Пятница, 18 Октября 2024, 18:17
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Из истории деревни Нижний Яр
Стоит среди полей Бобровка (из истории деревни)
Из истории деревни Ряпосовой
Из истории деревни Боровой
Всадник на белом коне (эссе к 100-летию Г.К. Жукова)
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 7 » Дорогая Вера Борисовна (о Городилиной Вере Борисовне)
20:39
Дорогая Вера Борисовна (о Городилиной Вере Борисовне)
ВЕРА БОРИСОВНА ГОРОДИЛИНА — ОСНОВАТЕЛЬНИЦА МУЗЕЯ ПЕТРА ИЛЬИЧА ЧАЙКОВСКОГО И СОБИРАТЕЛЬНИЦА КОЛЛЕКЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ, АКАДЕМИК АКАДЕМИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ И РЕМЕСЕЛ ИМЕНИ ДЕМИДОВЫХ, НАКОНЕЦ, ПРОСТО ИНТЕРЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕК УНИКАЛЬНОЙ СУДЬБЫ И ХАРАКТЕРА. 

- 1 -
Я родилась в 1911 году, в городе Уссурийске Приморского края, по-старому Никольск-Уссурийский.
Бабушка моя — урожденная Ирина Тимофеевна Дудко, чистая украинка, неграмотная, но умная, здоровая и трезвая женщина, деловая.
А муж ее — Иван Янченко — был сибиряк, то ли из первых переселенцев, то ли ссыльный. Сама я деда живым не знала — в тот год, когда родилась Елизавета, а к этому времени у них уже было трое детей: Евдокия — это моя мама, старшая, за ней — Василий и Михаил, деду послышалось, что в мельнице (а у них была мукомольная водяная мельница) стучит какой-то механизм, и он решил его смазать. Его захватило за рукав, затянуло, раздавило всю грудь. Эта мукомольная мельница на реке Су-путнике и есть мое самое раннее воспоминание. Бабушке не под силу было управляться одной и с мельницей, и с хозяйством, и с детьми — и она вышла замуж за Федора Ивановича Собченко, от которого родила еще троих, детей.
В школу я пошла семи лет. Устные предметы мне давались трудно, письменные полегче. В доме было много интересных книг и журналов — они стояли на этажерке в гостиной: «Солнце России» -переплетенные, за целый год; «Жар-птица», «Град Китеж» — как сейчас их вижу, хотя после даже наименования такого нигде не встречала; из них я познакомилась с творчеством художников «Мира искусств» — Бенуа, Лансере, Сомова, Билибина. Но больше всего я любила книгу в черном коленкоровом переплете «Старый моряк» с гравюрами Доре. Уезжая в 1924 году из России, мама взяла эти книги с собой, но на границе их конфисковали. словарь Брокгауза и Эфрона сохранился, я потом уже после возвращения Советский Союз, видела его у своей тетки Лизы в Москве. 
Вообще, все дети — и Янченко, и Собченко, хоть бабушка и была неграмотная, потребность в науках имели неудержимую, способности огромные. Василий и Михаил стали летчиками, в первую мировую войну, уж не знаю, как они оказались за границей там и остались навсегда: Василий — в Штатах, Михаил — в Аргентине. У моих теток по второму браку бабушки Ольги и Зины были прекрасные голоса, они часто пели дуэты из опер, романсы, украинские песни (теперь это повывелось, а раньше все было на слуху в семьях). У теток была своя комната — узкая и длинная, но светлая: вдоль двух длинных стен помещались только по шкапу и кровати. Когда у нас появилась книжка «Аленький цветочек», то мама, я с Володей, Ольга с Зиной — все веселые, молодые, хохотливые — залезали с ногами на кровать у окна, и читалась вслух эта прекрасная, запавшая мне навсегда в душу, сказка. Когда начнется коллективизация, уже после нашего отъезда В Харбин, всех Собченко зачислят в кулаки (хозяйство у них было большое, крепкое), подвергнут репрессиям, сошлют в Сибирь, там все они и сгинут в тридцатых годах: Федор Иванович (я видела его фотографию из ссылки, лицо плоское, бескровное, словно не человек уже), обе тетки — Ольга с Зиной, их мужья. И я мысленно никогда не могу простить той эпохе весь этот ужас. Хотя я, наверное, не вправе так заявлять — я всегда была благодарна Советскому Союзу, и сейчас тоже благодарна за то, что меня вызволили из эмиграции, за то, что я нашла здесь свое дело, смысл своей жизни и всегда видела от своей Родины только хорошее.
Моя мама, Евдокия Ивановна, прекрасно рисовала, тонко понимала музыку, у нее были большие способности к языкам и математике. Но учиться, получить высшее образование, о чём она мечтала всю жизнь, ей не пришлось. Она была старшей в семье и с семи лет стала первой помощницей матери, у нее на руках выросли все дети — и Янченко, и Собченко, а еще было хозяйство — коровы, свиньи, индюшки, другая живность. Поэтому мама закончила только курсы английского языка, стала учительницей, а все остальное — ум, широкая эрудиция, вкус -— это у нее от природных способностей и умения рационально трудиться, отбирать необходимое.
... Я с детства лепила из глины фигурки животных, разных зверюшек, много рисовала. Помню, как мне подарили книжку с картинками — «Маша и медведь», содержание я уже забыла, а картинка одна запомнилась — рисунок крупный, примитивный — медведь посреди комнаты коричневый —- и особенно меня поразили половицы, откровенно сужающиеся к окнам от зрителя. А какой запах от этих раскрашенных картинок! Чистейший аромат лака и олифы, которыми были покрыты эти листы. Наверное, отсюда и любовь к масляным краскам, их запаху.
Незадолго до нашего отъезда из Никольска-Уссурийского (мама всегда хотела уехать в Америку, такое у нее было тяготение, там жили ее братья) меня устроили учиться к одному художнику. Фамилия его была Дубицкий. На первом занятии он спросил меня, что я больше всего люблю рисовать. Я ответила —лошадей (а еще я увеличивала открытки, которые мама привезла. из Японии, куда она ездила на экскурсию, целые кипы открыток, они нужны были ей для уроков в классе). И он тут же дал мне краски вытащил откуда-то открытку с головой лошади — нарисуй это! И я написала маслом на загрунтованном холсте размером 25 х 30, и когда заканчивала эту работу (не помню — на этом уроке или на последующих), он сказал, что нужно сделать рамку, чтоб картина «вылезла», и сам подобрал цвет — светло-голубой, а я покрасила. К сожалению, уроки эти продолжались недолго, мы уже готовились к отъезду. Через много лет, уже в Союзе, будучи в Москве, я увидела эту свою работу у подруги моей тетки Зины. Эта лошадиная головка сохранилась и висела в комнате все в той же светло-голубой рамке, нисколько не потеряв своей красоты и не пожухнув. И я поразилась, как она была правильно и хорошо написана! У меня даже возникло предположение: а не приложил ли к ней руку сам художник? Хотелось бы увидеть ее снова, теперь, но адрес этой женщины я с тех пор утратила, а фамилии ее не помню.
Итак, в 1924 году братья прислали маме деньги на дорогу в Америку, и мама, не спрашивая нас с Володей (а меня взрослые дела и не интересовали совсем, мне важно было гонять на велосипеде, лепить зверюшек, рисовать лошадей -я все альбомы с собой взяла, самую большую мою ценность), взяла нас с собой, и мы выехали поездом в Харбин. А там застряли, так как в это время как раз закрыли квоты.

-2-
Маме В Харбине жить было нелегко. Население там самое разное: русские эмигранты, китайцы, советские подданные (ведь через Харбин проходила КВЖД), позднее пришли японцы. Но мама как-то умела выкрутиться, устроилась работать преподавателем английского языка, в  общем, голодными мы почти не были. Мама часто готовила рассольник или борщ и ставила его в одеяло, чтобы, когда мы придем из школы, он был горячий. Мы с братом учились вместе с четвертого - класса в гимназии им. Достоевского, которую и окончили в 1930-м году.
В старших классах гимназии было два отделения — математическое и классическое. Мама очень любила математику, и авторитет ее был для меня непререкаем. Так я оказалась на математическом отделении, но жизнь впоследствии показала, что мне нужно было бы учиться на классическом.
Училась я посредственно, с троек на четверки, из пятерок у меня были только две — за поведение и по рисованию. Но двоек не было никогда — не имея привычки дома готовить устные уроки, я все же всегда готовила письменные задания.
В Харбине я продолжала и свои занятия рисованием, годы учебы в гимназии стали самыми обильными в этом отношении, многие рисунки тех лет сохранились, еще больше потерялись. Одно время я ходила в художественную студию, но там я не удержалась, мне было скучно и непонятно рисовать все эти кубы, пирамиды, шары, ведь я всегда рисовала. Что хотела и когда хотела. Кроме того, я почувствовала, что мне просто не одолеть все это по-ученому, я ведь рисовала только но наитию.
После я занималась в студии художника Степанова. Здесь все было по-другому — мы не рисовали никаких геометрических тел, а выполняли портреты карандашом и натюрморты - маслом. Но однажды Степанов поставил натюрморт  — гипсовую ногу и еще  что-то в двойном освещении. Свет падал из окон и от лампы, я и так, и сяк, никак не могу освещение передать. Подошел Степанов, видит, что у меня ничего не получается, схватил в сердцах кисть и стал лепить красочные пятна. Меня этот случай так поразил, что я сложила свой этюдник и больше у него в студии уже не появилась.
Когда я училась у Степанова, он как-то сказал мне: «У Вас есть наклонность к рисованию, но таланта нет». Тогда мне это показалось несправедливым преувеличением. Но отдаваясь теперь последние 2—3 года всецело рисованию, я поняла, что он был прав. Тяготение к рисунку и живописи, мечта стать настоящим художником, создавать станковые полотна, иллюстрации, мелкую скульптуру преследовала меня всю жизнь, но всегда имелся какой-то потолок, через который я не могла пробиться, и временами он нависал надо мной так, что я вообще не хотела рисовать. «А временами, напротив, не могла жить, чувствуя потребность высказаться в своем искусстве. Вот эта неровность и есть первый признак отсутствия таланта. А что существует иной путь — систематический труд и воля, об этом в Харбине я еще не знала. Об этом я узнала неожиданно, когда начала делать, модели музыкальных инструментов и исследовать жизнь Чайковских, на сорок восьмом году своей жизни, уже здесь, в Алапаевске. До сих пор не знаю, была ли хоть какая-то польза от всех предшествующих моих 47-летних попыток приобщить и удержать себя в искусстве - столько раз изменяла ему и возвращалась вновь.
Пробовала в Харбине посещать и скульптурную школу — ведь лепила я с раннего детства. Но на первом же уроке учитель посадил меня за упражнение водить пальцем по куску белой глины тренировать этот прием. И это навсегда отбило у меня желание лепить. Я чувствовала форму сюжет, смысл— а тут бессмысленное сучение
одним пальцем, когда их у меня все десять!
... Когда я окончила гимназию, оказалось, что я ни к чему не приспособлена. Мама предлагала мне поступить в институт востоковедения, я отказалась. Мне это было не интересно.
Мечталось стать художником-живописцем. И я решила заниматься рисованием сама. Целый год прожила на мамином иждивении, рисовала и ни о чем не думала. Год прошел, чувствую, ничего у меня с рисованием не получается, а сидеть у мамы
на шее дальше — стыдно. А работать не умею, ремесел никаких не знаю.
... Когда мы жили в Никольске-уссурийскм, я начала учиться на фортепиано. С переездом в Харбин регулярные занятия прекратились и возобновились лишь с поступлением в гимназию. Однако долгое время я попадала в руки разных случайных учителей и только в 1927-м поступила в частную школу Оксаковского с программой музыкальной десятилетки.
Но эта школа не имела своего помещения, и учителя занимались на дому. Из-за попустительства и моей учительницы, и мамы, и администрации школы, а мне и вовсе невдомёк — я даже не знала, что, кроме специальности, существуют еще и другие предметы. Учительница моя — Екатерина Николаевна Дружинина, была очень добрая, я никогда не слышала от нее раздражительных или нетерпеливых слов, а занималась я нерегулярно, зачастую приходила на урок не приготовившись. Выручало меня только мое свойство читать ноты с листа и запоминать пьесу наизусть в процессе первого разбора по нотам, Музыкального слуха у меня никогда не было. Я легко запоминала гармонии, мне ничего не стоило читать аккорды, а вот мелодия не давалась мне очень долгое время. Меня увлекали всевозможные фигурации, технические построения - их было интересно преодолевать, в на простых местах я спотыкаюсь. Но так или иначе — через четыре года я свободно исполняла сонаты Бетховена, этюды и прелюды Шопена, рапсодии Брамса, Рахманинова, Шумана, Рубинштейна... И мою игру любили слушать, называли ее талантливой. По существу она была романтической сочной и грязной, как теперь я догадываюсь.
И вдруг на четвертом году обучения учительница мне объявляет: вам остался последний год до окончания и надо хоть теперь послушать другие предметы, и сказала, куда прийти. Я пришла и попала на урок гармонии. Там писали диктант. Я его написала, как мне кажется, совершенно точно, так как он был мне ясен, ведь звуки я видела нотами. Еще был урок гармонического строения на основе баса — это оказалось тоже так просто и ясно, что система запомнилась мне на всю жизнь. Но почему-то больше на эти занятия я не ходила и никто мне о них больше не напоминал. В справке об окончании школы у меня указан только один предмет: фортепиано.
В 1934 году я вышла замуж. За мной ухаживали многие молодые люди, я выбрала тихого, умеренного. Он работал шофером такси, хорошо пел, знал оперный репертуар. Я ему аккомпанировала на любительских концертах.
...К 1939 году в Харбин понаехало много иностранцев и разбогатевших русских, набирали артели певцов, музыкантов, устраивали театры. Муж записался и уехал в Шанхай. А предприниматели прогорели — всем тем, кого набрали, сказали: идите и устраивайтесь, как хотите. Муж устроился шофером в городскую милицию. В 1939 году я с сыном тоже переехала в Шанхай.
О Шанхае я вспоминать не люблю и рассказывать о нем - ненавижу. Я поселилась там в комнате, уже обставленной мебелью, которую сдавала внаем русская семья Яковлевых, мой муж жил отдельно. Кухни не было, обед я готовила на керосинке в комнате. Продукты набирались в китайской лавке, расплачивались раз в месяц, когда расплачиваться было нечем, а я непрактичная была, приходилось голодать. В комнате водилось  множество насекомых - клопов, правда, не было, хозяйка была чистоплотная в этом отношении, зато настоящим бичом были черные тара каны, а также стоножки которых я находила по утрам даже у себя на подушке.

-3-
Зима в Шанхае - самая низкая температура около нуля. Но когда так бывало, то наутро на улицах подбирали десятки трупов замерзших китайцев-нищих. Часто случались наводнения, в Шанхае много каналов, и целые китайские семьи так прямо и живут на шаландах. Были годы, когда город весь запивало водой по щиколотку, по колено. Вместе с наводнениями на улицы выплывали разные нечистоты, вспыхивали эпидемии. 
С окончанием войны мне повезло, я начала работать. Первое время в рекламной конторе Щуровского художником, а затем на студии «Азия-филмс», тоже художником. Когда ушла от Щуровского — год делала рекламу сама, на дому. Время от времени подрабатывала — то играла в оркестре в ресторане на фортепиано, откуда нас изгнали, как халтурщиков, то подрабатывала аккомпаниатором в школе танцев, но оказалось, что я — плохой аккомпаниатор, то переписывала ноты — ноты я писала очень хорошо, любила, это был для меня отдых, у меня просто была потребность писать ноты!
... В 1946—1947 годах всем русским в Китае, кто пожелает, советским правительством было предложено вернуться на Родину. Желающих оказалось очень много. Я тоже хотела, давно уже хотела вернуться, с мужем я к этому времени уже разошлась. Мама в 1947 году получила от братьев деньги на переезд в Америку, предлагала мне с Юрой тоже уехать туда, я категорически отказалась. Но, зная, что она хочет уехать в Америку, я не отговаривала ее от этой поездки, и, кроме того, не хотела больше быть у мамы на иждивении, мне предоставлялась возможность начать самостоятельную жизнь, и мы с ней разъехались, а встретились снова только через 15 лет, когда мама тоже приехала в Алапаевск.

-4-
Так я оказалась вместе с сыном на океанском теплоходе, который доставил нас из Шанхая до бухты Находка. Было лето. Нас поселили в палатках. Месяц карантина. Кормили хорошо.
Потом повезли дальше. Ехали мы долго, около месяца. Приехали в Свердловск, где было распределение - кто куда хочет, в Москву, в Ленинград, куда угодно, совершенно свободно. Но я настолько тогда ненавидела Шанхай, что попросилась только в небольшой город, все равно какой, чем очень всех удивила. Так как я ехала как театральный художник, то мне предложили на выбор: или кукольный театр в Нижнем Тагиле, или драматический театр в Алапаевске. Я сказала, что мне все равно, что я не знаю ни того, ни другого, и получила направление в Алапаевск помощником декора-тора.
В первый год своей жизни в Алапаевске я работала художником в театре. Мы здорово голодали, Юра часто уходил в школу не позавтракав, выпив только пустой чай. Нас еще поддерживало то, что мама ' присылала посылки из Америки — продукты, ' одежду, и моя квартирная хозяйка продавала многие эти вещи на рынке, приносила мне деньги. Была одна сотка огорода, но я не умела хозяйствовать на земле, свой огород отдала другим, была очень беспечная и непрактичная.
В 1948 году, я не захотела работать больше в театре, и мне посоветовали пойти преподавателем в музыкальную школу — там как раз разъехались по домам все эвакуированные в войну преподаватели, и поэтому набирали всех, кто хоть мало-мальски мог играть.
Преподавать мне очень нравилось. У меня тогда была исключительная выдержка к ученикам. Сейчас сама поражаюсь, как мне хватало терпения! Уравновешенные нервы были, это я позднее начала срываться, после открытия музея в 1965 году.
И с рисованием я тоже не рассталась, поступила учиться в школу заочного обучения рисованию имени Крупской в Москве. Но так как я по натуре своей была ленивой и легкомысленной, трудиться не умела, то исправно прошла только первый курс, на втором ехала на своих старых запасах, а третий вообще кончила с грехом пополам, с итоговой оценкой все же «4». Документы — о том, что я прошла полный курс заочного обучения, у меня сохранились.

- 5 - 
Когда я стала преподавать в музыкальной школе, у меня возник вот такой вопрос: а знаю ли я историю инструмента, который преподаю? И я ответила себе: нет, не знаю. И не представляю. И ученики мои не знают и не будут знать.
и мне пришло в голову познакомиться с этой историей самой и представить в классе своим ученикам образцы инструментов наглядно, чтобы они были более осведомлены о своем инструменте.
И я решила в свой летний отпуск съездить в музей музыкальной культуры им. Глинки в Москве и в музей музыкальных инструментов в Ленинграде. И поехала, летом 1958 года, даже не списавшись предварительно. Но еще до поездки я сделала маленький пробный инструмент — перочинным ножичком вырезала скрипку величиной в четыре с Половиной сантиметра из первого попавшегося куска дерева. И сразу я ощутила, что форма мне поддается, что я ее чувствую руками, нутром. Кстати, эта скрипка до сих пор существует, она находится в экспозиции музея П. И. Чайковского.
И в Москве, и в Ленинграде к моему интересу отнеслись очень внимательно. Я была поражена числом и разнообразие инструментов всех народов мира, их красотой и их необыкновенными формами, которых я никогда не знала и не видела. Я настолько была очарована, что моментально загорелась желанием делать модели всех этих инструментов. Но они были в витринах, их нельзя было взять в руки, тем не менее я их зарисовала с натуры - глазомер у меня тогда был отличный, зрительная память тоже, и было еще какое-то особое чувство осязания их облика.
Вернувшись домой, я немедленно села за работу — воспроизведение виденных мною музыкальных инструментов. Делала я их после занятий в музыкальной школе дома, очень быстро и неутомимо. Модели я помещала в застеклённые коробки, и так как я их делала для познания моими учениками, то я развесила эти коробки на стенах своего класса.
И вскоре это получило такую известность, что среди уроков ко мне стали являться целые экскурсии появились статьи и фотографии в газетах.

- 6 -
… Незадолго до этого, бывая в музее им. Глинки, я однажды увидела модели комнат - гостиные Прокофьева, Чайковского... И подумала - почему бы мне не сделать то же самое? И я поехала в Клин, в музей Чайковского. Однако эта первая моя поездка закончилась ничем. Тема жизни Чайковских в Алапаевске была там в совершенном пренебрежении, экскурсовод очень небрежно и даже недовольно повела меня в одну из комнат и ткнула пальцем в маленькую витрину. Вот, здесь все то, что вы хотите узнать, и ушла. Впервые я встретила такое отношение к своему интересу. Однако я не отказалась от своего замысла — сделать кабинет П. И. Чайковского в Клину и написала туда, уже из Алапаевска, письмо, где объяснила свою задачу. Не этот раз был доброжелательный отклик и приглашение — приезжайте. В свой второй приезд я все тщательно зарисовала, измеряла каждый предмет, каждую деталь и по приезде домой, а я ездила в зимние каникулы, в течение января выполнила этот макет. И, конечно, выставила его в своем классе.

- 7 - 
А музыкальная школа тем временем разрасталась, классов не хватало, большие комнаты стали делить перегородками, даже лестничные площадки отделялись и становились классами. От экспозиции о Чайковском не осталось и следа, никто им в школе не интересовался. Но вот общественный интерес как раз возник, и я решила, что надо где-то в музыкальной школе выделить уголок для экспозиции о жизни Чайковских в Алапаевске.
И я обратилась в городской отдел культуры, к Ивану Никитичу Дерябину с просьбой помочь разыскать место для этой выставки. И при первой же встрече с ним я услышала замечательную весть — мне предоставляют комнату в доме П. И. Чайковского, где когда-то жила мать композитора, в той половие, которую занимал Дом пионеров. Пионеров потеснили, а мы с Дерябиным поехали в Клин, договариваться о помощи материалами и экспонатами для устройства экспозиции, так как со времен Чайковского ни одного предмета не только Чайковских, но и квартиры управляющего заводом не сохранилось.
Тогда еще был жив племянник Чайковского Юрий Львович Давыдов, очень похожий на Петра Ильича, просто поражал всех своим сходством. Они договорились с Дерябиным (сохранилась магнитофонная запись этой беседы) о передаче нам, бесплатно, некоторых экспонатов, например, венков с гроба Петра Ильича, а также новой полной выставки-альбома. А я в это время сидела в архиве, мне дали переписку алапаевского периода семьи Чайковских.
Многие из них были на французском языке, и внучатая племянница Чайковского Ксения Юрьевна Давыдова тут же переводила их мне на русский, свободно, с листа.
По возвращении в Алапаевск немедленно началась подготовка к открытию музея — оставалось всего 5 месяцев до 125-летия Чайковского.
Мы с мастером-краснодеревщиком Постоваловым подготовили пять стендов — один, посвященный Воткинску, другой — Алапаевску, третий — Клину и еще два — Модесту Чайковскому и творчеству П. И. Чайковского. У каждого стенда внизу были приставлены застеклённые столики, и в них — временно расположены коробки с моими макетами музыкальных инструментов.
Так как днем у меня было много уроков, до десяти человек в день, то экспозицию я могла готовить только ночью, и так в продолжении четырех месяцев, без сна. Вот тогда-то мои нервы, до сих пор невозмутимые и неподатливые, не выдержали: 7 мая, в последнюю ночь, я все подготовила, со всем справилась, и днем должно было состояться открытие комнаты-музея Чайковского, но в исполкоме настолько были уверены, что я не успею завершить работу к сроку, что совсем не подготовились к церемонии открытия, и когда я им в последний день объявила, что у меня все готово, им пришлось организовывать все торжество на скорую руку, даже фотографа не было.
Первоначально подлинных музыкальных инструментов в музее не было совсем, если не считать одной-единственной фисгармонии, приобретенной мной из частных рук.
Это уже потом появятся и рояль Вирта, и коллекция народных инструментов Ковальского, и самые разнообразные инструменты, принесенные местными жителями или подаренные музею его друзьями из других городов.
Скоро экспозиция уже перестанет помещаться в одной комнате, и исполком представит музею Чайковского еще одну комнату, смежную с бывшей спальней матери.
В это время музей уже полнокровно работал — 3 апреля 1967 г, была проведена областная краеведческая конференция, проходили концерты народной музыки, концерты-лекции на разные темы творчества Чайковского и других композиторов, девять лет подряд давали концерты студенты и педагоги Уральской консерватории...
Из бюджета города были выделены деньги на приобретение музыкальных инструментов. Вот тогда и начались мои поездки за ними в разные наши республики и уже плановые приобретения для музыкальной экспозиции музея.

Музей расширялся. Последние годы перед аварией музыкальный отдел в тесноте уже задыхался от количества экземпляров. Они лежали один на другом, на загородках и перегородках, на планшетах, так что экскурсия в 20 человек уже с трудом размещалась на свободном месте. Приобретение новых инструментов поэтому пришлось прекратить, хотя возможности покупок и были.
И тут нагрянуло бедствие, сложное, но в результате принесшее пользу и свет.

- 8 -
Приближалось 150-летие со дня рождения Чайковского. Эту дату отмечало все мировое сообщество и заговорили о том, что ЮНЕСКО предполагает проложить у нас на Урале культурные дорожки, доступные даже заграничным гостям, и что в один из таких маршрутов хотят включить Верхнюю Синячи-ху и Дом-музей П. И. Чайковского в Алапаевске.
Наше городское руководство прежде не очень-то гордилось тем, что когда-то в городе жил Чайковский. И когда дом управляющих стал аварийным и оттуда убрали музыкальную школу, то проскальзывали даже разговоры о ликвидации экспозиции музея, правда, тут же признавали, что это невозможно, что это было бы преступлением. 
Но складировать музей хотели явно, и если бы не письмо из музея П. И. Чайковского в Клину в наш исполком, то так бы, наверное, и было. К счастью, письмо пришло, и в нем как раз были изложены намерения ЮНЕСКО. Тогда-то в исполкоме спохватились, и музей решено было реставрировать.
Меня к этому времени от музейной работы как-то отставили в сторону, превратили в почетного консультанта, хотя я не соглашалась с этой отставкой, потому что я была и в силе, и в уме и могла дальше заниматься своим делом. Тем не менее, когда в 1988 году начала работу комиссия по реставрации, работу над проектом, я передала туда все свои зарисовки и записи по истории дома.
И получилось так, что когда архитекторы привезли свой проект, меня пригласили на его обсуждение. И весьма кстати. Проект оказался никуда не годен, он нарушал архитектуру здания, наполовину разрушал его планировку, так, что восстановить ее потом было бы невозможно.
Вскоре после обсуждения эту комиссию ликвидировали, а вместо неё создали другую, новую. На этот раз правильного направления. Я предложила восстановить дом таким, каким он был во времена Чайковских. Архитекторы сделали все, как должно, очень тонко прочувствовали стиль той эпохи, и к концу 1989 года, то есть в течение одного года, дом был приведен в порядок, впереди были внутренние работы.
Художником-оформителем был приглашен Юрий Викторович Калмыков. Лично мне представлялось, что наш музей должен стать музеем детства Чайковского и представлять период жизни Чайковских именно здесь, в Алапаевске. Мне хотелось, чтобы были восстановлены патриархальный быт и уют их времени — ведь именно они были источником чувств и музыки П. И. Чайковского. Мне хотелось, чтобы жилые комнаты непременно были обставлены как при Чайковских — это нетрудно было сделать, пусть подлинных вещей того периода не сохранилось, но это не так уж и важно, ведь там была казенная обстановка!
В других же комнатах, я предполагала, будет представлено творчество композитора и непременно экспозиция, посвященная теме «Чайковский и современность». И вот, когда приехал Ю. Калмыков, человек, безусловно, талантливый, замечательный мастер-художник, он не говорил прямо о своих намерениях, но я почему-то сразу почувствовала тревогу. Последующее развитие событий меня насторожило еще больше — Ю. Калмыков никому не разрешал познакомиться с его эскизами, с его концепцией, как сейчас говорят.
Но в конце концов все-таки наступил день, когда всем заинтересованным лицам позволено было взглянуть, на макет и принять участие в его обсуждении.
Я очень горячо была против представленного Ю. Калмыковым проекта, потому, что в той идее, которую он выдвинул и которой он был просто одержим, не было ни алапаевского детства Чайковского, ни его семьи, ни окружающего его мира, а были только какие-то абстрактно-возвышенные, космические мотивы. К сожалению, меня не поддержали, потому что от краеведческого музея было много молодых сотрудников, а молодежь всегда более восприимчива на новые идеи, чем люди такого закала, как я.
Конечно, сейчас музей похож на дворец, нужно отдать Ю. Калмыкову должное, он сделал все красиво и благородно, возвышенно, но та атмосфера, в которой вырос Чайковский — она утрачена...

Последние мои впечатления — это присвоение мне звания Академика Академии искусств и ремесел им. Демидовых. Но нужно ли рассказывать? Я не считаю, что я чем-то заслужила это звание и достойна его. Я просто любила и люблю свое дело. И все.
Подготовил О. ВЛАДИМИРОВИЧ
Статья "Дорогая Вера Борисовна" газеты "Алапаевская искра" №87-88 от 18 июня 1994 г. и №91 от 28 июня 1994г.
Категория: Алапаевск | Просмотров: 21 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: