Пятница, 19 Апреля 2024, 07:05
Осколки Истории, Краеведческий сайт Алапаевского района Свердловской области

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ САЙТ АЛАПАЕВСКОГО РАЙОНА Свердловской области
Наши награды

Если вам нужна какая-либо информация с сайта, скажем, для учебы или работы, отправьте просьбу администратору через обратную связь.
НЕ ИМЕЙТЕ ПРИВЫЧКИ воровать информацию и размещать ее на иных ресурсах, выдавая за свой краеведческий труд. Пожалуйста, отнеситесь к этому с пониманием!
При использовании материалов или частей материалов УКАЗЫВАЙТЕ ССЫЛКУ на сайт!.

Меню сайта
Категории
Алапаевск [171]
Верхняя Синячиха [154]
Нижняя Синячиха [32]
Заводы и рудники [29]
Храмы, часовни, соборы [80]
Романовы [38]
Быт и уклад [6]
Разное-полезное [13]
География района [197]
Видеоархив [40]
Еще немного о солдатах... [242]
Дорога узкая, железная [10]
СПРАВОЧНОЕ БЮРО [19]
расписания, полезная информация, телефоны учреждений
Новое на сайте
Материалов за текущий период нет.
Поделиться
Осколки истории
Сайт села Арамашево
Музей В.Синячиха
В.Довгань. Море фото
Сайт п.Н-Шайтанский

М. Игнатьева.Фото
Поколения Пермского края
Сайты организаций В.Синячихи
Форма входа
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Отголоски
Статистика


Сайт создан
27 сентября 2014 г.


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архив записей

Главная » 2017 » Февраль » 9 » Из истории мусульманской мечети г. Алапаевска
19:53
Из истории мусульманской мечети г. Алапаевска



Мечеть г. Алапаевска (современный вид)

Впервые мусульманский молельный дом в заштатном г. Алапаевск появился в начале ХХ века в связи с обращением проживавших в городе мусульман в Оренбургское магометанское духовное собрание с соответствующим ходатайством. Согласно переписи населения 1897 г. в Алапаевске проживало всего восемьдесят мусульман, в том числе 56 мужчин и 24 женщины. Однако к 1908 г. мусульманское население существенно возросло, превысив необходимые для открытия храма двести душ мужского пола. Основу мусульманской общины составляли крестьяне, являвшиеся выходцами из Казанской и Уфимской губерний. Большая часть из них работали на заводе. В документе, написанном мусульманами 12 ноября 1907 г., желание построить молитвенный дом объясняется тем, что «в городе этом и его окрестностях проживает много магометан, а самая близкая к ним мечеть и духовные лица находятся в Кушвинском заводе за 200 вёрст, почему [магометане Алапаевска] крайне нуждаются в богослужениях и требоотправлениях».



Ходатайство Галиуллы Файзуллина об открытии молитвенного дома в Алапаевске

В феврале 1908 г. в повторном письме в ОМДС мусульмане дали обещание содержать мечеть и имама. Муфтият дал положительную резолюцию и переслал документы о строительстве молельного дома на рассмотрение в Пермское губернское правление. Правление также не имело возражений и своим решением № 4419  от 27 июля 1908 г. дало разрешение на постройку молитвенного дома. В январе 1910 г. строительство храма было завершено. Основные затраты на постройку храма взяли на себя городские меценаты:  «Мечеть построили жертвователи и благодетели со стороны Алапаевского завода», – говорится в одном из отчетных писем в ОМДС.

В 1911 г. с разрешения ОМДС при мечети началось строительство медресе. Владельцы Алапаевского завода подарили мусульманам 500 саженей земли и профинансировали строительство учебного заведения. Согласно сохранившемуся плану и проекту, медресе представляло собой одноэтажное здание с тремя окнами по фасаду. Внутри здания находилась классная комната, раздевалка, комната учителя и кухня. Инициатором и главным исполнителем строительства мечети и медресе был крестьянин Азалевской волости Свияжского уезда Казанской губернии Галиулла Файзуллин, ставший впоследствии муэдзином и муллой данной мечети.

В годы советской власти мечеть и медресе были закрыты. Здание мечети начало использоваться под склад. В годы хрущёвской «оттепели» здесь разместилась татарская школа, после неё в стенах мечети начал работать детский сад, однако здание ветшало, детей перевезли в другое место, и бывшая мечеть некоторое время пустовала, пока в середине 1980-х годов не была снесена по ветхости.

Мусульмане, тем не менее, продолжали тайно совершать религиозные обряды. Сначала в доме (ул. Володарского, д. 61) муэдзина Галиуллы Файзуллина (до середины 1930-х гг.) А после его смерти на татарском кладбище, где в пристрое у сторожки совершались религиозные обряды. Жизнью мусульманской общины руководили неофициальные муллы из числа религиозно грамотных жителей города.



Дом Галиуллы Файзуллина, где в Советские годы собирались мусульмане


Мечеть была возрождена на прежнем месте по инициативе внучатого племянника Галиуллы Файзуллина Габтрахмана Файзуллина. 19 июня 1993 г. состоялось первое официальное собрание мусульманской общины, вскоре она получила официальную регистрацию в составе ЦДУМ под названием ММРО «Сафар». Председателем был избран Габтрахман Файзуллин. Глава города Б. Ю. Кошкин своим постановлением от 23 марта 1994 г. передал мусульманской общине землю под строительство мечети площадью 1317 кв. м. Строительство мечети началось в 1996 г. и длилось 2 года. Материалами для строительства помогали многие предприятия города, простые верующие оказывали как посильную, так и финансовую помощь. Значительный вклад в строительство внесла и городская администрация.

28 января 1998 года состоялось открытие мечети, построенной в традициях восточной архитектуры – с высоким минаретом и красивой чеканкой, выполненной Рашидом Умитбаевым. В своё время Габтрахман Файзуллин ездил в Татарстан, где знакомился с проектами поволжских мечетей; на их основе был создан свой проект каменной мечети, имеющей вход с северо-восточной стороны. Мечеть имеет два внутренних помещения: прихожую, в которой также расположена библиотека, и основной молельный зал, рассчитанный на 60 молящихся. Однако по состоянию на весну 2013 г. мечеть не вмещает всех желающих и летом будет значительно расширена. Планируется также увеличить высоту минарета. На пятничный намаз приходит более 80 человек. Этнический состав общины следующий: большинство прихожан составляют татары и башкиры, меньшую часть – аварцы, чеченцы, кыргызы, таджики.

Имамы мечети г. Алапаевск:

печать Шагиздана Миникеева

1) Шагиздан Миникеев (?-?) - крестьянин д. Нарат-Илек Чистопольского уезда Казанской губернии, окончил медресе в д. Адамсу Чистопольского уезда. 4 мая 1912 г. Оренбургское магометанское духовное собрание утвердило его имамом одного из заводов в Соликамском уезде Пермской губернии. Утверждён хатыпом молельного дома г. Алапаевск указом Пермского губернского правления №8438 от 11 октября 1913. Проработал в Алапаевске всего четыре года. 3 мая 1917 г. подал заявление на перевод его имамом молельного дома на Егоршинские каменно-угольные копи Верхотурского уезда, представив приговор об избрании его имамом в данный приход. В Алапаевске мусульмане не стали возражать против его ухода, а сам Ш. Миникеев дал письменные заверения, что никаких претензий и возражений против избрания нового имама не имеет: «Я, имам-хатыб города Алапаевска Верхотурского уезда Пермской губернии Шагиздан Миникеев, поступил в обязанность муллы указом, выданным Духовным собранием 17 октября 1913 года за № 5157. Прослужив около четырёх лет, я добровольно слагаю с себя обязанности имама-хатыба и с согласия прихожан-мусульман города Алапаевска и его окрестностей 15 августа 1917 года передаю свои документы, касающиеся моих дел, и метрическую книгу мулле, избранному прихожанами-мусульманами, или же туда, куда следует. С сего числа мусульмане-прихожане имеют право ходатайствовать о выборе нового муллы, в чём не буду прекословить».

 

2) Ярулла Хайруллин Фаризов (?-?) – крестьянин д. Яхшибаевой Больше-Каменской волости Самарского уезда. Сын крещеного татарина, оставшийся верен мусульманской вере. Учительствовал в Больше-Шахтинском русско-татарском училище. Сдал экзамен в Оренбургском магометанском духовном собрании и оказался достоин быть имамом. Учительствовал в Алапаевском мусульманском медресе. Резолюцией Пермского губернского правления №1981 утвержден имамом Алапаевского молельного дома 9 февраля 1918 г.

 

3) Галиулла Файзуллин (1849- сер. 1930-х гг.) - крестьянин Азалевской волости Свияжского уезда Казанской губернии. Инициатор строительства молельного дома в г. Алапаевск. Во время строительства мечети сдал экзамены  в ОМДС о проверке его знаний исламского вероучения и получил свидетельство на должность муэдзина и мугаллим-сабиана (педагогическое звание, дающее право обучать детей младшего возраста). Неоднократно от своего имени и от имени мусульман Алапаевска ходатайствовал о назначении себя на должность имама построенной мечети. В исключительных случаях ОМДС позволяло муэдзинам исполнять обязанности имама, поэтому Файзуллин надеялся, что ему окажут соответствующее доверие. Мотивировал он это тем, что поскольку в городе нет старшего духовного лица, а он не уполномочен проводить религиозные обряды в полном объёме, мусульманам Алапаевска приходится ездить в Нижний Тагил или в Кушву за десятки вёрст для регистрации родившихся и умерших. Но Духовное собрание неизменно отказывало в этом Файзуллину, поскольку знаний, продемонстрированных им на экзамене, было недостаточно для должности имама. Лишь 23 июня 1921 г. резолюцией ОМДС № 2753  он был утвержден муэдзином молельного дома Алапаевска. После закрытия мечети проводил религиозные обряды у себя дома (ул. Володарского, д. 61). Был женат на 1849 года рождения, женатый также на уроженке Казанской губернии Гайсе-ханум. Не имел детей.

 

4) Рифхат Саетшович Саетшин (31.07.1934) – родился в д. Черемшан Апостовского района Татарской АССР в религиозной семье. В 1958 г. переехал в Алапаевск, здесь познакомился с женой, вырастил двух дочек. Работал стропальщиком на лесобирже. Вышел на пенсию. Помогал строить мечеть. Начальные религиозные знания получил у родителей, а потом был направлен мусульманами Алапаевска на учёбу в медресе при мечети «Маулид» г. Екатеринбурга. С 1998 г. служит имамом мечети г. Алапаевск. Совершил хадж.  

Статья взята с официального сайта Регионального духовного управления мусульман Свердловской области 


Литература:  

ЦГИА РБ. Ф. И-295. Оп. 6. Д. 1466; Д. 4191; Оп. 2 Д. 8. Л. 680–682;  Оп. 5. Д. 14890; Первая всеобщая перепись населения Российской империи. – 1897. – Т. XXXI.  СПБ: Центральный статистический комитет МВД, 1904. – С. 98–121; Бикбов Р. Первый революционный мусульманский батальон Урала // Казань. –  № 4 – 04.2006. – С. 19;  Владимирович О. Мечеть // Алапаевская искра. – № 147 – 2.12.1995. – С. 3; Визит в г. Алапаевск // Урал карчыгасы. – 06.2007; Старостин А.Н. На Урале внук возродил мечеть, построенную дедом. - Ислам.ру – 27.07.2011 URL: http://www.islam.ru/content/obshestvo/2019 (дата обращения 26.03.2013)

***

На крутом берегу Rокуйской ямы, видное почти со всех концов города, выросло здание мусульманской мечети. Ее высокий шпиль минарета, увенчанный полумесяцем, перекликается с крестами Свято-Троицкого собора. Мечеть - единственное мусульманское здание в Свердловской области, построенное вновь. Возвели ее своими руками - от фундамента до самой высокой точки минарета - мусульмане, проживающие в Алапаевске и Алапаевском районе. Строительство велось на пожертвования и при огромной помощи промышленных предприятий.

Все началось с указа Президента России, который обязал местные власти вернуть религиозным объединениям все культовые помещения, когда-то им принадлежащие. Тогда-то, в марте 1994 года на мусульманском кладбище Алапаевска собралось около 400 человек, которые единодушно решили создать свою общину. Сразу же было избрано правление из 15 человек, в свою очередь правление -своего председателя Г. Файзулина.

Габтрахман Файзулин энергично взялся за дело. Он съездил в Екатеринбург, в правительстве области зарегистрировал вновь созданную общину, в религиозном объединении Хазрат получил поддержку и благословение. И работа началась...



Габдрахман Файзуллин

Мусульманская мечеть для Алапаевска не новинка. Она существовала до революции. Кроме того, по улице Защиты действовала татарская школа. При советской власти и мечеть, и школа были закрыты. В здании мечети долгое время размещался детский сад, позднее передали под филиал школы № 1.

В начале перестройки помещение неожиданно исчезло, а на пустыре кто-то из деловых людей пытался построить жилое здание. Но не успел.

Файзулин и его активисты, вооруженные поддержкой областных и местных властей и руководителей мусульманского объединения, обратились персонально к каждому руководителю промышленных предприятий города и района. Габтрахман Файзулин приходил с Кораном в кабинет и на этой священной книге давал клятву: все выделенное будет использовано для великой цели. И руководители верили и выделяли все, что могли.

Вот далеко не полный список тех предприятий, которые вложили свою лепту в строительство мечети. Так, АМЗ обеспечил стройку железом, "Алапаевскстрой" - сухой штукатуркой, АО "Нейва" - брусом, АСЗ - автотранспортом, ЖБИ - бетонными изделиями, районная администрация -краской, ОМТС - гвоздями, "Мобиль" -блоками для фундамента, ‘Фанком” -фанерой и трубами для отопления, "Плита-250” - древесностружечными плитами.

Очень существенную помощь оказали два предпринимателя из далекого Дагестана С. Белалов и Р. Путазалимов. Они закупили необходимое количество кирпича, затратив три миллиона рублей, подарили три люстры стоимостью 350 тысяч рублей каждая, оплатили два миллиона рублей за покраску минарета. Посильную помощь стройке оказали Ф. Бтрутдинов, Р. Зайнутдинова, Н. Кисюшев. Много труда, изобретательности в художественном оформлении мечети вложил Рашид Умитбаев. Он разработал эскизы и выполнил монументально-декоративную чеканку на собственном металле. Это не только художественная роспись, соответствующая духу и вере, но и подкрепленная изречениями из священной для мусульман книги Коран.

Строительство мечети завершено. Открытие ее состоится 27 января 1998 года. Будут гости из города, района и области. А уж 29 января впервые раздастся призыв мусульман к молитве.

Е. НОВОСЕЛОВ.

Вырезка газеты "Алапаевская искра", год не указан. Напечатана в краеведческом альманахе "Истоки" №9 от 2000 г.




Мечеть г. Алапаевска, вид внутри


28 января у мусульман города и района был большой праздник - в Алапаевске открылась мечеть. Знаменательно то, что это культовое здание, решенное  в традициях восточной архитектуры, заняло место прежней мечети, разрушенной после Октябрьской революции Новая мечеть выросла на северном склоне Кукуйской ямы.

О ходе строительства мечети рассказывает читателям "Металлурга” гость редакции, председатель мусульманской общины города и района. Габдрахман Фай-зуллин, ветеран нашего завода. доменщик, которого металлурги старшего поколения хорошо помнят как спор-тсмена-разрядника — футболиста, лыжника и легкоатлета, участника всех заводских соревнований — Вадима Файзуллина.

- Мысль о возрождении в городе мечети у меня и других мусульман Алапаевска зародилась после прихода Б. Н. Ельцина к руководству государством и издания им ряда документов, касающихся национального вопроса. Толчком к активным действиям мусульман города послужило решение В. Ю. Кошкина отдать 2 млн. рублей неосвоенных средств И. Д. Самойлову на восстановление Алексеевского собора. На собрании мусульман, состоявшемся на татарском кладбище, было высказано единое мнение - строить в городе мечеть, которая должна иметь право на существование наряду с православными храмами.

Решение организационных  вопросов, связанных со строительством мечети, было поручено мне как председателю мусульманской общины. Отчасти на решение мусульман, думаю, повлияло и то обстоятельство, что старую мечеть до революции строил мой дед Файзулла. Так мне пришлось стать еще и продолжателем семейной традиции.

Почти четыре года велось строительство мечети. Без преувеличения, строили ее все мусульмане города и района, большинство предприятий внесли в это строительство свою лепту.

Здание мечети добротное, при необходимости его фундамент вполне выдержит надстройку дополнительных этажей. Таким помогли ему стать главный инженер треста "Алапаевскст-рой” Г. Юсупов и инженер-строитель из объединения "Алалаевсклес” Р. Сафиуллин. Они руководили всеми строительными работами. В ходе строительства был немного изменен проект и как теперь оказалось - только к лучшему. Конечно, как председателю общины, мне пришлось решать множество вопросов, связанных с обеспечением строительства материалами и специ-алистами-строителями. Если бы не мой автомобиль, не знаю, как бы я со всеми заботами справился. Конечно, металлурги обязательно спросят, на какие средства построена  мечеть? Большая их часть - пожертвования мусульман. Семь миллионов рублей было собрано людьми, живущими на скудную пенсию и небольшую и нерегулярно выплачиваемую зарплату. Деньги эти по нынешним  временам небольшие, но без них было бы не обойтись. Огромную поддержку строительству мечети оказал глава администрации города Ю. Д. Валов. В дар мечети он преподнес 72 м2 коврового покрытия, пылесос "Ровента" (религиозные обряды мусульмане совершают без обуви, и ковер в мечети должен быть всегда чистым - ред.) и шторы. Городская же администрация оплатила счета за отопление и пожарную сигнализацию. Возможно, мечеть будет на год освобождена и от оплаты коммунальных услуг. А дальше будем добывать средства на ее содержание сами. В отличие от православных храмов, мечеть не имеет никаких доходов и существовать будет только на пожертвования мусульман.

Очень щедрыми жертвователями стали два молодых мусульманина из Дагестана, которые работают в Алапаевске - они купили силикатный, и красный кирпич для облицовки мечети, за их счет автомобильной краской покрыт минарет Они же приобрели три дорогие люстры.

Огромную помощь в строительстве оказал металлургический завод. Он дал кровельное железо, уголок, арматурное железо и трубы. Начальник ЭЭЦ Ш. К. Алияров помог специалистами -электриком и сварщиком, начальник доменного цеха В. М. Мамонтов оказал содействие в сооружении минарета.

Мечеть украшена восточной росписью и чеканным орнаментом. Замечательно поработал художник-оформитель Р. Умитбаев.

Служба в мечети будет вестись по пятницам. Пятница у мусульман - выходной день.

В мечеть могут ходить и женщины, но только в отсутствие там мужчин. Мусульманская религия предписывает раздельное исполнение обрядов у мужчин и женщин.

В соборных мечетях, где два отделения, молятся и мужчины и женщины, каждые в своем отделении.

Мечеть — это не просто еще одно культовое здание, украсившее город. Она должна стать центром общения и объединения мусульман города и района. Сегодня в Алапаевске, в его селах и рабочих поселках заключается немало смешанных браков. И очень отрадно, что родившихся от них детей учат языку и отца, и матери. Для этого открыта воскресная школа, где преподает Н. Сафиуллина

Дети и их родители приобщаются к мусульманству, изучают Коран, и никто уже не стесняется записи в паспорте в графе "национальность".



Записала И. Лапухова

Вырезка статьи из газеты "Металлург", год не указан. Опубликована в краеведческом альманахе "Истоки №9 от 2000 г


***


Справка
с 31.XI.89 по 2.XI. 79. проверен порядок проведения мусульманского праздника  в г. Алапаевске.Который проходил в молебном доме на территории татарского кладбища. 
Молебный дом представляет собой деревянную постройку из 2х изб под одной крышей, размер каждой примерно 8х12 м. В каждой избе по одному выходу в общие сени. Как объяснили верующие, один пристрой для помещения туда умерших перед захоронением. Этот пристрой выстроен недавна. Второй пристрой существующий давно, служит для проведения религиозных обрядов. 31 XI. 79 г. у мусульман праздник начался в 8 часов утра. Верующих было около  20 человек, [...] не было, детей тоже не было. 
1.XI.79 г и 2.XI.79 г в молебном доме верующие не сбирались. Составил справку /Подкорытов/
Проверяли: Зам. нач. ОДР по профилактике Алапаевского ОВД капитан милиции И. Подкорытов
фотограф редакции газеты Алапаевская искра М. Бутаков. 




Выписка из протокола №42 заседания Президиума Тагильского Окружного Исполнительного комитета от 12 декабря 1929 года.

Параграф 18.
Слушали: Ходатайство Алапаевского горсовета об использовании молитвенного дома магометан (мечети) для культурных нужд города.
Постановили: Принимая во внимание, что здание мечети магометанским населением г. Алапаевска не используется и ощущая острую необходимость в зданиях под культурные нужды - мечеть, находящуюся в г. Алапаевске, изъять в распоряжение горсовета (ст. 36 пост. ВЦИК от 18.5.1929 г. "О религиозных обществах").
(ОблИКу, Алапаевскому горсовету, адм. отделу)

Подлинное за надлежащими подписями.
Выписка верна. Делопроизводитель Рудакова.

НКВД - РСФСР
Административный отделуТагильского окружного
Исполнительного комитета
г. Н. Тагильского

г. Н. Тагил "22.12.29г. №9565
Начальнику Алапаевского РАО
Копия: ОРПУ

Препровождая при этом выписку из постановления Облисполкома от 12.12.29 г. за №42 параграф 18 "О ликвидации магометанской мечети в г. Алапаевске", Окрадмотдел предлагает оформление данного вопроса произвести в строгом соответствии со статьей 36-42 закона от 8.4.29 г. "О религиозных объединениях", объявленого в бюлл. НКВД №18 ст.37.
Приложение: упомянутое.
Нач. Адм. Орг.П/о П/п (Гладышев)







Совет по делам религий при совете министров СССР
уполномоченный совета по делам религий по свердловской области
620874, Свердловск, ул. Пушкинская 11., тел. 51-10-70
17.8.77 г. №1-1-77.
Секретарю Алапаевского горисполкома

При этом направляем выписку из мусульманского лунного календаря на 1397 год хиджары (1977 г), где указаны религиозные праздники и памятные даты ислама.
О прохождении этих праздников просим информировать уполномоченного.
Приложение: на 1 листе.
Уполномоченный Совета по делам религий по Свердловской области
А. Паламарчук 







РСФСР 
Алапаевский городской совет народных депутатов
Исполнительный комитет
624630, Свердловская обл., г. Алапаевск, ул. Ленина, 18., тел. 37-37
8.12.77 №22/24
На №1-1-105 от 31.11.77

Уполномоченному совета по делам религий по свердловской области

тов.Паламарчук А.А,
гор. Свердловск

Информация
о прохождении религиозного праздника Курбан-байрам в городе Алапаевске.

Принятыми мерами было установлено: особой подготовки среди верующих к отправлению религиозного обряда не проводилось.
В 3-4 семьях собирались верующие преклонного возраста, связанные родственными узами или близко знакомые, где читались молитвы, поскольку мулл в городе нет, молитвы читались кем-то из верующих.

Молодежь, дети, в том числе школьного возраста, на молениях не присутствовали.

На мусульманском кладбище 20 ноября 1977 года, рано утром собирались верующие мужчины пожилого возраста 25-30 человек, молились. Сбора средств для проведения ремонтных работ на кладбище не производилось. 

Секретарь исполкома В.М. Корнюшенко

Категория: Храмы, часовни, соборы | Просмотров: 1407 | Добавил: Мария | Теги: Алапаевск, церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar