Пятница, 19 Апреля 2024, 17:51
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Ноябрь » 7 » Из истории деревни Ключи
19:19
Из истории деревни Ключи
Сысоевский починок, выселок Сысоя - так называли жители Невьянской слободы деревню Ключи, ибо почал её кузнец Сысой, выселившись из слободы за версту от неё и построив свой двор близ слияния рек Режа и Нейвы весной 1621 года.
Имя кузнеца Невьянской слободы упоминают два важнейших исторических источника: Центральный госархив древних актов и археограф Герард Мидлер в «История Сибири». Откуда же взялся знатный коваль?

Генетические корни его исходят из-под Казани. Узнав из Указа царя-батюшки Михаила Федоровича, что за Уралом обилие доброй земли, а строители слобод освобождаются oт всех повинностей на пять лет, он прибыл сюда со своим кузнечным инструментом. Возводил вместе с другими казанскими переселенцами Невьянскую слободу в 1619—1620 гадах. Познал о ключах, что недалече били из земли, о полянке между ними - удобном местечке для сооружения кузницы, о болотце с «красными железными камушками, я обосновался там на всю свою жизнь.

Сысой - слово татарское. Профессор Х.А. Ганеев в татаро-русском словаре (Казань 1988) объясняет его как "смышленый", "смекалистый". Именно таким и был кузнец Невьянской слободы. Железо он искал с помощью срубленной молодой березки. Ставил ее в болото и наблюдал за листьями. Если есть в том месте руда, березка оголялась. Добытые куски руды бурого железняка после горячей ковки, удаления вредных примесей превращались в чистое железо, пригодное для изготовления крестьянского сельхозинвентаря и различных бытовых изделий. С утра до ночи бухал неутомимый молот Сысоя.
С каждым годом вокруг кузницы на ключах появлялись постройки новых поселенцев. Оно и понятно: привлекал красивейший, богатый разнообразием природный ландшафт. Окружённые исполинскими вековыми соснами «большая» и «малая» поляны сменялись обширными лугами и небольшими болотцами, изобилующими всяческой дичью: змеиное, медвежье, волчье, чистое. В результате появились малые и большие «росчисти» - очищенные от лесов и кустарников покосы. Многочисленные родники образовали речушку, впадающую в Реж, через которую проложили мост из толстых брёвен. Поселившиеся за мостом крестьяне нарекли себя «заключанами». Первыми заключанами являлись Калугины, Прилуцкие. Окуловы, Рачёвы. Поданным переписной книги Черткова и Бернацкого 1666 года, в деревне Ключи проживало 78 человек. Первые жители нашей деревни «казанцы» - люди, организованно навербованные в Казанском уезде. 
В начале 17 века это был сказочный край с могучими лесами по берегам реки Реж. Каждая семья поселенцев строила свою избушку с одним или двумя окнами. Вместо стекол натягивала брюшину животного. Кровлей служили береста или дерн. Внутри избушки были глинобитная печь и нары. Для освещения служила лучина. Предки наши корчевали лес, освобождая землю для посадок и заготовки сена. Сельские жители обеспечивали себя всем: продовольствием, одеждой и обувью. Они растили хлеб, лен, коноплю, гнали деготь, держали скот. Ключевские крестьяне занимались не только хлебопашеством, но и кустарными  ми промыслами. Гнали дёготь, собирали дикий мёд, хмель, драли лыко, из которого плели посуду, ткали мочальные рогожи и попоны. Мужики не бедствовали. Плодородные земли, богатые охотничьи угодья, изобилие рыбы - всё способствовало увеличению населения. А также жгли уголь. В 20-30 годах XVI! века возникает Ницинский железоделательный завод: ему нужен был для работы уголь. Ключане на лошадях возили уголь на завод. В 1745 году в д. Ключи было душ мужского пола 42 человека. В 1800 году дворов было 29, населения - 223 человека. В 1876 году дворов - 74, населения - 578 человек. Основными фамилиями к атому году в Ключах были Калугины, Окуловы, Прилуцкие.

По данным Ирбитского музея, первоначально деревня называлась Ключъ. В 1873 году в деревне Ключъ насчитывалось 235 мужчин призывного возраста, которые были приписаны к призывному пункту села Костино. В октябре 1878 года в деревне Ключъ заболело 430 коров сибирской язвой. Пало 420 коров, осталось - десять.
Из доклада Ирбитской земской управы: в 1908 году площадь удобных земель в деревне Ключи 1909,3 га, в 1912 году в деревне Ключи сгорел один жилой дом от молнии стоимостью 10 рублей. В июле 1920 года в деревне Ключи насчитывалось 180 дворов.
Старинные названия некоторых природных местечек бытуют в народе до сей поры. Например, "Поповский ключ" - у этого чистого источника невьянский священник отец Никифор любил пить чай. "Кобылий ключ" - в нем лошадь утонула. "Вольнище" - благодатный угол у слияния Нейвы и Режа, где устраивались праздненства, гуляния, игрища. "Пашунькино поле" - его первым очистил  от зарослей и распахал Павел Рачев. «Кузина яма» - углубление на реке Реже, в которое угодил Кузьма Холодов при ловле рыбы бреднем и утонул. Непосвящённым эти названия ни о чём не говорят, они отошли в область предания, но старожилы помнят их происхождение.
Сегодня деревня Ключи относится к сельскохозяйственному кооперативу "Пламя". В Ключах есть молочно-товарная ферма и тракторный гараж. Есть клуб, два частных магазина. Работают два фермерских и два личных подсобных хозяйства.
Количество домов в 2011 году - 74, населения 194 человека, из них пенсионеров - 37, работающих - 79, детей школьного возраста - 22, дошкольного - 23. В Ключах проживают три матери-героини: Ю.М. Новоселова, Н.П. Окулова, Г. А. Прилуцких. У Ю. В. Мануиловой четверо детей. По трое детей имеют 22 семьи. 
Есть в Ключах свои знаменитости: летчик Е. И. Калугин, врач-уролог, заведующий отделением В.В. Калугин; врач-гинеколог, заведующая отделением Л.И. При луцких; глава Невьянской сельской администрации НА. Калугин; глава города Качканара А. Калугин; председатель СХПК Калугин; председательСХПК "Путиловский» НА Калугин; директор ООО «Ямовский» В.М. Сысоев.
М. Шабанова
Статья газеты Алапаевская искра №70 от 2 июля 2011 г

Часовня святого Власия. Фото 1990-х годов

Первая деревянная часовня на западной окраине Ключей, в местечке Верхне-Ключики, была построена после второго разорительного башкирского нашествия и освящена в честь Иоанна Предтечи в 1665 году. Невьянский Богоявленский монастырь был сожжен и только начал возрождаться из пепла, поэтому священники приезжали в деревню и вели службу в часовне, здесь же совершались христианские таинства. Ключевские прихожане с удовлетворением говорили: "Не надобно ноне ходить за 13 верст в монастырскую церковь, своя под рукой".

Спустя 120 лет Иоаннопредтеченская часовенка под воздействием дождей и ветров настолько обветшала, погнила и подкосилась, что в ней стало опасно проводить службу. К тому же селян в 1783-1785 годах постигло чудовищное бедствие. Нежданно-негаданно на деревню обрушился мор скота. От неведомой болезни окочурилось множество коров и лошадей. Заезжие ирбитские лекари - ветеринары ничего не могли поделать и только беспомощно разводили руками.

И тогда мужики отправились в монастырь к последнему настоятелю, архимандриту Исайе и вопросили: "Что же нам делать?” Архимандрит поведал крестьянам об исцелителе животных святом Власии, только он может помочь, для этого надобно в честь его построить часовню.

Власий был епископом Севастийским в римской провинции Каппадокия во время царствования императора Ликиния (305-324), в годы жестокого гонения на христиан. За отказ поклонения языческим богам и христианские проповеди подвергся лютым репрессиям, избиениям и вынужден был тайно бежать и скрываться в горной пещере. Сюда, к его убежищу, потянулись дикие звери и больные домашние животные. Чудодейственным возложением рук и молитвой он исцелял их.

Однако преданные слуги местного правителя Агриколая выследили чудотворца, схватили, привели к правителю. Тот вновь предложил Власию отречься от христианства, но он наотрез отказался. И ему отрубили голову. Это произошло 11(24) февраля 316 года.

Весной 1785 года жители деревни своим коштом (т.е. на свои расходы) начали в наиболее многолюдной Заключевской стороне строительство новой каменной часовни. Искусных мастеров по кладке направила Ирбитская уездная управа, а все остальные работы велись силами прихожан. Потомки первых поселенцев Сысоевы, Калугины, Прилуцких, Окуловы, Рачевы везли на многочисленных подводах легкий и прочный кирпич из красножгущейся глины, кровельное железо, древесину, известь. Цемента тогда не было, но известковый раствор, как вяжущее вещество, был прочен.

Строительство не останавливалось даже в горячую посевную, сенокосную и уборочную страду. К дню памяти священномученика Власия 11 февраля 1787 года строительство было закончено. Прибывший из Верхотурья по поручению архиепископа Пермского и Верхотурского иерей Александр освятил часовню в честь покровителя, целителя животных Власия. Прихожане стали в молитвах просить заступника искоренить всякие болезни их домашнего скота. И - о, чудо! - с этого времени падеж буренок и лошадок прекратился.

Красавица часовня стала всеобщей радостью и духовным очищением прихожан. Старинная кладка, возведенная на века, она и теперь радует глаз. Во время большевистского атеизма часовня в Ключах пострадала сравнительно не сильно. Нет дверей, оконных рам, собрано железо с куполов, сняты пол и потолок. Но все это можно восстановить при великом желании сельчан и помощи районного руководства.

Летом 1999 года в Ключи приехал настоятель Екатерининской церкви иеромонах Моисей. Вокруг него собралось множество людей и пожилых, и молодых. На этой стихийной сходке народ решил вложить кто сколько может личных денежных средств на восстановление Власьевской часовни. Отец Моисей обещал весной 2000 года помочь кирпичом, цементом и кровельным железом со стройки монастыря на Межной, если что-то останется после зимы. Увы, к сожалению, стройматериалов не осталось. И дело застопорилось.



- Конечно, нужные доски и брусья мы найдем на месте, а вот для покупки железа, цемента и пяти тысяч кирпичей у нас денег нет, - говорит глава администрации Невьянского сельсовета Н.А. Калугин. - В нынешнее время духовного возрождения действующая православная часовня станет центром духовности среди всех окрестных деревень. Это же наша история, память, и ее надо обязательно вернуть. Думаю, что это понимают и депутат районной Думы Е.П. Стафеева, и глава районной администрации С.А. Шаньгин и помогут ключевцам восстановить Власьевскую часовню. Дай-то Бог!

И. ЖИЖЕЛЕВ, краевед.
Статья газеты Алапаевская искра от 24 октября 2000 г.



Категория: География района | Просмотров: 3049 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar