Четверг, 14 Ноября 2019, 01:29
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [154]
Верхняя Синячиха [140]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [26]
Храмы, часовни, соборы [77]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [151]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [225]
Дорога узкая, железная [9]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет. Теперь вы можете читать новости на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2019 » Сентябрь » 8 » Из истории станций АУЖД
17:53
Из истории станций АУЖД
БОЛЬШЕ ВЕКА НАЗАД
В 2019 году исполняется 125 лет с того момента, как вступила в строй действующих станция Алапаевск-II. Нетрудно сосчитать, что это событие произошло в 1894 году, то есть за четыре года до того, как начали эксплуатировать узкоколейку. До 1906 года здесь находилось управление дороги.

До начала 1980-х годов это была станция III класса по пропуску транзитных поездов. Являясь одновременно и пассажирской, работала в трех направлениях: Алапаевск II - Алапаевск-I, Алапаевск-II - Красная-II, Алапаевск-II - Зыряновская. Многие алапаевцы помнят, что на станции Алапаевск-II располагался пассажирский вокзал, откуда отправлялись и куда прибывали пассажирские поезда из Калача, Санкино, Гаранинки, Берёзовки, Сусана. А ещё на этой станции действовал резерв проводников пассажирских вагонов, здесь же была смонтирована автоматическая телефонная станция АУЖД.



Сегодня станции Алапаевск-II уже нет. Как нет и пассажирского вокзала. Всё это хозяйство полностью прекратило своё существование в 1999 году.

Станция ЗЫРЯНОВСКАЯ была построена в 1914 году, то есть 105 лет назад, и действовала до 1970 года, когда по причине низкого содержания железа в руде зыряновские рудники, а вместе с ними и станция, закрылись. Она считалась грузовой, IV разряда, и предназначалась для формирования и расформирования поездов на путях, шедших к действующим шахтам.

Станция ПАНЬШИНО, как и Зыряновская, была запущена в эксплуатацию в том же 1914-м, 105 лет назад. В посёлке при станции и на лесоучастке Дедюха велось выжигание древесного угля, заготовка дров, леса. Непосредственно на станции производилась отгрузка сырья потребителям. Станция Паньшино построена по такому же проекту, как и станции Болотная, Яковлевская (затем - Советская), Строкинка. Под деревянным двухэтажным зданием станции находился колодец, а на втором этаже стоял железный бак, наполнявшийся водой для заправки паровозов.



Здесь так же имелся пост дежурных по станции. В 1970 году лесоучасток закрыли, станцию ликвидировали за ненадобностью.

Сегодня на месте посёлка Паньшино стоит поклонный крест, установленный бывшими жителями в память о малой родине. На кресте надпись: «1914-1971. Жителям посёлка Паньшино посвящается: «Путник, остановись, жителям посёлка поклонись».

110 лет минуло с той поры, как открылись одна станция и один разъезд, но с разными судьбами. С 1909 года и по сей день работает станция УГОЛЬНАЯ.
В 1984 году на этой станции имелись шесть пцтей и тупиков. Тогда же построили третье по счету, уже кирпичное, здание станции. А первые два здания станции Угольной, сооружённые в 1909 и 1947 годах, были деревянными.

В том же, 1909-м, был построен разъезд Осиновка, имевший два пути и тупик для отцепа одиночных вагонов. Разъезд немного не дотянул до своего векового юбилея. Его ликвидировали в 1995 году.

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ОДНОГО ДЕПО

В 1919 году, 100 лет назад, на АУЖД были построены станции Гаранинка, Октябрь, необслуживаемый пост Монастырь - Бобровка.

Обе станции и пост не дожили до наших дней.

Если Гаранинка была типичной станцией при леспромхозе, на которой постановка и выводка вагонов на фронты погрузки производились локомотивами ныне не существующего Гаранинского леспромхоза, то Октябрь - совсем другое дело.

На станции Октябрь имелся штат дежурных, стрелочников, слесарей, смазчиков. Действовало локомотивное депо с бригадами машинистов, кондукторов и другим обслуживающим персоналом. Станция работала на четыре направления: на Подкур, Паньшино, ветку Октябрьскую, ветку Монастырь-Бобровскую, длина которой доходила до 34 километров. При наличии приписного вывозного локомотива станция обеспечивала бесперебойную работу во всём муратковском механизированном лесопункте под умелым руководством начальников станции Ефима Шестакова и Нины Ведерниковой.

В шести километрах от станции Октябрь находился необслуживаемый пост Монастырь-Бобровка, на котором производилась погрузка древесного угля и леса. Постепенно лес здесь был вырублен, что привело к ликвидации поста.

Станция Гаранинка закрылась в 2013 году, станция Октябрь - в 1995-м, пост Монастырь-Бобровка - в конце 1960-х годов.
В 2014 году построена 10-километровая асфальтированная автодорога от поселка Гаранинка до село Голубковского. Как будто - взамен узкоколейки. 

ПОСЛЕВОЕННОЙ ПОСТРОЙКИ

В 1954 году, 65 лет назад, были построены две станции - Берёзовка и Санкино. Первая возникла вместе с организацией Травянского леспромхоза. Поэтому все маневровые и вывозные работы производились локомотивами лесопункта. На станции имелся штат дежурных. Станция Берёзовка фактически прекратила своё существование после 2005 года.

А вот станция Санкино, также построенная в 1954 году, работает до сих пор, являясь одной из крупнейших на главном магистральном пути АУЖД. В Санкино создан железнодорожный узел, включающий в себя грузопассажирскую станцию и депо, в котором работают три тепловоза, есть пассажирские и грузовые вагоны. Эта станция является конечной для пассажирского поезда № 1 - 2 сообщением Алапаевск - Санкино и начальной для пассажирского поезда № 3 - 4 сообщением Санкино - Калач.

Таким образом, из 9 станций и одного необслуживаемого поста до наших дней продолжают действовать лишь две. Это - станция Угольная и станция Санкино.



НА ТЕРРИТОРИИ ЗАВОДА

Особо скажу об одной станции АУЖД, которую помнят, пожалуй, только убелённые сединами ветераны труда узкоколейки. Кстати, эта станция отметила бы в этом году два юбилея - 125 лет со дня открытия и 30 лет со дня закрытия. Речь идёт о станции Алапаевск-1.

Станцию построили в 1894 году на территории Алапаевского металлургического завода. Она обслуживалась дежурными по станции, штатом стрелочников, осмотрщиков-ремонтников вагонов. На станции работали маневровые локомотивы. Здесь производились приём, отправление, формирование и расформирование всех поездов, прибывавших на завод с лесом, древесным углем, рудой, флюсом и другими грузами. Подачей груза на фронта выгрузки, выводом порожняка или гружёных вагонов руководил маневровый диспетчер транспортного цеха АМЗ.
P.S. При подготовке публикации использованы материалы книги «История Алапаевской УЖД», составитель Харлов В.И., 2004 г.
О. КОСТРОМИН
Фото предоставлено автором.
Статья газеты "Алапаевская искра" №25 от 20.06.2019
Категория: Дорога узкая, железная | Просмотров: 68 | Добавил: Мария | Теги: АУЖД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar