Четверг, 15 Апреля 2021, 04:51
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [157]
Верхняя Синячиха [144]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [28]
Храмы, часовни, соборы [78]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [171]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [235]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет.
Теперь вы можете читать новости
на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2021 » Февраль » 24 » Из истории деревни Бобровки
15:42
Из истории деревни Бобровки
В низовьях речки Бобровки, близ впадения ее в реку Нейву, раскинулась некогда большая, старинная деревня. Историю ее возникновения старожилы связывают с массовым переселением крестьян из центральной России в начале 17 века. 

Как гласит предание, с берегов Волги Нижегородской земли пришла сюда группа родственных семей Поздиных со скотом и домашним скарбом. Облюбовали доброе место с заливными сочными луками и лесом, срубили первые добротные дома. Так здесь появилась деревня Поздина. 
Прибывали новые семьи. Красиловы, Кузьминых, Дубровины, Ряпосовы, Томиловы. Строились рядом, осваивая плодородные земли на берегах речек Бобровки и Черемши, пуская на них свои хлеборобские корни прочно, на века. 

Известно, что Бобровка впервые упоминается в "Дозорной книге" учёного-этнографа и воеводы Льва Поскочина, который в 1680 году объехал все населённые пункты Верхотурского уезда и произвел перепись населения. Там есть такая запись: "В 1639 году в деревне Бобровка над рекою Невьею было 10 дворов". Это стало официальным названием деревни. А первое летописное упоминание принято считать датой основания населённого пункта.
В 18 веке Бобровка, как и другие уральские села, втягивается в общероссийский внутренний рынок через Ирбитскую ярмарку. 
В 1876 году в Бобровке была построена деревянная часовня в честь Успения Божьей Матери. В этом же году открыта одноклассная приходская школа, первым учителем который был Пимен Алексеевич Поздин. 
Из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной братством святого праведного Симеона Верхотурского в 1902 году, мы узнаём, что деревня уже настолько расширилась, что делилась на три части: Большую Бобровку, Поздину и Нижнюю Бобровку. 
В начале XX века Бобровка была крупным, экономически развитым селом, со своей водяной мельницей, богатыми лавками, тучными стадами и обильными нивами. Основная масса крестьян была зажиточной, имела крепкие хозяйства. 
Впервые Советская власть пришла в деревню после изгнания колчаковской армии, летом 1919 года. Есть предание, что армия Колчака на некоторое время даже останавливалась в поле за деревней. После этого Бобровка была определена основным центром, в который вошли Елань, Ряпосова, Могилёва, Горушка, Нижний Яр, Одина.
В 1923 году Бобровская волость слилась с Монастырской  во главе с Монастырским волостным исполкомом. В это время, по данным председателя Бобровского сельского совета Ивана Александровича Бунина деревня насчитывала 847 жителей. В период хрущевских реорганизации сельского хозяйства, а затем и брежневского разорения неперспективных деревень, в Бобровке наступает запустение. Десятки брошенных домов, разрушенные добротные старинные строения и часовни. 
В 1960 году самостоятельный Бобровский колхоз имени Ленина стал отделением Кировского совхоза. А Бобровский сельский совет был ликвидирован. 
Реформы 1980, а затем и 1990 годов привели к массе проблем, в результате чего сельское население сократилось в сколько раз. 
в 1989 году в деревне проживало 350 человек. Так, за 65 лет советского периода деревня поредела на 497 человек. Но в тоже время был построен гараж для сельхозтехники, отремонтирован сельский клуб, выстроенная целая улица из двухквартирных домов, сдана в эксплуатацию кирпичная восьмилетняя школа на 100 мест. 
Но вырождение деревни продолжилась и сказалось во всём. Закрытие школы и детского сада заставило местных жителей задуматься о миграции в города.
Но сегодня остаются привлекательными тишина и спокойствие сельской жизни. Поэтому Бобровка любима старожиласм, бывшими жителями и дачниками, которые не забывают, берегут и даже украшают свою малую родину.
ПРЕДАНИЯ
Есть связанная с основанием Бобровки интересная легенда. Старожилы говорят, что изначально деревня была основана на берегу реки Нейвы. У наших предков было принято селиться ближе к воде, которая была не только источником жизни и, но и дорогой, ведь столетия назад реки были полноводными и судоходными. 
Народ основал деревню, построил дома. А затем, будто бы в одну ночь, Невья сменила русло, значительно отступив от деревни на юг. На месте старого русла остались только озёра, которые я ещё помню. Мы в них купались, плавали по ним на лодках. До сегодняшнего дня осталось только одно озеро, второе практически полностью пересохло. 
Интересные местные топонимы, то есть названия. Возле реки есть так называемые Лагеря. Раньше там было очень много черёмухи. В период её цветения гулять в Ллагеря ходила вся деревня. А когда спели ягоды опять же жители приходили в Лагеря их собирать. Помню, бабушки наши считали величайшим кощунством, и если кто-нибудь ломал черемуховые ветки и нес домой. Сейчас это место заросло, и жители туда уже не ходят. 
Наша деревня делилась когда-то на две части - Одину и Поздину. со временем обе они стали называться Бобровкой - по названию речушки, которая до сих пор протекает в деревне. 
Почему Бобровка? Потому что на этой речке водились бобры и строили там плотины. 
 В то время, когда машин ещё было мало, между деревнями Ряпосово и Бобровкой находилось место с названием Соломенный мост. Деревни разделялись ручьём, который протекал в наше озеро. В распутицу место переправы через ручей было сырым и труднопроходимым. И вот жители, отправляясь из одной деревни в другую на лошадях или телегах, брали с собой солому. Её бросали под ноги, а затем по ней проезжали. Впоследствии в этом месте в ручей была положена водопропускная труба. Но его до сих пор зовут Соломенный мост. 
 Были времена, когда дорога на Ирбит проходила через нашу деревню. Названий улиц не было. Но та улица, по которой шел Ирбитский тракт, в деревне называлась Большой дорогой. Мы до сих пор называем эту часть деревни так. Например, у нас говорят: "я живу на Одине, а она живёт на Большой дороге", и все понимают, что это это за улицы. 
 Есть ещё у нас в деревне улица Зелёная, которая когда-то называлась в народе Банная, потому что там стояли одни бани. 
 А за деревней находится Курья. Там речка Бобровка сливается с Нейвой. Это место до сих пор считается очень опасным. Жители знают, что купаться там нельзя, потому что утонуло много людей. А вот рыбаки любят Курью за хороший клёв.
 
 ГОВОРОК
 В деревне Бобровке люди "окают как и на севере. Вероятно, это связано с тем, что больше всего в этих краях было переселенцев с севера - Вологды, Новгорода, где и принято "окать". Характерной для нашей местности особенностью было окончание слов на - ча, -ща, -тя, -ка с некоторым их растягиванием. Например, были следующие слова и их значения: 
 Туторка - здесь
 Топеря - сейчас
 Тамока - там
 Давеч, давеча, ковадни - вчера
 Колды - когда
 Тогды - тогда
 Пистерь - неуклюжий человек
 Матерущий - большой, огромный
 Окалесица - неправда, фантазии, слухи
 Лапатина - одежда
 Латонь - ветхая одежда.
 Н. Молокова.
 Фото А. Ряпосова. Подготовлено А. Ощепковой. 
 Статья газеты "Алапаевская искра" № 6 от 11.02.2021г
Просмотров: 41 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar