Пятница, 07 Августа 2020, 06:33
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [157]
Верхняя Синячиха [144]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [78]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [164]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [9]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2015 » Март » 4 » Избы с жар-птицами. Статья Е.Новоселова об И.Д.Самойлове
17:06
Избы с жар-птицами. Статья Е.Новоселова об И.Д.Самойлове

Об этой статье Иван Данилович Самойлов упоминал в своих дневниках. Предлагаю вам прочесть ее. 

Избы с жар-птицами

Об уральской росписи нередко говорят и пишут. Любопытны сообщения о том, что Невьянский завод выпустил новые оригинальные изделия художественной керамики, и они пользуются успехом у покупателей. Или что Нижнетаволгинский керамический завод организовал выставку своей продукции, среди которой чашки с уральской росписью, неизменно привлекающие внимание посетителей. Сухоложский промкомбинат начал выпуск детской мебели, украшенной яркой ручной росписью. А вот еще приятные события: алапаевская роспись нашла отражение в издании "Памятники Отечества (Москва, 1975 г): на вокзале железнодорожной станции Туринск - Уральский появилась "комната сказок". Авторы, расписавшие ее, - работники фабрики детской игрушки Т.Д. Тишкова и Т.Д. Шишкина. Словом, уральская роспись прочно входит в жизнь и быт уральцев. Что это - новый вид декоративно-прикладного искусства или дань старым традициям?

Живет в Алапаевске интересный человек — Иван Данилович Самойлов. Его знают как инженера-землеустроителя. Но он еще и большой знаток уральской росписи. Иван Данилович с детства интересовался народным искусством. Иначе быть не могло — он родился и вырос в крестьянской избе, стены, потолок и двери которой были расписаны удивительной красоты цветами и птицами. Это запало в душу, жило в нем...

Уже позднее, в 1946 году, вернувшись с фронта и став землеустроителем, Самойлов часто ездил по селам Алапаевского района, внимательно присматривался к старинным избам, расписным ставням.

Иван Данилович изучает домовую роспись, обращая внимание на цветовую гамму, сочность красок, пластичность письма и композиционное построение рисунка. С тех пор и появились в его записной книжке названия деревень, фамилии хозяев, год росписи, авторы. До восьмидесяти домов с росписями взял он на учет. Думал: «Когда-нибудь сгодится».

Но ему ли одному они должны сгодиться? Расписанные дома исчезают — стареют! И не удивительно! В Алапаевском районе, как выяснил Иван Данилович, сохранилась роспись по дереву середины и конца XIX — начала XX веков. Вот какие старые постройки! Возраст их сто— сто двадцать лет, а попадались дома, в которых рисунки «прожили» лет сто пятьдесят—двести. Следовательно, все эти избы сейчас «дышали на ладан», жить в них было холодно и тесно. Хозяева пускали их на дрова, обзаводились новыми домами, не расписывая их — теперь это не модно. Да и найдутся ли мастера? Ведь последние работы относятся к 1913 году.

Все это подтолкнуло Ивана Даниловича действовать решительно. Он пробует создать коллекцию: покупает, принимает дареное и вывозит в Алапаевск интерьеры четырех домов, много отдельных фрагментов.

В 1966 году Самойлов избирается заместителем председателя Алапаевского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. И с тех пор действует от имени общества. Его инициативу по спасению уральской росписи поддерживает председатель исполкома райсовета С. К. Шубин. На заседании исполкома принимается постановление, которое обязывает сельские Советы, хозяйственных руководителей бережно относиться к домам, представляющим художественную ценность. Кроме того, на средства райисполкома и общества охраны памятников были куплены три таких дома.

«Особенность уральской росписи, — рассказывает Самойлов, — как и любого народного искусства, coстоит в том, что человек создавал рисунки прежде вcero для себя, для своей среды. Он непосредственно выражал мысли и чувства народа, характерные черты его быта и  окружающей природы, среди которой жил и трудился.

 Отсюда самобытная оригинальность, непосредственная  наивность росписей».

Жизнь крестьянина в прошлом была нелегкой, и он  стремился хоть чем-нибудь ее скрасить. У некоторых домов довольно мрачный внешний вид, но стоит войти в комнаты, как  происходят удивительные превращения. Попадаешь в особый мир, где простенки, стены, потолки украшены необычными цветами, травяным орнаментом,  птицами. Тут и незамысловатые сцены — мужик едет на санях, чаепитие, гуляние молодежи, паровоз с вагонами.

 Часто встречаются совы, филины, жар-птицы. Все это на  оранжево-красном и голубом фоне смотрится прекрасно... В 1971 году с Алапаевским районом знакомились сотрудники Московского научно-исследовательского института художественной промышленности, выявлявшие народные промыслы и интересовавшиеся настенной росписью. Вскоре посмотреть коллекцию Ивана Даниловича приехали художники из Свердловска, Нижнего Тагила, Невьянска, Туринска, Сухого Лога, что олицетворяют новое поколение уральских мастеров живописи, стремятся продолжить и развить традиции росписного дела...

Хранитель древней красоты Иван Данилович Самойлов щедро делится с ними знаниями. Он в постоянной переписке с художниками предприятий, выпускающих предметы домашнего обихода. Они рассказывают ему о своих делах, просят совета.

Давнишняя мечта Ивана Даниловича — организовать в Алапаевском районе народный музей, где как можно полнее представить уральскую роспись по дереву. Именно с этой целью уже несколько лет он реставрирует замечательный памятник архитектуры XVIII вёка — Нижнесинячихинскую церковь. Спасибо ему за то, что он делает.

Однако реставрация продвигается медленно, хотя Иван Данилович, можно сказать, живет этим. Нет ни достаточных средств, ни квалифицированных рабочих. Все держится на нем да на нескольких энтузиастах. Но ведь то, чем он занимается,— не прихоть страстного поклонника старины. Охрана памятников культуры — почетная обязанность местных властей. И почему не довести до конца райисполкому так хорошо начатое дело? Те три уникальных дома, что куплены на средства райисполкома, стоят забитые, закрытые «до лучших времен» — до того, как соберутся их перевезти в Нижнюю Синячиху.

 Когда только это свершится и в безопасности ли сейчас эти дома? Когда сможет, наконец, Самойлов достать кладовых, сараев, амбаров, любезно предоставленных родственниками, те расписные наличники, простенки, двери, которые он свез в Алапаевск из деревень? Достать, чтобы выставить для обозрения, дать возможность многим людям полюбоваться сохраненной красотой.

Е. НОВОСЕЛОВ, соб. корр. «Уральского рабочего».

Газета "Уральский рабочий" выпуск от 7 октября 1975 года

Категория: Нижняя Синячиха | Просмотров: 404 | Добавил: Мария | Теги: И.Д.Самойлов, Нижняя Синячиха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar