Пятница, 22 Ноября 2024, 01:38
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Февраль » 9 » Из истории Арамашевского прихода
18:53
Из истории Арамашевского прихода
Когда вы проезжаете из Екатеринбурга в Алапаевск, на 122 километре (отъехав 40 километров от Режа) с возвышенности открывается панорама старинного Уральского села Арамашево. А если свернете на курорт "Самоцвет", подъехав к реке Реж, непременно остановитесь завороженные красотой неприступных скал в излучине реки. Лес, опоясывающий горный массив, в яркий, солнечный день кажется голубым. На вершине скалы одиноко и гордо стоит разрушенный храм, неописуемо изумительный в своем величии. 

Стены храма помнят службу 1800 года. 

Плывет над просыпающимся селом ставший уже привычным праздничный Благовест. Первой, как обычно, ещё потемну, калитку арамашевского молитвенного дома открывает пришедшая из соседней деревни двенадцатилетняя Машенька. Вот уж скоро год, как она не пропустила ни одной службы. Вместе со старостой, седобородым старичком, они топят печку и в разговорах об Иисусе Христе поджидают батюшку Андрея с матушкой Наталией и сестрой Ларисой. 

В печурке весело потрескивают дрова. Разговор переходит на картину "По дороге в Эммаус". Сюжет картины на удивление очень знаком Машеньке. Делаю вид, что не понимаю, зачем и куда идут эти люди. Мне нравятся вот эти, ее удивленные глаза и напористость ребёнка разъяснить горячо... - Ну, как же! Вот, видите. Это Иисус Христос, а они его не узнали ... ой, Вот и Батюшка Андрей приехал! Настроение у всех праздничное. Началась подготовка к службе. Вскоре прихожане стали заполнять молитвенный дом. Многие пришли со своей ключевой водичкой. Началась праздничная литургия. Звонко отпела "Трисвятое" и "Отче наш" Машенька. Всё торжественно, благочинно. Храмовая икона Казанской Божьей Матери внимательно глядит на празднично одетых прихожан. Стройно поют матушка Наталия и сестра Лариса. Им подпевают молящиеся. Вот присоединилась к хору сестра Анна. Стройно поддержала ее и сестра Августа. Отец Андрей служит, как всегда, с чувством. Молитвенный дом небольшой: иконостас и алтарь близко, и слова батюшки четко слышны каждому. Сегодня тесновато, и несколько человек стоят в библиотеке перед входной аркой в молитвенный зал. Более 50 икон в алтаре, на иконостасе и в самом храме. Выделяется же большая, во весь рост икона святых Власия и Модеста. Для нас, сельских жителей, она очень чтима не только потому, что эти святые покровители стад, скота и земледельцев, но и потому, что ей молились еще наши предки в восемнадцатом веке. Она из нашего старинного храма, где висела до поругания церкви. Мы не стали подрисовывать царапины от штыка и винтовки на лицах святых. Не очень заделали пулевое отверстие под левой рукой Святого модеста. С этими ранами они нам ещё дороже. Пролежав 70 лет в подполье, спасенную православными людьми, икону достаточно было протереть святой водой, и она засияла на радость и укрепление веры наших прихожан. По вере нашей Господь допустил обрести нам еще одну икону Христа Спасителя, тоже из нашей церкви. 

Закончились Литургия и Водосвятие. Священник Андрей с матушкой и сестрой Ларисой отправились в село освящать дома и скот по прошению прихожан. Последними уйдут Машенька и пономарь Георгий, наведя порядок в молитвенном доме. 

Закончился один день Арамашевского прихода Во имя Казанской иконы Божьей Матери.
 ...360 лет назад. 1631 год. Арамашевская Слобода. Одно из самых древних поселений славян Зауральской части бывшей Пермской губернии. Слобода была основана в 1631 году с целью распространения Православия и развития хлебопашества на восток русскими, для снабжения хлебом служивых людей в городах и острогах Северной Сибири (путем также развития хлебопашества). Почему она и была причислена к разряду "Пашенных слобод". И, конечно, Одним из главных направлений - охрана восточных границ Древней Руси. Крестьяне обязаны были вместо денежного оброка обрабатывать в пользу казны установленное количество десятин земли. Пахать десятинную землю и собранный хлеб сдавать в государственную житницу, оттуда он направлялся в Сибирь. 
















По некоторым предположениям Арамашево произошло от слова Ара-межа. Так как Арамашево находилась на границе между башкирскими, татарскими или вогульскими землями. Слобода находилась на почтовой дороге из Екатеринбурга в Верхотурье и представляла собой довольно значительной пункт. От Екатеринбурга она находилась в 122 верстах от Верхотурья в 172 верстах. Первые русские поселенцы многие годы не могли чувствовать себя хозяевами.
Набеги башкир, вогул, остяков очень часто беспокоили русичей. В 1656 году в Арамашевской слободе был поставлен острог, а при остроге срублена церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. Под куполом Арамашевской церкви находился скрытый, сухой колодец более 20 сажен глубины. Он завален в тридцатые годы нынешнего Столетия. От него уходили под дном реки и Реж промытые в древности водой пещеры, выход одной из которых находился где-то в 30 километрах в сторону Ирбита. Материалы из Пермского музея говорят, много раз татары (тогда всех называли татарами) воевали Арамашевскоую слободу. Часто, когда силы были неравными, русичи вдруг исчезали куда-то. Завоеватели думали, что в лес А когда проходило дня два, татары успокаивались, и  русичи вдруг, часто ночью, появлялись внезапно. Воевали татар, коих побивали, а коих брали в полон. Около трех столетий с помощью Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и всех Святых оберегала Арамашевского слобода и ее острог с воинством ее. Гибли войны за Русь святую, а потом снова отстраивал мужик Арамашевскую слободу. Но самым разрушительным оказался бой в гражданскую и после неё. Когда славяне падали от славян. Раны  тех боев не зажили по сей день. 

Но вернемся к истории.
 
Когда появились новые слободы по рекам Пышма, Исеть, монастырь Долматовский за Каменском-Уральским и ряд других, положение Арамашевской слободы стало безопасным, и тогда укрепление у ней перестали поддерживаться. Так, постепенно, исчезли следы этих укреплений. Последний деревянный храм сгорел в 1796 году и новая, каменная церковь на этом месте построена в 1800 году.

 В 1928 году представители Советской власти и милиция при поддержке Красноармейцев 4 дня не могли сломить сопротивление женщин и стариков села, с вилами вставших на защиту храма. Но силы оказались неравными. 

Ужас и оцепенение даже осквернителей храма вызвал прощальный раскат главного колокола, обрушенного с колокольни. 

В начале семидесятых годов завершили свое грязное дело продолжатели осквернения святыни учителя Арамашевской школы Ванька кесарев и Сашка Петров. Сбив замок, сняли железные ворота. А затем для школьного музея срезали автогеном металлические решетки из окон. Началось интенсивное разграбление здания. В результате подростки в одну из ночей развели костер и на втором этаже, на деревянном полу. Под утро церковь сгорела дотла. 

В 1990 году в мае на крыльце сельского совета собрались 17 верующих села, решившие создать православную общину. Избрали председателя и казначея. В том же году зарегистрировали. У истоков создания Арамашевской общины - архиепископ Свердловский и Курганский высокопреосвященнейший Мелхиседек, протоиерей Александр Жаргунов, отец Павел и иеромонах Моисей. 

В 1996 году Преосвещеннейший Никон, епископ Екатеринбургский и Верхотурский не оставил нас своим вниманием. Слава Всевышнему и Пресвятой Богородице, владыко Никон сам пожертвовал 14 миллионов на покупку помещения для молитвенного дома Арамашево. На открытие нового (теперь уже своего) молитвенного дома назначил на наш приход священника отца Андрея. 

Второй год у нас регулярно служатся литургии, молебны. Сбылись, слава Богу, пророческие слова Владыки Мелхиседека: - Георгий, Вы только начните молиться, собравшись в общину, а Господь вас не оставит, укажет, где вам молиться...
И мы молимся, не забывая, из каких далей православной древности светит нам священный крест наших предков, поднятый в глубине веков в диких и глухих сибирских краях во Славу Господа нашего. И потому совершенно справедливо на значке, отчеканеном в 1980 году в честь юбилея села Арамашево, которому отмечалось 350 лет, в самом центре значка, как символ всеутверждающей Славы, - на высокой скале над голубой рекой возвышается православный храм Казанской иконы Божьей Матери. Юрий Сеначин 
с. Арамашево

Вырезка журнала, опубликована в краеведческом альманахе "Истоки" №9 от 2000 г
Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 1009 | Добавил: Мария | Теги: церковь, география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: