Пятница, 22 Ноября 2024, 14:25
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [191]
Верхняя Синячиха [165]
Нижняя Синячиха [35]
Заводы и рудники [32]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [42]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [16]
География района [264]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [270]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Май 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2015 » Май » 5 » Анна Григорьевна Гарсеван о комсомоле
23:15
Анна Григорьевна Гарсеван о комсомоле

17 апреля 2007 года Алапаевская искра №59
Трудная молодость выпала нам

- Прочитала вот в газете обращение к ветеранам комсомола откликнуться, вспомнить молодость свою, и позвонила вам. Ходок-то я уже не очень хороший, а рассказать хочется, - говорила Анна Григорьевна Гарсеван, приглашая меня пройти в комнату ее уютной квартиры в одной из многоэтажек на улице Октябрьской в микрорайоне фанерного комбината п. Верхняя Синячиха.
- Я с комсомолом всю свою молодость связала, была и комсоргом, и секретарем райкома, и даже комсоргом ЦК ВЛКСМ. А время нам выпало такое, не приведи Господь повториться, война, да еще какая...

- Сколько Вам было лет в те годы, Анна Григорьевна? 
- В 1922 году я родилась, нынче юбилей будет, в сентябре - 85 лет.
Жили мы в деревне Отрадновой Верхотурского района. Мама моя вышла замуж в деревню Лобанову за поселенца, так называли живших там некоренных жителей. Прадед мой был, кажется, из Грузии, вот и фамилия моя от него досталась. 
Действительно, было в сидевшей рядом со мной женщине какое-то неуловимое сходство с кавказским народом: черты лица, движения рук и плеч...
- Когда война началась, я работала в Муратковском лесопункте. На фронт всех мужчин забрали, да и девушек тоже много ушло, кто  по призыву комсомола, кто добровольцем.Меня избрали секретарем комсомольской организации, а her рабочих не хватало. Стране нужны были и древесина, и уголь древесный, потому все работники учреждений свою основную работу выполняли вечерами, а днем шли на участки, на раскряжевку леса, на погрузку угля, на дорожку и другие. Я больше работала на древоразделке рамщиком. Случай у меня тогда был, на всю жизнь запомнила. Стояла я у лесотаски, бревно подъехало, я его разрезала, а оставалась еще чурка. Какой азарт меня взял? не знаю, нажала резко, и чурка, перелетев через кольщика, он сзади находился, попала в голову девчонке, Марусе Волковой, она кольщику помогала. Та с копыт, долой, а у меня - пять да десять! У нас спецпереселенцы тогда работали, у них комендантом Рубцов был. Он тут как тут объявился. Если бы Маруся в сознание не пришла, все, меня сразу бы забрали.
После этого, где бы я ни работала, помнила тот случай. А Маруся еще и в армию ушла, на войне побывала, вернулась после.
Наша комсомольская организация также, как все, трудилась под девизом: "Все для фронта! Все для Победы!" Организовали комсомольско-молодежные фронтовые бригады. Одна из них - Надежды Норицыной, несмотря на жестокие условия: зимой - в снегу, весной - по колено в воде, перевыполняла задания и в течение шести месяцев удерживала переходящее красное знамя обкома комсомола. Бригада получила премию, на которую купили музыкальные инструменты для клуба. Еще была такая же бригада Надежды Болотовой, работали девушки и подростки изо всех сил. 
Молодежь посылали на самые тирудные участки. Но самым трудным было то, когда приходили похоронки и комсомольцы шли в те семьи, стараясь успокоить, поддержать, помочь, чем можно. 
Мы готовили и собирали теплые вещи для фронта,продуктовые посылки. Наша организация действовала в сборе средств на танковую колонну "Свердловский комсомолец" и на экипировку Уральского добровольческого корпуса. Принимали эвакуированных? помогали устраиваться им с жильем. 
А еще среди населения проводили культурно-просветительскую работу. Вместе с учителями организовывали беседы, лекции, в клубе работала художественная самодеятельность. Жили дружно.
Как выжили спрашиваешь? Голодом мы с мамой не сидели, держали корову, она была нашей кормилицей. Мама с первым мужем всего три года прожили, он умер, надсадился, когда строились. А мама вернулась обратно в свою деревню вместе со мной. Хорошо еще покосы недальние были. Мы с ней после работы на покос, так за лето и накосим сена. А зимой его вывозили. Спасибо деду Захару, работал на конном дворе, Сибагатулин его фамилия была.  Жалел баб, мужики на войне, кто поможет. Бывало, спросит маму: "Татьяна, когда за сеном поедешь?". - "А когда лошадь дашь", - отвечала мама. Он на ночь нам какую-нибудь отдохнувшую лошаденку даст, мы с ней раза три и съездим. Утром сосед Ким Бабицын из окошка увидит, что у нас сено у дома, только головой качает: по щучьему велению что ли появилось? А мы с мамой, пока возим, наревемся, то сани съедут в сторону, то воз повалится - удержи-ка его...
С покосом у меня еще один случай был. Собрали нас, молодежь, в июле 1944-го в бригаду для заготовки сена для конного двора лесопункта. Меня старшей назначили. Дали нам две лошади в упряжке, на телегу погрузили инструмент, немудреные наши пожитки, продукты и отправили. Подъехали к реке Тагил, в местечке под Старой деревней (была там такая) переправа была в виде плота и троса? как паром. Завели на плот лошадей, и нас трое, остальные на берегу остались. До середины реки доплыли, плот начало заливать. Вот уже лошадям по колено и тут Макар Подойников, паренек молодой, как закричит: "Тонем! Тонем!"
Что делать? Нет, чтоб догадаться лошадей выпрячь да столкнуть с плота, они бы сами доплыли до берега. Молодые были, неопытные. Сбросили кое-что в воду, да сами на тросе повисли. Плот начал подниматься. Тот же Макар опять закричал: "Отходит! Отходит!" Кое-как поплыли дальше. Лошади, как берег рядом увидели, выскочили враз и в гору понеслись... Тоже напугались. 
На покосе работали с утра до вечера. Жили в старом доме? человек 25, спали вповалку, все в куче. Сено в наволочки набили - вместо подушек и матрацев, так и спали. Утром Сима Новоселова, она за повара была, часа в четыре встанет, кашу сварит, чай вскипятит и будит всех. А вечером, хотя и устанем,но сидим у костра, с собой у ребят балалайка была да гитара, играем, песни поем. 
Сейчас только мы с Симой из той бригады остались. 
Меня еще в марте 1944 назначили комсоргом ЦК по лесу в Муратковском МЛП. В войну были такие. До меня им был Матвей Баянкин. Он - настоящий вожак молодежи, грамотный, энергичный, эрудированный по всем вопросам. Задача одна - мобилизовать комсомольцев и молодежь на досрочное выполнение производственного плана. Но об этом я уже говорила. 
А в январе 1945 меня избрали секретарем Синячихинского РК ВЛКСМ. 
- Анна Григорьевна, а День Победы как встретили? 
- Я в тот день рано утром уехала поездом в Алапаевск. Нам под райком комсомола выделили бывший жилой дом.Мы его сами привели в порядок, а в городе я заказала сделать деревянный диван, чтобы было где людям посидеть.  Вот и поехала за ним как раз на 9 мая. В Алапаевске зашла к подруге, а у нее репродуктор, и по радио сообщение: война кончилась! Так я с диваном и вернулась домой в День Победы. Мы уже в Верхней Синячихе жили. Я в райкоме года два проработала, и все в командировках. Секретарь райкома партии был Василий Иванович Велигданов, в район едет - и меня с собой. Он в один колхоз, я - в другой. Все больше пешком ходила. Помню в деревне Лопатовой всю посевную жила, а в Елани - всю уборочную . Тогда молодежные бригады создавали, с ними и работала, первички проверяла. Вплоть до Голубковского пешком, .sdfkj? прошагаешь от деревни к деревне. До того по колхозам-то переходила,  что обезножила. Ноги-то и в детстве уже болели, а тут у меня ребенок маленький, дочка, ее тоже оставить не с кем. Так и попросилась, чтобы освободили из секретарей. 
Всякое пережила, работы не боялась никакой, пока силы, здоровье были. А жизнь-то прошла. Может, и не так как надо, да что уж теперь. Мужа схоронила. Живу с дочерью младшей, она тоже на пенсии. Летом на даче, вон рассаду на окне растим, готовимся. 
Прощаясь, Анна Григорьевна протянула мне пару листочков, где ее подруги написали у юбилею собственные стихи. Одни - про войну. 

Фронтовые бригады,
лесосеки в дыму...
И, бывало, сама ты
бралась за пилу.
И трудилась на славу
ты одна за двоих,
И ковала победу
из бригад фронтовых...

Другие, частушечные, про ее дачу. 

Рудничные горочки
Все ножками исхожены,
Торная дорожечка
На дачу там проложена.
Ах, и чья же это дача?
По секрету скажем вам,
Эта дача, этот терем
Нашей Анны Гарсеван...

Но это уже из второй половины ее жизни. 

Римма Важенина

Категория: Верхняя Синячиха | Просмотров: 1206 | Добавил: Мария | Теги: Верхняя Синячиха | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Похожие записи, из рубрики: