Четверг, 21 Ноября 2024, 20:35
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2020 » Июль » 18 » Две судьбы (ветераны ВОВ Пырины, г. Алапаевск)
18:07
Две судьбы (ветераны ВОВ Пырины, г. Алапаевск)


Можно верить или не верить в судьбу, но в жизни не бывает ничего случайного. «У нас четверо детей - Александр, Борис, Юрий и Галина, 11 внуков и скоро появится пятый правнук», - с гордостью говорит Татьяна Григорьевна, а муж, Михаил Маркович Пырин, с гордостью добавляет: «А встретились мы в Эстонии, в 1947 году, уже после войны в городе Выру». И у обоих супругов в молодых светлых глазах хитринка искрится...

Две судьбы встретились далеко от родных мест. Михаил родом из Алапаевска, а Татьяна - из деревни Деревково Псковской области. Как это ни странно, но именно война, болью, голодом, страхом пройдя по жизни многих молодых людей того времени, соединяла судьбы, жизнь вопреки всему возрождалась, принося любовь и счастье.

"Дадим немцам шороху!"
Август 1944 года. Стук сцепления вагонов, «Славянка», и очередной эшелон Уральского танкового военного корпуса двинулся на фронт. В почти только что вышедших новеньких танках - солдаты-добровольцы, и самый молодой из них - Миша Пырин. Ему тогда еще не было и семнадцати лет. На фронт добровольцами ушли три друга, три товарища Миша Суслов, Саша Лобанов и Миша Пырин. Но эшелон, в котором был самый старший из них - Михаил Суслов, так и не достиг линии фронта, попав под обстрел немецких истребителей, был разбомблен. Поэтому и ехал Михаил с некоторым опасением.

Хотелось повоевать, выгнать с родной земли фашистов. «Мы дадим немцам шороху! Будут знать наших!» - все время думалось и говорилось среди танкистов. У Михаила и должность была одна из самых почетных - радист-пулеметчик.

Что запомнилось с того времени? Пустые поля, изрытые траншеями, дым и изумительный вкус солдатской каши. Прибыв рано утром в Прибалтику, в городок Ибартай, военная часть распределилась в лесу, где солдат уже ждали и накормили вкусной, еще дымящейся рисовой кашей с маслом.

- До сих пор помню вкус этой каши! Полный котелок! - улыбается Михаил Маркович.

Совсем рядом с городом Ибартай, через дорогу, проходила граница с Германией. Именно здесь и прошло первое боевое крещение молодого сержанта.

- Мы въезжали в город Гумбинек (Восточная Пруссия), и первое, на что упал взгляд - полуразрушенный дом, дымящаяся печка, на которой жарится яичница, и ни одной живой души. Убежали хозяева или их убило, кто знает, - делится воспоминаниями Михаил Маркович. - Конечно, война не сахар, сплошное горе...
Эпизод за эпизодом, рассказанные мужскими скупыми словами, вырисовывают картину военных будней.
- Как без окружения? И в окружение мы попадали, и ранен был, и смешные случаи бывали. У русского солдата на все хватает времени: и на подвиг, и на шутку, - улыбается ветеран. 
Однажды, выходя из окружения, экипаж танка долго колесил по улицам, отбиваясь и сквозь дым выглядывая маршрут в незнакомом городе. Впереди - глубокая, крутая канава, поворачивать некуда. «Проскочим? Проскочим!» - решает экипаж.

Крутой спуск, и дуло врывается в землю. Вот незадача! Назад никак.



Это же танк, тяжелая техника. Кое-как выбравшись, обнаружили - дуло прогнулось, как хобот у слона. Нет, конечно, шутки шутками, а исправлять положение надо. И, видимо, опешив от неожиданности, экипаж решает стрелять, чтобы дуло выпрямить. Не тут-то было, оно разорвалось... И пришлось некоторое время боевому танку выполнять роль санитарной машины.

А какие неожиданности подстерегали Михаила Марковича, казалось бы, в спокойное время, не во время боя?
Дожидаясь очередной команды к наступлению, группа танков располагалась в прилеске у города. Каждый занимался своей работой. Вдруг в небе появляется немецкий дирижабль с пулеметчиком, начинается обстрел. Танк Михаила Марковича начинает дымить. Получив команду отвести танк в сторону от других, 17-летний Миша, несмотря на то, что был радист, а не механик, выполняет приказ. Но танк обстреливают и обстреливают, а он - один. Отведя машину на достаточное расстояние, пытается поднять люк, но голова не проходит.
Тогда решает вылезти наоборот, в подбитой машине уже дышать нечем. Только высунул ногу, но тут как по подошве хлыстануло!

- Я ничего не понял сначала, тут помощь подоспела, - объясняет Михаил Маркович, - а ногу-то ранило, всю подошву снесло. Но, знаете, что думал? Нога-то заживет, а вот сапоги жалко. Хорошие сапоги, трофейные! До сих пор думается: а если бы я тогда все-таки головой полез?

22 ноября 1944 года - 159-й медсанбат, расположенный на территории Восточной Пруссии.
Очень хорошо зная немецкий язык, Михаил Маркович общался с простыми жителями, видел много русских ребятишек, угнанных в Германию. Знание немецкого пригодилось ему и позже, так как после ранения Михаил уже служил радистом в разведроте. И как настоящий разведчик об этом времени говорил очень кратко и скупо. Весной 45-го был награжден медалью Жукова, а 10 апреля победного года - орденом «За взятие Кенигсберга» и чуть позже орденом Славы. Прошел юный солдат Восточную Пруссию, Польшу и в 1947 году его военная часть вернулась в Прибалтику, город Выру (Эстония), здесь же на фронте он начал фотографировать, увлекался этим и после войны, а также работал выездным фотографом в родном Алапаевске. Дома собрана коллекция фотоаппаратов более 14 видов.
В 1947 году в эстонском городе Выру встретил бравый уже младший лейтенант юную красавицу Танюшу, на долю которой выпало нелегкое время оккупации, жуткий постоянный страх, голод, работа на хуторе у эстонца-фермера за кружку молока и кусочек хлеба. Но судьба улыбнулась Тане: однажды приехал русский офицер с семьей на хутор, приглянулась им трудолюбивая девушка и увезли они ее с собой в эстонский город Выру, где она и встретила свою судьбу. Случайности? А может, нет? Просто и Михаил Маркович, и Татьяна Григорьевна были созданы друг для друга, и ни война, ни расстояния не помешали соединиться двум судьбам.

Светлана НИКОНОВА
Статья газеты "Алапаевская искра" №41-42 от 17.03.2004
Категория: Еще немного о солдатах... | Просмотров: 479 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: