Четверг, 21 Ноября 2024, 19:49
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Март » 13 » Из истории образовательного учреждения "Алапаевский профессионально-педагогический колледж"
19:25
Из истории образовательного учреждения "Алапаевский профессионально-педагогический колледж"
Профессиональное образование в  Алапаевске, как и на Урале, связано с развитием горнозаводского дела в XVIII веке. Новым железоделательным заводам требовались подготовленные рабочие. Подростков принимали учениками на индивидуальное обучение. Качество овладения ремеслом при таком обучении почти целиком зависело от рабочего, к которому прикреплялся ученик. Обучение велось бессистемно, нередко большая часть времени затрачивалась на выполнение различных подсобных работ. Учебных программ не существовало. Теоретических знаний по специальности ученик не получал.

В 1721 году Горный начальник В. Н. Татищев распорядился открыть словесную школу при Алапаевском заводе. Она просуществовала один год и на её базе была организована заводская школа. Татищевым же была разработана первая в истории России программа профессионального обучения отдельным видам ремесел, к которым учащиеся должны были приступать по мере овладения геометрией. Со временем ближние заводы вошли в Алапаевский горный округ, и в 1780 году открывается уже окружное заводское училище.

Однако широкое распространение профессионально-техническое образование получило во 2-й половине XIX века в связи с быстрым развитием капитализма и возросшей потребностью в большом количестве квалифицированных рабочих.

В 1871 году в Алапаевске открывается ремесленный класс со столярнотокарным уклоном при мужской земской школе. В ходе земской реформы в 1879 году школа и училище были переданы в ведение Министерства народного образования, и ремесленные классы закрывают.

Потребности завода в квалифицированных кадрах и забота жителей о будущем своих детей совпали в том, что необходимо организовать обучение подростков рабочим профессиям. Депутаты городской Думы и жители на городском сходе в 1890 году приняли решение о сборе средств на строительство здания под ремесленное училище. Спустя шесть лет, в 1896 году здание было построено. Но первый набор учащихся в низшую ремесленную школу осуществлен только в 1908 году. О чем телеграммой в Петербург извещал первый заведующий школой Крочек. К этому времени приобретено оборудование и подобран педагогический персонал из 7 человек.

Практически с этого времени началась история профессионального обучения в городе Алапаевске.

В ремесленную школу приняли 31 ученика на 4 года обучения. Первый выпуск состоялся в 1912 году. Родители платили за обучение 10 рублей в год. Расписание занятий предусматривало полную занятость ученика с 7 часов утра до 19 часов с перерывом на обед 1 час. Каждый день в расписании предусматривались теоретические и практические занятия.

Ежегодно заведующий отчитывался в расходовании денежных средств: на приобретение оборудования, учебных принадлежностей, оплату квартир преподавателей. По-видимому, финансирование было недостаточным, поэтому школа принимала заказы от населения на изготовление: табуреток, вешалок, скамеек, дверных и оконных петель, молотков, крючков, жестяной посуды.

Важным событием для школы было приобретение первого электродвигателя в 1915 году, тогда же обновлено станочное оборудование. Выпуски рабочих производились ежегодно. В выпускном документе указывалась квалификация выпускника - подмастерье. Молодые рабочие на производстве работали подмастерьями и помощниками мастера по профессиям металлургического производства.

Самыми сложными в истории ОУ были годы революции и Гражданской войны. Ученики и преподаватели делали политический выбор. Так, мастер Сторожев Спиридон Игнатьевич из учеников создал отряд бойцов Красной Армии, а директор ремесленной школы Крочек и священник Троицкий ушли с отступающими колчаковцами в Сибирь, а затем их следы затерялись в Китае.

С 1919 года началась советская история профессионального образования. Школу возглавил и руководил до 1931 года мастер кузнечного дела Баталов Тихон Сергеевич. Это была уже профтехшкола— на обучение принимали только детей членов профсоюза. С 1923 года обучение стало 3-летним.

XIV съезд ВКП (б) в 1925 году провозгласил курс на индустриализацию. В целях ликвидации технической безграмотности широких масс рабочих и удовлетворения острой нужды промышленности в квалифицированной рабочей силе было введено обязательное профессионально-техническое обучение всех работающих в возрасте от 18 до 40 лет. Был создан Главный комитет по профессионально-техническому образованию (Главпрофобр) во главе с наркомом просвещения А. В. Луначарским. Началась плановая подготовка рабочих кадров для ряда отраслей промышленности страны. Создаются школы фабрично-заводского ученичества.

Организацией школ ФЗУ было положено начало созданию новой профессиональной школы, которая давала молодежи одновременно общеобразовательную и профессиональную подготовку. В них осуществлялась подготовка рабочих по наиболее распространенным профессиям.

Алапаевская профтехшкола в 1924 году переименована в школу фабрично-заводского ученичества и передана в подчинение металлургическому заводу. Срок обучения некоторым профессиям сократился до 6 месяцев. Число выпускников за эти годы резко увеличивается. Если с 1908 по 1919 год подготовлено 202 молодых рабочих, то с 1920 года по 1940 год -таковых уже 4538.

В годы первой пятилетки проблема нехватки специалистов сохраняется. В Алапаевской школе ФЗУ вводятся новые профессии. Они охватывают весь металлургический цикл: каменщики-ковшевые, прокатчики, вальцовщики, доменщики, литейщики, формовщики, контролеры, краснодеревщики, модельщики.

С 1932 года происходит частая смена директоров: Чернавин Петр Иванович, Пузанов Владимир Григорьевич, Тявин Семен Григорьевич, Орлов Владимир Алексеевич. Оказалось крайне сложно одновременно руководить теоретической подготовкой и заниматься производством, когда спрос с учеников такой же, как с кадровых рабочих.

Начало 30-х годов - это гонка за выполнением плана, когда количество преобладало над качеством. План в эти годы определялся не только рабочим, но и ученикам. Наставники на производстве отказывались работать с учениками. Не хватало измерительных приборов. Производственные проблемы решались, в том числе и за счет субботников и сверхурочных работ. Организатором и вдохновителем многих молодежных дел была комсомольская организация, созданная в 1924 году. В 1930 году впервые набирают группы на базе 7 классов: слесари, токари, электрики.

С 1937 года на базе ФЗУ открывают механико-механическую школу. Осуществляют только один выпуск. Школа готовит машинистов паровозов для АУЖД и слесарей по ремонту паровозов.

С начала своего существования Советское государство ставит задачи не только технического образования, но и воспитания сознательных и активных строителей коммунизма. Для этого в училище открываются курсы, технические кружки, кружки по ликвидации безграмотности. Выполняются задачи повышения уровня культуры учащихся.


Фото В. Довгань

В 1940 году постановлением СНК СССР на базе ФЗУ организовано ФЗО №6 (фабрично-заводское обучение) с контингентом учащихся около 600 человек со сроком обучения 6 месяцев. Готовились специалисты следующих специальностей: токари, строгали, формовщики, литейщики, крановщики, кузнецы, слесари-ремонтники, каменщики промышленных печей, подручные сталеваров, котельщики-клепальщики, подручные сварщиков, подручные вальцовщика.

В годы ВОВ в мастерских изготовлялись детали для бомб и снарядов, токарные патроны, сверлильные патроны и стабилизаторы для реактивных снарядов. Мастерские работали в три смены. В здании школы было общежитие. Для учащихся были сделаны двухъярусные нары. Группа плотников-штукатуров под руководством мастера Мингалева Ивана Николаевича строила дом на жилучастке, шлакоблочный дом на улице В. Шляпиной, склад оборудования, занималась упаковкой военной продукции в метизном цехе Алапаевского метзавода.

В свободное время собирали металлолом, работали на складах заготзерно. Принимали участие в осенне-зимних и летних видах спортивных соревнований. Комсомольско-молодежные бригады участвовали в социалистическом соревновании на производстве.

С 1945 года школа ФЗО переименована в ремесленное училище № 38 с контингентом в 300 учащихся в два года обучения. Более сложной становится выпускаемая продукция.

К началу 50-х годов училище нуждалось в большой перестройке. Устарело оборудование, не хватало площадей для мастерских. Отсутствовало элементарное благоустройство. Отопление было печным, не было водопровода, канализации. Столовая находилась около кинотеатра «Заря». Общежитие размещалось в старом засыпном здании, непригодном для жилья. Двор и территория не благоустроены. Перед руководством стояла задача укрепить учебно-производственную базу, создать нормальные жилищно-бытовые и санитарные условия, создать условия для проведения спортивной работы.

Чтобы расширить учебную площадь, в 1952 году возвели пристрой, соединивший два здания. В работе участвовали ОКС АМЗ, работники училища, учащиеся.

В 1951-1952 г. г. закончено строительство дополнительного здания по ул. Павлова. Добавлен второй этаж к пристрою кузницы и сделаны теплые туалеты. В 1953 году проведена перепланировка учебного корпуса, сделан центральный вход со стороны ул. С. Перовской.

Во всех зданиях печное отопление было заменено центральным водяным, вначале от своей котельной, а позднее подключились к городской отопительной системе. Силами учащихся был проведен водопровод от ул. Фрунзе до училища и все здания получили воду. Вся территория двора была заасфальтирована.

В 1954 году с трудом добились общежития в доме № 22 по ул. Павлова. В 1958 году столовая переведена в училище.

В 1967 году на горе Ялуниха силами работников училища и учащихся построена лыжная база, на которой долгое время проводились соревнования на уровне училища, города и области.

Если в 50-е годы - это строительство крупных объектов, изменивших внешний вид училища, то в 60-70-е годы - это внутренние преобразования, повлиявшие на качество учебно-воспитательного процесса. Согласно требованиям учебного плана, оснащались оборудованием учебные кабинеты. В кабинетах отделяли препараторские, лаборатории.

Кабинеты оснащали новой мебелью. Закупили для всех кабинетов типовые учебно-наглядные пособия, киноаппараты «Украина», диапроекторы. Перепланировали помещения и открыли новые производственные мастерские: одну фрезерную и две слесарные. Выделили мастерскую для сварщиков и сборочный участок.

Областное управление профтехобразования обеспечило замену старого оборудования на новое. Передавали училищу своё оборудование АМЗ и «Стройдормаш».

В 60-х годах производственное обучение ведется на выпуске сложной продукции. С 1954 года училище выпускает фуговальные станки по дереву модели СФ-4-4 согласно плану 50 штук в год.

С 1964 года начался выпуск станка 2118А вертикально-сверлильного ежегодно 120 штук. С 1964 по 1982 год выпущено 1650 станков. Училище выпускало и другую продукцию. Выполняли заказы предприятий города и района. Продукция училища поставлялась предприятиям Урала, Казахстана, Украины, Белоруссии, Киргизии, Москвы, Ленинграда.

Со временем менялся контингент поступающих на обучение. Первые наборы состояли из подростков в возрасте от 11 до 16 лет на базе образования от 3-классной школы до первого курса училища.

В 30-е годы набирают первые группы с 7-летним образованием. В первые послевоенные годы училище комплектовалось учащимися 14-16 лет с образованием 4—5 классов. В отдельные группы принимались ребята с 7-летним образованием. В 50-60-е годы принимают с 8-10 классами. Часть учащихся заканчивают школу рабочей молодёжи.

Выпускники 50-60-х годов составляли значительную часть будущих руководителей города, предприятий.

За всю историю существования образовательное учреждение ещё 5 раз меняло своё название до современного названия АППК. В 1994 году реорганизовано в технический лицей. В 1997 году начинается подготовка педагогических специальностей: мастера производственного обучения, учителя. Лицей получает статус колледжа.

На сегодняшний день АППК является старейшим профессиональным образовательным учреждением города Алапаевска со своими традициями, заслугами, статусом.

За годы с 1908 по 1983-й было подготовлено 25118 молодых квалифицированных рабочих. А с 80-х годов до 2007 года около 3000 выпускников разных профессий и специальностей.

Среди тех, кто работал и учился в ОУ внимания и памяти заслуживают многие сотрудники и выпускники: это Герои Социалистического Труда, Герои Советского Союза, ученые, крупные руководители, спортсмены. Мы сознательно не упоминаем имен этих людей, т.к. их значимость может затеряться среди официальных дат и цифр статистики. Героям истории развития АППК должен быть посвящен отдельный рассказ.

Напечатано в краеведческом альманахе "Истоки" №17 от 2012 года


Просмотров: 1603 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: