Суббота, 20 Октября 2018, 09:44
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [144]
Верхняя Синячиха [133]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [26]
Храмы, часовни, соборы [76]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [143]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [220]
Дорога узкая, железная [8]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Тюфяков Василий Анисимович
Из истории комсомола Алапаевского района
Копылова Евпраксия Ефимовна (Ася Ефимовна) - первая заведующая больницей В. Синячихи, акушер-гинеколог
Альбом Терапевтическое отделение АЦРБ
История медицины, больница Верхней Синячихи, а также родильное отделение и женская консультация
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет. Теперь вы можете читать новости на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Март 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Март » 31 » Выписка из путевых замечаний г. поручика Мевиуса 1-го по некоторым казенным и частным заводам Уральским 1884 г
17:23
Выписка из путевых замечаний г. поручика Мевиуса 1-го по некоторым казенным и частным заводам Уральским 1884 г
Выписка из путевых замечаний г. поручика Мевиуса 1-го по некоторым казенным и частным заводам Уральским (О Нейво-Шайтанском и Алапаевском заводах.

Орфография и пунктуация сохранены, как в статье журнала


Нейво-Шайтанский завод
Наследниц Яковлевых. Он построен на реке Нейве (по которой расположено еще шесть других заводов), но настоящей плотины здесь нет, а устроен флютверк, то есть плотина обыкновенная переграждает только часть реки и проводит ее в лар каналом, прорытым в земле, другая же часть реки во всю ширину свою переграждена перевалом, выше которого накопившаяся вода свободно переливается и продолжает свое течение. Гооризонт воды в заводском ларе изменяется от 5 до 2,5 аршин. Здесь есть доменная печь, но при мне она не действовала, и также кричное производство с молотами, частию хвостовыми, частию среднебойными. Дутье здесь нагревается только при кричных горнах, но на сколько градусов неизвестно. Воздухонагревательный аппарат состоит из четырехколенчатой трубы, расположенной над горном. Весь процесс работы кричной не имеет в себе ничего особенного. Седмичная выковка, нагар в чугуне и трата горючего материала такие же, как  на Алапаевском заводе, описанном ниже сего. Еть еще две листокатальные машины, приводимые в движение одною турбиною, которая построена здешним механиком Сафоновым; но устройство этой тюрбины сделано, кажется, без соблюдения многих, весьма важных условий, и за всем тем она действует выгоднее прежнего колеса во всех отношениях. Валки здесь вращаются так быстро, что люди едва успевают ловить клещами листы и от этого очень утомляются; в смену на одной машине прокатывают до 700 листов. Впрочем многого сказать о листокатальном производстве здешнем я не могу, потому что, в бытность мою на заводе Нейвошайтанском, эта машина не действовала. Замечу еще, что при обеих парах валков находятся маховые колеса, весом каждое около 200 пудов. Одно из этих маховых колес, несколько лет тому назад от внезапного останова машины (Между зубчатыми передаточными колесами попал нечаянно железный лом) разорвало на 28 частей; некоторые куски маховика, весом около 50 пудов, пробили железную крышу фабрики и отлетели от нее на 80 сажен!

Алапаевский завод
Тех же владельцев. С начала этот завод был построен на речке Алапаихе, но за недостатком в ней воды плотина теперь устроена и весь завод перенесен на реку Нейву, в 1,5 версте от старой плотины. Нейва здесь, как и в Нейвошайтанском заводе, имеет не обыкновенную плотину, а флютверк. Наибольшее стояние воды над порогом ларевого прореза 4 аршина, а наименьшее 2,5 аршина, но это редко, а обыкновенно вода сбывает только до 3 аршин. Судя по этой постоянности в горизонте воды, здесь можно бы с весьма большою выгодою устроить большие полуналивные колеса; но ничего подобного здесь нет: колеса все наливные сверху и работы, как везде, грубой.

На Алапаевском заводе две домны, из которых постоянно действует лишь одна, 20 кричных огней и столько же молотов хвостовых, листокатальное производство на двух машинах, приводимых в движение одною тюрбиною, и наконец гвоздарная фабрика. 

Уголь, на доменное действие употребляемый, есть чистый березовый, на кричное же сосновый. Короб здешний 22,648 кубических вершков и весит при сосновом угле 22 пуда, а при березовом от 25 до 28 пудов. Уголь выжигается очень хорошо и мусору содержит мало. На уминку, подобно тому как и в Невьянских заводах, здесь ничего не полагается. Некоторая часть угля хранится в сараях,но большая в кучах, на открытом воздухе. Кроме угля я видел еще небольшой запас ((100,000 штук) торфа в виде кирпичей: хотят попробовать употреблять его вместе с угллем в доменных печах, а также и в катальных.

Завод отстроен не слишком затейливо и даже в некоторых частях неудобно, так например доменный двор очень мал; за то доменная воздуходувная машина отстроена и помещена очень хорошо, да и действует прекрасно; ее строил здешний механик Сафонов. Эта машина могла бы даже назваться образцовою, если б густота доставляемого ею воздуха была равномернее настоящего, а не изменялась бы от 2 до 4 дюймов. Гвоздарная расположена очень удобно и красиво. В кричной фабрике стропила деревянные, а железная крыша во многих местах уже очень повредилась; горны расположены слишком близко к молотам, и потому в фабрике тесно. Что кричная фабрика узка, причиной этому кажется было то, что боялись значительным удалением друг от друга продольных стен нарушить прочность деревянных стропил. 

Домен, как я сказал уже, здесь две, но действует всегда одна; все размеры их можно видеть на чертежах. Воздуходувная машина о 4-х однодувных деревянных цилиндрах, обшитых внутри железными листами, что чрезвычайно способствует легкому ходу поршней. Судя по размерам и числу цилиндров и числу двойных размахов поршней (в минуту - 9), машина эта должна была бы доставлять в минуту 3,706 кубических футов фоздуха, но действительно она доставляет только 2,527 кубических футов воздуха атмосферной густоты, потому что сопло одно; диаметр его 2,5 вершка или 4,37 дюймов; высота духомера при сопле средняя 3 дюйма, (температура принимается равною 0 градусов); поэтому потеря воздуха, происходящая по трубам, между поршнями, и от вредного пространства, составляет 1,179 кубических футов, то есть около 32%, что для однодувной машины, простого устройства, и доставляющей воздух большой густоты, весьма не много. Машина расположена непосредственно в промежутке между двумя доменными печами, так что самый дальний цилиндр ее от сопла отстоит не более как на 6 сажен. Воздух здесь не нагревается. Проплавляемые руды состоят: из магнитного Высокогорского железняка и бурых железняков, добываемых из разных месторождений. Перед употреблением в плавку руды пожигаются частию на местах добычи, частию же, за неимением на руднике леса, при самом заводе. Общее содержание руд употребляемых в плавку составляет от 50 до 55 %. На короб угля употребляют 52 пуда руды (в этом количестве заключается также от 3 до 4 и иногда до 7 пудов кричных шлаков) и 5 пудов флюсу, состоящего из кварцеватого известняка. В сушки проходит около 45 колош и получается до 1,200 пудов чугуна. Двадцатипудным коробом выплавляется около 20 пудов чугуна, большею частию мягкого, иногда спеловатого, но бывает иногда трешной и даже белый. Доменные шлаки при выплавке белого чугуна имеют большею частию аметистовый цвет, но иногда однако же они бывают камневидные, белосерого цвета, чем и доказывают недостаток в шихте кремнезема, или, что то же, избыток оснований, при белом же и трешном чугуне шлаки камневидные и цвета светлозеленого.

Переделом чугуна в железо заняты 20 огней и 20 хвостовых молотов. Диаметр кричных колес 3 3/4 аршина; вода проведена на колеса трубою, идущею над ними вдоль всей фабрики, и прямо из этой трубы она опускается на колеса, без всяких спусков и желобов. Вода бьет в четвертое перо сверху, поэтому здешние колеса наливные, но не верхнебойные. Площадь окна 32 квадратных вершка. Колесо в разносе от 5 до 6 четвертей, ширина обода от 9 до 10 вершков, число ящиков 24; число оборотов колеса в минуту от 15 до 24 раз, поэтому скорость его на средней окружности от 8 до 13 футов. 

Кулаков на валу по три; радиус бочки с кулаками 18 вершков, а без кулаков 11 вершков. Молота все чугунные, весом около 21 пуда; длина звоста 3,5 аршина, а молотовища 3 3/4 аршина. Подъем молота 1 аршин 2 вершка; число ударов его в минуту от 45 до 72 раз. Сопло в диаметре около 1 вершка, или 1,75 дюймов, высота духомера 2,25 дюмов; поэтому количество воздуха, втекающщего в одну минуту в каждый горн, юудет 350 кубических футов, если дутье не нагревается, и 280 кубических футов, если оно нагревается до 50 градусов по Реомюрову термометру.  Впрочем о степени нагрева дутья здесь положительного ничего не знают; хотя и находят, что наргетое дутье выгодно, но все таки большая часть горнов действует с холодным воздухом. Величина криц здесь различна и простирается от 10до 12 пудов. На 1 пуд железа употребляется 1 пуд 16 фунтов чугуна, поэтому угар в чугуне составляет 21,5 %. Двадцатью пудами угля соснового выделывают: при холодном дутье 7 пудов 10 фунтов, а при нагревном 8 пудов 7 фунтов железа; следовательно на каждый пуд железа при холодном дутье обходится 3 1/3 решетки угля, а при нагревном до 3 решеток. Один мастер в седмицу выделывает от 110 до 125 пудов полосового железа, и тут при нагретом дутье больше, а при холодном меньше. Если же мастер приготовляет болванку для рельсов Московской дороги, то, работая один на двух огнях и имея себе в помощь двух подмастерьев и двух работников, он сдает, седмицу до 240 пудов.

Размеры воздуходувной машины, устроенной при домнах Алапаевского заводах
От оси вращения деревянных балансиров (их два) до точки прикрепления каждого поршня 6,5 аршин.
От оси вращения балансира до тчки прикрепления тяги или шатуна - 8 аршин, 10 вершков.
Длина поршневого стержня - 2 аршина 10 вершков
Площадь каждого всасывающего клапона, расположенного на дне цилиндров, 168 квадр. вершков.
Ход поршней - 2,25 аршина
Диаметр цилиндров - 2,25 аршина.
Диаметр воздухопроводных труб 8 вершков.
Цилиндров воздуходувных четыре, то есть на каждом конце балансира по одному цилиндру. 
Сила колеса прямо передается шатунам, посредством кривошипов, насаженных на продолжении вала водяного колеса.
Скорость колеса на средней окружности 6,5 футов.
Ширина обода 13 вершков. 
Диаметр колеса 6 аршин; оно в минуту делает 9 оборотов.
Длина окна 16 вершков, ширина его 4 вершка; поэтому площадь окна 64 квадратных вершка. 
Напор воды над центром окна от 3 до 4 аршин. 
Колесо в разносе 2,75 аршина.
Ящиков 28.
Расстояние между ящиками по внешней окружности 1,56 футов.
Колесо полуналивное; вода направлена в пятый ящик сверху. Со стороны привода воды колесо одето кожухом. Спуск глухой чугунный, и проведен прямо из ларя; площадь окна расположена над пятым ящиком горизонтально. От окна до поверхности колеса, к пятому ящику, вертикально, расположена небольшая цилиндрическая насадка. Ящики состоят из палубы пера и подперка, соединенных между собою на половине ширины обода по известному правилу. Поршни толщиною 3,5 вершка и надувные. Здесь еще замечу, что хотя колесо это вращается со скоростью довольно выгодною, но скорость эта весьма неравномерна, так что при некоторых положениях поршней оно совсем почти останавливается. Поэтому весьма выгодно было бы употребить здесь маховое колесо и тем уменьшить до некоторой степени неравномерность густоты вдуваемого воздуха; ео, к сожалению, исполнить это, кажется, решительно нельзя: ибо пространство между цилиндрами, стоящими близ колеса, и самым колесом так мало, сто не представляет к помещению маховика такой возможности.
Тюрбина, приводящая в движение две листокатальных машины, при мне не действовала. Как валки, так и самая тюрбина, устроены здешним механиком Сафоновым. Говорят, что она тратит менее воды, нежели то колесо, которое она теперь заменяет; но надобно, только к этому еще присовокупить, что прежнее колесо имело площадь окна в 500 квадратных вершков! 

страницы  199-208. Горный журнал, книга 8 от 1844 года, Санкт-Петербург
Категория: Заводы и рудники | Просмотров: 145 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск, завод | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar