Четверг, 21 Ноября 2024, 19:46
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 11 » Дорога на Сосьву - "Объект 97/2
11:24
Дорога на Сосьву - "Объект 97/2
Полвека назад к северу от Алапаевска среди уральской тайги и-болот на 250-километровой трассе шла большая стройка, начавшаяся в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной - строилась железная дорога Алапаевск-Сосьва и далее, на Серов. (В ту пору этот город назывался Надеждинск). С пуском ее Алапаевск стал узловой станцией. Зачем понадобилась эта дорога? Кто и как ее строил? Я попросил рассказать об этом очевидца и участника строительства, бывшего машиниста паровоза и тепловоза, ветерана труда, орденоносца Юрия Ивановича Ивашина.
- Мы в то время тоже интересовались, с какой целью строилась железная дорога. Нам объясняли - нужен лес. И на самом деле почти у каждой станции потом образовались леспромхозы. Кроме того, эта дорога помогла разгрузить тагильское направление. По ней на юг пошел уголь Волчанска, бокситы и алюминий Североуральска и Краснотурьинска, металл Надеждинска. А древесину повезли сплошным потоком.
Дорога на Сосьву называлась "объект 97 дробь 2”. Строить ее начали в 1942 году. Я тогда слесарил в депо, мне было 16 лет, в 1943 году сел на паровоз кочегаром, потом начал работать помощником машиниста, а в 1945 году сдал экзамен на машиниста.
Начальником строительства четыре года был Михаил Соломонович Гольдман. Начальником нашего депо работал Степан Иванович Острого, а машинистом-инструктором - Леонид Григорьевич Афанасьев. Кого я еще помню? Леню Усова, Сашу Козлова, Копылова, Сергеева, Звягина, Васю Фенина - вот он, по-моему, один сейчас в городе остался из тех, с кем я тогда вместе работал.
Кто строил дорогу? Стройотряды. Работали здесь татары, туркмены, киргизы, русские, конечно, тоже. Пленные немцы и мадьяры. Даже у меня на паровозе в 1946 году работал кочегаром японец, тоже пленный. Они жили даже лучше, чем мы, русские, их лучше кормили и одевали. Жили эти отряды в деревенских избах и в бараках.
Что и говорить, в тяжелых условиях строилась дорога. По карточкам сначала выдавали по 600 граммов хлеба, потом стали давать 800 граммов. Иногда работаешь 3-4-5 суток, пока тебя не сменят. Мы были людьми войны, людьми тыла. "Все - для фронта, все - для победы!” - это были не пустые слова.
В 1945 году в День женщин мне как одному из лучших машинистов было поручено вести поезд в сторону Карпунино и собирать лучших железнодорожников, чтобы на 184-м километре сделать стык сосьвинского и алапаевского участков. К сожалению, я сейчас не помню, кто забивал "золотой костыль”.
С этого момента дорога была введена во временную эксплуатацию. Но работы на ней еще много предстояло: надо было строить и оборудовать станции. Так появилась станция Бубчиково, по фамилии Героя Социалистического Труда. Станцию Туровскую назвали в память главного инженера карпунинского участка. Станцию Махнево потом переделали в Ерзовку. Начальником карьера Мысы был Иван Иванович Шляпников. Из этого карьера у деревни Мысы и карьера у Махнево брали песок на отсыпку железнодорожного полотна, устоев мостов.
Наше депо тоже развивалось. На линии работало 16 паровозов, не считая маневровых. Движение становилось все интенсивнее. А в эксплуатацию МПС дорога была сдана 7 ноября 1947 года. Так что полный-то юбилей дороги будет в будущем году.
За хорошую работу в 1947 году меня, Толю Заякина, Леню Усова наградили медалями. А вручил их нам в горисполкоме Григорий Иванович Косых. Впоследствии еще были почетные знаки и звания - "Ударник сталинского призыва”, "Отличный железнодорожник”.
После завершения "объекта 97 дробь 2” часть строителей уехала на Украину, в Винницу на восстановление разрушенных дорог, часть отправили в Барнаул, кого-то перевели на строительство дороги Уфа-Стерлитамак. Кто-то остался в Алапаевске...
Н. Пауесов
Статья "Дорога на Сосьву - "Объект 97/2" газеты "Алапаевская искра" №132-133 от 15 октября 1996г

Категория: География района | Просмотров: 28 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: