Четверг, 26 Апреля 2018, 07:13
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
Материалы сайта не поддаются выделению или копированию из-за привычки некоторых личностей воровать информацию и размещать
ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [122]
Верхняя Синячиха [119]
Нижняя Синячиха [25]
Заводы и рудники [25]
Храмы, часовни, соборы [76]
Романовы [34]
Быт и уклад [4]
Разное-полезное [11]
География района [131]
Видеоархив [36]
Еще немного о солдатах... [205]
Дорога узкая, железная [8]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Великий князь Романов Сергей Михайлович - алапаевский мученик
Красное на черном (о введении комсомольских досок)
о строительстве храма во имя святой преподобномученицы Елизаветы в г. Алапаевске
Был в рядах трудармии (из письма Нидерера А.А., бывш. в трудармии лагеря "Крайбор")
Итоги социально-экономического развития МО Алапаевское за 2017 год
Виджет сайта
У нашего сайта появился виджет. Теперь вы можете читать новости на главной странице Яндекса



Песни о Родине

Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2016 » Февраль » 2 » Мадьяровский мост
23:13
Мадьяровский мост

К началу 20 века руководство Алапаевского горного округа было весьма озабочено отсутствием железной дороги широкой колеи к заводам и прилагало все усилия к строительству, чтобы железо Алапаевского и Синячихинскoro заводов грузилось прямо на "железнодорожные вагоны".

В 1909 году строится железнодорожная ветка от Алапаевска до станции Нижний Тагил Пермской железной дороги, а в 1912 году Алапаевск соединился дррогой со станцией Егоршино.

Увы, для Верхнесинячихинского завода прямой выход на дорогу широкой колеи оставался мечтой еще 30 лет.

В 1939-1940 годах были выполнены полевые изыскания и технический проект железной дороги Алапаевск-Сосьва. Строительные работы начались в марте 1941 года. Были организованы два строительных участка: северный с центром в деревне Белая Глина и южный - в поселке Верхняя Синячиха. Строителям предстояло прорубить просеку и проложить трассу протяженностью почти 160 километров. Начавшаяся Великая Отечественная война затормозила строительство. Все ресурсы были направлены на нужды фронта.

Стройке не хватало машин, строительных и горюче-смазочных материалов. Многие кадровые строители были мобилизованы в действующую армию.

По решению Государственного Комитета Обороны на стройку в 1942 году были направлены военнообязанные нестроевой службы из Курской и Орловской областей, а в 1943 году прибыли такие же трудармейцы из Средней Азии (киргизы, казахи, узбеки). Под жилье им были предоставлены бараки-общежития по улице Фрунзе и в Рабочем городке. Трудармейцев привлекали и на заводские работы, не требовавшие специальных навыков.

Уроженцы Средней Азии не выдерживали климатических условий Урала. Погибших хоронили на окраине старого кладбища, на бугре. Никакой надгробной плиты на этом месте нет.

Укладка железнодорожного пути началась в зиму 1942-1943 годов. Вели ее вручную.

В сентябре-октябре 1943 года произвели первую надвижку трех ферм в пролеты моста через речку Синячиху. В помощь строителям направлялись учащиеся школ Верхней и Нижней Синячихи.

В 1944 году в Алапаевск и Верхнюю Синячиху прибыли военнопленные. В августе того же года в поселке было образовано лагерное отделение № 8 лагеря военнопленных № 200. Контингент лагерного отделения составили немцы и мадьяры (венгры). Жили военнопленные в землянках. Остатки этих землянок и сейчас видны на правом берегу речки Синячихи около моста.

К лету 1945 года мост был построен. Длина его составила 90 м, высота -20 м.

Кроме моста, военнопленные строили железнодорожную ветку от станции Синячиха до завода (в полной мере эта линия начала функционировать с декабря 1952). Мадьяры работали на выгрузке руды, флюса, стружки и дроворазделке.

По воспоминаниям И. Г. Винокурова, в начале 1945 года военнопленные немцы участвовали в демонтаже оборудования закрытого 12 секретного цеха ВСМЗ, выпускавшего белый фосфор.

Питание военнопленных было очень скудным, впрочем, и жители поселка питались похлебками из крапивы и свекольной ботвы, получая по рабочим карточкам от 700 до 1000 г. хлеба, по иждивенческим - 300 г.

В январе 1947 года лагерное отделение в Верхней Синячихе было закрыто. За 2,5 года его существования умерло 79 военнопленных (по официальным данным, полученным музеем из Информцентра УВД Свердловской области). Все умершие были похоронены на отдельном кладбище недалеко от лагеря. В начале 60-х годов это кладбище было уничтожено.

31 октября 1947 года Государственная комиссия подписала акт о приемке в постоянную эксплуатацию железной дороги Алапаевск-Сосьва (сейчас это линия Алапаевск-Серов).

По иронии судьбы, мост, который строили очень многие люди, получил название Мадьяровского, в память о военнопленных мадьярах, живших рядом с ним.

А. ДУНАЕВА, научный сотрудник Верхнесинячихинского музея.
30 марта 2002 г. АЛАПАЕВСКАЯ ИСКРА №48. В.-СИНЯЧИХИНСКИЕ ВЕСТИ №12

Категория: Верхняя Синячиха | Просмотров: 769 | Добавил: Мария | Теги: Верхняя Синячиха | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
avatar
1
Написано всё верно. Мадьяр там просто хоронили без гробов и не глубоко.
avatar