикальной стенке, да "ученый" медведь ездить на велосипеде.
 Споры о том, где стоял Александро-Невский храм, ведутся давно. Кто-то полагает, что он стоял на месте, где ныне громоздятся жилые двухэтажные дома слева от аллеи, ведущей к площади Революции. Кто-то считает, что он примыкал к улице Софонова, тогда улицы Александровской, и находился на месте, где сейчас находится отделение Сбербанка. Кто-то уверяет, что он был по другую ее сторону, там, где ныне стоит магазин ювелирных товаров "Золото"...
В общем, все предполагают, но никто не уверен вполне.

А между тем, установить место, где стоял Александро-Невский храм, совсем несложно,  поскольку сохранился план Нейво-Алапаевского завода, составленный в 1897 году, и на нем Александро-Невский храм нанесен четко и определенно. 
Он стоял там, где и положено стоять русскому православному храму - на возвышении, на просторе, на крутом берегу реки. Он стоял над крутым берегом городского пруда. На площади, которая сегодня называется площадью Революции, а тогда называлась Александровской площадью.
И к храму вела, упиралась с запада прямехонько в его двери улица Госпитальная, которая сегодня носит имя Веры Шляпиной. Его центральный неф устремлялся с запада на восток - к алтарю - как раз по центру этой улицы. 
А сам вход во храм, судя по плану, отстоял немного восточнее обелиска нынешнего памятника борцам за Советскую власть.
Если храм мысленно восстановить, то этот памятник с юга как раз бы притулился к церковной ограде. И поскольку по размерам Александро-Невский храм не превосходил Свято-Троицкого собора, то он бы вполне уместился в пределах нынешней площади Революции, которая в 1897 году, впрочем, была гораздо больше, и простиралась на север вплоть до Екатерининской улицы, ныне улицы Фрунзе, а на восток - на две трети квартала до Ирбитской улицы, ныне улицы Софьи Перовской...
Олег Белоусов, снимок плана Нейво-Алапаевского завода Ю. Дунаева.

28 января 2016 года. Алапаевская газета №4

______________

Статьи по теме:

Поругание Александро-Невского храма. Фото

История кинематографа в Алапаевске

Гонения на священников в 1920-х годах

Снятие колоколов Александро-Невского храма. Фото

Александро-Невский храм. Вид с запада, фото

Александро-Невский храм, вид с северного фасада, фото

Александро-Невский храм, вид с южного фасада, фото

Из истории церквей г. Алапаевска

 

Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 2530 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск, церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: