Вторник, 11 Декабря 2018, 22:55
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [146]
Верхняя Синячиха [133]
Нижняя Синячиха [29]
Заводы и рудники [26]
Храмы, часовни, соборы [76]
Романовы [36]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [12]
География района [144]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [224]
Дорога узкая, железная [8]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет. Теперь вы можете читать новости на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Февраль » 2 » Мадьяровский мост
23:13
Мадьяровский мост

К началу 20 века руководство Алапаевского горного округа было весьма озабочено отсутствием железной дороги широкой колеи к заводам и прилагало все усилия к строительству, чтобы железо Алапаевского и Синячихинскoro заводов грузилось прямо на "железнодорожные вагоны".

В 1909 году строится железнодорожная ветка от Алапаевска до станции Нижний Тагил Пермской железной дороги, а в 1912 году Алапаевск соединился дррогой со станцией Егоршино.

Увы, для Верхнесинячихинского завода прямой выход на дорогу широкой колеи оставался мечтой еще 30 лет.

В 1939-1940 годах были выполнены полевые изыскания и технический проект железной дороги Алапаевск-Сосьва. Строительные работы начались в марте 1941 года. Были организованы два строительных участка: северный с центром в деревне Белая Глина и южный - в поселке Верхняя Синячиха. Строителям предстояло прорубить просеку и проложить трассу протяженностью почти 160 километров. Начавшаяся Великая Отечественная война затормозила строительство. Все ресурсы были направлены на нужды фронта.

Стройке не хватало машин, строительных и горюче-смазочных материалов. Многие кадровые строители были мобилизованы в действующую армию.

По решению Государственного Комитета Обороны на стройку в 1942 году были направлены военнообязанные нестроевой службы из Курской и Орловской областей, а в 1943 году прибыли такие же трудармейцы из Средней Азии (киргизы, казахи, узбеки). Под жилье им были предоставлены бараки-общежития по улице Фрунзе и в Рабочем городке. Трудармейцев привлекали и на заводские работы, не требовавшие специальных навыков.

Уроженцы Средней Азии не выдерживали климатических условий Урала. Погибших хоронили на окраине старого кладбища, на бугре. Никакой надгробной плиты на этом месте нет.

Укладка железнодорожного пути началась в зиму 1942-1943 годов. Вели ее вручную.

В сентябре-октябре 1943 года произвели первую надвижку трех ферм в пролеты моста через речку Синячиху. В помощь строителям направлялись учащиеся школ Верхней и Нижней Синячихи.

В 1944 году в Алапаевск и Верхнюю Синячиху прибыли военнопленные. В августе того же года в поселке было образовано лагерное отделение № 8 лагеря военнопленных № 200. Контингент лагерного отделения составили немцы и мадьяры (венгры). Жили военнопленные в землянках. Остатки этих землянок и сейчас видны на правом берегу речки Синячихи около моста.

К лету 1945 года мост был построен. Длина его составила 90 м, высота -20 м.

Кроме моста, военнопленные строили железнодорожную ветку от станции Синячиха до завода (в полной мере эта линия начала функционировать с декабря 1952). Мадьяры работали на выгрузке руды, флюса, стружки и дроворазделке.

По воспоминаниям И. Г. Винокурова, в начале 1945 года военнопленные немцы участвовали в демонтаже оборудования закрытого 12 секретного цеха ВСМЗ, выпускавшего белый фосфор.

Питание военнопленных было очень скудным, впрочем, и жители поселка питались похлебками из крапивы и свекольной ботвы, получая по рабочим карточкам от 700 до 1000 г. хлеба, по иждивенческим - 300 г.

В январе 1947 года лагерное отделение в Верхней Синячихе было закрыто. За 2,5 года его существования умерло 79 военнопленных (по официальным данным, полученным музеем из Информцентра УВД Свердловской области). Все умершие были похоронены на отдельном кладбище недалеко от лагеря. В начале 60-х годов это кладбище было уничтожено.

31 октября 1947 года Государственная комиссия подписала акт о приемке в постоянную эксплуатацию железной дороги Алапаевск-Сосьва (сейчас это линия Алапаевск-Серов).

По иронии судьбы, мост, который строили очень многие люди, получил название Мадьяровского, в память о военнопленных мадьярах, живших рядом с ним.

А. ДУНАЕВА, научный сотрудник Верхнесинячихинского музея.
30 марта 2002 г. АЛАПАЕВСКАЯ ИСКРА №48. В.-СИНЯЧИХИНСКИЕ ВЕСТИ №12


Недалеко от рабочего поселка Верхняя Синячиха в районе «144 км» железной дороги «Алапаевск – Сосьва» на протяжении трех лет дислоцировались 8– е и 9– е отделения лагеря № 200. Военнопленные строили железную дорогу, а также мост через реку Синячиха. В дальнейшем построенный ими мост получил у местных жителей название «мадьяровский». В двухстах метрах от лагерной зоны находится кладбище военнопленных. На нем захоронено 78 человек, в основном немцев. Данное кладбище по составу захороненных является интернациональным. Среди умерших были австриец, венгр, молдаванин, поляк, румын, француз, чех. Кладбище открыли 9 августа 1944 г. и закрыли 18 января 1947 г. в связи с ликвидацией лагерного отделения. Согласно акту от 11 июня 1948 г. оно было передано под надзор Верхне-Синячихинскому поселковому совету. Проведенной в июне 1949 г. органами МВД проверкой было установлено, что на кладбище имеют- ся 78 отдельных могил, однако территория кладбища не огорожена и на могилах отсутствуют опознавательные знаки. В октябре 1958 г. в соответствии с распоряжением МВД СССР данное кладбище было ликвидировано, а земельный участок передан в распоряжение Верхне–Синячихинского исполнительного поселкового совета депутатов трудящихся*. В 2001 г. на месте захоронения военнопленных Венгерской Республикой также был установлен памятный знак.

* Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 1/п. Оп. 05 е.  Д.1862, л. 4

Из статьи Мотревича В.П. "Лагеря ГУПВИ НКВД СССР и захоронения граждан на территории г. Алапаевска и Алапаевского района Свердловской области" Сборник "Самойловские чтения-2017"

Категория: Верхняя Синячиха | Просмотров: 976 | Добавил: Мария | Теги: Верхняя Синячиха | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1 dstv3 • 14:26, 29 Мая 2017
Написано всё верно. Мадьяр там просто хоронили без гробов и не глубоко.
avatar