Четверг, 25 Апреля 2024, 05:55
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2022 » Март » 16 » Герой тыла Новоселова Клавдия Петровна, 95 лет (с. Голубковское)
12:16
Герой тыла Новоселова Клавдия Петровна, 95 лет (с. Голубковское)


31 января 2022г отпраздновала 95-летний юбилей жительница с. Голубковского, труженик тыла, вдова участника Великой Отечественной войны Клавдия Петровна Новосёлова.

Дорога длиною в 95 лет. Сколько было всего в этой жизни? Рассказывать обо всем - дня не хватит. А рассказать есть о чем. Память у Клавдии Петровны хорошая: «Отец, Пётр Гаврилович Голубчиков, вернулся домой с Гражданской войны героем, с именной саблей, седлом и в галифе с красными лампасами, воевал в Чечне, был коммунистом, молодым и горячим. Мама Мария Ивановна, дочь зажиточного отца, занимавшегося перегоном и торговлей скота. Он из бедной семьи - она из богатой. Но это не остановило молодых людей, они поженились, революция всех уравняла. Уравняла, но до поры и до времени. В семье уже росло трое детей, когда Петру Гавриловичу, председателю сельсовета, предложили - бросай жену, семью или выложи партийный билет на стол...- рассказывает Клавдия Петровна. - Отец выбрал семью - жену и детей. Выложил партбилет,лишился должности, статуса - хорошо, хоть не лишился свободы и головы... Жили в это время в великом страхе за отца, за маму, ждали ареста, ждали беды. Но слава богу всё обошлось». Воспоминания детские, и в них должна быть и радость и беззаботность. Да, были там и радость и беззаботность, но горечь от пережитого многое стерла.

Вот уже перед глазами Клавдии Петровны другая дорога - не по деревенским улочкам, знакомым с детства, а долгая дорога между чужих деревень и сёл. Учеба на ветеринара после окончания школы в 1943 году. Училась в Байкалово Краснопольского района. Отец на фронте, мама работала в колхозе. Транспорта никакого, ходила пешком - котомку на плечи, на ноги - обутки. И пошла... Одна ходила - ох, и страху натерпелась! Зимой волки лютуют, да и лихих людей хватало - за корку хлеба могли прибить. Мама с оказией привозила продуктов на 3-4 месяца. Раз везли продукты, а лошадь дорогой сдохла - вот беда так беда.

Прошла и эту дорогу. Выучилась, крепко на всю жизнь связала себя с животноводством.

А еще Клава по жизни была очень активной, пробивной и ответственной, не пасовала перед трудностями. В военные годы была комсоргом.

При воспоминании о том времени, на губах моей собеседницы появилась улыбка, лицо разгладилось - молодость, молодость.

После основной своей работы собирала комсомольцев, шли ночью скирдовать или какую другую работу делать. Не высыпались, голодные были - как сядут отдыхать, так задремлют. После работы уже под утро собирала своих уставших комсомольцев, поднимала их из сена, и шли они домой, чтобы вздремнуть часок и опять идти на работу.

Осенью хлеб и картошку возили по домам, чтобы сушить их. Однажды чуть под суд за это не попала - развезли картошки по домам, по весу столько было, а собирать стали - картошки не хватает. Подсохла, легче стала. Но обошлось, не посадили.

Была она и членом районного комитета комсомола.

А привычная дорога - на работу, на фермы, конюшни, в загоны для скота. И так 42 года.

Работать начала в колхозе Будённого, а потом в колхозе имени Сталина. А позже и одна на два колхоза была ветврачом. В войну скот лечить было нечем. Собирала травы, заваривала их, сама варила целебные мази для животных. Какие же были худые коровы и лошади в колхозе - одни доходяги! Скот подвязывали на веревки. Стадо было сплошь бруцеллёзное, а лечить и обрабатывать нечем, поэтому много скота дохло - увезут, закопают. А люди их раскапывают и едят, так как голод был страшенный. Ели крапиву, липу, клевер, толкли и ели «зобенки». Ох, как скот было жалко, а пуще того жалко было людей! Женщины-животноводы всё делали вручную, дрова рубили для фермы, по 40 вёдер воды накачивали. Зимой, пока качаешь, вся обледенеешь от воды, а одежды-то тёплой ладом и не было - всё латаное-перелатанное, да еще и колом от воды встанет! А воды на стадо надо было накачать и утром, и в обед, и вечером. Также резали солому, заваривали ее. Сами ездили за кормами в поле, за сеном, зеленкой. А летом ещё на покосы гоняли - жали, гребли, косили, скирдовали в поле.

Лошади в колхозе были больные, тощие. В качестве лечения их «газировали» - баню топили, на печь ставили серу, заводили лошадь, её голову выставляли в окно, так лечили чесотку, клеща. При этом лошадь надо было удержать. А один раз Клавдию Петровну удёрнуло в камеру - чуть не задохнулась там. С ветеринаром работал один санитар, помогал справиться со скотом. Вставали рано - в 4 часа, готовили завтрак и на работу. Забой скота был строгим, только по разрешению, без приказа свыше колоть скотину было нельзя. Клавдия Петровна всё делала сама, если надо - делала коровам кесарево сечение. Раз был случай: тяжёлый отёл у коровы, старики уже хотели её резать. Но Клавдия Петровна теленка спасла.

Ездила на лошади в Бунькову - там на мельнице за рекой была овчарня. Также ездила в Гаранинку, Михалёву, Рудное. Везде, где держали скот, там и бывать приходилось. Все стада прошли через её руки.

Лечила не только скот, но и людей.

Да и не только лечить, но и судить приходилось Клавдии Петровне людей. «Как так?» - удивилась я ее воспоминаниям. «Была я и народным заседателем, но это уже было после войны. Судьей была. Судили женщин за рукоприкладство, за склоки и ругань. Жёны жаловались на мужей, на их пьянки и гулянки. Разбирали споры и по земельным наделам, по покосам. Должность была выборная. Обижались на меня некоторые, но всё равно выбирали на следующий срок», - вспоминает Клавдия Петровна.

Да, я легко представляю Клавдию Петровну в роли судьи. Женщина она строгая, много знает, ум у неё острый, речь грамотная и хорошо поставленная, голос командирский. Она никогда не боялась говорить правду в глаза, поругать,если надо, или, наоборот, похвалить человека.

За труд Клавдия Петровна награждена медалью за доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; медалью к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, званием «Ветеран труда», юбилейными медалями ко Дню Победы.

У Клавдии Петровны и Павла Степановича Новосёловых дочь Людмила, трое внуков, а сейчас сё окружают ещё и многочисленные правнуки.

И. ЯЛУНИНА Фото предоставлено автором
Статья газеты "Алапаевская искра" №6 от 10.02.2022г
Категория: География района | Просмотров: 376 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar