Вторник, 17 Мая 2022, 13:33
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [164]
Верхняя Синячиха [149]
Нижняя Синячиха [30]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [79]
Романовы [37]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [12]
География района [184]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [239]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Перевалов Кузьма Максимович, солдат Великой Отечественной войны, деревня Плюхино Анисимовского сельсовета
Подойников Макар Федорович, солдат Великой Отечественной войны, деревня Анисимова
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Ноябрь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Ноябрь » 7 » Из истории деревни Ключи
19:19
Из истории деревни Ключи
Сысоевский починок, выселок Сысоя - так называли жители Невьянской слободы деревню Ключи, ибо почал её кузнец Сысой, выселившись из слободы за версту от неё и построив свой двор близ слияния рек Режа и Нейвы весной 1621 года.
Имя кузнеца Невьянской слободы упоминают два важнейших исторических источника: Центральный госархив древних актов и археограф Герард Мидлер в «История Сибири». Откуда же взялся знатный коваль?

Генетические корни его исходят из-под Казани. Узнав из Указа царя-батюшки Михаила Федоровича, что за Уралом обилие доброй земли, а строители слобод освобождаются oт всех повинностей на пять лет, он прибыл сюда со своим кузнечным инструментом. Возводил вместе с другими казанскими переселенцами Невьянскую слободу в 1619—1620 гадах. Познал о ключах, что недалече били из земли, о полянке между ними - удобном местечке для сооружения кузницы, о болотце с «красными железными камушками, я обосновался там на всю свою жизнь.

Сысой - слово татарское. Профессор Х.А. Ганеев в татаро-русском словаре (Казань 1988) объясняет его как "смышленый", "смекалистый". Именно таким и был кузнец Невьянской слободы. Железо он искал с помощью срубленной молодой березки. Ставил ее в болото и наблюдал за листьями. Если есть в том месте руда, березка оголялась. Добытые куски руды бурого железняка после горячей ковки, удаления вредных примесей превращались в чистое железо, пригодное для изготовления крестьянского сельхозинвентаря и различных бытовых изделий. С утра до ночи бухал неутомимый молот Сысоя.
С каждым годом вокруг кузницы на ключах появлялись постройки новых поселенцев. Оно и понятно: привлекал красивейший, богатый разнообразием природный ландшафт. Окружённые исполинскими вековыми соснами «большая» и «малая» поляны сменялись обширными лугами и небольшими болотцами, изобилующими всяческой дичью: змеиное, медвежье, волчье, чистое. В результате появились малые и большие «росчисти» - очищенные от лесов и кустарников покосы. Многочисленные родники образовали речушку, впадающую в Реж, через которую проложили мост из толстых брёвен. Поселившиеся за мостом крестьяне нарекли себя «заключанами». Первыми заключанами являлись Калугины, Прилуцкие. Окуловы, Рачёвы. Поданным переписной книги Черткова и Бернацкого 1666 года, в деревне Ключи проживало 78 человек. Первые жители нашей деревни «казанцы» - люди, организованно навербованные в Казанском уезде. 
В начале 17 века это был сказочный край с могучими лесами по берегам реки Реж. Каждая семья поселенцев строила свою избушку с одним или двумя окнами. Вместо стекол натягивала брюшину животного. Кровлей служили береста или дерн. Внутри избушки были глинобитная печь и нары. Для освещения служила лучина. Предки наши корчевали лес, освобождая землю для посадок и заготовки сена. Сельские жители обеспечивали себя всем: продовольствием, одеждой и обувью. Они растили хлеб, лен, коноплю, гнали деготь, держали скот. Ключевские крестьяне занимались не только хлебопашеством, но и кустарными  ми промыслами. Гнали дёготь, собирали дикий мёд, хмель, драли лыко, из которого плели посуду, ткали мочальные рогожи и попоны. Мужики не бедствовали. Плодородные земли, богатые охотничьи угодья, изобилие рыбы - всё способствовало увеличению населения. А также жгли уголь. В 20-30 годах XVI! века возникает Ницинский железоделательный завод: ему нужен был для работы уголь. Ключане на лошадях возили уголь на завод. В 1745 году в д. Ключи было душ мужского пола 42 человека. В 1800 году дворов было 29, населения - 223 человека. В 1876 году дворов - 74, населения - 578 человек. Основными фамилиями к атому году в Ключах были Калугины, Окуловы, Прилуцкие.

По данным Ирбитского музея, первоначально деревня называлась Ключъ. В 1873 году в деревне Ключъ насчитывалось 235 мужчин призывного возраста, которые были приписаны к призывному пункту села Костино. В октябре 1878 года в деревне Ключъ заболело 430 коров сибирской язвой. Пало 420 коров, осталось - десять.
Из доклада Ирбитской земской управы: в 1908 году площадь удобных земель в деревне Ключи 1909,3 га, в 1912 году в деревне Ключи сгорел один жилой дом от молнии стоимостью 10 рублей. В июле 1920 года в деревне Ключи насчитывалось 180 дворов.
Старинные названия некоторых природных местечек бытуют в народе до сей поры. Например, "Поповский ключ" - у этого чистого источника невьянский священник отец Никифор любил пить чай. "Кобылий ключ" - в нем лошадь утонула. "Вольнище" - благодатный угол у слияния Нейвы и Режа, где устраивались праздненства, гуляния, игрища. "Пашунькино поле" - его первым очистил  от зарослей и распахал Павел Рачев. «Кузина яма» - углубление на реке Реже, в которое угодил Кузьма Холодов при ловле рыбы бреднем и утонул. Непосвящённым эти названия ни о чём не говорят, они отошли в область предания, но старожилы помнят их происхождение.
Сегодня деревня Ключи относится к сельскохозяйственному кооперативу "Пламя". В Ключах есть молочно-товарная ферма и тракторный гараж. Есть клуб, два частных магазина. Работают два фермерских и два личных подсобных хозяйства.
Количество домов в 2011 году - 74, населения 194 человека, из них пенсионеров - 37, работающих - 79, детей школьного возраста - 22, дошкольного - 23. В Ключах проживают три матери-героини: Ю.М. Новоселова, Н.П. Окулова, Г. А. Прилуцких. У Ю. В. Мануиловой четверо детей. По трое детей имеют 22 семьи. 
Есть в Ключах свои знаменитости: летчик Е. И. Калугин, врач-уролог, заведующий отделением В.В. Калугин; врач-гинеколог, заведующая отделением Л.И. При луцких; глава Невьянской сельской администрации НА. Калугин; глава города Качканара А. Калугин; председатель СХПК Калугин; председательСХПК "Путиловский» НА Калугин; директор ООО «Ямовский» В.М. Сысоев.
М. Шабанова
Статья газеты Алапаевская искра №70 от 2 июля 2011 г

Часовня святого Власия. Фото 1990-х годов

Первая деревянная часовня на западной окраине Ключей, в местечке Верхне-Ключики, была построена после второго разорительного башкирского нашествия и освящена в честь Иоанна Предтечи в 1665 году. Невьянский Богоявленский монастырь был сожжен и только начал возрождаться из пепла, поэтому священники приезжали в деревню и вели службу в часовне, здесь же совершались христианские таинства. Ключевские прихожане с удовлетворением говорили: "Не надобно ноне ходить за 13 верст в монастырскую церковь, своя под рукой".

Спустя 120 лет Иоаннопредтеченская часовенка под воздействием дождей и ветров настолько обветшала, погнила и подкосилась, что в ней стало опасно проводить службу. К тому же селян в 1783-1785 годах постигло чудовищное бедствие. Нежданно-негаданно на деревню обрушился мор скота. От неведомой болезни окочурилось множество коров и лошадей. Заезжие ирбитские лекари - ветеринары ничего не могли поделать и только беспомощно разводили руками.

И тогда мужики отправились в монастырь к последнему настоятелю, архимандриту Исайе и вопросили: "Что же нам делать?” Архимандрит поведал крестьянам об исцелителе животных святом Власии, только он может помочь, для этого надобно в честь его построить часовню.

Власий был епископом Севастийским в римской провинции Каппадокия во время царствования императора Ликиния (305-324), в годы жестокого гонения на христиан. За отказ поклонения языческим богам и христианские проповеди подвергся лютым репрессиям, избиениям и вынужден был тайно бежать и скрываться в горной пещере. Сюда, к его убежищу, потянулись дикие звери и больные домашние животные. Чудодейственным возложением рук и молитвой он исцелял их.

Однако преданные слуги местного правителя Агриколая выследили чудотворца, схватили, привели к правителю. Тот вновь предложил Власию отречься от христианства, но он наотрез отказался. И ему отрубили голову. Это произошло 11(24) февраля 316 года.

Весной 1785 года жители деревни своим коштом (т.е. на свои расходы) начали в наиболее многолюдной Заключевской стороне строительство новой каменной часовни. Искусных мастеров по кладке направила Ирбитская уездная управа, а все остальные работы велись силами прихожан. Потомки первых поселенцев Сысоевы, Калугины, Прилуцких, Окуловы, Рачевы везли на многочисленных подводах легкий и прочный кирпич из красножгущейся глины, кровельное железо, древесину, известь. Цемента тогда не было, но известковый раствор, как вяжущее вещество, был прочен.

Строительство не останавливалось даже в горячую посевную, сенокосную и уборочную страду. К дню памяти священномученика Власия 11 февраля 1787 года строительство было закончено. Прибывший из Верхотурья по поручению архиепископа Пермского и Верхотурского иерей Александр освятил часовню в честь покровителя, целителя животных Власия. Прихожане стали в молитвах просить заступника искоренить всякие болезни их домашнего скота. И - о, чудо! - с этого времени падеж буренок и лошадок прекратился.

Красавица часовня стала всеобщей радостью и духовным очищением прихожан. Старинная кладка, возведенная на века, она и теперь радует глаз. Во время большевистского атеизма часовня в Ключах пострадала сравнительно не сильно. Нет дверей, оконных рам, собрано железо с куполов, сняты пол и потолок. Но все это можно восстановить при великом желании сельчан и помощи районного руководства.

Летом 1999 года в Ключи приехал настоятель Екатерининской церкви иеромонах Моисей. Вокруг него собралось множество людей и пожилых, и молодых. На этой стихийной сходке народ решил вложить кто сколько может личных денежных средств на восстановление Власьевской часовни. Отец Моисей обещал весной 2000 года помочь кирпичом, цементом и кровельным железом со стройки монастыря на Межной, если что-то останется после зимы. Увы, к сожалению, стройматериалов не осталось. И дело застопорилось.



- Конечно, нужные доски и брусья мы найдем на месте, а вот для покупки железа, цемента и пяти тысяч кирпичей у нас денег нет, - говорит глава администрации Невьянского сельсовета Н.А. Калугин. - В нынешнее время духовного возрождения действующая православная часовня станет центром духовности среди всех окрестных деревень. Это же наша история, память, и ее надо обязательно вернуть. Думаю, что это понимают и депутат районной Думы Е.П. Стафеева, и глава районной администрации С.А. Шаньгин и помогут ключевцам восстановить Власьевскую часовню. Дай-то Бог!

И. ЖИЖЕЛЕВ, краевед.
Статья газеты Алапаевская искра от 24 октября 2000 г.



Категория: География района | Просмотров: 2561 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar