Пятница, 22 Ноября 2024, 00:34
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2015 » Апрель » 16 » Из истории Верхнесинячихинского образования и школы №2
22:10
Из истории Верхнесинячихинского образования и школы №2

До образования органов земского самоуправления дети рабочих и служащих Верхнесинячихинского завода обучались грамоте у заводских писарей или в Алапаевске. С началом постройки в В-Синячихе в 1790 г. церкви и появления церковнослужителей возможности обучения детей увеличиваются. Попы и дьячки за определенную «мзду» принимали детей для обучения грамоте. Так продолжалось до 1870 г., до образования Верхотурского земства. Не имея средств и времени на строительство школьных зданий земство открывало школы в тех населенных пунктах, где общественность за свой счет нанимало или строило здание для школы.

В 1873 г. по договоренности с общественностью поселка Верхотурское земство отпускает на открытие школы 149 руб. 56 коп. Из них 100 руб. оклад учителя и 49 руб. 56 коп. на содержание школы, а сельское общество нанимает частный дом для размещения школы. Облагая жителей «школьным налогом» начато строительство дома для школы по улице Односторонней (сейчас ул. Фрунзе) и 21 сентября 1875 г. В школьном доме зазвенели детские голоса. В школе обучалось до 40 детей. Первыми учителями были Чистяков Михаил Петрович и священник И. Попов, в 1875 г. земство отпустило на приобретение инвентаря и учебных пособий 100 руб. Содержание школы обошлось земству в 459 руб., жалование учителю составляло 267 руб., учителю закона божьего - 55 руб. и прочие расходы 137 руб. В 1876 г. был принят помощник учителя и земство выделило 300 руб. для открытия при школе ремесленного класса по сапожной специальности, но в 1890 г. ремесленный класс был закрыт.

Несмотря на наличие школы, обучалось только 34% детей школьного возраста, остальные были неграмотными. Учились дети хорошо, это подтверждает средняя отметка учащихся в 1884-85 гг., которая равняется 4 баллам. Весенние экзамены проводились в раннее время с тем чтобы не отвлекать детей от полевых работ, кроме того экзамены начинались в разное время, так, чтобы уездный инспектор земских начальных школ смог участвовать в экзаменах во всех школах. В 1892 г. Верхотурское земство требует принудить учащихся к покупке за свой счет учебных пособий или платить по 50 коп. ежегодно за пользование учебниками. Не имея возможности платить за учебники, родители стали забирать детей с учебы. Это заставило отменить плату за учебники в 1896 г.

 Здание школы за 23 года эксплуатации, несмотря на частые ремонты, приходит в ветхость, да и по площади оно оказалось малым. Встал вопрос о строительстве нового здания. В начале 1898 года Верхнесинячихинское общество не дожидаясь ни земства, ни заводовладельцев решило начать строительство нового здания. Было постановлено обложить жителей специальным налогом на строительство школы. В январе 1898 г. на общем сходе было вынесено решение «В ознаменование священного коронования царя Николая 2 построить школу. До получения средств просить заводовладельцев, наследников С. С. Яковлева, об отводе места рядом со зданием волостного правления для постройки школы, кроме того, просить у заводовладельцев единовременного воспомоществования в виде ссуды в долг в сумме 700 рублей для заготовки материала».

На основании этого постановления волостное правление отправляет письмо в Петербург на имя заводовладельцев и скоро получает ответ следующего содержания «Назначить пособие в сумме 700 рублей на постройку школы в Верхнесинячихинском заводе и жертвует со своей стороны 2000 рублей. Школа должна быть построена на берегу пруда рядом с заводским домом (квартира управителя), а не возле волостного правления, как желали крестьяне». Школа по улице Советской, 12 была построена в 1900 г.

С открытием новой школы увеличилось число учащихся, земство приняло второго помощника учителя, в 1905-06 г. в школе обучалось 129 человек, из них 70 мальчиков и 59 девочек. Весной 1906 г. школу окончило 18 человек с хорошими оценками, в 1907 г. в школе на пожертвование земства и мецената Ф. Ф. Павленкова была открыта библиотека для учащихся, она состояла из 338 книг общей стоимостью 127 рублей.

В 1908 г. наряду с земской школой была открыта церковно-приходская школа, которая содержалась на средства церкви. Так с 1908 г. работает две школы.  Земская смешанная школа - 104 учащихся, из них 33 девочки и 71 мальчик.

В церковно-приходской школе 45 учащихся при одном учителе. Учителя школы: Подковыров В. В. - оклад 420 руб., работал с 1882 г. по 1913 г., помощник учителя Подковырова Таисья Васильевна - оклад 270 руб. , работала с 1882 г. по 1913г.  Помощник учителя Костромин - оклад 240 руб. Сторож - оклад 42 руб. Содержание здания 122 руб. Итого 1110 рублей. Школьная программа включала пение, чистописание, счисление, русскую историю, русский язык.

В 1908 году 3 мая выходит закон, отменяющий оплату за обучение. Население Верхнесинячихинского завода (так поселок назывался до 1928 г.) к тому времени составляло 1593 человека, вместе с деревнями волости - 3070 человек. Детей школьного возраста было 311 человек, обучалось в школах 149 чел, что составляет 53% детей школьного возраста. В Алапаевске обучалось 72% детей.

Попечителем земской смешанной школы до 1909 г. был купец Николай Григорьевич Коробейников, а с 1910 г. управитель завода Петр Иванович Турбин.

Попечитель школы, это почетная выборная должность, связанная с неписаным законом, требующим денежного взноса на расходы школы в сумме не менее 100 рублей в год, и несением других мелких расходов.

В 1910 г. был открыт 4 класс, в котором обучалось 20 детей. в 1914-15 уч. г. обучалось 87 мальчиков и 74 девочки, работало 3 учителя. Окончили 4 класс 6 мальчиков и 4 девочки. Оставлено на второй год 16 мальчиков и 9 девочек.

После Октябрьской революции 1917 г. 21 января 1918 г. СНК принял декрет «Об отделении школы от церкви», в школах отменяли преподавание Закона Божьего. Декретом от 5 июня 1918 г. все школы были переданы Народному комиссариату просвещения и его местным органам.

В это время на Урале шла Гражданская война. С 26 сентября 1918 г. до 20 июля 1919 г. Верхнесинячихинский завод занимали части Белой армии. Декреты советской власти были отменены. После Гражданской войны проводится реформа школьного образования. По Уставу единой трудовой школы от 18 декабря 1923 г. Верхнесинячихинская школа стала именоваться школой 1 ступени, которая имела 4-летний курс обучения для детей 8-13 лет. В 1930 г. трудовая школа 1 ступени преобразована в фабрично-заводскую семилетку (ФЗС). Первый выпуск ФЗС состоялся в 1933 г.

 Эти данные по истории школы взяты из музея поселка, составлены директором музея Кайдаловым Сергеем Григорьевичем и научным сотрудником музея Дунаевой Анной Риммовной. Личности очень интересные. Сергей Григорьевич окончил школу в 1941 г., участвовал в Великой Отечественной войне, а по возвращению, получив образование, начинает работать учителем в семилетней школе. После открытия средней школы он работает там и возглавляет школу. Любящий свою малую родину он после выхода на пенсию возглавляет краеведческий музей поселка. Старанием Сергея Григорьевича музей становится частью культурного облика поселка.

Анна Риммовна Дунаева, выпускница Верхнесинячихинской школы №2, после окончания исторического факультета УрГУ им. А. М. Горького работает научным руководителем в музее. Влюбленная в краеведческую работу, она продолжает лучшие традиции, заложенные С. Г. Кайдаловым по сбору и Сохранению исторической памяти поселка. В настоящее время Анна Риммовна работает в архиве г. Алапаевска.

От фабрично-заводской семилетки до школы гражданского становления

История нашей школы начинается в далекие 30-е годы XX в. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14.08.1930 г. повсеместно вводится всеобщее обязательное начальное обучение, а в городах и рабочих поселках - всеобщее обязательносемилетнее обучение (БСЭ, ТБО, с. 402). Постановление Уральского облисполкома от 21.05.1930 г. обязывает ввести с 1.10.1930 г. всеобщее обязательное обучение на территории Уральской области. В феврале 1933 г. ЦК ВКП (б) принял решение о разработке для школы стабильных учебников. Которые можно использовать в течение ряда лет. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 16 мая 1934 г. Фабрично-заводские семилетки были преобразованы в семилетние школы.

Для семилетней школы в 1935 г. построено двухэтажное деревянное здание по улице Ленина, 23, директором был Волков Максим Филиппович. В этом же 1935 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) введены проверочные испытания в конце года и введена четырехбальная система оценки знаний. В 1937 г семилетняя школа была преобразована в среднюю школу. Дети могли получать неполное среднее

(7 классов) или среднее (10 классов) образование. Общее количество учащихся составляло 500 чел. Директором школы стал Емельянов Иван Леонидович, по воспоминаниям учителей и учени­ков очень энергичный человек, знающий и любящий свое дело, замечательный воспитатель ученического и учитель­ского коллектива, завучем - Кречковская Елена Михайлов­на. Педагоги: Устинова Ольга Всеволодовна, Мазур Раиса Эдуардовна, Евтюгины Валентина Анатольевна и Аркадий Кузьмич, Пырина Татьяна Ефимовна, Елькина Зинаида Афонасьевна, Устинова Елизавета Алексеевна, Евдокимова Су­санна Филипповна, Савина Анна Андреевна и др. Первый выпуск 10 класса состоялся в 1940 г.

Выпускников было 11 человек, среди них был Николай Трофимов, который полу­чил аттестат №1 с отличием. Это давало ему право посту­пить в любой институт без вступительных экзаменов. Время было предвоенное и Н. Трофимов становится курсантом Иркутского военного авиационно-технического училища. Здесь его застала война, он в рядах воинов-авиаторов участвует во многих военных операциях, получая боевые награ­ды. В 1947 г. он вновь на Урале, в родной Верхней Синячихе. Снова поступает учиться и в 1950 г. получает диплом с отличием об окончании Свердловского юридического института. Совмещая работу с учебой, за­канчивает аспирантуру при УрГУ им. М. Горького, защища­ет диссертацию по философии и более 30 лет преподавал философию в вузах г. Свердловска. Среди выпускников той военной и послевоенной поры были: Рылова Агния Григо­рьевна - кандидат биологических наук, у нее опубликовано 6.70 научных работ, Халемин Яков Александрович - доктор медицинских наук, имеет 6.80 научных работ, Лисицин Вик­тор Константинович и Самарин Владимир Петрович - канди­даты технических наук.

В 1940 г. в стране вводится почетное звание «Заслужен­ный учитель».

Шел год сороковой, далекий предвоенный
И в этот год  предгрозовой был в школе выпуск первый.
Почти с выпускного бала в сорок первом году
Школа моя провожала ребят защищать страну».

Напишет позже ученица школы, ставшая в 50-е гг. учительницей, Межакова Галина Ильинична.

 А как же живет школа в трудное военное время? Учителя-мужчи­ны были призваны в армию. Это: И. Л. Емельянов, И. С. Леманов, В. Г. Ко­зельских, А. Ф. Самоделкин, Н. Г. Рыненков, Н. Ф. Чехомов, Г. С. Немежин. И. Л. Емельянов, с 1936 по 1941 гг. возглавляющий школу, уходит на фронт в числе первых. Участник многих сражений, он погиб смертью храбрых под Сталинградом. Вернулся с войны лишь один человек. Кроме учителей ушли на фронт и ученики: Шемяка Ваня, Шмаков Федя и др.

Педагогический коллектив пополнился 11 учителями из эвакуированных граждан: Колесникова Екатерина Георгиевна - учитель географии из Москвы, Шиколенко Наталия Николаевна - учитель иностранного языка из Днепропетровска, Фаворский - учитель физики из Ленинграда, Щедрина Надежда Ива­новна, Сафронова Людмила Ивановна, Аронская Александра Константиновна.

Численность учащихся возросла за счет эвакуированных, многие семьи при­нимали их с теплотой и радушием. Среди школьников не было вражды, ребята помогали друг другу. В годы войны учителя и учащиеся испытывали трудности военного времени. Не хватало бумаги, книг, чернила из сажи часто зимой замерзали. Сами заготовляли дрова, топили печи, установили дежурство по школе, работали в ремонтной бригаде на ВСМЗ, в колхозе «Пролетарий». Занятия проводились в 3 смены. Занятия 1 смены начинались в 7 часов утра, а уроки 3 смены заканчивались в 11 часов вечера. Утомленные дети иногда засыпали на уроках.

«В сороковом девчонкой юной вы шли несмело к малышам.
Но всем: и тихоньким и шумным пришлись вы сразу по душе.
А тут военные метели, голод, с фронта нет вестей...
С какою болью вы глядели на лица серые детей.
А в переменку мы бежали кусочек тонкий получать,
Но мигом тут его съедали и продолжали голодать».

Воспоминания Межаковой Галины Ильиничны о трудностях военного времени, посвященные учителям военной поры.

Коллектив учителей принял решение отчислять в фонд обороны однодневный заработок до окончания войны. Об этом сообщала газета «Алапаевский рабочий» 29.07. и 06.08 1941 г. Совсем юными начинают педагогический путь Кайдалова Анна Васильевна, Чехомова Галина Александровна, Зотеева Нина Ивановна, Шуплецова Александра Ивановна, Немытова Клавдия Александровна, Коровина Зоя Павловна, Кайдалова Ольга Илларионовна, Саргина Татьяна Прокопьевна, Закожурникова Мария Демидовна.

В 1944 г. вводится обязательное образование с 7-летнего возраста и пятибалльная система оценки знаний. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 ноября 1944 г. образован Синячихинский район с центром в поселке Верхняя Синячиха. В 1948-49 уч.г. вводится обязательное семилетнее образование. В 1948 г. в школах страны была введена школьная форма, которая копировала фасон формы классических гимназий - и по цвету, и пo пoкрою. Форма для девочек состояла из коричневого платья с черным или белым фартуком, белым воротником и белыми манжетами. Форма мальчиков состояла из фуражки, гимнастерки, поясного ремня и брюк черного цвета.

В 1946 г. из средней школы выделилась как самостоятельная начальная школа, занявшая здание бывшего земского училища по улице Советской, 12. Первой заведующей начальной школы была Климцева (Шуплецова) Александра Ивановна.

Листая документы, конца 40-начала - 50-х гг. узнаешь о жизни школы много интересного, видишь трудности тех лет. Вот Приказ от 13 марта 1947 г., подписанный директором школы А. Н. Шубиной (по мужу Кощеева Александра Николаевна)  «За неимением овса для школьной лошади, выдавать с 01.01.47 г. по 15.03.47 г. по 1 кг ячменя, а с 15.03 47 г. для подготовки к весеннему севу выдавать по 2 кг. ячменя размолотого на муку". Приказ от 08.03.1952 г., подписанный директором школы И. П. Дандой «За добросовестное отношение к своим служебным обязанностям, в честь 8 марта объявить благодарность и выдать премии: Подойниковой В. И. - отрез на блузку, Марусовой К. А. - платок...». Приказ от 26.08.1952 г., подписанный директором И.П.Дандой «Работникам технического персонала приступить к уборке школьного овса с 27.08.1952 г. и закончить уборку 02.09.1952 г. За невыполнение при­каза виновные будут наказаны».

29 октября 1952 г. Министерство просвещения РСФСР, претворяя решение 19 съезда КПСС о внедрении политехнического образования в школах, утвер­дило положение о школьном учебно-опытном участке. Учебные опытные участ­ки создавались при школах в соответствии с задачами политехнического oбучения. В рабочих поселках в пользование школам отводилось от 0,5 до 2 га земли. Участок Верхнесинячихинской школы располагался по улице Школьной (от ул. Красина до ул. Розы Люксембург).

 В начале 50-х годов количество учащихся достигло 1200 чел. Кроме занятий в 3 смены было приспособлено двухэтажное здание, стоящее рядом со школой. Начинается строительство новой школы по улице Черепановской, которая была открыта в 1954 г. и часть коллектива учителей перешла в новую школу, ставшую средней. Школа по улице Ленина вновь становится семилетней. Последний вы­пуск средней школы по ул. Ленина был в 1953 г. Эти выпускники хорошо помнят школьные годы, верны ученической дружбе, о чем говорят их регулярные юби­лейные встречи, хотя в поселке живут только 2 выпускника, а остальные раз­бросаны по всей стране. В свою последнюю встречу через 60 лет в 2013 г. они издали большую интересную книгу памяти о школе, свои воспоминания и огром­ную благодарность. За время пребывания школы в статусе «средней» с 1937 г. по 1953 г. сделано 13 выпусков с числом выпускников: 1940 г. - 11 чел., 1941 г. I 9 чел., 1942 г. - 13 чел., 1943 г. - 14 чел., 1944 г. - 12 чел., 1946 г. - 5 чел., 1947 г. - 4 чел., 1948 г. - 35 чел., 1949 г. - 33 чел., 1950 г. - 64 чел., 1951 г. - 34 чел., 1952 г. - 10 чел., 1953 г. - 24 чел. Получили среднее образование 268 чел.  До 1948 г. после ухода на фронт Емельянова И. Л. директорами школы были: Кречковская Е. М., Норицин А. С., Оборин, Шубина (Кощее­ва) А. Н., Лазарев, завучи: Шамрай Нина Степановна, Устюгова Галина Александровна.

 Число учащихся возрастало, и снова размещаться в здании было трудно. Занятия проводи­лись не только в школе по ули­це Ленина, двухэтажном здании во дворе школы, но и в здании бывшей типографии у Рабочего городка (сейчас молебный дом), по улице Черепановской (сейчас магазин). Снова встал вопрос о Строительстве школы. Решением №40/1 от 18.10.1961 г. «Об отво­де ОКСу Облисполкома земельно­го участка площадью 2,6 га под строительство школы в п. Верх­няя Синячиха» начинается стро­ительство новой школы вось­милетней, т. к. Постановлением Совета Министров РСФСР от 19 апреля 1962 г. семилетние школы были преобразованы в восьми­летние. Все сложности строитель­ства умело решались директо­ром - Дандой Иваном Петровичем, возглавлявшем школу с 1948 г.

Строил школу ОКС АМЗ, руководил работой Шаклеин В. Отличились рабочие: каменщики - Абрамов В., Елькин А., Коркин К.; плотники - Буторин И., Елькин В., Быков П; штукатуры - Молокова А., Чечулина Н., маляры - бригада Поповой Т. Ф; монтажники бригады Сычева А. Израсходовано средств на строительство школы 300 тысяч рублей. Большую помощь оказывали учащиеся и учителя, особенно на заключительном этапе работ. Школа была открыта 5 февраля 1965 г. Сохранился приказ от 02.02.1965 г. подписанный директором: «Премировать учащихся школы бесплатным посещением кино из средств спецсчета в связи с открытием школы». Открытие школы совпало с важным собы­тием - территориальны­ми изменениями. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 марта 1959 г. Синячихинский район был ликвидирован, а поселок подчинен Ала­паевскому Горсовету, а с января 1965 г. Верхняя Синячиха вошла в Алапаевский район. Строительство школы велось

Алапаевским Горисполкомом, а открывалась школа уже в Алапаевском районе. На празднике в честь открытия школы присутствовали руководители города Зимненко М. И., Корнюшенко В. М. и руководители района Шмаков Г. П., Бородин А. Я. Были главные строители - директор завода Кошкин Ю. Г.

Весной 1965 г. возле школы были посажены клены, разбит фруктовый сад. Земля была глинистая, трудная в обработке. Помощь в озеленении оказал Окулов Иван Федосович. В 1967 г. перед школой в честь 50-летия Октябрьской революции был заложен парк «Юность».

Открытие школы совпало с подготовкой к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. Поисковые отряды собирали материал об участниках войны, земляках-героях. В этот период родилось движение борьбы за имя героя. Пионерская организация школы борется за имя Павлика Морозова, комсомольская организация - Николая Островского.

Секретарь комсомольской организации Куле­шов Александр ведет переписку с музеями Н. Островского, была поездка в Шепетовку и  встреча с сорат­никами Островского, в школе был создан музей Н. Островско­го. Кузьминых 3. М. С учащимися ведет переписку с музеем Обороны, с группой «Поиск», собирая материал о Вере Лазаревой - медсестре в годы войны, погибшей в г. Вайнеде Латвийской ССР.

На встречу с ребятами приглашена сестра Веры Лазаревой Валентина Ивановна Устюгова. Их отряд стал носить имя Веры Ла­заревой. Большую работу про­водит 5 класс под руководством Закожурниковой Н. Ф. для увековечивания памяти о Герое Со­ветского Союза - выпускнике школы Гурьеве Павле Дмитриевиче. Житель нашего поселка, ушедший в 1941 г. добровольцем на фронт, участвовал во многих военных операциях Калининского фронта, 2 Украин­ского фронта. Погиб 28 декабря 1944 г. на р. Грон, уничтожив большие силы фашистов. Была переписка с родственниками: дочерью, сестрой, отрядом с. Сладково Тюменской области. На доме, где жил П. Д. Гурьев, была установлена мемориаль­ная доска.

Сбором материала о Герое Советского Союза Чечулине Иване Павловиче занимались ученики под руководством Колодкиной Надежды Борисовны. Они не только вели перепи­ску, но и организовали поездку в Кемерово для сбора ма­териала и встречи с родственниками Героя. Оформленный       материал передан музею поселка.

Памяти Героя Советского Союза И. П. Чечулина посвящено стихотворение Межаковой Галины Ильиничны.

«Речка у самого дома, белой черемухи цвет.
Здесь все до боли знакомо, только тебя уже нет.
Наш синячихинский парень в Латвии немцев громил,
Видно, уральские дали, Родину крепко любил.
Жизнь не жалея, сражался, мчался сквозь вражеский дым,
В памяти нашей остался смелым, простым, молодым.
Ваня, как верил ты свято, что запоют соловьи.
Только другие ребята милым клянутся в любви».

Учащиеся под руководством Тихенко Н. А. собирали мате­риал о Герое Советского Союза Н. И. Кузнецове. Они посети­ли музей в г. Талица и вели переписку с командой корабля, носившее имя легендарного уральца. Организуются поездки  по городам-героям: Москва, Сталинград (Волгоград), Киев, боевым местам: Винница, Житомир.

Герой Советского Союза Корелин Петр Петрович был го­стем праздников в школе. Встречи с ним всегда были инте­ресны и полезны. Участник крупнейшей операции по форси­рованию Днепра Петр Петрович рассказывал о трудностях. этой операции, гибели бойцов и радости победы. Участ­никами войны были учителя школы: Кайдалов С. Г., Чехомов В. Ф., Кулешов В. И, Ткаченко Т. П. В фашистском пле­ну была учитель математики Кощеева А. Н., которая своими глазами видела начало войны. Она жила в Литве, г. Лоздзея, ее муж был военным, начальником 741 полка. Жены военных часто были на территории части, играли в волейбол. Ночью 22 июня их разбудил гул самолетов, взрывы снарядов. Бом­били все подряд. Поначалу женщины укрылись в картофель­ной яме, затем их приютила полячка. В январе 1942 г. у Александры Николаевны родился сын. С ним она оказалась в лагере. Работали на торфоразработках, детей оставляли в бараке с одной дежурной на 25 ребят. Только в конце августа 1944 г. они встретили свои войска и могли вернуться домой.

Тщательно готовились конференции «Педагоги школы в годы войны» в 1985 г., посвященной 40-летию великой Победы, и в 2005 г. «Дети военной поры», по­священной 60-летию Победы. С каким интересом и вниманием ребята слушали воспоминания людей о военном времени, трудностях и радостях тех лет.

Много внимания краеведению уделяет Черных Н. В. Они с ребятами в конце 90-х гг. изучают историю создания Мадьяровского моста, построенного после войны пленными венграми, находят могилы даже пытаются вести раскопки, но ничего обнаружить не удается, может место захоронения неточно, может все уже истлело, а может просто навыка такой работы нет. Организуя походы к мосту, беседуя с людьми, знавшими эти события, ребята собирают полезный материал. Изучая гражданскую войну, учащиеся под руководством Нели Владимировны со­брали материал об участниках войны - жителях поселка, нашли места захороне­ния тех, кто погиб в этом водовороте событий, облагородили их и в 2013 г. уста­новили памятник с именами погибших. Все сделали сами ребята. Родственники были очень благодарны за такую память.

В 1976-77 уч. г. старшеклассники под руководством Бушуевой С. Н. ездили на родину Надежды Курченко. Подвиг юной девушки потряс ребят, т. к. подвиг был совершен в мирное время. Комсомольская организация класса носила имя Н. Курченко.

Несколько лет учащиеся школы собирали материал по истории улиц поселка. Создавались большие альбомы истории улицы, известные люди улицы, досто­примечательности улицы.

Ребята вспоминают ярмарки солидарности, дни героев-антифашистов, факельные шествия 8 мая, акции "В защиту мира", помощь ветеранам, работу в клубе интернациональной дружбы, а также клуб политинформаторов, где раз­бирались важнейшие события, происходившие в нашей стране и за рубежом, политинформаторы выступали в классах на уроках, классных часах. В 1988 г. в районном конкурсе политинформаторов школа заняла 2 место.

Очень интересно прошел в 1982 г. «Фестиваль республик», где каждый класс представлял республику, собрав интересный материал, приготовив художественныe номера и костюмы этих республик.

Ежегодно проводился смотр строя и песни, к которому готовились ребята,приглашали гостей, готовили форму.

В 80-90 гг. в горячих точках Афганистане и Чечне служили выпускники шко­лы: Третьяков Коля, Подшивалов Валерий, Комаров Дима, Молоков Павел, Руса­нов Валерий, Шестаков Игорь, Рудаков Петр, Чухланцев Александр, Шустиков Роман.

Коллектив школы, а это и учителя и ученики никогда не бывают равно­душными. Когда произошла авария на ст. Свердловск-Сортировочная, срочно решили оказать посильную помощь. Учителя перечислили свой дневной заработок, а учащиеся ор­ганизовали ярмарку солидарности и вырученные деньги перечислили В фОНД аварии. С большой болью слушали сообщения о землетрясении в Армении и тоже оказали посильную помощь. Учителя перечислением дневного заработка, а учащиеся провели аукцион, показали сцену из спектакля В. Розова «В добрый час» и отправили полученные средства на счет 700412, для помощи пострадавшим. Пятиклассники отправили по­сылки с книгами и школьными принадлежностями в Армению. Сентябрьская трагедия 2004 г. в г. Беслане потрясла всех. В школе прошел митинг, какая была ти­шина, как дрожал голос выступающих ребят! Они про­пустили эту трагедию через свое сердце. После митин­га была оформлена «Стена скорби». В представленных плакатах ученики четко передали свои эмоции к боли и страданиям тех людей, которые оказались в заложни­ках. Каждый день старшеклассники меняли у «Стены»

живые цветы, зажигали свечи. На втором этаже, где расположена «Стена», тихо-тихо. Воск оплавившейся свечи - как слезы скорби.

В той помощи, которая была оказана всей страной Беслану, есть и наш вклад тоже, способы ее организации нам известны.

Откликнулись на просьбу о помощи пострадавшим детям в Южной Осетии.

На митинге, посвященном Дню солидарности в борьбе с терроризмом в сентябре 2008 г. скорбно и тревожно звучали строки из поэмы «Тамара» в исполнении учениц 11 класса Елены Смирновой, Насти Данилович и Насти Кузьминых под философскую музыку И. С. Баха. Выступления преподавателей школы не оставили равнодушными никого. Призыв поддержать тех, кому нелегко сейчас в Южной Осетии, прозвучавший после минуты молчания, не остался без ответа. Ребята и их классные наставники приносили все, что могли: тетради, альбомы, пеналы, книги, ручки, краски, а также одежду, которая бы согревала теплом сверстников из далекого Цхинвали. С помощью С. А. Новиковой - начальника УО МО Алапаевское и Н. С. Рудаковой был передан скромный вклад в общество осетинской культуры в г. Екатеринбурге для отправки в Южную Осетию. Не зря говорится в народе: «Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости». Если мы готовы поддержать друг друга и в трудностях, и в радости, то значит, мы живем и работаем не зря. Это маленький кирпичик, вложенный в общий фундамент красивого и прочного здания под названием «мирная Родина».

«Давно известно, что люди старшего поколения дороже всего ценят внимание к себе. Известно-то известно, а когда сам человек ощущает такое внимание, оно вовсе становится буквально неоценимым. Вся моя трудовая жизнь была связана со школой. А теперь, уже 20 лет, я на пенсии. И радостно сознавать, что в моей родной Верхнесинячихинской школе №2 меня и других педагогов-ветеранов знают, помнят и уважают. Нас поздравляют с праздниками, приглашают] в школу, окружают вниманием. А разве могу я забыть приготовленные детьми поделки, поздравительные открытки. Большое-пребольшое спасибо вам, добрые люди - руководители школы, учителя, учащиеся».

М. Бахтина. Ветеран педагогического труда. («Алапаевская искра» 10.10.2003 г.)

Более 500 выпускников школы живут в родном поселке, «где родились, там и пригодились».

Любовь к своей «малой Родине» доказывают трудом. Орденом «Знак Поче­та» награждена Шестак Надежда, Орденом «Трудовой Славы» - Сергеев Павел, медалью «За трудовое отличие» Тарасов Александр. Не только высокие награды свидетельствуют о результатах труда, но и уважение жителей, авторитет среди  населения, а главное умение делать свое дело, чтобы оно приносило и радость и пользу. Более 100 выпускников работает на фанерном комбинате: много лет на­чальником отдела кадров была Петрова (Коляда) Т, администратором является Закирова Ф., старший специалист по сбыту отдела логистики Брагина (Бунькова) Е., старший инженер группы планирования производства Староверова (Шаклеина) С. и десятки человек на основном производстве, которое является лидером в отрасли. Известные люди ЛХЗ: экономист Кощеева (Шипоша) А., Гришкевич (Аксенова) Н. зам. гл. бухгалтера, инженер Устюгова 3., кадровик Шаньгина (Медведева) С. и др. Инициатива и предприимчивость позволили начать свое дело и успешно его вести, это: Жданова (Клюкина) Т. радует население разнообразным и товаром по приемлемой цене, Закожурников П., наверное имеет самое большое  почитание среди жителей, т. к. его дело очень нужное, Шестаков А., создал рабочие места, чем вызвал признательность населения. Жирновы С. и Н. (Бурляева) открыв магазин стройматериалов, которым пользуются не только жители поселка, когда бы не зашел в этот магазин - всегда есть покупатели, Нестеров Н., В черемных Т. и др. Главному градообразующему предприятию поселка - металлургическому заводу, где работало раньше большинство населения поселка, верно служили: гл. инженер Останин В., начальник планового отдела Зенкова (Павлова) Н., гл. механик Костин Н., энергетик Чечулин А., Кощеев М., возглавлял завод длительное время Тарасов А.

Прочно вошла в жизнь каждой семьи Зуева (Немытова) Г., проработавшая К 21 год в Администрации поселка. Все регистрации, нотариальные дела проходили через неё. Ее внимание, заинтересованность в помощи, добрый совет подкупали. Главой поселка был Костин Н., длительно трудилась в бухгалтерии поселка Середкина (Балашенко) В. В торговле поселка трудятся 23 выпускника, особый вклад медиков, среди которых около 30 выпускников школы. Врач лечит      не только лекарством, но вниманием, словом. Особым уважением пользовалась Канзапарова (Мельникова) Л., к ней приятно было приходить на прием: выслушает, посоветует, поможет и все с любовью, заботой о каждом пациенте. Уважение сыскали многие: Чухланцева (Чадаева) О., Подкорытова (Боярских) Т, I Швецова (Гурьева) В., Радионова (Чечулина) Н. и др. В Досуговом центре отлично трудятся Полякова Л. (Галямова), Раздорожная (Игнатьева) Т., Юминова Д., (Томилова). Почти 50 выпускников работают в образовании поселка. Педагоги в общеобразовательных и коррекционной школах, школе искусств, детских садах. Почетный работник образования Колодкина (Закожурникова) Н., директор школы №3 Бычкова (Гладкова) О., победитель национального проекта Закожурников А., руко­водитель методического муниципального объединения учителей русского языка и литературы Сивчик (Пятыгина) И., обладатели Грамоты Министерства РФ Архи­пова (Кайгародова) Г., Данилович (Лебедева) О.

Невозможно рассказать о всех, но приятно, что все выпускники - состоявши­еся личности.

Время неумолимо, и год за годом продолжается жизнь школы, направлен­ная на формирование личности, осознающей себя частицей нашей Родины, спо­собной понимать и изменять жизнь. Вот как изложила свои мысли выпускница 2014 г. Виктория Полякова.

«Дойдя до поворота, сворачивать не смей!
Иди все время прямо, любви доверься, верь
Той самой, самой главной звезде. Покажет путь.
Не наступай на лаву, но и не смей свернуть!»


Данные Верхнесинячихинского музея

Категория: Верхняя Синячиха | Просмотров: 3159 | Добавил: Мария | Теги: Верхняя Синячиха | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: