Среда, 19 Сентября 2018, 04:15
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [144]
Верхняя Синячиха [122]
Нижняя Синячиха [27]
Заводы и рудники [26]
Храмы, часовни, соборы [76]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [142]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [220]
Дорога узкая, железная [8]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Почетный житель города Алапаевска Шнайдер Владимир Генрихович
Птенец гнезда Петрова (из истории Алапаевска)
Немного о деде известного советского режиссера Ростоцкого С.И.
Почетный гражданин города Алапаевска Радченко Лев Митрофанович
Почетный гражданин города Алапаевска Лушникова Нина Николаевна
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет. Теперь вы можете читать новости на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2018 » Сентябрь » 4 » Почетный гражданин города Алапаевска Борис Петрович Харлов
15:04
Почетный гражданин города Алапаевска Борис Петрович Харлов

Харлов Б. П.

Борис Петрович Харлов родился 2 октября предвоенного 1940 года в селе Толмачево Алапаевского района. Сурковая скупость военных лет на детское счастье всеми пятью детьми дружной семьи Харловых как-то не осознавалась. И только родители - сельские труженики Петр Степанович и Екатерина Степановна понимали, как не хватает их ребятишкам леденцов, красивых игрушек, счастливых лиц вокруг. И, как могли, восполняли нехватку счастливого детства родительским теплом и заботой.

А потом неописуемый и всеобщий праздник -Победа! Под ее эгидой прошло обучение в школе детей военных лет. Их учили, что Победа одержана не только необоримой духовной силой советского народа, но и достижениями индустрии: танками, самолетами и другими машинами и механизмами. Наверно, тогда и зародилась любовь и влечение к технике нашего героя. Чудо созидания умных и сильных машин -техники Победы - навсегда покорило маленького Бориса. А мечта самому строить такие машины привела его по окончании Толмачевской школы-семилетки в Алапаевский станкостроительный техникум. Блестящие способности к точным наукам, желание и умение учиться обеспечили успешное его окончание. После чего молодой специалист Борис Петрович Харлов был направлен на работу в г. Кемерово и конкретно в учреждение п/я 391. Проработал безупречно там с августа 1959 года по апрель 1961 года токарем, техником по учету механизмов, автомехаником, в должностях инженера-конструктора, мастера механического цеха. Затем понял, что г. Кемерово - колыбель яицкого казачества - со своим п/я 391 не совсем то, что отвечает его планам. А самое главное, он знал, что без него тоскует в Толмачево его единственная любовь - красавица Люда. Людмила Николаевна, в которую он был влюблен еще со школы. А потому в памятном 1961 году делает четыре судьбоносных шага. 1 апреля увольняется из "почтового ящика". 6 апреля устраивается на Алапаевский машзавод в техотдел на должность конструктора. В том же апреле женится на Людмиле Николаевне. К четвертому шагу его подвинула Конституция СССР - в октябре 1961 года ушел служить в Советскую Армию.

А 27 декабрю 1961 года у молодоженов родился сын Андрейка.

Служба в ракетных войсках, где в полной мере использовались недостижения науки и техники грамотному солдату Б.П.Харлову давалась без проблем. Но именно в армии он понял, что знаний недостаточно и, чтобы создавать современные, нужные стране машины, надо учиться. И сразу после демобилизации в августе 1964 года Борис Петрович поступает на факультет "технология машиностроения, станки и инструменты" УПИ. На заочное отделение. Это был очередной шаг в осуществлении главной жизненной цели - стать мастером-создателем сложной и эффективной техники. Познать все тайны строительства красивых и умных машин. И началась очень непростая и интенсивная жизнь студента-заочника, отца семейства, растущего конструктора машзавода Бориса Петровича Харлова. Тяга к знаниям, упорство и даже упрямство, совмещенные с врожденным трудолюбием, дали замечательный результат.

Семья выросла и укрепилась - в сентябре 1966 года родился второй сын Вадим. Неизмеримо выросли профессионализм, опыт и уровень знаний молодого машиностроителя, прошедшего путь от конструктора III категории до инженера-конструктора I категории, полученной в 1969 году. И окончание УПИ с красным дипломом! Кто получил высшее образование, знает высокомерное отношение академической школы к заочникам, называемым ею "заушниками". Как блистательно надо было учиться 6 лет и защититься, чтобы заочнику-студенту Б.П.Харлову получить отличный диплом!

И еще иллюстрация: для экономии времени и средств наш студент-заочник из Толмачево в Свердловск до УПИ ездил на мотоцикле! На каждый экзамен и лабораторную сессию. Почти 6 лет и в дождь, и в снег по неблагоустроенной дороге 200 км в одну сторону! М.В.Ломоносов в Москву из деревни пришел один раз. А здесь столько перемещений из Толмачево к знаниям -сложи, и хватит планету опоясать.

70-е годы для Бориса Петровича - это путь совершенствования в профессии и познаний ее тонкостей и таинств. Он находится на самом острие внедрения в производство новых конструкторских разработок и технологий. Вначале как руководитель бюро по внедрению новых техпроцессов, затем как начальник бюро по внедрению прогрессивной техники и технологий.

Успешное трудовое участие молодого конструктора в работе коллектива завода отмечается правительственными наградами: в сентябре 1970 года - медалью "За доблестный труд и в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", в декабре 1971 года как участник ВДНХ, представляющий продукцию Алапаевского машзавода и принявший личное участие в производстве, награжден бронзовой медалью ВДНХ СССР Б.П.Харлов награжден правительственными нагрудными знаками "Победитель социалистического соревнования" 1973, 1974, 1976, 1977, 1978, 1979 гг. А также нагрудными знаками "Ударник девятой пятилетки" и "Ударник 10-й пятилетки".

Руководство завода отмечает высокую пользу от творческого труда талантливого конструктора и 1 января 1976 года назначает Б.П.Харлова заместителем главного технолога завода.

Со второй половины 70-х годов Алапаевский завод "Стройдормаш" прочно занял лидирующее положение в отрасли по производству бурильно-крановых машин. Качественные и надежные машины из Алапаевска приобретались не только в СССР, но и десятками других стран, в т.ч. капиталистических. Мощная высокопроизводительная техника несла имя производителя, славила золотые руки умельцев нашего Алапаевска. На площадке готовой продукции можно было видеть бурильные машины и в тропическом, и в пустынном вариантах. Десятки модификаций узлов и конструкции БКМ для любых погодных условий разрабатывал и внедрял в производство успешный и талантливый коллектив конструкторов завода, руководимый Б.П.Харловым. Сам Борис Петрович являлся автором десятков рацпредложений и разработок по совершенствованию изделий завода.

В течение всего времени работы на заводе он постоянно находился в творческом процессе, необходимом ему, как рыбе вода. И днем, и ночью он жил и дышал заводом, и коллектив завода и руководство ценили его труд. И вполне закономерно, что в декабре 1978 года Борис Петрович был направлен представителем завода на очередную Выставку достижений народного хозяйства СССР. И он сам как разработчик, и новые модификации бурильных машин вновь были удостоены бронзовых медалей ВДНХ.


Золотой юбилей супругов Харловых

На границе 80-х годов завод "Стройдормаш" стал совсем не тем заводом, на который пришел молодой конструктор. Выстроены и эксплуатировались новые современные цеха, котельная. Выполнялась и перевыполнялась ежегодная программа техперевооружения и модернизации оборудования. Борис Петрович как зам.главного технолога, а затем зам.гпавного инженера принимал непосредственное участие в модернизации производства, внедрении новых технологических процессов. Под его руководством был разработан стенд для испытания узлов бурильно-крановых машин, открыт участок точного литья литейного цеха. Он сам разработал несколько пресс-форм и опок для отливок из пластмасс и металла. В производство был внедрен самый современный станочный парк: станки с ЧПУ, обрабатывающие многооперационные центры с магазинами сменных инструментов, станки-автоматы. Все это позволило повысить качество и точность деталей бурильно-крановых машин, повысить их конкурентоспособность и долговечность. На заводе "Стройдормаш” под руководством Б.П.Харлова была внедрена комплексная система управления качеством продукции, и трем бурильно-крановым машинам был присвоен государственный Знак качества, признаваемый и в капстранах как гарант долголетней службы и качества машин.

Коллектив завода уверенно смотрел в будущее, постоянно совершенствовал производство и разрабатывал собственные новации. Выполнял в родном Алапаевске собственную социальную программу по строительству жилья, детсадов, городской больницы и других социальных объектов. Но пришла перестройка и моментально разрушила плановое социалистическое производство. Руководство промышленным предприятием стало не престижем, а обузой. Но Борис Петрович принял 24 января 1989 года назначение главным инженером завода, а 25 октября 1990 года - директором завода "Стройдормаш". Он не стремился к карьерному росту, и стать администратором меньше всего входило в его творческие планы. Но он понимал угрозу. И чувствовал в себе силы и возможности уберечь родной завод и товарищей по работе от губительной ломки переходного периода. Вместе с плановым производством в тартарары полетели фонды и разнарядки. Стали проблемой снабжение производства и сбыт продукции за деньги. Но даже в этот тяжелый период завод под командованием директора Б.П.Харлова укрепил ОКС, построил и ввел в эксплуатацию бетонно-растворный узел и продолжал выполнять социальные обязательства перед Алапаевском и рабочим коллективом.

Решением областного комитета по управлению госимуществом 30 декабря 1992 года государственный завод "Стройдормаш" был преобразован в акционерное общество открытого типа, а Борис Петрович Харлов до первого собрания акционеров назначен директором. Собрание состоялось 25 марта 1994 года. Это было трудное для нашего города время. Свернули объемы производства, почти прекратили работу Станкозавод, АМЗ, ДОК. Тысячи людей остались без зарплаты, без работы. То, чем гордился Алапаевск, - золотые руки специалистов, умельцев - осталось без применения. Люди были согласны на любую работу, но сокращения выбрасывали их с производства, гнали из города в поисках работы. Трудно было и заводу "Стройдормаш", но умелое руководство предприятием сделало "Стройдормаш" лидером городской промышленности. Сократились объемы производства бурильных машин. Но интенсивней стало производство товаров народного потребления. За счет изучения рынка сбыта производились новые реализуемые товары. Конечно, поступление денег на завод упало, развитие производства было остановлено. Но в этих условиях с завода не было уволено ни одного человека! Мало того, в тяжелейшие "лихие 90-е" завод продолжал строить жилье и содержал свои объекты соцкультбыта. Были построены и заселены: пятиэтажка по ул. Береговой, пятиэтажный дом и общежитие напротив заводоуправления. Не удивительно, что собрание акционеров избрало Бориса Петровича Харлова генеральным директором. Он проработал в этой должности до 25 октября 2000 года, проведя родной завод и коллектив через все 90-е годы, когда каждый отработанный год мог считаться за четыре года.

Он сохранил завод, уберег от распродаж и хищений. Он сохранил коллектив Обеспечил любимому заводу уверенное будущее. В тяжелейшие годы как гражданин и патриот Борис Петрович убеждал коллег, акционеров и делился скудным достатком с бюджетными организациями города, помогая где услугами, где рублем школам, больницам, детсадам.

И благодарный город не забыл своего патриота: в 365-летие города решением Думы МО г.Алапаевск Борис Петрович Харлов за большой личный вклад в развитие машиностроения и значительный вклад в благотворительную деятельность общественных организаций был удостоен звания "Почетный гражданин г.Алапаевска”.

Он и сегодня живет нуждами и проблемами родного завода, хоть и на пенсии уже 7 лет. Как член Совета старейшин Борис Петрович принимает участие в жизни города. Дома, в его крошечном кабинете стоит кульман, стол с тисами и разными приспособлениями, и он часто чертит, считает, что-то мастерит и не теряет связи с коллективом.

Он счастливый человек. Вместе с Людмилой Николаевной готовятся к золотой свадьбе. У них 8 внуков, любящих деда с бабкой, и оба сына успешны и уважаемы в обществе. И обе снохи похожи на Людмилу Николаевну...

На будущий год 2 октября Борис Петрович Харлов отмечает свое 70-летие. Мы гордимся, что рядом с нами живет такой замечательный человек. Патриот города, Почетный гражданин, посвятивший жизнь благополучию Алапаевска и трудовой славе завода ”Стройдормаш".

Ю. МАКАРОВ
Статья Алапаевской газеты №33 от 20 августа 2009 года
Категория: Алапаевск | Просмотров: 11 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar