Пятница, 22 Ноября 2024, 00:27
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Апрель 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Апрель » 13 » Из истории д. Алапаихи, фамилии Кабаковы, Подкорытовы
19:22
Из истории д. Алапаихи, фамилии Кабаковы, Подкорытовы
Алапаевская искра №14 от 6.4.2017
Приведённое ниже исследование - результат работы автора этих строк в московском и екатеринбургском архивах. На основе найденных в них документов воссоздаётся история образования, заселения, расширения старинной уральской деревни Алапаихи, что теперь носит название Нейво-Алапаихи и является частью города Алапаевска.

ЗЕМЛИ И ГРАНИЦЫ

С самого основания в 1639 году деревня Алапаиха входила в состав вновь созданной в том же году сыном боярским Андреем Бужаниновым по поручению тобольского воеводы князя Петра Ивановича Пронского Мурзинской слободы и весь XVII век находилась в подчинении Тобольского уезда.

Земли, выделенные жителям деревни при её основании, указаны в документе, датируемом 1685 годом. В этом году на имя Великих государей Ивана и Петра Алексеевичей было составлено письмо, посвящённое челобитной крестьян деревни Алапаихи приказчику Мурзинской слободы Кондратию Хворову по поводу утери отводных документов на земли, выделенные при основании деревни. В челобитной крестьяне просили восстановить документы на земли в их прежних границах и подробно описывали эти границы: «От речки Каменки, что напротив реки Алапаихи за рекой Нейвой, вверх по Каменке до её вершины, от вершины речки на Долгий ельник, подле Долгого ельника до Большой переймы, с Большой переймы на вершину Омутной речки, а с той вершины на Нижнеленевскую вершину и вниз до устья Леневки через Нейву, через бор и болото на вершину реки Алапаихи, да вниз по реке Алапаихе до Нейвы реки».

Деревня, для удобства её жителей, должна находиться в середине своих земельных угодий. Поэтому выбор первопоселенцами местоположения Алапаихи, где она до сих пор и находится, был неслучаен. Хотя деревня расположена в 5 километрах от речки, именем которой её назвали, деревенские земли простирались до правого берега речки Алапаихи, являвшейся границей не только деревни, но и всей Мурзинской слободы. И как первое поселение, возникшее вблизи речки Алапаихи, деревня стала называться Алапаихой. Других населённых пунктов в XVII веке с таким названием больше не существовало.

Главная цель основания Мурзинской слободы, в состав которой входила деревня Алапаиха, - производство хлеба, столь необходимого для покорителей необъятных просторов Сибири. Поэтому постоянное упоминание в царских грамотах Мурзинской елани и речки Алапаихи вместе неслучайно. Именно там находились наиболее пригодные для хлебопашества во вновь созданной слободе земли, но расположенные друг от друга на диаметрально отдалённом расстоянии. Чтобы обрабатывать эти земли, нужно было одновременно заложить как минимум два поселения - село Мурзинку и деревню Алапаиху. Основание деревни Алапаихи в 1639 году являлось логичным и целесообразным шагом для создателей Мурзинской слободы.

Проследить процесс основания первых деревень на территории Мурзинской слободы в XVII веке затрудняет то обстоятельство, что до 1680 года в переписных документах крестьяне упоминались общим списком, без указания деревень, в которых они проживали, ввиду малочисленности населения в то время. Если сопоставить перепись 1682 года, когда впервые указывались деревни и крестьяне, в них проживавшие, с крестьянскими книгами за 1640 - 1680 годы, то можно увидеть чёткие закономерности в этих списках и определить, кто были первыми поселенцами деревни Алапаихи. В их числе - Трифанко Кабаков и Савка Олексеев Подкорытов, прямые потомки которых до сих пор живут в деревне Алапаихе.

ТЯЖЁЛЫЕ ВРЕМЕНА

Шестидесятые годы XVII века стали временем тяжёлых испытаний для многих уральских слобод. Против русских поселений по Уралу прокатилась волна вооружённых выступлений коренных жителей: татар, башкир, вогулов. 11 августа 1662 года Кондратий Хворов писал о разорении Мурзинской слободы приказчику соседней, Невьянской слободы, князю Семену Пелым-скому: «Мурзинскую слободу воровские татары до конца разорили, храм и государевы житницы сожгли, а крестьян на полях всех побили, и деревни все выжгли, и скот отогнали». Сам он с тремя товарищами заперся в Мурзинском остроге и дал вооружённый отпор нападавшим.

Читая письмо, следует учитывать, в какой обстановке оно писалось. Шёл бой, защитники острога были окружены неприятелем, поэтому фразы: «... всех побили и деревни все выжгли...» являлись не столько строгой констатацией фактов, сколько показывали степень эмоционального состояния обороняющихся. Главная цель написания письма заключалась в своевременном предупреждении соседей о надвигающейся опасности.

В письме от 1685 года крестьян деревни Алапаихи на имя Великих государей Кондратий Хворов фигурирует в должности приказчика Мурзинской слободы - свидетельство того, что в 1662 году мятежники не смогли одолеть защитников Мурзинского острога. Восстание «башкирцев» 1662 года, несмотря на всю его жестокость, деревню Алапаиху не уничтожило. Согласно крестьянским книгам по Мурзинской слободе, переписи 1682 года, сокращения числа жителей деревни Алапаихи в XVII веке не наблюдалось. В письме крестьян деревни Алапаихи от 1685 года упоминаются только те жители деревни, предки которых принимали участие в основании деревни Алапаихи в 1639 году.

Першка, Фомка, Игнашка, Куска Подкорытовы - дети Савки Олексеева Подкорытова, чьё имя значится в крестьянских книгах с 1640 года.

Власко, Елфимко Кабаковы -дети Савки Олексеева Кабакова, жителя деревни Алапаихи с 1640 года. Митка Трифанов Кабаков - сын Трифанки Кабакова (крестьянская книга 1640 года).

Богдашка Денисов - сын Дениса Володимерова (крестьянская книга 1640 года).

Мартемьянко Мирской числится в крестьянских книгах с 1640 года.

Последовавшая за мятежными шестидесятыми годами XVII века эпоха царствования Петра I для деревни Алапаихи была более драматичной. В 1702 году началось строительство Алапаевского завода. У крестьян были отчуждены значительные земельные территории, в том числе вдоль берега речки Алапаихи под строящийся завод, посёлок при нем и заводские рудники. Жители деревни, как наиболее близко расположенные к заводу, были задействованы на строительных работах самым жёстким образом, что вызвало их резкое недовольство. Крестьяне побежали. Так, согласно крестьянской книге Мурзинской слободы за 1698 год, из деревни Алапаихи сбежали Петрушка Овдеев сын Кабаков, Ондрюшка, Родка и Федотко Денисовы. Деревня с 17 крестьянских дворов в 1682 году уменьшилась до 6 в 1719 году.

Алапаихе понадобилось сто лет, чтобы восстановить ту численность населения, которая была до правления Петра I.

Железорудное месторождение, обнаруженное около деревни Алапаихи, определило её дальнейшую судьбу. Её крестьяне с этого времени были превращены в горнорабочих, обязанных отбывать свою государственную повинность на рудниках.

ДЕРЕВНЯ АЛАПАИХА В XIX СТОЛЕТИИ

К концу XVIII века стало складываться то построение деревни Алапаихи, которое существовало на протяжении всей её дальнейшей истории.

Первоначально деревня росла вдоль одной улицы (ныне это улица Советская) и той её части, названной в дальнейшем «верхней». Деление деревни на концы - «верхний» и «нижний» - стало оформляться в конце XVIII века. Середина деревни, где находилась часовня Ильи Пророка и, вероятно, останки старинного погоста, долгое время не застраивалась.

Первые семьи, положившие начало «низовлянскому» концу, можно проследить по исповедной ведомости 1800 года. В начале этой ведомости перечисляются 10 семей, проживавших в исторически старой части деревни - «верховляне», потомки которых, по преимуществу, проживали и в дальнейшем в «верхней» части. Остальные 9 семей поселились в «низовом» конце деревни. Особо следует отметить Константина Семёновича Кабакова (1772 г.р.), по исповедной ведомости 1800 года числящегося в 19-й, последней семье. Подавляющее большинство Кабаковых «низового» конца деревни Алапаихи являются его прямыми потомками.Род Кабаковых ведёт своё начало с основания деревни. Самой распространённой фамилией они стали лишь к середине XIX века. До этого большинство жителей носили фамилию Залесовых, поселившихся здесь в 1672 году.

С 1766 года владельцем Алапаевских заводов становится Савва Яковлев Собакин, купивший в 1769 году Невьянские заводы. Когда после смерти Саввы Яковлева началась делёжка наследства между его сыновьями, Елфимовы были переведены из Невьянских заводов в Алапаевские, а именно в деревню Алапаиху для увеличения численности рудничных рабочих.

Подкорытовы, будучи наряду с Кабаковыми старейшей фамилией в истории деревни Алапаихи, на протяжении XVII - XVIII веков оставались малочисленны. Ситуацию изменил Исай Сергеевич Подкорытов (1801 г.р.). У него было 5 сыновей. Все нынешние Подкорытовы из деревни Алапаихи являются их прямыми потомками.

Аристовы в деревне появились примерно в те же времена, что и Елфимовы, но около столетия их представители не могли перешагнуть рубеж одного семейства. Лишь с 1868 года они разделились на две семьи.

Евсеевы, Третьяковы, Глуховы, Мокины в деревне появились в первой половине XIX века. Их появлению способствовало то обстоятельство, что в начале XIX века хозяева заводов наследники С. С. Яковлева решили резко увеличить производство, перенеся Алапаевский завод на реку Нейву в 1826 году. Это отразилось на увеличении числа жителей деревни Алапаихи -основных работников на рудниках. Владельцы завода, используя систему рекрутских наборов, переселили крестьян из окрестных деревень. Население деревни увеличилось с девятнадцати дворов в 1800 году до сорока восьми в 1816 году.

Представители остальных фамилий, проживавшие в деревне Алапаихе, поселились не ранее начала XX века.

И. ЕЛФИМОВ, г. Екатеринбург Фото

предоставлено автором

P.S.
Знаменитый житель деревни Алапаихи, депутат II Государственной думы Российской империи Гаврила Иванович Кабаков в интервью популярному журналу «Русское богатство» в 1907 году сказал о своей родной деревне:«Деревня наша геройская, недаром соседи её так и называют - «Орлиное гнездо».


























Категория: Алапаевск | Просмотров: 2779 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 lidiya195263 • 17:36, 25 Апреля 2018
Спасибо Игорю Елфимову за такую подробную историю о деревне.Благодаря ему я узнала о своих корнях.
avatar
Похожие записи, из рубрики: