Среда, 24 Апреля 2024, 06:38
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2014 » Август » 2 » Игумен Серафим
15:53
Игумен Серафим

Иерусалим.... Там, на самом верху Масличной горы, есть небольшое кладбище. Место это примечательно тем, что, согласно Деяниям Апостолов, отсюда ученики и соратники Христа наблюдали за Его вознесением на Небо.
На кладбище стоит византийская часовня. Как доносит до нас христианское предание, именно здесь Пресвятая Богородица получила от Архангела Гавриила известие о Своей скорой кончине. И недалеко от часовни на одной из могил — надгробная плита с надписью на русском языке:

«РУССКИЙ СВЯЩЕННОИГУМЕН СЕРАФИМ, НАЧАЛЬНИК СВЯТО-СЕРАФИМОВСКАГО СКИТА ПЕРМСКОЙ ЕПАРХИИ. ОН ПРИВЁЗ ГРОБ С ТЕЛОМ МУЧЕНИЦЫВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ФЕОДОРОВНЫ В ИЕРУСАЛИМ В 1920 г.

1875–1959 г., 22 фев.»

Чердынь. Родной дом игумена Серафима

Игумен Серафим занимался обустройством и жизнью скита Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря, основанного в 1893 году в 100 верстах от Перми. За дивное величие местности, просматривающейся с Белой горы более чем на сотню вёрст, монастырь называли Уральским Афоном. Скит находился в 6 верстах от монастыря. Начало ему было положено в 1902 году. Первые храмы: деревянный в честь преподобного Серафима Саровского и пещерный в честь преподобных Антония и Феодосия и всех Печерских чудотворцев — освятили в 1905 году. Строителем и настоятелем скита стал Серафим (в миру Георгий Кузнецов) — один из первых насельников монастыря.


Поздравление с Рождеством Христовым отправленное отцом Серафимом из Иерусалима

В молодые годы Серафим писал духовно-патриотические рассказы и повести. В 1907 году в типографии уездного города Кунгура была напечатана его книга «Скитский насельник». Его сочинения доходили до Императорского Двора, где получали должную оценку. В Пермской епархии отца Серафима относили к числу столпов монашества. В «Пермских епархиальных ведомостях» находим о нём такие строки: «У него были глубоки запасы для всех, чтоб утихли скорби, потекли слёзы умиления и радости. Простота обращения и радушие всецело взяты из мира».
В 1908 году он совершил паломничество на Афон и привёз оттуда в свой скит замечательные святыни, дарованные настоятелями монастырей Афонской горы: крест с частицами от древа Честного Животворящего Креста Господня, камень от Голгофы, раку с частицами святых мощей угодников Божиих: Иоанна Крестителя, апостола Андрея Первозванного, евангелистов Луки и Марка, пророка Исайи, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, камень от гроба Богоматери и многие другие. Над царскими вратами скитского храма отец Серафим поместил икону Божией Матери «Достойно есть» с частицами мощей священномученика Харалампия и преподобного Евфимия Афонского — благословение настоятеля Андреевского скита на Афоне.


Надгробие игумена Серафима (Кузнецова)

Скит имел большое хозяйство, владел пашнями, мельницей, ремесленными и художественными мастерскими. О поездке на Афон и в Иерусалим Серафим подробно рассказал в книге «Путевые впечатления», изданной в 1910 году в Санкт-Петербурге....

***

Елизавета Федоровна приехала в Россию и вышла замуж за великого князя Сергея Александровича. В 1884 году во время первой свадебной поездки они посетили Иерусалим, где на Масличной горе великий князь основал церковь Марии Магдалины.Церковь изумительна по своей архитектурной форме, выделяется русским стилем, с пятью главками, стоит на склоне холма возле Гефсиманского сада.

Елизавета Федоровна - начальница Марфо-Мариинской обители милосердия

Елизавету Феодоровну всегда отличало особое благочестие, но в то же время простота и доступность. Доброта её сердца и величие духа вызывали искреннее благоговение не только у верующих людей. Напомню, что на третий день после мученической смерти любимого мужа она нашла в себе силы посетить в тюрьме убийцу. После короткой беседы с ним Елизавета Феодоровна на прощание сказала: «Вот Евангелие, читайте его. Я же пришла принести вам прощение великого князя — он не успел вам его дать».
После этого трагического события, как известно, Елизавета Феодоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель и при ней больницу. В разных епархиях, в том числе с 1897 года и в Пермской, действовали местные отделения руководимого ею Императорского Православного Палестинского общества.

Сама великая княгиня часто ездила по России на богомолья. И вот однажды пришло время уральского паломничества. Это был 1914 год.

По сути, Елизавета Феодоровна оказалась первой представительницей царской фамилии, посетившей Урал в прошлом веке. Её духовное паломничество уместилось в десять дней. Но как много эти дни в себя вобрали!


Евангелие с автографом великой княгини Елизаветы Феодоровны

Во время этой поездки августейшая гостья посетила также Белогорский монастырь и Серафимовский скит. Она осмотрела пещеры отшельников, долго беседовала с игуменом Серафимом, тепло общалась и с его родной мамой — монахиней Анастасией. В те часы царственная паломница сумела объединить самых разных людей». Как писали позднее, «так просиял светлый луч в Пермской земле пред грядущими испытаниями».

На Белой горе Елизавета Феодоровна провела два дня. Молилась, знакомилась с жизнью монастыря… С особым вниманием беседовала с иконописцами. Все обращали внимание, с какой сердечностью общалась она с каждым человеком. И потом «светлое чувство единения» с верующим народом, окрепшее во время пребывания на Белой горе, поддерживало Елизавету Феодоровну в дни грозной опасности для России. После посещения скита в Белогорском монастыре игумен Серафим стал её духовником. Ему она высказывала своё сокровенное желание быть похороненной в Святом городе Иерусалиме.


Приказ генерала Дитерихса о вывозе останков алапаевских мучеников

Очень важно понимать, что Елизавета Феодоровна перешла в другую веру отнюдь не в угоду своему мужу. Православие покорило её своей красотой и богатством внутреннего содержания. Вот что она пишет своему отцу, надеясь получить благословение на отказ от лютеранства: «Я всё время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога… Это было бы грехом оставаться как я теперь — принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как мой муж… Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что перед Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем… Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение». Отрицательный ответ отца не повлиял на твёрдость намерения великой княгини — она перешла в Православие.

***

Предвидя трагедию, отец Серафим в середине октября 1917 года (известно, что он 5–9 октября принимал в скиту воспитанников Пермской духовной семинарии) выехал из скита в Москву, чтоб увезти Елизавету Фодоровну в Алапаевск, где, по его словам, у него были хорошие люди в старообрядческих скитах, которые сумели бы сохранить Её Высочество. Но великая княгиня отказалась от предложения из-за боязни репрессий, которые могли коснуться её родных и близких. При расставании она наказала отцу Серафиму: «Если меня убьют, то прошу вас, похороните меня по-христиански».

И надо же было случиться потом такому совпадению! Великая княгиня отказалась спасти свою жизнь в старообрядческих скитах под Алапаевском, и вскоре её высылают именно в этот город, в котором суждено было принять ей мученическую смерть...

Рака с мощами великой княгини Елизаветы в храме Марии Магдалины в Гефсимании

Может быть, прах Елизаветы Феодоровны навсегда остался бы на Урале и с ним поступили бы так же, как с останками царской семьи, но этого не случилось, так как игумену Серафиму удалось выполнить обещание, данное в Москве. Как это ему удалось сделать, мы узнали из воспоминаний княгини М.А. Путятиной (в монашестве инокиня Серафима), которая запечатлела рассказ дяди — Н.А. Кудашева, последнего императорского посланника в Китае. Воспоминания её опубликованы в журнале «Возрождение» (Париж, 1964, № 151). Помимо того, М.А. Путятина встречалась с отцом Серафимом в Иерусалиме. При расставании он подарил ей частицу мощей великой княгини. 

Серафимо-Алексиевский скит Белогорского монастыря

Как только на Урале с приходом войск Колчака была ликвидирована советская власть, отец Серафим приехал с Белой горы в Алапаевск с двумя послушниками. Он извлёк со дна шахты тела убитых и закопал в ограде одной из церквей. Выждав подходящий момент и получив пропуск атамана Семёнова, он сложил тела пяти убитых людей в гробы-ящики и повёз в специальном вагоне через всю Сибирь в Китай, где надеялся получить помощь Русской Миссии. Было это летом 1919 года, в самый разгар военных событий. До Харбина ехали три недели, «в страшную жару, под раскалённой солнцем железной крышей вагона». Вагон постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам.
По прибытии в Харбин гробы поместили в русской церкви. Н.А. Кудашев рассказывал племяннице, что тела, за исключением великой княгини, были «в состоянии полного разложения». Царский посланник России в Китае князь Н.А. Кудашев, прибывший в Харбин для составления протокола, вспоминал: «Великая княгиня лежала, как живая, и совсем не изменилась с того дня, как я перед отъездом в Пекин прощался с нею в Москве, только на одной стороне лица был большой кровоподтёк от удара при падении в шахту». Были заказаны настоящие гробы. Троих похоронили в Пекине при Серафимовском храме Русской православной Духовной Миссии. А телам великой княгини Елизаветы Феодоровны и послушницы Варвары, отказавшейся в Москве покинуть свою игумению, предстоял ещё дальний путь в Святую Землю. Н.А. Кудашев попросил игумена Серафима «проводить их до места последнего упокоения и тем самым закончить начатый подвиг». Оба гроба поставили в склепе подклета в церкви Марии Магдалины, той самой, которую построил великий князь Сергей Александрович — муж Елизаветы Феодоровны. Здесь и мечтала великая княгиня быть похороненной по-христиански.

Путь к месту последнего упокоения останков великой княгини и преданной ей до конца инокини Варвары был длительный, с пересадками: из Пекина в Тяньцзинь, затем пароходом в Шанхай, далее — в Порт-Саид, куда траурный груз прибыл в январе 1921 года. Здесь гробы перенесли в специальный вагон и отправили в Иерусалим, где они были похоронены под сводами русской церкви святой Марии Магдалины — у самого места страданий и воскресения Иисуса Христа. Так закончилась эта скорбная трёхлетняя одиссея.

Крест, воздвигнутый 29 апреля 1891 года на Белой горе

Серафим навсегда остался в Иерусалиме. По благословению Патриарха Иерусалимского Дамиана (с ним он встречался во время приезда в 1908 г.) ему отвели место недалеко от часовни. Здесь он построил домик, в котором жил до кончины. В последние годы ему пришлось пережить ещё одну трагедию. Русская Церковь в Иерусалиме разделилась Патриаршую и Зарубежную. Земля, где жил отец Серафим, принадлежала Московской Патриархии, а церковь Марии Магдалины — Зарубежной Церкви. И поэтому он лишился возможности приходить в храм и молиться у гроба Елизаветы Феодоровны.

Прожив в чужой стране 40 лет, в совершенно других условиях, игумен Серафим в душе оставался русским пермским человеком. Эпитафия на могиле, очевидно, составленная по его просьбе, напоминает, что в жизни отца Серафима было два духовных подвига — создание скита в Белогорском монастыре и исполнение данного великой княгине обещания.

В 1991 году началось возрождение Белогорского монастыря. Сейчас восстанавливается собор, братский корпус, распахивается монастырская земля. Место скита, увы, пусто. Кое-где торчащие из земли кирпичи напоминают о теплившейся здесь некогда человеческой жизни...

Кстати, известно, что в Иерусалиме игумен Серафим написал книгу, в которой подробно рассказал о переезде с Урала в Святую Землю. Но где эта книга, пока неизвестно.

Панорама Белогорья

Категория: Романовы | Просмотров: 1749 | Добавил: Мария | Теги: церковь, Романовы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar