Вторник, 23 Апреля 2024, 19:16
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Январь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Январь » 18 » Из истории Невьянской слободы
20:16
Из истории Невьянской слободы
Статья 1

Времена были неспокойные. Опасность угрожала с юга, от кочевых племен. Обезопасить молодой город Верхотурье можно было только заселением местности русскими к югу от него. Создать новую слободу на Тагиле-реке, за ее притоком речкой Булихой, что в 70 верстах к юго-востоку от уездного города, задумал Верхотурский воевода Степан Иванович Годунов.

"Крепкое место” он выбрал на высоком правом берегу близ Рождественского монастыря, заложенного  в 1604 году старцем Варлаамом. Вольных ("тулящих”) людей, пашенных крестьян да ямщиков с торговыми людьми поселил во вновь образованную в 1613 году Тагильскую слободу. Первым приказчиком первой на Урале слободы воевода назначил Сидора Терентьева, инициатора заселения "пригожей земли".

В 1615 году учредили в слободе таможенную заставу. С ее появлением Тагильская слобода зажила шумной, кипучей жизнью. Через заставу тянулись обозы с русскими товарами, провозили хлеб и припасы для сибирских гарнизонов, проходило большое количество торговых и промышленных людей.

Значение слободы усилилось еще и тем, что она стала центром акцизного дела, т.е. сбора косвенных налогов на товары массового потребления (сахар, чай, табак и др.). Это выгодное дело давало даже больше сборов, чем таможенные пошлины.

В слободе успешно действовала речная пристань, откуда купцы в навигацию отправляли свои товары на кочах, стругах, ладьях и дощаниках по Тагилу и Туре в сибирские города и Китай. С оживлением торговли появились и кустарные промыслы: бурачное (изготовление посуды из бересты, смоло-дегтярное, веревочно-канатное, экипажное.

В мире и достатке жили слободчане до июля  1625 года, пока не напали на них внезапно кочевники-калмыки. Вовремя подоспевшее из Верхотурья войско воеводы изгнало супостатов за пределы уезда, но урон они нанесли весьма ощутимый. "Через год последовал из Москвы указ построить в слободе настоящий острог-крепость,  в котором в приход воинских людей могло бы укрыться все население” (Миллер, История Cибири, т.1, стр. 326). С этого времени Тагильская слобода стала иметь огромное значение в военном  отношении, являлась главным стратегическим пунктом всего уезда.

В остроге состоял гарнизон из беломестных казаков и драгун. Находился он под началом приказчика, подчиненного Верхотурскому воеводе. "Имелось пять амбаров провиантских; был склад оружия и пороху.

Второй набег на Тагильскую слободу калмыки совершили в декабре 1645 года. Приказчик Андрей Перхуров послал к воеводе гонца с запиской "Ружей нет, всего 4 пищали затинных да 17 мушкетов, и у тех замки перепорчены и поделать некому, мастеров нет и пороху мало, и колокола вестового нет” (Миллер, стр. 511). Но, несмотря на указанные недостатки, местный гарнизон без потерь отбил атаку калмыков. Они отступили на восток и больше не появлялись.

В 1680 году в слободе числилось 32 деревни и 6 сел.

Тагильская слобода экономически преуспевала, пока действовала "бабиновская дорога” и проходил через нее весь поток товаров из Европы в Сибирь. В 1763 году был открыт новый, более удобный Сибирско-Московский тракт через Екатеринбург. Дорога Артемия Бабинова утратила свое значение. Закрылась весьма доходная таможня. Слобода оказалась в стороне от торговых путей, потеряла всякое значение и постепенно превратилась в заурядную волость. В 1816 году она перестала быть административным центром, им стало село Кишкинское. По сведениям Екатеринбургской епархии, в 1910 году в Тагильской слободе при Преображенской церкви еще действовала церковно-приходская школа, в ней обучалось 55 учащихся. В 20-30-х годах XX века последние жители слободы переселились в село Махнево, стоящее от нее в двух километрах. Теперь на месте когда-то знаменитой, самой первой на Урале Тагильской слободы одиноко возвышаются несколько старых, заскорузлых тополей да бугрится заросший бурьяном фундамент разрушенной монастырской церкви.
Альманах "Истоки" №9 от 2000 года. Стр 4.


Статья 2
Из словаря Кривощекова И. Н., 1910 г.
Тагильское село или слобода, т уездного города в 70 верстах, на реке Тагил, находится на границах Махневской и Топорковской волостей. Основание русскому населению здесь положено монахами,основавшими около 1612 года Преображенский монастырь на правом берегу реки Тагила, приустье реки Булихи. Из древних грамот известно, что первый Сибирский архиепископ Киприон в 1621 году назначил сюда строителем старца Варлаама, а по дозорной книге Тюхина 1624 года известно, что в монастыре было шесть келий ит тут же упоминаются два причтовых двора и просфорницы, принадлежавших белому духовенству и один крестьянский двор, следовательно рядом с монастырем существовал и погост. Г. Токмаков говорит, что в бывшее нападение калмыков, вероятнее, башкир, в 1625 году, и разоривших селения Тагильской слободы, здесь построен острог по простбе жителей. Острог этот, видимо, возобновлен в 1663-64 годах, когда правительство для ограждения русских колонистов стало возводить рял крепостей от башкирских набегов. Одновременно с Тагильским острогом возникли острог Краснопольский, ныне село    Белослудский - ныне село Ирбитского уезда. По переписи уезда в 1666 году Чертковым, в слободе указана таможня и таможенный дьяк. По переписи Льва Поскочина в 1680 году Тагильское село названо Введенским погостом, в нем было три двора церковных и два ямских охотников, и пашенных крестьян четыре двора. Тот же Поскочин в переписи упоминает, что от тягости оброчные крестьяне  сбежали и потому оброчного хлеба в слободе платить некому. Верхотурские и ямские охотники, жившие в Тагильской слободе, платили денежного оброку в казну 11 руб. 11 алт. 4 деньги, да вновь прибавлено 15 алтын. Ямские охотники не только не платили никаких повинностей, но еще получали государево жалованье в виде прогонных денег.

В 17 столетии Тагильская слобода имела важное значение. Здесь был узел дорог, первая Бабиновская, шедшая из Верхотурья на Нейву и здесь же шел главный Сибирский тракт на Тюмень через Кашкинское, Фоминское и далее в Сибирь. Помимо почтового и промышленного значения Тагильский острог являлся передовым аванпостом Верхотурской крепости. По описанию воеводой Нарышкиным в 1687 году Сибирских крепостей и острогов о Тагильском говорится: слобода имела стоячий острог и пять провиантских амбаров. Длина стен острога была 130 сажень с пятью башнями. Неподалеку находился второй острог также состоячим тыном, вышиною 2,5 сажени, тут была одна четырехугольная башня, имевшая по две сажени в длину и ширину, с проездными воротами. Окружность стены острога также была 150 сажень. Артиллерийских припасов было при острожках: 5 пищалей, 8 мушкетов, 4 пуда 20 гривен пороху, 2 пуда свинцу и 9 ядер для затинных пищалей. По переписи 1680 года округ Тагильской слободы имел 32 деревни и 6 нынешних сел: Топорковское, Шипицыно, Рычково, Фоминское, Кишкино и Медведево, в них всего 175 дворов с 226 человеками муж. пола пашенных крестьян и 15 дворов оброчных крестьян.
В 1639 году произошло уменьшение населения Тагильской волости (1624г. - 65 дворов, 1633г. - 124, 1639 - 108) вследствие перечисления части крестьян в Томский и Красноярский остроги, в числе 24 семейств. Таким образом нынешнее Тагильское село со всей волостью является родоначальником двух губернских городов Томска и Красноярска. С падением торгово-промышленного и стратегического значения г. Верхотурья падало значение и его передового аванпоста слободы Тагильской. По переписи 1816 года в слободе значится всего 2 двора, в них 4 человека мужского пола и 10 женского пола, а всего 14 жителей. 

Церковная летопись села основание первого Храма приписывает монахам, но рядом с монастырем в 1624 году в слободе уже было белое духовенство, а потому можно предположить, что была и другая церковь, что подтверждает наименование по церкви и слободы - Введенской в переписи 1680 года. Церковная летопись говорит, что Тагильский монастырь именовался сначала Рождественским, а затем переименован в Преображенский после пожара церкви, а в 1629 году белое духовенство уже получает монастырскую землю по грамоте царя Михаила Федоровича для прокорма.
Существующий ныне каменный храм заложен в 1780 году. В храме сохранились древние иконы Спасителя, Богоматери, преподобного Михаила Малеина и особо чтимая народом икона Тихвинской Божьей Матери.
Последние две имеют богатые украшения из драгоценных камней. Также заслуживает внимания колокол с датой 1618 года, весом около 20 пудов. На нем имеется латинская надпись: "Хвалите Бога в нимвалах хорошо звучащих". Такой же колокол известен в селе Кудымкаре Соликамского уезда. Появление этих уникальных колоколов в Восточной России объясняется тем, что после польской войны 1630 г. царь Алексей Михайлович, взятые в виде трофеев, рассылал в отдаленные бедные погосты.
По сведениям 1908 года в селении 4 двора церковных и 3 крестьянских, принадлежащик к Топорковской волости. Все остальные селения прихода Тагильской церкви принадлежат к Махневской волости во главе с деревней Махневой, лтстоящих от села в полутора верстах. В Махневой сосредоточены все административные и земские учреждения, как то: земская больница, двухклассное училище, торговля, телефон и проч. 


Статья 3
Из 15 слобод, основанных в Верхотурском уезде русскими переселенцами в еачале 17 века, самой крупной и значительной в хозяйственном и оборонном значении, восточным форпостом являлась Невьянская слобода. Вот что писал о ней ученый Г. Ф. Миллер в знаменитой "Истории Сибири", посетивший эти места в 1742 году:
"§39. ... Третьей была Невьянская слобода, первое основание которой следует отнести, как указано выше, к 7127 (1619) году Жителей для нее по указу из Верхотурской съезжей избы "называл" известный Артемий Бабинов, тот самый, который показал дорогу из Соликамска на Верхотурье. Этим указом для слободы отводились земли от устья речки Режи вверх по реке Невье на 10 верст и на столько же вглубь, а вновь поселенные жители слободы получали на пять лет льготу по уплате податей. 
§40. Правда против этого туринские татары подали челобитную, в которой они писали  что места по реке Невье исстари принадлежали им, что они всегда там охотились, ловили рыбу и владели бобровыми гонами, однако их челобитье не имело успеха. Слобода, поставленная Бабиновым на южном беегу реки Невьи, в одной версте от устья речки Режи, не только продолжала существовать, но количество жителей ее в 1621, 1624, 1626 годах все увеличивалось, пока, наконец, при ней не был основан монастырь".

В, то время А. С. Бабинов перенес управление дорожным строительством на реку Нейву, На правом берегу основал деревню Бабинову недалеко от устья реки Реж. Отсюда он не только руководил прокладкой Сибирской дороги, но и строительством слободы.   Первыми строителями ее были "гулящие люди" (отпущенные на свободу вольные крестьяне) и "ярыжки" (голь перекатная, беглые бурлаки и гребцы). 
Весной 1621 года в слободу прибыл посланник Тобольского архиепископа Киприяна, соловецкий старец Серапион, чтобы основать здесь монастырь.  Он увидел вблизи строений обширную низину, затопляемую разливом реки. На неудобье не решился ставить божий храм, пошел вверх течения, высматривая возвышенное место.  И выбрал такое в 13 верстах от слободы и заложил Невьянский Богоявленский монастырь. 
Поняли слободчане, что не следует расширять строительство в столь неудобном низовье, и обратились к Верхотурскому воеводе князю князю И.П. Вяземскому с прошением перенести слободу от устья Режа вверх по Нейве на три версты. В 1625 году воевода послал ского сына Федора Бужанинова и с ним 58 "охочих людей (добровольцев). Это были поморские и волжские переселенцы, большинство из них называли себя "казанскими переведенцами". Они и построили под руководством Федора Васильевича  новую Невьянскую слободу, в которую вошли семь окрестных деревень: Бабинова, Ключи, Елань, Пердунова, Вылекжанина, Куземкина, Костина.

В неспокойные времена  жили первые обитатели слободы. Опасность угрожала с юга от кочевых племен. Частенько русские поселения подвергались опустошительным набегам калмыков, ногайцев, татар и башкир. Впрочем, русские всех кочевников называли татарами по их внешней схожести. Чтобы обезопасить слободу от внезапных нападений, в 1626 году ее обнесли высоким частоколом из вкопанных в землю мощных  бревен, вырыли глубокие рвы и поставили каменные надолбы. Так был заложен острог "от приходу басурман" с четырьмя башнями по углам и двумя у главных ворот. В нем постоянно несли дозор 17 беломестных казаков (обелялись, освобождались от уплаты всех податей). Вооружены были ручниками, то есть кремневыми ружьями. Из бойниц крепости угрожали своими длинными стволами тяжелые затинные (оборонительные) полковые пищали - волконенки. Их было четыре по углам стены. У вворот стояла, поблескивая золотой желтизной, медная пушка с грудой чугунных ядер, зажигательных "каленых”.

В слиянии с девственной мощной природой, в мирных сельских трудах потекла размеренная, неторопливая и простая жизнь. Невьянские крестьяне занимались не только хлебопашеством, но и кустарными промыслами. Гнали деготь, собирали дикий хмель, драли лыко, из которого плели посуду: зобенки, пестери, туески. Ткали мочальные рогожи и попоны. Из конопли выжимали растительное масло и получали отменную пеньку (прядильное волокно). В центре селения дважды в год, весной и осенью открывался многолюдный, шумный Торжок, куда со всей округи съезжались сотни груженых всякими товарами и продуктами подвод.

Для водного сообщения с Сибирью уездному центру требовалось множестворечных судов-кочей, стругов, дощаников. Каждой слободе было определено задание по их производству. При слиянии Нейвы с Режом устроили большое плотбище, на котором местные умельцы ладили лодки. Верхотурский "Судовой отпуск” 1640 года свидетельствует, что на  Невьянском плотбище строили 9 дощаников. В то же время для Уездной Приказной Избы должны были изготовить "своею работою,  из своего лесу и лубья 10 саней-пошевней (розвальней) добрым мастерством Матвей Сысоев и Панкрат Калугин".

Особенного хозяйственного расцвета слобода достигла в период правления ею Андрея Васильевича Бужанинова в 1646-58 годах. Неутомимый строитель, основатель многих  поселений, он пользовался большой популярностью  Верхотурском уезде. По прошению крестьян Невьянской слободы его направил его туда сам царь Алексей Михайлович Грамотой от 5 июля 1646 года. До него приказчиком в слободе был тюменский боярский сын Илья Бакшеев. Его не очень-то жаловали. В своей челобитной крестьяне писали: "...Илья Бакшеев живет у нас 2 года, а нашим делом не радеет, и пашенное дело ему, Илье, не в обычай, и вы б Верхотурскому сыну боярскому Ондрею Бужанинову велели быть в Невьянской слободе у пашенных крестьян и у беломестных казаков прикащиком на Ильино место и в таможенном сборе велели ему смотреть". (Г. Миллер, Ист. Сибири, т. 1, стр. 515) Через Невьянскую таможенную заставу непрерывно тянулись на восток по Бабиновской дороге обозы с товарами, провозили хлеб и припасы для сибирских гарнизонов, проходило большое количество торговых и промышленных людей. Таможня учиняла неплохой денежный сбор, который использовался потом на внутренние нужды: строительство мостов, дорог, мельниц и прочее. Экономическое значение слободы усилилось еще и тем, что по инициативе нового предприимчивого приказчика она стала центром акцизного дела, т.е. сбора косвенных налогов на товары массового потребления (сахар, чай, табак и др.). Это выгодное дело давало даже больше сборов, чем таможенные пошлины.

С 1643 года уже действовала славная на всю Сибирь Ирбитская ярмарка. На ней охотно покупали для отправки за границу мягкие белые холсты и красивейшие половики ткачей Овчинниковых; искусные кованые изделия (замки, сечки, лучильники, стремена) знатного кузнеца Степана Ефимцева; резвых красавцев коней семейства Пыриных; муку лучшего помола с мельницы Алексея Чапурина. Известь-кипелку, воск, мед, кедровые орехи - чего только не везли невьянцы на Ирбитскую ярмарку!

Но мирная жизнь-в довольстве и достатке не могла длиться вечно. 30 июня 1663 года с южной стороны внезапно налетела конная башкирская тьма. Часть населения слободы укрылась в ближайшем лесу, часть - за стенами острога. Вот что через своего посланника доносил туринскому воеводе Федору Шишкину приказчик Яков Давыдов: "Татарва в Невьянской слободе по Режу реке многие деревни выжгли и крестьян многих высекли, а жен и детей в полон побрали, а животы пограбили, и юня в 30 ден к Невьянскому острогу пришли большими людьми и острог осадили, и я с небольшими людьми сижу в осаде. И тебе бы, господине, прислать в Невьянский острог ратных людей с ружьем".

Не известно, помог ли туринский воевода невьянцам, но башкиры сняли осаду и ушли в Арамашевскую слободу и село Покровское. Однако их каленые стрелы поразили несколько защитников крепости. Погиб и Яков Давыдов.

Во время второго башкирского нашествия 28 июля 1664 года Невьянская слобода была разорена, острог с башнями и монастырь с церковью сожжены, скот угнан. Новый приказчик Демьян Калугин послал конного гонца в Верхотурье с челобитной о помощи. Воевода Борис Дворянинов отправил роту рейтар под командованием бывалого воина Василия Планка, но было уже поздно. Вооруженные всадники прибыли в слободу, когда башкиры ушли, оставив после себя горе, смерть и разрушения.

Трудолюбивые невьянцы быстро залечили раны - восстановили и слободу, и монастырь. Экономическая жизнь, хозяйства стали еще более процветать, чем раньше. Острог поднимать из пепла и руин не стали, потому что отпала в нем необходимость. В 170 верстах от слободы на юго-востоке стоял уже мощный Долматовский монастырь-крепость, охраняя границы Русского государства от набегов кочевников, а царь Алексей Михайлович полностью подчинил восставших башкир, навсегда усмирив их воинственный пыл. Угрозы нападений калмыков, ногайцев, татар и башкир больше не существовало. Невьянский острог просуществовал 38 лет, сыграв свою положительную роль в защите населения от внешних врагов.

В 1719 году Указом Петра I слобода была приписана к Алапаевскому железоделательному заводу с целью обеспечения его рабочей силой. Вольготная жизнь окончилась. Отрываясь от своих усадеб и пашен, они обязаны были работать на казенный завод. Рубили лес, заготавливали дрова, жгли древесный уголь для выплавки чугуна, возили руду к домнам. И все это доставляли на своих лошадках и телегах. Потомки невьянских углежогов-мастеров Холодовых из поколения в поколение передают рассказы своих предков о тяжкой работе углежжения.

В 1783 году по Указу императрицы Екатерины II Невьянский монастырь был переведен под Тобольск; монастырские крестьяне перешли под управление государственной коллегии экономии и стали называться экономическими крестьянами, а поселение, где стоял монастырь - Невьянским Экономическим селом. Невьянскую слободу переименовали в село Невьянское. Вплоть до 1914 года по соседству на Ирбитском тракте существовало два села: Невьянское Экономическое (ныне Кировское) и Невьянское. Но местные жители называли его по старой привычке слободой до образования колхозов, т.е. до 1930 года. И только теперь эта древняя, славная и прекрасная слобода безвозвратно отошла в область предания. Вглядываясь в толщу лет, мы осознаем ее как памятник трудолюбивым переселенцам, освоителям новых уральских земель.

И. ЖИЖЕЛЕВ, краевед.
Краеведческий альманах "Истоки" №9 от 2000 года, стр 8.

Категория: География района | Просмотров: 3370 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar