Пятница, 18 Октября 2024, 18:22
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Из истории деревни Нижний Яр
Стоит среди полей Бобровка (из истории деревни)
Из истории деревни Ряпосовой
Из истории деревни Боровой
Всадник на белом коне (эссе к 100-летию Г.К. Жукова)
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2024 » Октябрь » 5 » Был ли Ермак в Ермаках?
16:45
Был ли Ермак в Ермаках?
Деревня Ермаки рас положена в пяти километрах южнее села Коптелово. И. Я. Кривощеков в своем знаменитом словаре Верхотурского уезда в 1910 году записал: «Ермакова - деревня на речке Неле, правом притоке реки Режа Коптеловской волости. Селение это возникло ранее 1734—36 годов, судя по карте Екатеринбургской провинции, но в переписи 1680 года она не указана. В селении православная часовня, церковная школа и одна торговая лавка. Вблизи селения находятся рудники, одноименные деревне, железный в долине речки Нела, с содержанием 44 проц. железа, и свинцовый».
В других источниках деревня не упоминается, поэтому точная дата ее возникновения неизвестна. Уже после переписи Л. М. Поскочина поселился на Неле пашенный крестьянин Федька Ермаков, срубил первую избу и стал основателем новой деревни. Однако местные жители связывают название ее с именем легендарного Ермака, хотя всем известно, что. Ермак зимовал в Кокуй-городке между Серебрянкой и Тагилом в 1582 году. В то время на территории нашего района не было еще ни одного русского поселения, да и не были казаки на реке Реже. Не пустили их туда татары из Мурзинской елани. Н.М. Карамзин в "Истории Государства Российского" в 1816 году упоминал, как «...отряд казаков во время зимовки Ермака отважился дойти до реки Нейвы, но здесь его встретил мурза со своими татарами и побил».
Более подробно об этом написал Г. Ф. Миллер в 1750 году в книге «Описание Сибирского царства»: «Разбойничьи наклонности казаков не могли удовлетвориться мясом зверей, убитых вогулами на охоте, и сушеной рыбой: они забирали у вогулов все, что находили, оставляя несчастный народ в их убогих юртах совершенно обобранным и без всякого продовольствия. Такое жестокое обращение не могло, конечно, вызвать расположения к казакам. Слух об их приходе быстро распространился до самых отдаленных мест. Не только вогулы, но и соседственные им татары собирались во множестве, чтобы объединенными силами оказывать отпор своим непрошеным гостям. Один казачий отряд отправился однажды из зимовья Ермака через Тагил на разведку до реки Нейвы. Татарский мурза, живший при этой реке, собрал столько татар и вогулов, что казаки не могли с ними справиться, и едва ли кто-либо из казаков спасся, чтобы дать весть Ермаку" (стр. 220). 
И далее весной Ермак провел смотр. Половина людей выбыла за зиму,Часть казаков сбежала, часть была убита, а иные померли своею смертью. Во время пути по Тагилу ничего особенного не произошло" (стр. 221).
Ничего особенного до самой Елани. Впереди отряда шла лодка с разведчиками. Они внимательно обследовали берега и делали знаки на толстых деревьях или на камнях. Такие, писанные краской знаки до сих пор сохранились на скалах у деревни Гаевой. Они означают, что впереди опасности нет, конных татар немного. Но  на всем пути до Тагилу и Туре казаков беспокоили вездесущие лучники, осыпая их струги острыми стрелами, прячась за деревьями. Часто в узких местах перегораживали реку, чтобы выманить казаков на берег. В таких случаях приходилось вступать в бой, разгоняя татар громом пушек и пищалей, выходить на берег и рубиться. В селе Санкино на берегу Туры есть памятные Татарские Бугры. Там находили мечи, сабли, затворы от пищалей, пушечные ядра. Они свидетельствуют о вооруженном столкновении казаков с татарами весной 1582 года.
Но вернемся к Ермакам. Почему деревню называют так, а не иначе? Существует такая легенда. 
Казаков с ружьями, которые грабили местное население, вогулы презрительно называли ермаками. Ермаки-разбойники. Ими пугали детей: «Придут ермаки, заберут». Не все казаки были перебиты татарами в Мурзинской елани, двоим молодым удалось спастись. Раненые, они добрались до глухого урочища вырыли землянку на берегу небольшой речки, отлеживались в ней до весны, замаливая грехи. Кормились охотой. К вогулам относились доброжелательно и снискали у них уважение. Весной женились на местных красавицах-вогулках, обзавелись семьями и остались здесь навсегда. От них и началась деревня Ермаки.
И. Жижелев, краевед
Статья "Был ли Ермак в Ермаках?" газеты "Алапаевская искра" №80 от 31 мая 1994г
Категория: География района | Просмотров: 21 | Добавил: Мария | Теги: география района | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: