Пятница, 18 Октября 2024, 18:19
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Из истории деревни Нижний Яр
Стоит среди полей Бобровка (из истории деревни)
Из истории деревни Ряпосовой
Из истории деревни Боровой
Всадник на белом коне (эссе к 100-летию Г.К. Жукова)
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 11 » Дорога на Сосьву - "Объект 97/2
11:24
Дорога на Сосьву - "Объект 97/2
Полвека назад к северу от Алапаевска среди уральской тайги и-болот на 250-километровой трассе шла большая стройка, начавшаяся в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной - строилась железная дорога Алапаевск-Сосьва и далее, на Серов. (В ту пору этот город назывался Надеждинск). С пуском ее Алапаевск стал узловой станцией. Зачем понадобилась эта дорога? Кто и как ее строил? Я попросил рассказать об этом очевидца и участника строительства, бывшего машиниста паровоза и тепловоза, ветерана труда, орденоносца Юрия Ивановича Ивашина.
- Мы в то время тоже интересовались, с какой целью строилась железная дорога. Нам объясняли - нужен лес. И на самом деле почти у каждой станции потом образовались леспромхозы. Кроме того, эта дорога помогла разгрузить тагильское направление. По ней на юг пошел уголь Волчанска, бокситы и алюминий Североуральска и Краснотурьинска, металл Надеждинска. А древесину повезли сплошным потоком.
Дорога на Сосьву называлась "объект 97 дробь 2”. Строить ее начали в 1942 году. Я тогда слесарил в депо, мне было 16 лет, в 1943 году сел на паровоз кочегаром, потом начал работать помощником машиниста, а в 1945 году сдал экзамен на машиниста.
Начальником строительства четыре года был Михаил Соломонович Гольдман. Начальником нашего депо работал Степан Иванович Острого, а машинистом-инструктором - Леонид Григорьевич Афанасьев. Кого я еще помню? Леню Усова, Сашу Козлова, Копылова, Сергеева, Звягина, Васю Фенина - вот он, по-моему, один сейчас в городе остался из тех, с кем я тогда вместе работал.
Кто строил дорогу? Стройотряды. Работали здесь татары, туркмены, киргизы, русские, конечно, тоже. Пленные немцы и мадьяры. Даже у меня на паровозе в 1946 году работал кочегаром японец, тоже пленный. Они жили даже лучше, чем мы, русские, их лучше кормили и одевали. Жили эти отряды в деревенских избах и в бараках.
Что и говорить, в тяжелых условиях строилась дорога. По карточкам сначала выдавали по 600 граммов хлеба, потом стали давать 800 граммов. Иногда работаешь 3-4-5 суток, пока тебя не сменят. Мы были людьми войны, людьми тыла. "Все - для фронта, все - для победы!” - это были не пустые слова.
В 1945 году в День женщин мне как одному из лучших машинистов было поручено вести поезд в сторону Карпунино и собирать лучших железнодорожников, чтобы на 184-м километре сделать стык сосьвинского и алапаевского участков. К сожалению, я сейчас не помню, кто забивал "золотой костыль”.
С этого момента дорога была введена во временную эксплуатацию. Но работы на ней еще много предстояло: надо было строить и оборудовать станции. Так появилась станция Бубчиково, по фамилии Героя Социалистического Труда. Станцию Туровскую назвали в память главного инженера карпунинского участка. Станцию Махнево потом переделали в Ерзовку. Начальником карьера Мысы был Иван Иванович Шляпников. Из этого карьера у деревни Мысы и карьера у Махнево брали песок на отсыпку железнодорожного полотна, устоев мостов.
Наше депо тоже развивалось. На линии работало 16 паровозов, не считая маневровых. Движение становилось все интенсивнее. А в эксплуатацию МПС дорога была сдана 7 ноября 1947 года. Так что полный-то юбилей дороги будет в будущем году.
За хорошую работу в 1947 году меня, Толю Заякина, Леню Усова наградили медалями. А вручил их нам в горисполкоме Григорий Иванович Косых. Впоследствии еще были почетные знаки и звания - "Ударник сталинского призыва”, "Отличный железнодорожник”.
После завершения "объекта 97 дробь 2” часть строителей уехала на Украину, в Винницу на восстановление разрушенных дорог, часть отправили в Барнаул, кого-то перевели на строительство дороги Уфа-Стерлитамак. Кто-то остался в Алапаевске...
Н. Пауесов
Статья "Дорога на Сосьву - "Объект 97/2" газеты "Алапаевская искра" №132-133 от 15 октября 1996г

Категория: География района | Просмотров: 9 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: