Пятница, 18 Октября 2024, 14:17
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Из истории деревни Нижний Яр
Стоит среди полей Бобровка (из истории деревни)
Из истории деревни Ряпосовой
Из истории деревни Боровой
Всадник на белом коне (эссе к 100-летию Г.К. Жукова)
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 13 » Из истории деревни Нижний Яр
14:28
Из истории деревни Нижний Яр

Деревня Нижний Яр основана в 1645 году на правом берегу реки неивы в пяти километрах от села Монастырского (с 1962 года - Кировское).

В 1898 году в деревне была построена небольшая каменная часовня в честь Рождества Богородицы действовавшая до ЗО-х годов прошлого века. Когда большевики - богоборцы сняли с нее крест и купол, они устроили в ней зерносушилку. До закрытия часовни здесь трудилась старостой моя бабушка Акулина Степановна, немало претерпевшая всяческих оскорблений от «сильных мира» того времени.
В 1930-е годы во времена коллективизации в деревне была организована сельхозартель «Красный пахарь», членами которой были и мои родители, коим было всего по 19 лет. В эти же годы прокатилась волна раскулачивания зажиточных крестьян. Не обошла она и моих предков, у дедушки Александра Харитоновича отобрали выездного жеребца и корову да еще кое-что из хозяйства.
До войны мой отец Асафий Емельянович работал комбайнером, мать Елена Степановна (в девках Дружинина) - рядовой колхозницей. Жизнь вроде бы налаживалась. Но грянула война.
И вот на склоне лет моя память воскресила многое из тех военных и послевоенных лет, а также о некоторых жителях — где жили, чем занимались. Этим и спешу теперь поделиться.
По дороге со стороны деревни Мясниковой, сразу за воротами (раньше у всех деревень были ворота - дабы скот не потравил посевы) в добротном доме жила бездетная семья Подойниковых Гурьяна Павловича и Парасковьи Власьевны (46). Он был кузнец от бога, а потому первый человек в нашей деревне. Для него хоть коня подковать, хоть быка окольцевать - обычная работа. Кроме колхозного труда он не отказывал и селянам в их житейских проблемах - у одной кастрюля прохудилась, у другой корыто сломалось - все сладит дедушка Гурьян! Бабушка Парасковья работала в колхозных детсад-яслях: была и воспитателем, и няней, и поварихой. Своих деток бог не дал - так она на чужих любовь изливала.
На другой стороне улицы напротив кузницы жили Тарасовы Афонасий Митрофанович и Елизавета (54) (отчество не помню). Все деревенские звали ее Лиза-кубанка. А без дедушки Афони на деревне не решались никакие дела по плотницкой и столярной части. Он запомнился мне с седой окладистой бородой. Да ещё тем, что сладил мне саночки, на которых я с мешочком зерна ездил в село Монастырское на мельницу. Это было зимой 1945 года.
По той же стороне улицы за кролятником в доме со средней (это дом на две половины с общей печью) жил мастер-жестянщик Никанор Иванович Подойников. Его жена Анфиса Андреевна (48) была бессменной пекарихой Эх, какой она стряпала хлеб! Запах его кружил голодные детские головы!
У ворот их дома всегда лежала куча всякого железа. А как без него? Все печки с барабаном, на которых пекли печёнки, вся складская тара - пудовки, совки и тд. - всё ладил дедушка Никанор.
А ещё он в зимнюю пору доглядывал за прорубью на реке, где бабы полоскали бельё. Помню, как ок, водрузив на плечо печню (вид лома для сколки льда) и дырявую лопату, шёл на реку, уширял прорубь и огораживал ее еловыми ветками - чтобы не заметало снегом. А весной в Пасху обходил все подворья, за платой. Платили ему кто чем мог. Бывало и чарку наливали!
Наискось через дорогу жил Подойников Иван Сергеевич с женой Анной (40) (отчество не помню), бездетные. Иван Сергеевич в гражданскую войну работал заведующим молочно-товарной фермой (МТФ). И его зычный, сдобренный матом, голос далеко было слышно от скотного двора. Судьба его незавидная. Был он красным партизаном, поэтому ему многое прощалось (он много пил). А когда умерла жена, перебрался в Алапаевск, где его неоднократно видели со всклоченной бородой в компании таких же забулдыг. К значимым праздникам его находили. Вешали через плечо красную ленту, и он в колонне демонстрантов в первых рядах шел по площади Революции. Страдающий алкоголизмом и получающий от государства пособие, он закончил жизнь бесславно.
Далее стояла наша двухэтажная контора - она же клуб, внизу которой находилась пожарная. Изредка привозили на телеге и показывали в конторе немое кино. А после войны появилось и звуковое.
Не последним человеком в деревне был пожарный Абрам Митрофанович Тарасов (3). Дедушка Абрам - родной брат указанного выше Афанасия Митрофановича. После трудов праведных у него в пожарной всегда собирался народ - посудачить, пообщаться, перекинуться «в дурака» самодельными картами. Неся свою службу, дед Абрам готовил из мочала сбрую для колхозных лошадей и всевозможные детали для телег и саней. В жаркую летнюю пору дед Абрам строго следил за пожарной безопасностью. Все жители поочерёдно несли «колотушечную службу» - каждую ночь по деревне кто-нибудь ходил с колотушкой. При этом ночные дежурства соблюдались строго.
Дед Абрам был доброй души человек, особливо для нашей семьи. Отец был на фронте, мать работала в колхозе. Дома нас было трое малолеток да бабушка Акулина, не вступившая в колхоз по убеждениям. Бабушка не имела никакого пособия - ходила «по миру», принося нам по кусочку, по сухарику.


Дом наш стоял напротив пожарной. Жили мы впроголодь, но выручала корова - наша кормилица. Помню, мать напивала бутылочку молока, которую я нёс дедушке Абраму. А он ночью подкатывал под наши ворота чурку дров, чтобы мы не замёрзли сорочьей смертью. Такие были времена!
В проулке, наискосок от часовни, стоял добротный пятистенок бабушки Авдотьи Максимовны Тарасовой (26). Она была бабка-повитуха - одна такая на всю деревню. Меня она «приняла» в чуланке в Петров день, отрезав пуповину. Это они - моя мать и баба Дуня - дали мне жизнь! Вечная им память! Сын её, Павел Николаевич - фронтовик, как и мой отец, в День Победы вместе с теми, кто выжил на войне, всегда собирались в нашем доме. Кто был без руки, кто на костылях. Они сидели за столом, дымили «Беломор», вспоминали нелёгкие фронтовые дороги, пели песни. А мы, ребята, лёжа на полатях, слушали их незабываемые песни «Последний нонешной денёщек» или «Во субботу день ненастный нельзя в поле работать»... Жаль, что на газетной полосе нельзя воспроизвести, напеть эти мелодии..
На выезде из села Ялань (теперь деревня Елань), аккурат напротив колхозного склада на сваях, жила семья Якова Степановича Тарасова (6) - пимоката, который обувал всю нашу деревню валенками (в обиходе - пимы). Как бы не было всем тяжело в те лихие военные годы, а почти все держали скотину - в том числе и овец.
Помню, как моя мать однажды послала меня с мешком шерсти к дяде Яше, чтобы он скатал мне пимы. Он на безмене взвесил шерсть и говорит: «Шурка, скажи матери, что ишо надо полфунта». Для несведующих фунт - чуть больше 400 г.
Такие вот жили в нашей деревне специалисты-ремесленники, которые честно и благородно несли свой крест. Вечная им слава! Вечная им память!
В 1950 году произошла реформа по укрупнению колхозов. Наш «Красный пахарь» присоединили к колхозу «Тимошенко» сала Ялань А в 1960-е годы колхозы повсеместно преобразовали в совхозы И Нижний Яр получил статус отделения совхоза «Кировский». Наша деревня, как и многие другие, попала в разряд «бесперспективных», начала умирать. К середине восьмидесятых в ней осталось с десяток семей. А в 1987 году выехал последний житель деревни Анатолий Михайлович Подойников (5) - мой одноклассник, с которым мы вместе ходили в Монастырскую НПШ (семилетку) И окончили свои «университеты» в 1951 году. Разбросала одноклассников судьбинушка, кого куда. Кто подался в ремесленное, а кто - на курсы трактористов. Из вымершей напрочь деревни пустующие дома растащили мужики из окрестных сёл. А пущенный рыбаками пал свершил последнее - всё сгорело.
Осталась от деревни только вконец разрушенная богоборцами и временем каменная часовня, руины которой еле заметны в зарослях кустов и деревьев.
В 2014 году пошла волна отмечать День деревни, села, которых уже нет Земляки-нижнеярцы - потомки дедов и прадедов - собирались на Васькином угоре, где во время войны деревенские бабы ждали вестей с фронта, что доставляла им почтальонка Сима-косая. Кому приносила похоронку, а кому сообщение «пока что живой».
Тогда же на сходе было решено изготовить и установить на месте вымершей деревни Поклонный крест. И к лету 2015 года задуманное было исполнено. Теперь земляки-нижнеярцы ежегодно собираются на обустроенном месте, дабы пообщаться, вспомнить босоногое детство, помянуть родных и близких, кто отдал жизни на фронтах войны. И тех, кто, не щадя живота своего, за трудодни (точнее - палочки) ковал победу в тылу.
Выношу искреннюю признательность и благодарность землякам деревни Нижний Яр, моим единомышленникам, которые сохраняют память о деревне.
Пока стоят на месте бывших деревень Поклонные кресты - будет жива деревня. Хотя бы в памяти.
Александр Асафьевич Старцев, Фото А. Ощепковой и В Баякина

Категория: География района | Просмотров: 20 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: